Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения

Джотто святая Мария
Джотто. Поклонение волхвов. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Наверняка вы слышали, что отцом Возрождения считается Джотто (1266-1337 гг). Это так. И даже больше. С Джотто начинается современная европейская живопись. До него были иконы. После него совершенно новое искусство. Которое просуществовало вплоть до импрессионизма конца 19 века.

Возможно, вы раньше видели его фрески. Современному человеку сложно понять, что же в них необычного. Но когда видишь работы его предшественников и современников, поражаешься. Как ему удалось это создать? Просто с чистого листа! С нуля.

На рубеже 13 и 14 веков это было подобно чуду. В Капеллу Скровеньи, которую расписал Джотто, стали ходить толпы людей. Они не могли поверить своим глазам. Они видели что-то совершенно новое.

Попробуем посмотреть на работы Джотто глазами его современников. Чтобы ощутить всю его революционность.

До Джотто

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.

Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

фреска Пожертвования Константина 13 век
Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Ссылка на бесплатный курс

Новаторство Джотто

Легче всего понять новаторство Джотто на примере его главного шедевра. Цикла фресок в Капелле Скровеньи в Падуе.

Это сюжеты из жизни Марии и Иисуса Христа. Размером 2,5 на 2 м. 39 изображений.

Взглянем буквально на несколько из них. Этого достаточно, чтобы понять всю гениальность Джотто.

1. Благовещение святой Анне

Джотто Благовещение святой Анне
Джотто. Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию.

Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия. Справа: Джотто. Святая Анна.

Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.

Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.

Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: Джотто. Благовещение святой Анне. Фрагмент. Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия

Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.

2. Встреча у золотых ворот.

Джотто встреча у золотых ворот
Джотто. Встреча у золотых ворот. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Будущие родители святой Марии, Иоаким и Анна встретились у золотых ворот. Муж без слов понял, что хочет ему поведать жена. В порыве нежных чувств двое уже немолодых людей целуются.

Джотто показал нежные интимные чувства людей очень выразительно. До Джотто такой искренности чувств вы не найдёте. Настолько объятия супругов нежны. Настолько трогателен их поцелуй.

Джотто родители святой Марии
Джотто. Встреча у золотых ворот. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Обратите внимания, что Иоаким и Анна находятся не в центре. Они смещены влево. В центре – женщины в чёрном и белом. Возможно, они символичны. Мол, рядом с счастьем всегда ходит горе. Ведь все мы знаем, какую мучительную утрату придётся перенести их дочери Марии.

Здесь мы можем смело утверждать, что Джотто первым создал композицию. Ему эта сцена виделась именно так. Он вкладывал определённый смысл в то, чтобы второстепенные фигуры поместить в центре.

До Джотто понятия композиции просто не существовало. И средневековый мастер поместил бы супругов ровно по середине.

Встреча у золотых ворот
Миниатюра “Встреча у золотых ворот”. Минологий Василия II. 10 век. Хранится в Ватиканской библиотеке, Ватикан

3. Поклонение волхвов

Джотто поклонение волхвов
Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота.

Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй.

Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии.

Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми.

Джотто святая Мария
Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия. Справа: Джотто. Поклонение волхвов.

Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.

4. Поцелуй Иуды

Джотто поцелуй Иуды
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

На фреске изображена сцена предательства. Подкупленный Иуда должен подать страже знак. Чтобы те поняли, кто из стоящих – Иисус. Иуда должен его поцеловать.

Джотто Иисус и Иуда
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

В центре мы видим два лица. Благородное, красивое лицо Христа с правильными чертами. Высокий лоб. Развитая шея здорового мужчины. И обезьяноподобное, уродливое лицо Иуды. Выделяющиеся надбровные дуги. Скошенный подбородок. Маленькие, как будто бегающие глаза.

Ссылка на онлайн-тесты

Нравственная красота соединена с физической. А уродство физическое с нравственным уродством. Именно так и будет заведено после Джотто в эпоху Ренессанса. Красота лиц у благородных людей и уродство предателей.

Вспомните, каким страшным изображает Иуду Леонардо да Винчи на своей знаменитой фреске “Тайная вечеря”.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Работы Леонардо да Винчи 1498 года. Слева: фрагмент фрески “Тайная вечеря”. Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Справа: “Голова Иуды”. Подготовительный рисунок к фреске “Тайная вечеря”. Замок Виндзор, Англия

Более подробно об этой фреске читайте в статье “Поцелуй Иуды” Джотто. Почему это шедевр?”

 5. Бичевание Христа

Джотто Бичевание Христа
Джотто. Бичевание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Объемность фигур особенно заметна на фреске “Бичевание Христа”. Они тяжеловесны. Даже глыбообразны. Это не удивительно. Джотто, конечно, не знал анатомию человека. Но он изо всех сил стремился показать людей объёмными. А значит реальными.

Эта фреска еще кое-чем примечательна. Посмотрите, насколько разные мучители Христа. И по внешности, и по выражению лиц. Такая индивидуальность до Джотто вообще не встречалась у средневековых мастеров.

Джотто бичевание Христа фрагмент
Джотто. Бичевание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

6. Оплакивание Христа

Джотто оплакивание христа
Джотто. Оплакивание Христа. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Драма. Скорбь, горе изображены невероятно правдоподобно. Это уже не условные жесты. А самые настоящие эмоции.

