Анималистический жанр. От древних времен до XXI века

Предлагаю начать эту статью с задания. Как Вы думаете, относятся ли эти картины к анималистическому жанру?

Репродукции к заданию статьи "Анималистический жанр"

А теперь давайте посмотрим на каждую картину поближе.

Вот картина голландского художника ван дер Аста. На ней крупным планом изображена обезьянка. Однако это смешанный жанр. Натюрморт совмещен с анималистикой. Даже в названии отражено, что обезьяна тут не центральный персонаж.

Балтасар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами, раковинами и обезьяной.
Балтасар ван дер Аст. Натюрморт с фруктами, раковинами и обезьяной. 1620-е. Коллекция Мауергауз. Фото из личного архива.

Кстати, на картине есть еще один представитель фауны. Ящерица. Нашли ее?

А что же со знаменитой картиной «Утро в сосновом лесу»?

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу.
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Медведи тут явно не единственные герои. Ещё таковым является лес в определенное время суток. И речь здесь тоже идёт о смешанном жанре: пейзаж совмещен с анималистикой.

Мы подразумеваем, что картина относится к чисто анималистическому жанру в одном случае. Когда художник изображает животное крупным планом. И при этом оно является главным объектом на картине.

Да, есть картины, на которых животные присутствуют. Причём они изображены достаточно крупно. Но они не являются главными объектами. И мы разобрали такие случаи выше.

В этой статье предлагаю разобрать картины анималистического жанра (не совмещённого ни с каким другим). При этом я покажу Вам разные эпохи, чтобы у нас была возможность проследить развитие этого жанра в живописи.

Древние времена

Анималистический жанр возник самым первым из всех существующих жанров. Ведь животных стали изображать ещё 250-300 веков назад!

Вот одно из самых древних изображений, находящееся в пещере Альтамира. Да, с этого козла все и началось.

Наскальный рисунок в пещере Альтамира (Испания).
Неизвестный художник. Наскальный рисунок в пещере Альтамира (Испания). Около 25000 года до нашей эры. Culturaydeporte.gob.es.

В этой же пещере есть более поздние изображения бизонов. Удивительно реалистичные. Как будто Рафаэль или Веласкес побывали в этой пещере с помощью машины времени.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира (Испания). Около 15000 года до нашей эры.
Наскальные рисунки в пещере Альтамира (Испания). Около 15000 года до нашей эры. Wikimedia Commons.

Но Пикассо был ещё более категоричен. Когда он увидел живопись Альтамира, то сказал: «Все, что было после Альтамира — это упадок».

Скорее всего, древние люди верили, что изображения бизонов или кабанов помогут им на охоте. Они словно визуализировали этих животных и просили силы природы послать им их для пропитания.

Об этих наскальных рисунках я более подробно рассказывала в статье «История Живописи. От древних времён до XXI века».

Античный мир

Когда были обнаружены Помпеи и другие древние города, погребённые под пеплом вулкана Везувия, на стенах и на полу домов обнаружили необычные изображения.

Сторожевой пёс. II век до нашей эры.
Неизвестный художник. Сторожевой пёс. II век до нашей эры. Дом трагического поэта в Помпеях. Wikimedia Commons.

Древние римляне относились к собакам так же, как и мы. Они часто сторожили дома. Вот и здесь разозленный пёс готов наброситься на непрошеного гостя.

Обратите внимание, как реалистично переданы эмоции собаки. Также художник постарался изобразить собаку объемной. Для этого даже создал тень от передних лап.

Подобные изображения из Помпей также отличаются реалистичностью. Но созданы они не с помощью охры и угля. Это мозаичная техника. 

Но ещё больше поражает, как реалистично древние римляне изображали не только домашних, но и диких животных. 

Морские существа. I век нашей эры.
Неизвестный мастер. Морские существа. I век нашей эры. Происхождение: Помпеи. Национальный музей в Неаполе.

Вот на этой мозаике мы видим различных обитателей морей. Сначала можно подумать, что это страница из энциклопедии. Настолько тщательно изображены все детали. Но эта «энциклопедия» на самом деле создана 2000 лет назад!

Интересно, Пикассо видел эти мозаики? Вот я бы не сказала, что после бизонов пещеры Альтамира дальше — только упадок.

Но упадок все же случился. Техники реалистичного изображения были на некоторое время утрачены в последующую эпоху.

Средние века

В средние века стали распространяться бестиарии. Это описания животных, птиц и насекомых. Очень часто характеристики им давались довольно странные и ненаучные.

Пчёлы. Миниатюра из Абердинского бестиария.
Пчёлы. Миниатюра из Абердинского бестиария. XII век. Библиотека Абердинского университета в Шотландии. Wikimedia Commons.

Так, авторы бестиариев утверждали, что пчёлы – это птицы, просто самые маленькие на свете. Как Вы видите, несмотря на то, что у художника была возможность наблюдать пчёл воочию, изображает он их схематично.

Но если речь шла об экзотическом животном, то оно и вовсе не было похоже на самого себя. Объяснение простое – в Средние века путешествия были крайне редким явлением. Художник мог изобразить представителя фауны только по словесным описаниям тех, кому посчастливилось побывать где-то за пределами города.

Вот так изобразил крокодила мастер, работающий над Рочестерским бестиарием. Наверное, если бы я не сказала, что это именно крокодил, то Вы бы и не догадались.

Крокодил из Рочестерского бестиария.
Крокодил из Рочестерского бестиария. XIII век. Британская библиотека.

Описание этого крокодила столь же нереалистично и комично (для восприятия современного человека), как и его изображение. Ведь мастер описывает крокодила как кровожадного, но… умеющего сочувствовать. 

По его мнению, после того, как он съест жертву, он сожалеет об этом и льёт слезы. На самом деле вокруг глаз крокодила много потовых желёз и во время энергозатратного поедания жертвы у него выделяется именно пот.

Ссылка на бесплатный курс

Эпоха Возрождения

Умение (и желание) создавать реалистичные изображения животных вновь возникло в Эпоху Возрождения.

Однако итальянцы больше были сосредоточены на человеческом образе. А вот мастера Северного Возрождения создали немало шедевров анималистического жанра. В первую очередь Альбрехт Дюрер.

Альбрехт Дюрер. Заяц. Акварель, гуашь, белила.
Альбрехт Дюрер. Заяц. Акварель, гуашь, белила. 1502. 25 х 23 см. Галерея Альбертина, Вена. Wikimedia Commons.

Интересно, что Дюрер работу подписал (АD). Это говорит о серьезном отношении к ней самого мастера. И мы точно знаем, что рисунок нашёл своего покупателя. 

То есть со стороны ценителей искусства также был интерес к таким работам. Хотя, как мы знаем, на рубеже XV и XVI веков большинство работ были религиозного жанра. 

Нидерланды XVI и XVII веков

Хочу показать Вам обезьянок. Удивительно, что сначала вот таких написал Питер Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший. Две обезьянки.
Питер Брейгель Старший. Две обезьянки. 1562. Картинная галерея Берлина. Artchive.ru.

А спустя 60 лет обезьянок пишет уже его младший сын Ян Брейгель Старший.

Ян Брейгель Старший. Обезьяний пир.
Ян Брейгель Старший. Обезьяний пир. 1621. Коллекция Мауергауз. Фото из личного архива.

Что ж, нидерландцы любили изображать этих животных. Через них, таких похожих на нас, можно было показать аллегорически немало интересных моментов о самом человеке.

Так, Брейгель Старший показывает то, насколько человек – несвободное существо. Он «сидит на цепи» своих грехов и убеждений. И лишь где-то вдалеке может разглядеть очертания большого прекрасного мира.  

Брейгель Младший же показывает эту несвободу немного иначе. Обезьяны заняты разграблением кухни. И стремление найти и захватить лучшее держит их в комнате. В то время, как за дверью все тот же большой и прекрасный мир.

В 1648 году Нидерланды были поделены на две страны. Появились Голландия и Фландрия. 

В Голландии, республиканской и протестанской стране, художники впервые создали свободный рынок картинами. Так как основные заказчики в виде аристократии и церкви остались в соседней Фландрии. 

Заказчиками стали средний класс и даже люди из более низших сословий, например, мелкие булочники и мясники. Заказов было много. Но и художников стало немало. Началась эпоха очень узкой специализации. 

Впервые со времён первобытного общества, появились чистые анималисты. То есть художники, которые специализировались именно на изображениях животных.

За счёт узкой специализации мастера достигали невероятной реалистичности. Им уже было несложно писать своих героев в сложнейших ракурсах. Так, Паулюс Поттер изобразил лошадь сзади и немного сбоку.

Паулюс Поттер. Отдых стада.
Паулюс Поттер. Отдых стада. 1652. Дрезденская галерея. Wikimedia Commons.

