«Аллегория живописи» Вермеера. Главное послание художника

Вермеер. Аллегория живописи

Известно, что Ян Вермеер (1632-1675) очень дорожил картиной «История живописи». Именно так он ее назвал. Однако в России работа больше известна под названием «Аллегория Живописи».

Так вот художник никогда не пытался ее продать, даже будучи полным банкротом. И просил жену оставить картину в семье после его смерти.

Почему художник так хотел оставить картину своим потомкам? Что за послание он для них оставил?

Почему художник изображен в красных чулках

Перед нами мастерская. В центре комнаты сидит художник у мольберта.

И сразу в глаза бросается одно несоответствие!

Очевидно же, что мастер работает в своей мастерской. Но при этом одет в парадную одежду. Чего только стоят красные чулки и берет! Не думаю, что он одевался ради девушки.

Скорее это попытка подчеркнуть значимость труда художника. Он интеллектуал, а не просто ремесленник. Ему нужно ощущение уверенности и статуса, которые придаёт добротная одежда. А вот передник и домашний халат — для подмастерьев.

А теперь посмотрим на модель.

Вермеер. Аллегория живописи (фрагмент)

Ян Вермеер. Аллегория живописи (фрагмент). 1666-1667. Музей истории искусств, Вена.

Девушка надела венок и накинула ткань поверх повседневного платья. В руки взяла книгу и тромбон – символы Музы истории Клио. Она позирует для картины художника.

И здесь вот что странно. Она опустила глаза, как будто пытаясь рассмотреть картинки в открытом перед ней альбоме.

Можно предположить, что к роли модели она относится не очень-то серьезно. Возможно, в силу своего юного возраста. А может, потому что художник — ее отец. И она позирует лишь для того, чтобы помочь отцу создать картину на продажу. Сама она за работу ничего не получит.

Вермеер был отцом многодетным, а денег в семье было мало. Поэтому, скорее всего, для всех жанровых картин ему и правда позировали его дочери и жена.

Итак, героев всего двое. Но не все так просто.

На переднем плане стоит пустой стул. При этом висящий занавес загораживает пространство картины на одну четверть! Художник как будто приглашает нас присесть. Но при этом просит не шуметь, так как работа мастера непростая.

Свет Вермеера

Слева мы видим источник света из окна. Он мягко ложится на все поверхности. Но магия в том, насколько по-разному он отражается от предметов и тканей!

Достаточно взглянуть на одежду художника. Казалось бы, на нем почти все чёрное. Но при этом берет полностью свет поглощает, не отражая ни одного луча. Вот вам и иллюзия бархата.

А вот рубашка свет уже частично отражает. Мы видим, что левая ее часть чуть светлее. Но при этом ткань не блестит. Это явно хлопок.

Удивительно ложится свет и на карту. По идее, это плоский предмет, речь здесь не идёт об объеме. И тем не менее мы видим каждый залом, каждую складку.

Ещё невероятнее ведёт себя свет на занавесе на переднем плане. Здесь мы видим не просто светотеневую моделировку, а очень необычный оптический эффект.

Часть ворсинок отражает солнечный свет не так, как большинство из них. В результате ткань как будто покрыта капельками росы!

Зачем художник это делает? Почему не обошёлся светом и тенью?

Вермеер. Аллегория живописи (деталь)

Я думаю, это в очередной раз доказывает, что Вермеер пользовался линзами и стёклами для создания картины. Когда мы наблюдаем за освещенным занавесом, солнце перемещается, заходит за облака. Крайне сложно вот так увидеть этот эффект.

А вот когда вы смотрите на ткань через зеркало и линзы, изображение фиксируется, застывает. Появляются «росинки». К тому же через линзу такой эффект более заметен, чем если смотреть просто глазами.

О том, как линзы и стекла помогали Вермееру создавать шедевры, я писала более подробно в статье «Ян Вермеер. В чем уникальность художника».

Послание Вермеера потомкам

Что же все-таки Вермеер хотел сказать своим потомкам?

Я думаю, это его рассказ о том, как он понимал живопись. Для него это умение из плоского холста и красок создать невероятное изображение.  Недаром он показал столько фактур. Тут и дерево, и металл, и гипс (маска на столе), и бумага, и ткань. А ещё живопись способна из простой девушки сделать божественное существо…

Он показал все, на что способен, изобразив невероятный свет. Но главное, это его «росинки» на переднем плане. Возможно, это разоблачение самого себя. Если кто-то из потомков захочет стать художником, он поймёт, как важен свет. Не просто тени и объём, а нечто большее. Капли магии.

Ссылка на бесплатный курс

Послесловие

Увы, воля художника не была исполнена. Жена очень старалась оставить картину в семье. Даже отдала ее на время родственникам, лишь бы не досталась кредиторам. Они много чего конфисковали в доме разорившегося  мастера после его смерти. Прознали и про «Аллегорию живописи». Забрали в счёт долгов.

Потомки Яна Вермеера так и не увидели картину – наследство мастера.

Она кочевала из одной коллекции в другую. Даже побыла собственностью Адольфа Гитлера. Он неплохо рисовал в юности и оценил картину очень высоко. Поэтому, как только представилась возможность, купил ее в 1940 году. Возможно, рассчитывал на пенсии воспользоваться живописными советами великого мастера.

Сейчас картина в Музее истории искусств в Вене. Что ж, по крайней мере потомки Вермеера могут увидеть ее там.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Добавить комментарий

  1. Оксана, благодаря ти за вълшебството на познавача, което споделяш с нас!Удивителни детайли в опознаването на великите майстори!

  2. На мой взгляд, главная особенность творчества Вермеера – в умении передать свет и воздух. Для этого он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Растворение предметов в световоздушной среде, умение создать эту иллюзию и определило признание и славу Вермеера.

  3. Уважаемая Оксана! Как всегда интересно, лаконично, увлекательно и очень познавательно, ни убавить ни прибавить. Несказанное удовольствие получать Ваши ссылки, их с нетерпением ждут даже мои 14-летние внуки-близнецы. И коль детям Ваши послания интересны и понятны, это говорит о большом Вашем таланте не только как искусствоведа, но и как
    педагога. Большое Вам спасибо и низкий поклон. С уважением Марина.

    • Марина, спасибо огромное за такие приятные слова! Передавайте привет внукам!

  4. Огромное спасибо!! Тоже была в Вене.Сейчас посмотрела бы другими глазами…

  5. Спасибо Оксана за Ваши статьи, за прекрасный язык и за огромную любовь к истории живописи. Я давно занимаюсь историей живописи но такого прочтения и знания теории я не встречала даже у хороших знатоков искусства / Вы сделали своим Дневником ЖИВОПИСЬ доступной и интересной даже не для любителей искусства.Огромное спасибо ВАМ за просветительство, за то что Вы свои знания несете нам вашим подписчикам. Ваша поклонница и собеседник ЛЮДМИЛА.

  6. Оксана, давно с интересом читаю Ваш Дневник получаю большое удовольствие, а в этот раз ещё и поностальгировала, так как тоже видела эту картину в Вене. Спасибо Вам