Джотто оплакивание христа фрагмент
Джотто. Оплакивание Христа. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Достаточно просто сравнить с фреской того же 14 века. Разница колосальная. Не даром Джованни Боккаччо, итальянский писатель, сказал о Джотто: “Он вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное”.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Слева: Неизвестный мастер. Оплакивание Христа. Фреска в церкви св. Пантелеймона в Нерези (бывшая территория Византии), Македония. Вторая пол. 12 в. Справа: Джотто. Оплакивание Христа.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот  оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.

Взгляните на готическую картину Фабриано.

Фабриано поклонение волхвов
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.

Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

P.S.

Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.

Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.

Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

24 комментария к “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”

  1. Я очень Вам, Оксана, благодарна. И Ваши публикации, и тесты, и комментарии всё очень интересно и увлекательно. И как Вы методически раскрываете знания живописи в просветительном плане. Все очень интересно и огромное Вам спасибо

  2. GALINA NEF NAF

    Джотто ди Бондоне, замечательное раскрытие великих мастеров живописи!

  3. Очень занимательно и содержательно. Многое видел своими глазами, жаль, что не прочитал этот дневник раньше. Спасибо!

  4. Антонина

    Оксана, в Вашей статье есть удивительная картина Мазаччо «Изгнание из Рая», Вы приглядывались к ней? Я слышала удивительную трактовку сюжета этой фрески!
    По этой версии, картина повествует о нашем предвзятом отношении к происходящему, о том, как наше личностное восприятие, наша оценка действий других людей (в данном случае, оценка действий Серафима и Бога) мешает нам воспринимать происходящее во всей полноте.
    Поясняю. Адам и Ева исполнены печали, их лица выражают скорбь, они понимают, что за их проступки их изгоняют из Рая, теперь они обречены на вечные страдания.
    И все было бы так, если бы не продолжение этой находящейся на пилястре фрески далее на стене. Там мы видим Иисуса в окружении апостолов. Оказывается, Серафим этим жестом указывает Адаму и Еве на Иисуса! То есть он, вместо наказания, указывает им путь к просветлению. А они, судя однобоко, не видят этого.
    Есть одна интересная цитата: «Я не такой негодяй, чтобы судить о морали». Вот эта оценка действий помешала Адаму и Еве увидеть суть происходящего, эта же оценка действий помешает нам проникнуться картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», ведь этот сынок был такой мот и транжира, зачем так радоваться его возвращению? А вот эта фреска учит нас смотреть в корень, избегать этих оценочных суждений и воспринимать мир не через призму ума, а сердцем и душой :)

  5. Ксения

    Оксана, добрый день!
    Как вы считаете, почему Джотто на некоторых ресурсах относят к мастерам готики? Я, пытаясь анализировать, нашла лишь некоторое сходство с интернациональной готикой (которая, конечно, тоже не вся одинакова), когда уже развитое, более реалистичное, чем у Джотто искусство «скатилось» в некий примитивизм и стало даже похоже на византийскую живопись.
    Может, дело в том, что просто период проторенессанса в Италии совпал с готикой в северном ее понимании?

    И, конечно, спасибо огромное за ваши статьи и рассылку! У вас чудесная подача материала. Наслаждаюсь каждым письмом!

    1. Оксана Копенкина

      Ксения, согласна, что Джотто к готике очень сложно отнести. Помимо объемности и весомости фигур, реалистичности эмоций и жестов, он же ещё и небо окрашивает в синий цвет! И убирает вот эту чрезмерную готическую детализацию. Да, Вы правы, что такие неточности в других источниках связаны с тем, что в это время подавляющее большинство художников работали в византийском стиле (та же Италия) или в готическом (остальная Европа). Он же очень сильно вместе с Каваллини заглянул вперёд, был, так сказать, не в тренде. Поэтому Ренессанс наступит повсеместно в Италии гораздо позже, аж через 100 лет.

  6. Оксана, спасибо за науку. Ваша трактовка очень интересна. Весьма радует грамотный русский язык, что сейчас, к сожалению, большая редкость.
    Рассматривая фрески Джотто, вспомнилась фреска, в храме на горе Мтацминда, в Тбилиси, поразившая своей реалистичностью, мое детское воображение. Это было изображение головы Иоанна-крестителя на блюде.
    Прошло более полувека, картинку помню, а вот рассказ экскурсовода, как-то стерся из памяти.
    Не могли бы Вы рассказать об этой росписи?

    1. Оксана Копенкина

      Александр, спасибо за комплимент. Я не была в этом храме и эту роспись не видела. Если Вы мне пришлёте ее фото, я, возможно, смогу что-то прокомментировать. В любом случае, это впечатляет, что образ вот так Вам запомнился.

  7. Тамила

    Оксана, огромное Вам спасибо за интересно поданный материал. Упиваюсь.

  8. К сожалению, навряд ли, придется еще побывать в Тбилиси. В интернете, тоже фотографий не удалось найти. Одна надежда на то, что откликнется кто-нибудь из подписчиков Вашего сайта.

    1. Оксана Копенкина

      Да, на стиль искусствоведческих учебников я точно не тяну:)

Добавить комментарий