Брейгеля (1525/30 – 1569 гг.) часто называют продолжателем дела Иероним Босха. Да, на первый взгляд часть их работ похожа. Брейгель так же, как и Босх создавал многолюдные полотна.
Но все же они разные. Как точно заметил художник и писатель Максим Кантор, они такие же разные, как Малевич и Шагал. Оба – авангардисты. Но один – про квадраты, другой – про любовь.
Босх – средневековый сюрреалист. У него масса монстров из страшных сновидений. Брейгель – реалист. У него – простые люди, горожане, нищие. Странные существа на его картинах – большая редкость.
У Босха – рафинированные, тонкие фигурки. У Брейгеля – кряжистые крестьяне. В этом на Брейгеля скорее повлиял Микеланджело, нежели Босх.
Босх – о страхе перед грехопадением. Брейгель – о человеческой глупости и суетности жизни.
Различий слишком много, чтобы Босха и Брейгеля ставить в один ряд.
Вот лишь несколько шедевров Брейгеля. Они помогут вам лучше узнать такого уникального живописца, как Питер Брейгель Старший.
1. Падение Икара. 1558 г.

Картина называется “Падение Икара”. Но где собственно Икар?
На первом плане – пахарь. На среднем – пастух с овцами. Корабль. На дальнем – море и горы.
Ах да, в правом нижнем углу между рыбаком и кораблём – упавший в море Икар. Он уже почти погрузился в воду. Лишь его ноги ещё видны. А вокруг кружится несколько перьев.

Почему же такое пренебрежение главным героем?
Считается, что так Брейгель проиллюстрировал народную мудрость “Ни один плуг не остановится, пока кто-то умирает”.
Брейгель изобразил, что гибель юноши никто не заметил. Ни рыбак, ни пахарь, ни пастух. Никто из них не бросил своего занятия. Корабль тоже проплыл мимо. Такое безразличие мира к трагедии одного человека обескураживает.
Таков был мир Брейгеля. Изменился ли он с тех пор?
В своей статье об этой картине рассказываю, что не только Икар пострадал на этой картине по задумке художника: Падение Икара. Самые необычные детали картины.
2. Фламандские пословицы. 1559 г.

Удивительная картина. 119 иллюстраций к пословицам.
Некоторые сценки легко расшифровываются и без знания фламандского фольклора. Другие без этого знания не поймёшь.
На левом фрагменте мужчина несёт корзину с паром. Явно бессмысленным делом занимается. Поговорка “Носить пар в корзине” как раз означает “тратить время попусту”.
А вот на правом фрагменте женщина надевает на мужчину синий плащ. Здесь уже логики для современного человека нет. Во времена Брейгеля это означало изменять мужу.
На картине попадается и несколько монстров в духе Босха. Но лишь, чтобы проиллюстрировать пословицы.
Слева мы видим поговорку о людях, которые “способны даже черта к подушке привязать”, что означает быть очень упрямым. Справа мы видим товарища, который “Черту свечку держит”, а значит готов льстить и дружить, лишь бы была выгода. А ещё один “Исповедуется дьяволу”, а значит является предателем. Он ведь выдаёт тайны врагу.
Второе название картины “Мир вверх тормашками”. Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Мир, в котором люди занимаются бессмысленными делами. Мир, в котором дружат ради выгоды. Мир, в котором предательство на каждом шагу.
Яркая сатира Брейгеля. Смешно и грустно одновременно.
3. Вавилонская башня. 1563 г.

В “Вавилонской башне” невероятным образом сочетается панорамная и миниатюрная живопись.
Детали картины просто поражают. Попробуйте найти вот эти фрагменты среднего плана. Задача для самых терпеливых.
Слева – подъёмный кран 16 века. Справа – часть города позади вавилонской башни. По мосту едет телега, женщины полоскают белье.
А ещё вы можете разглядеть, что вдоль стен полно времянок. Но судя по женским фигуркам и развешенному белью, в них уже переехали семьи рабочих. Это уже скорее похоже на муравейник, нежели на величественную башню.

Не кажется ли вам ещё странным, что строительство идёт почти на каждом уровне? Казалось бы, нижние уровни должны быть уже достроены, а работы проводиться только наверху.
Но нет, работа кипит везде. Явно люди мало понимают друг друга. Поэтому никак не могут договориться о том, как лучше строить башню.
Но худо-бедно у них получается сохранять целостность здания. И даже жить в нем со своими семьями.
Несмотря на непонимание друг друга, в конечном счёте нам удаётся сохранить наш хрупкий человеческий мир. Весь в заплатах, весь в строительных лесах. Но он продолжает стоять.
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.
4. Охотники на снегу. 1565 г.

