Фаюмские портреты в Пушкинском музее

Фаюмские портреты в Пушкинском музее

Самые древние из сохранившихся картин на Земле. Фаюмские портреты. Все они были созданы в период I-III вв. нашей эры.

А сейчас их объединяет то, что хранятся они в Пушкинском музее в Москве. Когда-то, в конце XIX века их купил в лавке при Каирском музее учёный и коллекционер Владимир Голенищев. Он один из первых, кто понял всю уникальность этих работ.

Коллекция состоит из 22 портретов (в зале выставлены 16). Немало, учитывая, что осталось их в мире около 900 (сотрудник музея сказала, что вообще не более 300).

Прошу прощения за качество: есть блики. Снимала сама.

Но эта мини-галерея для того, чтобы в первую очередь составить представление о коллекции. Ведь не всегда есть возможность посетить музей.

Но если вдруг планируете в Пушкинский музей, очень рекомендую заглянуть в 6 зал (1 этаж).

Я разместила портреты от самых ранних до самых поздних. Ведь даже с таким количеством работ Вы сможете заметить одну важную закономерность. Об этом читайте в конце галереи.

I век

Фаюмский портрет мужчины.
Фаюмский портрет мужчины. Вторая половина I века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет юноши в золотом венке.
Фаюмский портрет юноши в золотом венке. Конец I века – начало II века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет мужчины с густой черной бородой.
Фаюмский портрет мужчины с густой черной бородой. Конец I века-начало II века. Пушкинский музей, Москва.

Начало II века

 

Фаюмский портрет бородатого атлета
Фаюмский портрет бородатого атлета. Начало II века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет молодой женщины.
Фаюмский портрет молодой женщины. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет подростка.
Фаюмский портрет подростка. Начало II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

II век (середина и вторая половина века)

Фаюмский портрет "офицера".
Фаюмский портрет “офицера”. Первая половина II века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет молодой женщины.
Фаюмский портрет молодой женщины. Середина II века. Пушкинский музей, Москва
Фаюмский портрет юноши.
Фаюмский портрет юноши. II век. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет мужчины в белом плаще
Фаюмский портрет мужчины в белом плаще. Середина II века нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет молодого мужчины.
Фаюмский портрет молодого мужчины. Середина II века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет женщины средний лет.
Фаюмский портрет женщины средний лет. Конец II века – Начало III века. Пушкинский музей, Москва.

III век

Фаюмский портрет женщины с флаконом в руке.
Фаюмский портрет женщины с флаконом в руке. Конец II века – начало III века. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет пожилой женщины
Фаюмский портрет пожилой женщины. III век нашей эры. Пушкинский музей, Москва.
Фаюмский портрет женщины в красной тунике.
Фаюмский портрет женщины в красной тунике. III век нашей эры. Пушкинский музей, Москва.

Обратите внимание, как меняется со временем техника. От реализма и иллюзии объема до схематичности и плоскостности. О причинах таких изменений и полного исчезновения фаюмской живописи к началу IV века я писала в своей статье “Фаюмские портреты”.

А ещё посмотрите, что до середины II века нереалистично большие глаза встречаются реже, чем в конце этого столетия и в следующем, третьем.

Все-таки сначала художники были приезжие, из Римской империи. Поэтому тяготели к реализму.

Но затем постепенно усвоили египетскую традицию писать огромные глаза.

Именно эта традиция потом укоренилась и в христианской римской империи (с IV века). Такими они изображались потом и на иконах.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей