«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

По официальной версии на картине Яна ван Эйка (1390-1441) изображен итальянский купец Джованни Арнольфини, проживавший в Брюгге. Запечатлена ситуация в его доме, в спальне. За руку он держит свою невесту. Это день их свадьбы.

Однако я думаю, что это вовсе не Арнольфини. И вряд ли это сцена бракосочетания. Но об этом позже.

А сначала предлагаю посмотреть на детали картины. Именно в них кроется секрет, почему же «Чета Арнольфини» — уникальнейшее явление своего времени. И почему эта картина так потрясает воображение всех искусствоведов мира.

Все дело в шляпе Арнольфини

Вы когда-нибудь рассматривали «Чету Арнольфини» вблизи?

Это картина небольшая по размерам. В ширину она чуть больше полуметра! А в длину и до метра не дотягивает. Но детали на ней изображены с феноменальной точностью.

Ван Эйк. Чета Арнольфини
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея. Wikimedia Commons.

Казалось бы, всем это известно. Что ж, нидерландские мастера любили детали. Вот и люстра во всей красе, и зеркало, и тапочки.

Но однажды я присмотрелась к шляпе мужчины. И увидела на ней… четко различимые ряды ниток. То есть это не сплошной чёрный цвет. Ян ван Эйк передал мелкую фактуру гладкой ткани!

Мне это показалось странным и не вписывающимся в представления о работе художника.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

Подумайте сами. Вот сидит Ян ван Эйк за мольбертом. Перед ним стоят новоявленные супруги (хотя я уверена, что поженились они за несколько лет до создания этого портрета).

Они позируют – он работает. А вот как на расстоянии в пару-тройку метров он рассмотрел фактуру ткани, чтобы ее передать?

Для этого шляпу надо держать близко перед глазами! Да и вообще, какой смысл все так тщательно переносить на холст?

Я вижу этому только одно объяснение. Сцены, описанной выше, никогда не было. По крайней мере, это не реальная комната. И люди, изображённые на картине, никогда в ней не жили.

Секреты работы ван Эйка и других нидерландцев

В 1430-х годах в нидерландской живописи произошло чудо. Ещё за 20-30 лет до этого изображение было совсем иным. Нам очевидно, что такие художники, как Брудерлам, рисовали по воображению.

Но вдруг почти в одночасье на картинах появилась невероятная натуралистичность. Как будто перед нами фотография, а не рисунок!

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины
Слева: Мельхиор Брудерлам. Встреча святой Марии и святой Елизаветы (фрагмент алтарной картины). 1398. Монастырь Шанмоль в Дижоне. Справа: Ян ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Национальная лондонская галерея. Wikimedia Commons.

Я согласна с версией художника Дэвида Хокни (1937), что это вряд ли было связано с резко возросшим мастерством художников в отдельно взятой стране, в Нидерландах.

Дело в том, что за 150 лет до этого были изобретены… линзы! И художники взяли их на вооружение.

Оказалось, что с помощью зеркала и линзы можно создавать очень натуралистичные изображения (подробнее о технической стороне этого метода я рассказываю в статье «Ян Вермеер. В чем уникальность художника»).

Именно в этом секрет шляпы Арнольфини!

Когда предмет проецируется на зеркало с помощью линзы, его изображение оказывается прямо перед глазами художниками со всеми нюансами. 

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

Однако я ни в коем случае не умаляю мастерства ван Эйка!

Работа с использованием таких вот приспособлений требует невероятного терпения и сноровки. Уже не говоря о том, что художник тщательно продумывает композицию картины.

Линзы в то время делали небольшого размера. И технически художник не мог взять и перенести все на холст разом, с помощью одной линзы.

Приходилось накладывать изображение кусочками. Отдельно лицо, ладони, половину люстры или тапочки.

Особенно хорошо такой коллажный метод виден в другой работе ван Эйка.

Ван Эйк. Святой Франциск
Ян ван Эйк. Святой Франциск получает стигматы. 1440. Художественный музей Филадельфии. Artchive.ru.

Видите, с ногами святого что-то не так. Они как будто не из того места растут. Изображение ступней наносилось отдельно от всего остального. И мастер ненароком их сместил.

Что ж, в то время ещё не изучали анатомии. По этой же причине часто кисти изображались маленькими по сравнению с головой.

Так что я вижу это так. Сначала ван Эйк выстроил в мастерской что-то наподобие комнаты. Затем отдельно нарисовал фигуры. И «прикрепил» к ним головы и руки заказчиков картины. Затем добавил остальные детали: тапочки, апельсины, набалдашники на кровати и прочее.

Получился коллаж, который создаёт иллюзию реального пространства с ее обитателями.

Ссылка на бесплатный курс

Обратите внимание, что комната как будто принадлежит очень обеспеченным людям. Но… насколько же она маленькая! А главное, в ней нет камина. Это легко объяснить как раз тем, что это не жилое помещение! Лишь декорация.

И вот что ещё указывает на то, что это очень искусный, великолепный, но все же коллаж.

Мы нутром чувствуем, что для мастера не было никакой разницы, что он изображает: тапки, люстру или человеческую руку. Все одинаково точно и кропотливо.

Нос с необычными ноздрями мужчины выписан так же тщательно, как и грязь на его обуви. Все для художника одинаково важно. Да потому что создано одним способом!

Кто скрывается под именем Арнольфини

По официальной версии на этой картине изображено бракосочетание Джованни Арнольфини. В то время жениться можно было прямо дома, при свидетелях.

«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины

Но известно, что Джованни Арнольфини женился гораздо позже, через 10 лет после создания этой картины.

Тогда кто же это?

Начнём с того, что перед нами вовсе не церемония бракосочетания! Эти люди уже женаты.

Во время свадьбы супруги держались правыми руками и обменивались кольцами. Здесь же мужчина подаёт левую руку. А обручального кольца у него нет. Женатые мужчины не обязаны были их постоянно носить.

Женщина же надела кольцо, но на левую руку, что было допустимо. К тому же у неё прическа замужней дамы.

Ещё у вас может сложиться впечатление, что женщина беременна. На самом деле она просто придерживает у живота складки своего платья.

Это жест благородной дамы. Он столетиями использовался аристократками. Мы можем его увидеть даже у английской леди XVIII века:

Ромни. Чета Линдоу
Джордж Ромни. Мистер и миссис Линдоу. 1771. Музей Тейт, Лондон. Gallerix.ru.

Мы можем только гадать, кто эти люди. Вполне возможно, что это сам художник со своей женой Маргарет. Уж больно девушка похожа на ее портрет в более зрелом возрасте.

Ван Эйк. Портрет супруги художника
Слева: Ян ван Эйк. Портрет Маргарет ван Эйк. 1439. Грунинге музей, Брюгге. Wikimedia Commons.

В любом случае портрет уникальный. Это единственный портрет светских людей в полный рост, сохранившийся с тех времён. Пусть даже это коллаж. И головы художник писал отдельно от рук и деталей комнаты.

К тому же, по сути, это фотография. Только уникальная, в единственном роде. Так как создана ещё до изобретения фотореактивов, которые и позволили создавать двухмерные копии трехмерной реальности без ручного нанесения краски.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

38 комментариев к “«Чета Арнольфини» Яна ван Эйка: раскрывая секреты картины”

  1. Kirina Svetlana

    Спасибо, Оксана. Заставляете задуматься, а не просто смотреть. Я с Вами. Очень интересно и познавательно. Успеха!!!

  2. Огромное спасибо, Оксана! С удовольствием читаю Ваши статьи! Узнаю много нового и интересного! Живопись становится еще более прекрасной, когда узнаешь её секреты. Спасибо за Ваш труд!

  3. Аноним

    Спасибо, Оксана. Вы, как всегда, дотошно-интересно-любопытно придирчивы и убедительны)

  4. Александр

    Оксана, спасибо большое! Очень импонирует Ваш вдумчивый, исследовательский подход. Именно нестандартный взгляд заставляет переосмысливать казалось бы давно известные, “обмусоленные” искусствоведами полотна

    1. Оксана Копенкина

      Александр, спасибо! Да, для меня это возможность посмотреть на шедевр с особым интересом и прочувствовать всю его уникальность.

  5. Лариса

    Спасибо, Оксана. Благодаря Вам содержание картины раскрывается полнее. Это уже не просто созерцание, а размышление.

    1. Оксана Копенкина

      Лариса, пожалуйста! Мне этот путь очень близок: сначала размышления. А за счёт этого глубже восприятие и как следствие эмоции сильнее и ярче).

  6. Аноним

    Поразительно то, что мужчина с картины оччень похож на лидера одной очень большой страны!!

    1. Оксана Копенкина

      Да, есть общее в физиогномике. Но на итальянца уж точно не похож), это тоже к вопросу о том, что это скорее всего не итальянский купец Арнольфини).

  7. Аноним

    Здравствуйте, Оксана. Ход ваших мыслей интересен из-за богатой фантазии. Но. пожалуйста, все-таки подкрепляйте свои предположения ссылками или чем-то весомым.
    “Все дело в шляпе” – сомнительное утверждение. Художник изначально был миниатюристом, он выписывал одинаково тщательно все детали – кружево, замысловатые украшения платья, проработку металла на люстре и зеркале и проч., так что изобразить фактуру материала шляпы не представляло для него особой сложности (площадь шляпы большая, а мазки – штрихи (как правильно назвать) однообразные. Может ученик, подмастерье помогал? Я не оспариваю использование линзы, для миниатюр она необходима.
    И давайте не будем преподносить возможность того, что изображен сам художник с супругой. Разница во времени создания “четы” и портрета жены художника всего 5 лет.
    Невероятно, чтобы юное создание Арнольфини так постарела за этот период. Мне сложно утверждать наверняка, но вы же можете сравнить в большом разрешении форму ушей дамы и девушки (метод из криминалистики), мне они кажутся разными, как и форма верхней губы.
    Прошу извинить мое “занудство”, но еще один момент. Есть исторически сложившееся, закрепленное в словарях и учебниках понятие “Северное Возрождение”, которым все привыкли пользоваться. Да, оно имеет свои признаки, отличные от понятия и сути “Итальянского Возрождения”. Понятие укоренилось и не следует его ниспровергать, задавая вопрос “а было ли оно”.
    Надеюсь. что мой комментарий вас не обижает, а позволит только совершенствоваться и совершенствоваться.
    Всего доброго и здоровья желаю вашему семейству.

    1. Оксана Копенкина

      Спасибо за комментарий. Но все же я поясню свою позицию. Да, я выбрала для доказательства использования линз не самый интересный предмет — шляпу. По трем причинам. Во-первых, я делюсь своими впечатлениями и тем, что лично меня поразило. Во-вторых, конечно, люстра интереснее шляпы, но о ней подробно писал Дэвид Хокни в своей книге «История картин», доказав, что с натуры без использования линз написать такой сложный предмет со всеми бликами нереально. Зачем повторять то, что уже написано другим человеком. В-третьих, для меня шляпа является очень ярким примером. Потому что вот представьте, позирует Вам заказчик, а Вы на расстоянии 2-3 метров не видите фактуру его шляпы. И что Вы скажите? «Дорогой Арнольфини, оставьте, пожалуйста, свою шляпу на недельку, я её рассмотрю». Что наводит на мысль о совершенно ином способе работы (о котором я и рассказала в статье).
      Что касается Северного Возрождения, то не соглашусь, что это единственно принятое определение. Как раз-таки в силу знания многих точек зрения у меня сформировалась своё понимание, что Яна ван Эйка сложно отнести к Возрождению. И я согласна с Э.Панофским, что в начале XV века в Нидерландах в живописи случилось «Новое искусство», не относящееся к Возрождению. Это был рубеж между Готикой и Возрождением. И я привожу немало доводов в пользу такой позиции в своём курсе «Дневник Эпохи Возрождения».
      Но спасибо за пожелания, совершенствоваться продолжу, однако от своих позиций пока не планирую отказываться.

