Самые древние из сохранившихся картин на Земле. Фаюмские портреты. Все они были созданы в период I-III вв. нашей эры.
А сейчас их объединяет то, что хранятся они в Пушкинском музее в Москве. Когда-то, в конце XIX века их купил в лавке при Каирском музее учёный и коллекционер Владимир Голенищев. Он один из первых, кто понял всю уникальность этих работ.
Коллекция состоит из 22 портретов (в зале выставлены 16). Немало, учитывая, что осталось их в мире около 900 (сотрудник музея сказала, что вообще не более 300).
Прошу прощения за качество: есть блики. Снимала сама.
Но эта мини-галерея для того, чтобы в первую очередь составить представление о коллекции. Ведь не всегда есть возможность посетить музей.
Но если вдруг планируете в Пушкинский музей, очень рекомендую заглянуть в 6 зал (1 этаж).
Я разместила портреты от самых ранних до самых поздних. Ведь даже с таким количеством работ Вы сможете заметить одну важную закономерность. Об этом читайте в конце галереи.
I век



Начало II века



II век (середина и вторая половина века)






III век



Обратите внимание, как меняется со временем техника. От реализма и иллюзии объема до схематичности и плоскостности. О причинах таких изменений и полного исчезновения фаюмской живописи к началу IV века я писала в своей статье “Фаюмские портреты”.
А ещё посмотрите, что до середины II века нереалистично большие глаза встречаются реже, чем в конце этого столетия и в следующем, третьем.
Все-таки сначала художники были приезжие, из Римской империи. Поэтому тяготели к реализму.
Но затем постепенно усвоили египетскую традицию писать огромные глаза.
Именно эта традиция потом укоренилась и в христианской римской империи (с IV века). