“Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой

“Мастерство такое, что и не видать мастерства” Лев Толстой (об Илье Репине).

Репин (1844-1930 гг.) написал “Бурлаков”, когда ему ещё не было 30. Впереди у него долгая и плодотворная жизнь. Шедевры “Иван Грозный и сын его Иван”, “Не ждали” или “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Но “Бурлаки” будут всегда его первым и главным шедевром. Вспоминая Репина, мы вспоминаем именно эту картину. Вершина его творчества достигнута в самом начале пути.

Картина была популярна всегда. И при жизни художника. И тем более в Советское время. Она была везде. В учебниках, на календарях, почтовых марках и открытках.

Когда картина слишком популярна, появляется иллюзия близкого знакомства с ней. Поэтому мало у кого возникает желание узнать о ней что-то большее.

Но раз вы читаете эту статью, значит вы преодолели этот барьер. Поэтому с удовольствием посмотрю на картину вместе с вами поближе.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой
Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru

Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.

В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой
Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu

У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.

Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.

В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.

Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).

“Бурлаки” были не первыми бурлаками и у самого Репина

В 1870 году после двух лет работы Репин создаёт своих “Бурлаков”. Отправляет их на выставку. Получает медаль. И… решает переписать картину.

Работает ещё 3 года. Даже попросив руководство Академии Художеств сократить его пенсионерскую поездку в Европу с 6 лет до 3 лет, чтобы переделать “Бурлаков”.

Так что, какими “Бурлаки” были изначально, мы не увидим. Сверху них изображён второй вариант картины.

Есть и сохранившийся вариант. “Бурлаки, идущие вброд”. Эта картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой
Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея. Artchive.ru

А ещё был вариант “Бурлаки, идущие через бурелом”. Но Репин его уничтожил. Его забраковал Иван Шишкин, указав Репину на неправильно изображённые деревья.

А уж эскизов и рисунков за 5 лет работы Репин создал несчетное количество.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой
Илья Репин. Эскиз к картине “Бурлаки на Волге”. 1870 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Istpravda.ru

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствии старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент.
Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой
Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

"Бурлаки на Волге" Репина. Почему картина стала культовой
Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли  немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Ссылка на бесплатный курс

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая картина Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Первым тему бурлаков поднял не Репин. Но его “Бурлаки” – самые известные.

“Бурлаки” больше интересны не своей злободневностью, а своими персонажами. У каждого из них свой “легко прочитываемый” характер.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Архив статей

Онлайн-курсы

Приобрести картину

23 комментария к ““Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”

  1. Константин

    Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать. Кисет! Специально в музее долго рассматривал. Почему в таких грязных руках такой яркий, красочный, чистый кисет? Этот кисет самое яркое пятно в строю бурлаков.

    1. Оксана Копенкина

      Константин, да, хороший вопрос! По поводу того, что “умудряется”. Мне как-то написал участник курса, что в данном случае мы наблюдаем раскачку. Судно село на мель, поэтому веревка от бурлаков привязана не к корме, а матче. Так легче раскачать и убрать с мели. А так как усилия нужны небольшие, скорее аккуратные шаги, то и кисет можно забить заодно).

    1. Оксана Копенкина

      Сергей, это русский перевернутый. Возможно, тоже как намек на социальную несправедливость. На это же указывает и ловушка для раков на берегу. А еще меня смущает, что веревка от бурлаков тянется не к корме, а к мачте, это же так ненадежно.

  2. Николай

    О бурлаках интересно написал в “Моих скитаниях” В. Гиляровский, который после неудачных экзаменов в гимназии, под влиянием знакомых ссыльных народников и книги Чернышевского “Что делать?” сбежал из дома на Волгу, где вступил в ватагу бурлаков. Там он стал сразу своим и прошёл с бечевой от Костромы до Рыбны (Рыбинск). Русские купцы-старообрядцы, торгующие хлебом, боялись пароходов, считая, что колёса его крутят черти. Поэтому ещё ряд лет пользовались бурлаками. В Сибири до прибытия туда пароходов, в верховьях Камы, Северной Двины и в целом ряде других мест тоже были бурлаки. По Гиляровскому существовали и постоянные ватаги бурлаков, которые тянули суда, крючничали, иногда занимались грабежом, нападая на суда на Волге, Каме…
    Кстати! В книге “Мои воспоминания” академик А. Н. Крылов вспоминает своего деда, который, читая “Что делать?”, говорил, на сколько я помню,: “Заврался попович! Всё не так было!” Значит что-то было, что затронуло просвещённую прослойку общества, и потому тогда эта книга вызвала большой резонанс, особенно среди молодёжи…
    Николай

    1. Оксана Копенкина

      Николай, спасибо за это дополнение! Очень интересно. Действительно, ведь уже пароходы ходили, а все бурлаков использовали. И резонанс понятен – задел за больное

  3. Борис Соломонов

    Здравствуйте. Будучи на самарской набережной, и глядя на бурлаков, у меня не появились никакие ассоциации. Но сейчас, после вашей статьи, я проникся чувством сострадания к этим реальным персанажем. Большое Вам спасибо.

    1. Оксана Копенкина

      Борис, пожалуйста! Поясню для других читателей, что в Самаре находится памятник “Бурлаки на Волге”. Это все те же бурлаки Репина, только в 3D варианте.

  4. Ольга Константиновна

    Оксана! Огромное спасибо за Ваши статьи – это настоящая научная работа. Восхищаюсь глубиной Ваших знаний и аналитическим умом. Я другими глазами смотрю на работы художника, на детали, которые раньше не замечала. В нашем Саратовском прекрасном художественном музее есть замечательная картина И.Репина “Портрет Нади Репиной”. Пойду еще раз посмотрю на нее.

    1. Оксана Копенкина

      Ольга Константиновна, спасибо! Да, видела эту работу Репина вживую. Я сама родом из Саратова. И, конечно, была в Радищевском музее). Очень здорово, что запланировали туда пойти ещё раз!

  5. Лариса

    Спасибо за удивительно интересную подачу материала, узнала много нового и немного иначе смотрю на эту картину.
    Спасибо!

  6. Елена Желтухина

    Спасибо за развернутый рассказ, Вы умница, впечатляешься глубиной Вашего рассказа. Но мне понравился безумно портрет Мурашко сделанный Репиным. А где он хранится , этот портрет?

    1. Оксана Копенкина

      Елена, спасибо большое! Да, прекрасный портрет, находится в Киеве.

  7. Надежда

    Благодарю Вас Оксана, за замечательную статью и новые факты о любимом живописце И. Репине!

  8. Аноним

    большое Вам спасибо!!! я бы никогда не увидела таких тонкостей и деталей без Вас!

  9. Алла Павловна Сутормина

    Оксана, какая Вы умница! Так интересно и так доходчиво делитесь с нами своими открытиями! Такое панорамное раскрытие каждой темы! За всем этим такой большой труд, такая глубина постижения предмета и такая любовь и уважение к творческому процессу, и людям, которые посвятили этому жизнь!
    Мне кажется, что Вас так переполняют Ваши чувства и знания, что Вы искренне готовы поделиться ими с большим количеством людей, приобщить их к более глубокому пониманию тонкостей рабочего процесса художника и, наконец. чтобы ещё большее количество людей просто порадовалась погружения в эту тему с помощью Ваших открытий! СПАСИБО!!!,

    1. Оксана Копенкина

      Алла Павловна, спасибо огромное за такие приятные и искренние слова, очень тронута…

Добавить комментарий