“Охотники на снегу” – один из главных шедевров Эпохи Возрождения. Что же в нем такого особенного?
Пространство картины слегка вогнуто внутрь. Как будто нарисовано на внутренней поверхности гигантской чаши. Эффект невероятной, “засасывающей” глубины.
Конечно, Брейгель намеренно искажает перспективу. Иначе бы у него не уместилось все в такое ограниченное пространство.
Как и в “Вавилонской башне”, Брейгель прорабатывает каждую деталь. Увеличьте любой участок картины, и перед вами целое произведение искусства.
Знали ли вы, что на картине “Охотники на снегу” есть сцена пожара и игры в кёрлинг? Все это происходит на дальнем плане.
В этом шедевре уже нет сатиры “Пословиц”, трагедии “Икара” и красивой легенды “Вавилонской башни”. Но есть картина мира, где неплохо сосуществуют человек и природа.
Несмотря на то, что охотники возвращаются со скудной добычей (с одной худосочной лисой), от картины веет тихой радостью. Маленькие заботы и игры людей в сочетании с грандиозными горами и снежными долинами.
Мир нисколько не враждебен к человеку. Наоборот, если уважать его величие и приспосабливаться, он даст тебе все необходимое.
Неожиданная философия для того времени, в котором жил Брейгель. Тогда уже открыли Америку. Люди все больше убеждались в собственном превосходстве. И все меньше думали об единении с природой.
Таков был Брейгель. Он редко думал в унисон со своей эпохой.
Вжет
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
5. Крестьянская свадьба. 1568 г.

“Крестьянская свадьба” – одна из самых радостных брейгелевских картин. Именно благодаря таким работам художника часто называют Брейгелем Мужицким.
Кроме него никто больше не изображал крестьян. Только представьте, такая картина была создана, когда писали исключительно богинь и аристократов!
Картина также густонаселена. Однако здесь мы видим гораздо больше уникальных лиц. С индивидуальными чертами. Это уже не карикатуры “Пословиц” и не обобщённые образы, как “Охотники”.
Что ещё необычного вы видите? Вернее не видите? Где жених с невестой?
Невеста в чёрном платье с тонким венком на голове. Она так довольна, что аж глаза прикрыла. А вот жениха найти сложнее.
Предположений много. Мне больше нравится версия, что жених – молодой человек, наполняющий кувшин. Он достаточно молод, хорошо одет. Ещё в те времена было принято на свадьбе прислуживать невесте и ее родственникам. Видимо, этим он и занят.
Ещё по этой картине легко понять особенный стиль Брейгеля. Посмотрите, как он использует цвет. Красная куртка. Белый фартук. Зелёный ковёр. Никаких сложных оттенков и многослойности.
Это удивительно. Ведь Брейгель творил, когда уже складывался маньеризм. Когда вычурность и стилизованность высоко ценились. Брейгель же предпочитал сложные вещи рассказывать простым языком.
6. Притча о слепых. 1568 г.

“Притча о слепых” – одна из последних работ Брейгеля. Он умер в 1569 году, прожив около 40 лет (точная дата рождения художника не известна).
Перед нами шестеро слепцов, держащихся друг за друга. Вожак уже свалился в яму, за ним последовал его товарищ. Остальные на подходе. Последние ещё не в курсе, что случилось. Но мы уже знаем, что с ними произойдёт.
Мораль проста. Она встречается ещё в Библии “Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму”.
Вереницу из слепцов мы можем увидеть ещё во “Фламандских пословицах”. Только там вы их еле различите.
Что же заставило Брейгеля посвятить целую картину этому сюжету?
Ответ можно найти в истории Нидерландов.
Это было самым тяжёлым временем в истории страны. Только-только началась революция, целью которой было обретение независимости от Испании.
Но противоречия рвали Нидерланды изнутри. Кто-то был лоялен испанскому королю. Кто-то был за независимость. Один хотел остаться католиком. А его сосед жаждал сделать страну протестантской.
Десятки лидеров тянули за собой последователей. И приводили их к гибели. Жгли на кострах нелояльных королю. Убивали католиков. Казнили протестантов.
Вот об этом “Притча о слепых”. Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует за смелым и громкоголосым, но по сути таким же слепцом.
7. Брейгель в России
В России картин Питера Брейгеля Старшего нет. Но у него были замечательные потомки. Его сын Питер скопировал немало картин отца, прежде чем выработать свой стиль. Другой его сын и внуки также стали художниками.
В Эрмитаже хранится копия Питера Брейгеля Младшего “Поклонение волхвов”.