Ещё об одной невероятной картине анималистического жанра, созданной в Голландии XVII века, читайте в статье «Щегол Фабрициуса».

XVIII век

В XVIII столетии анималистический жанр продолжил развиваться. Однако появилась у картин анималистического жанра одна особенность. Как Вы думаете, какая?

Томас Гейнсборо. Померанский шпиц и щенок.
Томас Гейнсборо. Померанский шпиц и щенок. 1777. Тейт, Лондон. Фото из личного архива.

Это любимые собаки музыканта и композитора Карла Фридриха Абеля. А его другом был художник Томас Гейнсборо. Последний брал уроки по игре на виоле у Абеля. Виола – это редкий инструмент в наше время, родственница виолончели. 

В качестве платы за уроки Гейнсборо создал картину с любимцами своего учителя. И мы видим одну особенность: это самый настоящий портрет собак!

Чувствуется уважительное отношение к ним со стороны художника. Поэтому он показывает их в самом выгодном свете. Ведь так изображали и заказчиков. Чтобы были видны все достоинства модели.

Но для Гейнсборо анималистический жанр – это лишь исключение. Все же он чаще создавал портреты людей.

Если же говорить о художниках-анималистах, то однозначно стоит выделить Джорджа Стаббса. Он был современником и соотечественником Гейнсборо. Но еще важно то, что он был ученым-биологом. А значит мог показать анатомию и повадки животного еще более правдоподобно. При этом не забывая изобразить его в самом выгодном свете.

Однажды Стаббсу портрет своего жеребца заказал один состоятельный англичанин. Этот конь был одним из лучших в стране участником скачек. Поэтому хозяин заказал его портрет. Словно это был член его семьи.

Вот такое высокое положение занимали некоторые животные в Европе XVIII века.

Джордж Стаббс. Уистлиджейкет.
Джордж Стаббс. Уистлиджейкет. 1762. Национальная лондонская галерея. Wikimedia Commons.

Европа XIX-XX века

В XIX столетии животных стали изображать несколько по-другому. Особенно это заметно в викторианскую эпоху, когда была сильна тяга общества ко всему милому и декоративному.

Именно тогда зародился тренд на изображение милых котиков. Да-да, такими прекрасными созданиями и тогда любовались. А не только в эру Ютуб и ТикТок.

Генриетта Роннер-Книп. Любители сыра.
Генриетта Роннер-Книп. Любители сыра. 1880-е. Частная коллекция. Artchive.ru.

Генриетта Роннер-Книп начинала, как портретист питомцев знати. Но в первую очередь ее знают по бесчисленным картинам с котами. Ей удавалось изображать этих животных невероятно красивыми. 

Более того, Роннер-Книп писала их в стиле импрессионизма. Использовала вибрирующие быстро наложенные мазки, тем самым создавая иллюзию шевеления шерсти и усов. 

Также она словно заставала их врасплох. Кошка с котятами как будто ещё не успели сообразить, что их планы по краже сыра уже раскрыты. Такой приём «быстрого кадра» также использовали импрессионисты. 

Коты в стиле импрессионизма – это безусловно эстетическое удовольствие, которое и прославило Генриетту.

Луис Уэйн тоже специализировался на изображении кошек. Но есть одно принципиальное отличие от работ Роннер-Книп. Его коты обладают антропорфными чертами. То есть художник наделял их человеческими мимикой и позами. Он использовал образ животного для того, чтобы нам наблюдать за собой.

Луис Уэйн. Кошкин экспресс.
Луис Уэйн. Кошкин экспресс. 1910. Иллюстрация в книге. Частная коллекция.

Уэйн провёл свои последние годы жизни в психиатрической клинике с диагнозом шизофрении. При этом заболевании страдает восприятие: человек теряет способность выделить главное среди второстепенного.

Поэтому сначала он создавал для своих кошек сложнейшие узоры в качестве фона. И однажды этот фон его кошек поглотил. 

Рисунки Луиса Уэйна

Русский анималистический жанр в XIX-XX веках

В России были художники, которым очень хорошо давались изображения животных. Как, например, Константину Савицкому. Именно поэтому Иван Шишкин пригласил его написать мишек на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу».

Ссылка на бесплатный курс

Однако сам Савицкий редко изображал картины анималистического жанра. Особо не было спроса на подобные работы.

Поэтому он создавал картины смешанного жанра. 

