Картины Брейгеля. Самые известные шедевры мастера

Брейгель Вавилонская башня

Брейгеля (1525/30 – 1569 гг.) часто называют продолжателем дела Иероним Босха. Да, на первый взгляд часть их работ похожа. Брейгель так же, как и Босх создавал многолюдные полотна.

Но все же они разные. Как точно заметил художник и писатель Максим Кантор, они такие же разные, как Малевич и Шагал. Оба – авангардисты. Но один – про квадраты, другой – про любовь.

Босх – средневековый сюрреалист. У него масса монстров из страшных сновидений. Брейгель – реалист. У него – простые люди, горожане, нищие. Странные существа на его картинах – большая редкость.

У Босха – рафинированные, тонкие фигурки. У Брейгеля – кряжистые крестьяне. В этом на Брейгеля скорее повлиял Микеланджело, нежели Босх.

Босх – о страхе перед грехопадением. Брейгель – о человеческой глупости и суетности жизни.

Различий слишком много, чтобы Босха и Брейгеля ставить в один ряд.

Вот лишь несколько шедевров Брейгеля. Они помогут вам лучше узнать такого уникального живописца, как Питер Брейгель Старший.

1. Падение Икара. 1558 г.

Брейгель падение икара
Питер Брейгель Старший. Падение Икара. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Картина называется “Падение Икара”. Но где собственно Икар?

На первом плане – пахарь. На среднем – пастух с овцами. Корабль. На дальнем – море и горы.

Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём – упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.

Брейгель падение Икара фрагмент
Питер Брейгель Старший. Падающий икар. Фрагмент. 1558 г. Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия

Почему же такое пренебрежение главным героем?

Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость “Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает”.

Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.

Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?

2. Фламандские пословицы. 1559 г.

Брейгель фламандские пословицы
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559 г. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikipedia.org

Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.

Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.

На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.

А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.

На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.

Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.

Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.

Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.

3. Вавилонская башня. 1563 г.

Брейгель Вавилонская башня
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

В “Вавилонской башне” невероятным образом сочетается панорамная и миниатюрная живопись.

Детали картины просто поражают. Попробуйте найти вот эти фрагменты среднего плана. Задача для самых терпеливых.

Слева – подъёмный кран 16 века. Справа – часть города позади вавилонской башни. По мосту едет телега, женщины полоскают белье.

А ещё вы можете разглядеть, что вдоль стен полно времянок. Но судя по женским фигуркам и развешенному белью, в них уже переехали семьи рабочих. Это уже скорее похоже на муравейник, нежели на величественную башню.

Брейгель Вавилонская башня фрагмент
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня (деталь). 1863 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Cheger.livejournal.com

Не кажется ли вам ещё странным, что строительство идёт почти на каждом уровне? Казалось бы, нижние уровни должны быть уже достроены, а работы проводиться только наверху.

Но нет, работа кипит везде. Явно люди мало понимают друг друга. Поэтому никак не могут договориться о том, как лучше строить башню.

Но худо-бедно у них получается сохранять целостность здания. И даже жить в нем со своими семьями.

Несмотря на непонимание друг друга, в конечном счёте нам удаётся сохранить наш хрупкий человеческий мир. Весь в заплатах, весь в строительных лесах. Но он продолжает стоять.

4. Охотники на снегу. 1565 г.

Брейгель охотники на снегу
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Wikipedia.org

“Охотники на снегу” – один из главных шедевров Эпохи Возрождения. Что же в нем такого особенного?

Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.

Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.

Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.

Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.

В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.

Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.

Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.

Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.

Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.

5. Крестьянская свадьба. 1568 г.

Брейгель крестьянская свадьба
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Commons.wikimedia.org

“Крестьянская свадьба” – одна из самых радостных брейгелевских картин. Именно благодаря таким работам художника часто называют Брейгелем Мужицким.

Кроме него никто больше не изображал крестьян. Только представьте, такая картина была создана, когда писали исключительно богинь и аристократов!

Картина также густонаселена. Однако здесь мы видим гораздо больше уникальных лиц. С индивидуальными чертами. Это уже не карикатуры “Пословиц” и не обобщённые образы, как “Охотники”.

Что ещё необычного вы видите? Вернее не видите? Где жених с невестой?

Невеста в чёрном платье с тонким венком на голове. Она так довольна, что аж глаза прикрыла. А вот жениха найти сложнее.

Предположений много. Мне больше нравится версия, что жених – молодой человек, наполняющий кувшин. Он достаточно молод, хорошо одет. Ещё в те времена было принято на свадьбе прислуживать невесте и ее родственникам. Видимо, этим он и занят.

Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Посмотрите, как он использует цвет. Красная куртка. Белый фартук. Зелёный ковёр. Никаких сложных оттенков и многослойности.

Это удивительно. Ведь Брейгель творил, когда уже складывался маньеризм. Когда вычурность и стилизованность высоко ценились. Брейгель же предпочитал сложные вещи рассказывать простым языком.

6. Притча о слепых. 1568 г.

Брейгель притча о слепых
Питер Брейгель Старший. Притча о слепых. 1568 г. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия. Wikipedia.org

“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).

Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.

Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.

Брейгель фрагмент фламандских пословиц слепые

Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.

Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?

Ответ можно найти в истории Нидерландов.

Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.

Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.

Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.

Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.

Ссылка на бесплатный курс

7. Брейгель в России

В России картин Питера Брейгеля Старшего нет. Но у него были замечательные потомки. Его сын Питер скопировал немало картин отца, прежде чем выработать свой стиль. Другой его сын и внуки также стали художниками.

В Эрмитаже хранится копия Питера Брейгеля Младшего “Поклонение волхвов”.

Питер Брейгель Младший поклонение волхвов
Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 36х56 см. Вторая половина 16 века. Государственный Эрмитаж. Arthistoryproject.com

Оригинал хранится в Швейцарии. Сын не всегда копировал один в один картины отца. Поэтому сравнивать их тоже интересно. Попробуйте.

Брейгель поклонение волхвов в зимнем пейзаже
Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. 1567 г. Собрание Оскара Райнхарда, Винтертур, Швейцария. Wikiart.org

Как и в “Икаре”, вы и в “Поклонении волхвов” не сразу найдёте главных героев. Они затерялись в повседневной рутинной жизни городка.

В левом нижнем углу мы еле различаем Марию с младенцем. Потом видим очередь из волхвов. И двух верблюдов, везущих дары маленькому Иисусу.

PS.

Подведём итог про Брейгеля:

Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.

В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.

Брейгель НЕ был последователем Босха.

Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.

Брейгель – гениальный художник.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

36 комментариев к “Картины Брейгеля. Самые известные шедевры мастера”

  1. allamaserati

    Спасибо за великолепную статью. Всегда с нетерпением жду обновлений вашего блога.

  2. Ксения

    Не могу оторваться от ваших статей! Именно то, что искала для ускоренного, но подробного изучения истории искусств – лаконично о самом главном. Благодарю)

  3. Аноним

    Большое спасибо за статью о Брейгеле. Прочитала ее в преддверии моего посещения вены, где сейчас проходит выставка Брейгеля.

    1. Оксана Копенкина

      Пожалуйста! Здорово, тоже была на этой выставке недавно. Запланируйте побольше времени ), она очень масштабная.

  4. Уважаемая Оксана, огромное спасибо за статью. Я влюбилась в творчество Брейгеля ещё несколько лет назад, попав в KHM в Вене. Вернулась и в этом году, была на выставке. Там очень много людей, не смогла всё со вкусом обойти и рассмотреть, но тем не менее, эмоций масса. Аудиогид рассказал, что Брейгель на всех (или на многих) картинах рисовал виселицу и колеcо пыток, тем самым протестуя против деяний современной ему Церкви. Так ли это, действительно везде присутствует эта деталь?.. не смогла в интернете нигде найти упоминание этого факта.

    1. Оксана Копенкина

      Юлия, добрый день! Да, тоже была на выставке. У самых густонаселенных картин Брейгеля и в самом деле было не протолкнуться. Но вот небольшие картины (Две обезьянки, например) удалось хорошо рассмотреть. Да, испанская инквизиция зверствовала в то время. Но с определенного момента. Если не ошибаюсь, с 1567 года. В это время и появляются виселицы, но они и в самом деле были частым атрибутом тогдашнего пейзажа. Да, можно согласиться, что до прихода испанцев сюжеты Брейгеля были немного другими, без виселиц уж точно.

  5. Шарипова Евгения

    Великолепная статья! Очень понравилась фраза, что картины Брейгеля “надо читать”. Спасибо за редкие сведения о казалось бы известных вещах!