Оригинал хранится в Швейцарии. Сын не всегда копировал один в один картины отца. Поэтому сравнивать их тоже интересно. Попробуйте.

Как и в “Икаре”, вы и в “Поклонении волхвов” не сразу найдёте главных героев. Они затерялись в повседневной рутинной жизни городка.
В левом нижнем углу мы еле различаем Марию с младенцем. Потом видим очередь из волхвов. И двух верблюдов, везущих дары маленькому Иисусу.
PS.
Подведём итог про Брейгеля:
Брейгель – это художник-философ. Его нужно не рассматривать, а “читать”.
В его картинах сочетается нравоучение и любовь к жизни.
Брейгель НЕ был последователем Босха.
Брейгель уникален. Потому что главные герои его картин – простые люди. На это отважатся лишь 300 лет спустя Милле и Ван Гог.
Брейгель – гениальный художник.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Извините, тяжело комментировать, так как текст скрывается и не видно написанное, не могу редактировать.
Динара, поняла, попробуйте открыть статью в другом браузере или на другом устройстве (планшете или компьютере).
Когда смотрела фильм “Три орешка для Золушки, на начальных кадрах воскликнула: “Да это же картина Брейгеля!” Потом прочитала про создание фильма, и оказалось, что это именно так- именно картинами Брейгеля вдохновлялись создатели фильма- режиссёр и художник по костюмам, и взяли у него концепцию заснеженных европейских пейзажей.
Динара, у Вас прекрасная насмотренность, раз смогли увидеть в кадрах фильма влияние конкретного произведения искусства!
Недавно я был на выставке репродукций картин Босха и Брейгеля, выполненных в технике «жикле». ”Жикле” – высококачественное цифровое воспроизведение изображения на холсте, позволяющее рассмотреть мелкие нюансы картины.
Рассматривая картину «Свадебный танец на свежем воздухе» Питера Брейгеля (которую Вы не разбираете), я увидел загадку! Загадку?.. Вернее, интригу, тайну, которую упускал, рассматривая не очень качественные изображения из интернета на экране компьютера. Мне стало любопытно, и я обратил на это внимание экскурсовода. Для неё это стало открытием, она раньше не обращала на это внимание!
Заинтересовавшись этим открытием (?), я полез в интернет, чтобы посмотреть, что пишут об этом искусствоведы или те, кто считают себя таковыми. Я не углублялся в специальную искусствоведческую литературу. Часть немногочисленных статей повторяет друг друга. Часть – коротенькая информация о картине. Много повторений о больших гульфиках, гротескности, вульгарности, нарочитости и т.д.
К сожалению, авторы статей не учитывали особенности той эпохи, времени начала борьбы фламандцев за независимость от испанского владычества, от притеснений со стороны испанской католической церкви и, в тоже время, от яростного пуританства протестантов.
Чтобы понять Питера Брейгеля и его картины, желательно прочитать Шарля де Костера «Легенду об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке», «Кола Брюньон» Ромена Ролана, Рабле с его Гаргантьюа с их грубоватым, добродушным, немного вульгарным (может быть, для чересчур чопорных). Это небогатая свадьба у крестьян осенью, где столы делались вскладчину, с небогатыми разносолами. Где одежда не блистала, и украшениями были петушиные и фазаньи перья, ленточки, ракушки, куриный бог на верёвочке без всякой задней мысли, без дополнительной смысловой нагрузки.
Яркие, сочные краски, динамика танцев у Брейгеля – это достаточна осторожный протест против ограничений, которые несли как испанцы-католики, так и свои строгие протестанты. А нарочитость?.. Вспомним более позднего Матисса с его «Танцем»: раскованность, свобода, сочные цвета.
На счёт гульфиков и прочего.
Иногда, чтобы повысить свой статус, в кошелёк вместе с медяками клали гальку (камешки).
Гульфик? Гульфик… На свадьбах на селе у нас в России я видел ряженых, преграждав-ших дорогу молодым. Среди них были женщины, одетые мужчинами, у которых в ширинках торчали морковки или просто в паху на верёвочках были подвешены морковка и две луковицы, а мужики с голыми волосатыми ногами одеты в сарафаны. Это часть народных традиций, немного хулиганистых, как и зазорные частушки, которые, в том числе, пелись на свадьбах.
А как же загадка, интрига?..