    2. Оксана Копенкина

      Что касается сходства супруги художника и героини «Четы Арнольфини», это не моя версия, а Михаила Герасимова, антрополога и историка. Просто эта версия мне лично наиболее близка.

  8. Галина Ивановна

    Добрый день, Оксана ! Ваше внимание к деталям картин обострило и моё внимание при рассматривании сюжетов. Теперь я понимаю Ваш совет не бегать по музею с крейсерской скоростью ,чтобы увидеть бòльшее количество картин, а остановиться у одной картины и «выудить» из неё как можно больше сведений о быте той эпохи, технике , стиле художника. Метод использования линз художниками меня заворожил . Даже то, что Тим Дженсон доказал способность любого человека писáть шедевры этим методом , не умаляет для меня значение созданного Ван Эйком и Вермеером. Но позволю себе вольность в анализе достоинств метода линз :). Живи эти художнике в современном мире коллективного творчества , сколько исторических подробностей быта мы бы ещё узнали о времени, когда не было фотографии !
    Трудоёмко единолично выписывал Ван Эйк детали . А создал бы артель, сформулировал идею …..Сколько часов может один человек напрягать зрение , работая с зеркалами и линзами ? А артельщики в режиме нон стоп работали бы , сменяя друг друга, бодро и весело сутками напролёт , создавая картины-фотографии !!! Ведь современные художники так и делают. Выдают концепцию(идею) , соратники воплощают , а художники прославляются !!!!.
    С уважением Галина Ивановна:)

  9. людмила

    Супер интересно и познавательно.А дискуссия только еще больше возбуждает интерес к теме.

  10. Это моя лучшая подписка! Каждого письма жду с нетерпением! Обожаю вашу рассылку, читаю с удовольствием, стала чаще посещать выставки, даже снова начала рисовать. Спасибо вам!

    1. Оксана Копенкина

      Одри, спасибо за такой искренний отзыв. Мне правда очень приятно!

  11. Аноним

    Здравствуйте, Оксана,
    Долгое время считалось, что на картине изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. после 1490). Но дата их свадьбы совершенно не сходилось с написанием картины – картина датирована 1434 годом, поженились они только в 1447 году спустя 6 лет после смерти ван эйка. Дело в том, что в первой половине 15 века в Брюгге жило ДВА Джованни Арнольфини. Они приходились друг другу двоюродными братьями. Оба происходили из богатого купеческого рода из Лукки.
    По мнению искусствоведа Маргарет Костер ( Margaret L. Koster), на картине изображён Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой Констанцей. Они вступили в брак в 1426 году. А в феврале 1433 года мать Констанцы, Бартоломея, в письме Лоренцо Медичи, за которым замужем была ее сестра и тетка Констанцы, сообщила о смерти Констанцы, по-видимому, во время родов.
    И тогда все сходится. Джованни Арнольфини потерял жену в 1433 году и в память о ней заказывает ван Эйку, с которым совершенно точно был знаком (позже ван Эйк пишет его одиночный портрет), их совместный портрет.

    Ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини (1435-?) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8_%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8

    А дальше все делалось в традиции того времени, т.е. максимум символизма:
    – На люстре горит одна свеча со стороны Арнольфини.
    – Во круг сферического зеркала помещены миниатюры с сюжетами Страстей христовых. При том что со стороны Арнольфини – при жизненные сюжеты, со стороны жены – после смерти.
    -У ног – собака, как символ верности
    Подчеркивается высокое благосостояние Арнольфини: Он одет в плащ, подбитый мехом, очень дорогой. По углам валяются апельсины, что для 15 века даже для Арнольфини, наверное, круто. Может быть это все-таки яблоки как символ первородного греха. Хотя любые фрукты на картине могли так восприниматься
    И все это в невероятной для начала 15 века технике письма маслом. По степени влияния на последующие поколения эта работа, наверное, может сравниться с «Завтраком на траве». Известно, что она была в коллекции Филиппа IV и Веласкес ее точно видел. Возможно, он воспользовался приемом изображения персонажей в зеркале в «Менинах».
    После того, как картина 40 лет провалялась в загородном доме какого-то английского офицера, вывезшего ее из Испании во время Наполеоновских войн, она появилась в Лондоне, где произвела настоящий фурор. Считается, что она наисильнейшим образом повлияла на творчество прерафаэлитов, первую очередь, своим символизмом и цветовым решением. Также, они очень часто использовали изображения в зеркале в своих работах:

    Уильям Холман Хант. “Леди Шалотт”. Леди Шалотт смотрит на Ланселота через отражение в круглом зеркале. И даже деревянные уличные тапки есть, как у ван Эйка.

    Данте Габриэль Россетти, «Лукреция Борджия». Опять круглое зеркало на заднем плане. И целое апельсиновое дерево в горшке.
    В Национальной галерее в Лондоне это одна из ключевых картин. Хотя там очень много есть чего посмотреть. При том что, повесили они его в очень дальнем зале, там всегда много народу. «Портрет человека в красном тюрбане» (автопортрет) ван Эйка висит в этом же зале.

    Александр

    1. Оксана Копенкина

      Александр, спасибо за такое полезное и подробное дополнение! Правдоподобная версия. В принципе она тоже может объяснить, почему девушка с картины так похожа на супругу художника. Если она на момент написания «Четы Арнольфини» уже была мертва, то мастер писал её по памяти. А значит вполне мог позаимствовать черты лица жены для портрета (особенно схожи носы, лоб, подбородок).

  12. Галина Ивановна

    Александр, расшифровка символов это так интересно ! Быть может Вы можете объяснить, почему Арнольфини стоит без обуви ? В праздничных одеждах и босиком?! А вдали стоят ещё одни туфли, видимо женские красные. Значит жена тоже без обуви ? Это северная традиция какая-то или итальянская ? Ведь Арнольфини был итальянцем.

  13. Аноним

    Деревянные сандалии – это была сугубо уличная обувь. Типа наших калош. На улицах было очень грязно, много навоза. И чтобы не запачкать дорогую обувь сверху надевали такие деревянные тапки. А то, что ван Эйк их изобразил может символизировать, что Арнольфини после смерти жены не ищет развлечений вне дома

  14. Аноним

    Да, скорее всего ван Эйк плохо знал или не знал вовсе жену Арнольфини и изобразил некий усредненный образ городской девушки, похожей на его собственную жену. Но это было не важно. Арнольфини хотел выразить собственную скорбь по поводу произошедшего и заказал портрет для себя. На портрете он смотрит не жену и не на художника, а куда-то вбок рассеянным взглядом. Как будто в себя

    Александр

  15. Аноним

    Хотя, конечно, смотрится забавно – без уличной обуви, но в шляпе. Возможно, у Арнольфини с растительностью на голове было не густо. На одиночном портрете он тоже в тюрбане…

  16. Екатерина

    Картину Яна ван Эйка “Портрет четы Арнольфини” можно назвать одним из самых сложных по замыслу произведений живописи. Полотно наполнено деталями, каждая из которых имеет свой тайный смысл. Любая вещь помещена в картину не случайно, и имеет свое объяснение. Так, собачка у ног пары – символ супружеской верности. Апельсины на окне намекают на средиземноморское происхождение рода Арнольфини ( итальянское ), а также это символ плодовитости. На спинке кровати вырезана фигурка святой Маргариты – покровительницы рожениц. Не случайно и расположение самих людей на картине. Мужчина стоит около окна, что подчеркивает его принадлежность к внешнему миру. Женщина – около постели, и это говорит о том, что предназначение женщины – быть прежде всего продолжательницей рода и хранительницей домашнего очага.

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, спасибо огромное за дополнения. Уверена, они будут очень интересны другим читателям.

Добавить комментарий