  6. Аноним

    Здравствуйте, Оксана! Огромное спасибо за все Ваши статьи! Вы делаете огромное дело ) Я вот по поводу падения Икара хотела сказать. А мне кажется, в картине заложено несколько смыслов. Я увидела, в первую очередь, глупую самонадеянность Икара, то бишь, рода человеческого, а А.Таиров в своей лекции говорил о показанной Брейгелем первостепенной важности человека от сохи, который всех нас кормит… Удивительный, конечно,глубочайший художник-философ! И есть в нем какая-то доброта и мягкость в отличие от Босха ), которого я тоже очень люблю…

    1. Оксана Копенкина

      Пожалуйста! Конечно, Босх и Брейгель очень разные. Да, я слышала о такой точке зрения, что все работы Брейгеля проникнуты вот этим глубоким уважением к труду. Но мне кажется, что здесь надо брать шире. И ответ я стараюсь найти в картине «Охотники на снегу». Как будто художник – фанат тихих радостей и счастья от проживания в настоящем. А это и труд, и охота, и катание на коньках, и любование природой.

  7. Аноним

    Как удивительно все связалось! Я поклонница бесед Татьяны Черниговской и услышала ее необыкновенные слова о Брейгеле, так и вышла на Вашу замечательную статью. Спасибо вам !

  8. Аноним

    скажите, у вас есть блог на др соц площадках? ФБ,инстаграм?
    очень люблю Ваши статьи за внимание к деталям

    1. Оксана Копенкина

      Да, у меня есть аккаунт в Инстаграм @arts.dnevnik. Очень рада, что мои тексты Вам так нравятся

  9. Светлана

    Сказать, что статья замечательная, значит ничего не сказать. Спасибо огромное за интересный и познавательный экскурс. Слишком актуально и наглядно. Непременно познакомлю своих детей с этим удивительным художником.

  10. Светлана

    Оксана, большое Вам спасибо за статью о Брейгеле старшем. Осмелюсь высказать свои ощущения о картине “Падающий Икар”. Возможно такое пренебрежение к главному герою основано на его “ненастоящности”. Таким образом, художник подчеркивает, что главные и вечные жизненные ценности очень просты: пахарь всегда будет пахать свою землю, а пастух пасти свое стадо, и на ход этих простых вещей не может повлиять, прекратить или изменить даже падение с неба великого Икара. Глядя на его карикатурные ноги, барахтающиеся над водой, и спокойную работу пахаря, мы пониманием, что в жизни незыблемо.

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, да, мы словно читаем то мировоззрение, которое разделял художник. Спасибо, что поделились своим видением.

  11. Аноним

    Картину Брейгеля “Слепые” можно трактовать по-разному. Мне кажется, она значительно глубже всяких исторических аллюзий и восходит к самим основам нашего существования. Это, по сути, экзистенциальная метафора человеческой жизни, в которой фигуры слепых символизируют разные этапы ее постепенного нисхождения к небытию. Цепочку из шести слепых, неразрывно следующих друг за другом, можно понимать как шесть десятилетий жизненного пути – от детства и юности к старости и смерти. Не случайно, лицо первого из них обращено к небесам и выражает блаженное неведение, а пустые глазницы предпоследнего повернуты к зрителю и поражают нас своей абсолютной безнадежностью. Не случайно и то, что между этой фигурой и четвертым слепым образуется промежуток, в котором (как надежда на вечную жизнь) изображен силуэт церкви…

    Юрий Н.

    1. Оксана Копенкина

      Юрий, огромное спасибо за Вашу версию! Мне очень нравится. Ранее ее не встречала. Поделилась ей в сториз в своём аккаунте в @arts.dnevnik, чтобы больше читателей ознакомились с Вашим комментарием! Пишите ещё!

  12. Аноним

    Спасибо, Оксана, за внимание к моим комментариям.
    Я думаю,что такая нисходящая модель, воплощенная Брейгелем, имеет глубокие онтологические корни и, по сути, является архетипической. Ее можно найти не только в живописи, но и в литературе. В качестве примера (если это интересно) привожу ссылку на мою статью в издании Черновицкого университета:
    http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/Pl_2002_9_5.pdf

    Юрий Н.

  13. Владимир Лисс

    Приветствую Вас, сударыня. К сожалению Питер остается для Вас непонятым. Вы очень поверхностно его воспринимаете. А он ведь именно так и создавал свои работы: прикрывал истинный смысл несколькими ложными, отвлекающими смыслами.
    Питер почти всегда брал громкий сюжет не для того, чтобы его иллюстрировать, а для того, чтобы высказаться самому. Но его высказывания слишком резки для 16 века. Именно поэтому он прикрывал свои суждения ложными смыслами на которые так легко покупаются практически все, кто пытается судить о его работах.
    Вот и Вы также как все застряли на поверхности….

    1. Оксана Копенкина

      Хорошо, расскажите об истинных смыслах, которые скрыты на Ваш взгляд в работах Брейгеля. А то Вы пока голословны.

Добавить комментарий