Фёдор Савицкий. Дети с курами.
Константин Савицкий. Дети с курами. 1872. Частная коллекция.

На этой картине изображены дети, которые кормят цыплят и кур. Кстати, помимо них художник ещё и кошку изобразил. Нашли ее?

Итак, это бытовой жанр с использованием анималистики.

А вот чистый жанр начинает развиваться только к концу XIX века. При этом анималистика совершила шаг вперёд. 

Художники стали изображать животных в их естественной среде обитания. Но не для красоты. А чтобы лучше раскрыть особенности животного. Так появились «Лоси» Алексея Степанова.

Алексей Степанов. Лоси.
Алексей Степанов. Лоси. 1889. Третьяковская галерея.

Такие работы в дальнейшем способствовали развитию книжных и энциклопедических иллюстраций. Так, в начале XX века Дарвиновский музей в Москве принял на работу художника Василия Ватагина. 

Во время работы в музее он создал более 400 живописных картин анималистического жанра. Не считая бесчисленное количество рисунков для энциклопедий.

Василий Ватагин. Буйвол и цапли.
Василий Ватагин. Буйвол и цапли. 1920. Ватман, масло. Дарвиновский музей, Москва. Izocenter.ru.

Именно к таким изображениям животных мы с Вами и привыкли. К натуралистичному рисунку млекопитающего, птицы или насекомого в своей естественной среде обитания.

XXI век

Роберт Бейтман. Возвращение - пара белоголовых орланов.
Роберт Бейтман. Возвращение – пара белоголовых орланов. 2001. Частная коллекция. Thenarwhal.ca.

Наверняка Вы подумали, что это фотография. Но нет. Это картина.

Один художник добился в анималистическом жанре просто невероятного мастерства. Роберт Бейтман (1930 г.р.)

Работает он в стиле гиперреализма. Теперь животные стали выглядеть так, как будто Вы их видите перед собой.

Обратите внимание ещё на одну особенность. Самец белоголового орлана возвращается в гнездо без рыбы. 

Рыболовная промышленность уничтожает огромное количество сельди и лосося, главной еды этих птиц. И вполне возможно, что однажды эти орланы исчезнут.

Тем самым художник поднимает вопрос пагубного влияния человека на диких животных и нашей ответственности за это.

Итоги и задания

Как мы с Вами увидели, анималистический жанр существовал во все времена. 

Их изображали с разными целями. 300-150 веков назад люди верили, что нарисованный бизон способствует удачной охоте. А уже в XXI веке художник изображает животное, чтобы привлечь внимание к вымиранию вида.

Мы проявляли к ним любопытство, уважение и возможность взглянуть на себя стороны.  Одним словом, анималистический жанр был людям важен всегда. И таковым останется.

А теперь предлагаю проверить себя. Задание:

Определите, относятся ли эти картины к анималистическому жанру?

Картины для задания в статье "Анималистический жанр"

 

Ответ Вы найдете по этой ссылке.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей

 

8 комментариев к “Анималистический жанр. От древних времен до XXI века”

  1. Оксана, огромное спасибо! Как всегда, просто, познавательно и интересно! Читаю Вас с удовольствием!

  2. Ольга Константиновна (Саратов)

    Спасибо, Оксана! Прекрасные картины и очень интересные художники представлены. Совсем недавно у нас в Радищевском музее была большая выставка – “Ноев ковчег” , посвященная изображению животных в живописи. А Ваша статья обогатила нас новыми знаниями. Еще раз спасибо!

    1. Оксана Копенкина

      Ольга, замечательно! Радищевский музей — первый музей в моей жизни! Я родом из Саратова. Поэтому для меня особенно приятно, что моя статья идёт в ногу с прошедшей выставкой!

  3. Очень интересный материал. и тест хороший. Спасибо. Вы делаете большую работу по просвещению и приобщению к искусству.

  4. Екатерина

    Художники-анималисты всегда пытались не только изобразить животное реалистично ( для этого изучали его анатомию ), но и передать его внутренний мир. Один и самых известных художников-анималистов Василий Алексеевич Ватагин считал, что недостаточно передать внешнее сходство изображаемого животного с натурой, необходимо познать всю сложность характера животного. Наблюдательный человек заметит “напыщенность” гордого льва, “благородность” верного собаки.

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, да, согласна! Конец XIX – XX век – расцвет анималистического реализма с элементами психологизма!

Добавить комментарий