Посмотрите от невесты на 10 часов (вверх, влево). В одном из узлов геометрии картины Вы увидите открытую сцену, свободную от посторонних. В глубине её, в самом узле, прислонившись к дереву, стоит молодой человек. С молодым человеком разговаривают двое: мужчина, повернувшийся к нам боком и отвернувший от нас голову, и полузакрытый им второй человек в тёмной одежде (женщина?). Найдите в интернете качественное изображение. Вы увидите отрешённый грустный, наверное, скорее, тоскливый взгляд, обращённый на пляшущую невесту.
Кто он? Молодой человек, который был влюблён в невесту и которому отказали ради богатого жениха? Или просто не успел посвататься? Что делают двое с ним? Уговаривают не портить свадьбы? Или обещают что-то взамен? Тайна! Отгадывайте! Додумывайте для себя историю…
Николай, вот это да! Очень интересно читать увлеченного человека! Здорово, что находите необычные детали. И спасибо, что поделились своими наблюдениями. Буду рада почаще “слышать” Вас в комментариях. Согласна, что важно знать исторический контекст, чтобы понять замыслы художника. Тем более, что Брейгель уникален именно своим фокусом на крестьянах. Никто до него и крайне редко после него так не увлекался жизнью этих людей. Вообще, да, очень интересно, что в казалось бы веселье мастер добавляет и нотку печали (в виде несостоявшегося жениха). Это чем-то мне напоминает изображение молодого человека, ломающего прутик о свое колено в картине Рафаэля “Бракосочетание святой Марии и Иосифа”. Может быть, отсылка к нему? По преданию, это тоже несостоявшийся жених, которому было отказано , когда он сватался к будущей матери Христа.
Оксана, огромное Вам спасибо. Только вчера с интересом начал изучать картину Мастера “Безумная Грета”. И уже сегодня прекрасное продолжение благодаря Вам.
Борис, замечательно!
Сердечно благодарю за Ваш труд! Живописью почти не интересовался, но Ваша статья остановила меня.
Сергей, замечательно!
Приветствую Вас, сударыня. К сожалению Питер остается для Вас непонятым. Вы очень поверхностно его воспринимаете. А он ведь именно так и создавал свои работы: прикрывал истинный смысл несколькими ложными, отвлекающими смыслами.
Питер почти всегда брал громкий сюжет не для того, чтобы его иллюстрировать, а для того, чтобы высказаться самому. Но его высказывания слишком резки для 16 века. Именно поэтому он прикрывал свои суждения ложными смыслами на которые так легко покупаются практически все, кто пытается судить о его работах.
Вот и Вы также как все застряли на поверхности….
Хорошо, расскажите об истинных смыслах, которые скрыты на Ваш взгляд в работах Брейгеля. А то Вы пока голословны.
Спасибо, Оксана, за внимание к моим комментариям.
Я думаю,что такая нисходящая модель, воплощенная Брейгелем, имеет глубокие онтологические корни и, по сути, является архетипической. Ее можно найти не только в живописи, но и в литературе. В качестве примера (если это интересно) привожу ссылку на мою статью в издании Черновицкого университета:
http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_file_name=PDF/Pl_2002_9_5.pdf
Юрий Н.
Юрий, спасибо! Замечательная статья
Картину Брейгеля “Слепые” можно трактовать по-разному. Мне кажется, она значительно глубже всяких исторических аллюзий и восходит к самим основам нашего существования. Это, по сути, экзистенциальная метафора человеческой жизни, в которой фигуры слепых символизируют разные этапы ее постепенного нисхождения к небытию. Цепочку из шести слепых, неразрывно следующих друг за другом, можно понимать как шесть десятилетий жизненного пути – от детства и юности к старости и смерти. Не случайно, лицо первого из них обращено к небесам и выражает блаженное неведение, а пустые глазницы предпоследнего повернуты к зрителю и поражают нас своей абсолютной безнадежностью. Не случайно и то, что между этой фигурой и четвертым слепым образуется промежуток, в котором (как надежда на вечную жизнь) изображен силуэт церкви…
Юрий Н.
Юрий, огромное спасибо за Вашу версию! Мне очень нравится. Ранее ее не встречала. Поделилась ей в сториз в своём аккаунте в @arts.dnevnik, чтобы больше читателей ознакомились с Вашим комментарием! Пишите ещё!
Оксана, большое Вам спасибо за статью о Брейгеле старшем. Осмелюсь высказать свои ощущения о картине “Падающий Икар”. Возможно такое пренебрежение к главному герою основано на его “ненастоящности”. Таким образом, художник подчеркивает, что главные и вечные жизненные ценности очень просты: пахарь всегда будет пахать свою землю, а пастух пасти свое стадо, и на ход этих простых вещей не может повлиять, прекратить или изменить даже падение с неба великого Икара. Глядя на его карикатурные ноги, барахтающиеся над водой, и спокойную работу пахаря, мы пониманием, что в жизни незыблемо.
Светлана, да, мы словно читаем то мировоззрение, которое разделял художник. Спасибо, что поделились своим видением.
Сказать, что статья замечательная, значит ничего не сказать. Спасибо огромное за интересный и познавательный экскурс. Слишком актуально и наглядно. Непременно познакомлю своих детей с этим удивительным художником.
Светлана, очень рада!
скажите, у вас есть блог на др соц площадках? ФБ,инстаграм?
очень люблю Ваши статьи за внимание к деталям
Да, у меня есть аккаунт в Инстаграм @arts.dnevnik. Очень рада, что мои тексты Вам так нравятся
Очень интересный контент про живопись.
Спасибо
спосибо большое
Пожалуйста!
Как удивительно все связалось! Я поклонница бесед Татьяны Черниговской и услышала ее необыкновенные слова о Брейгеле, так и вышла на Вашу замечательную статью. Спасибо вам !
Пожалуйста!
Здравствуйте, Оксана! Огромное спасибо за все Ваши статьи! Вы делаете огромное дело ) Я вот по поводу падения Икара хотела сказать. А мне кажется, в картине заложено несколько смыслов. Я увидела, в первую очередь, глупую самонадеянность Икара, то бишь, рода человеческого, а А.Таиров в своей лекции говорил о показанной Брейгелем первостепенной важности человека от сохи, который всех нас кормит… Удивительный, конечно,глубочайший художник-философ! И есть в нем какая-то доброта и мягкость в отличие от Босха ), которого я тоже очень люблю…
Пожалуйста! Конечно, Босх и Брейгель очень разные. Да, я слышала о такой точке зрения, что все работы Брейгеля проникнуты вот этим глубоким уважением к труду. Но мне кажется, что здесь надо брать шире. И ответ я стараюсь найти в картине «Охотники на снегу». Как будто художник – фанат тихих радостей и счастья от проживания в настоящем. А это и труд, и охота, и катание на коньках, и любование природой.
Великолепная статья! Очень понравилась фраза, что картины Брейгеля “надо читать”. Спасибо за редкие сведения о казалось бы известных вещах!
Евгения, пожалуйста!
Благодарю, за интересную информацию!!!
Всегда пожалуйста!
Уважаемая Оксана, огромное спасибо за статью. Я влюбилась в творчество Брейгеля ещё несколько лет назад, попав в KHM в Вене. Вернулась и в этом году, была на выставке. Там очень много людей, не смогла всё со вкусом обойти и рассмотреть, но тем не менее, эмоций масса. Аудиогид рассказал, что Брейгель на всех (или на многих) картинах рисовал виселицу и колеcо пыток, тем самым протестуя против деяний современной ему Церкви. Так ли это, действительно везде присутствует эта деталь?.. не смогла в интернете нигде найти упоминание этого факта.
Юлия, добрый день! Да, тоже была на выставке. У самых густонаселенных картин Брейгеля и в самом деле было не протолкнуться. Но вот небольшие картины (Две обезьянки, например) удалось хорошо рассмотреть. Да, испанская инквизиция зверствовала в то время. Но с определенного момента. Если не ошибаюсь, с 1567 года. В это время и появляются виселицы, но они и в самом деле были частым атрибутом тогдашнего пейзажа. Да, можно согласиться, что до прихода испанцев сюжеты Брейгеля были немного другими, без виселиц уж точно.
Большое спасибо за статью о Брейгеле. Прочитала ее в преддверии моего посещения вены, где сейчас проходит выставка Брейгеля.
Пожалуйста! Здорово, тоже была на этой выставке недавно. Запланируйте побольше времени ), она очень масштабная.
Не могу оторваться от ваших статей! Именно то, что искала для ускоренного, но подробного изучения истории искусств – лаконично о самом главном. Благодарю)
Ксения, очень тронута Вашим отзывом! Спасибо.
интересно, спасибо за подсказки,как рассматривать картины.
Пожалуйста)
Прекрасная статья! Спасибо!
Пожалуйста! Очень рада, что Вам понравилась статья!
Спасибо за великолепную статью. Всегда с нетерпением жду обновлений вашего блога.
Очень польщена таким интересом к своим текстам! Спасибо.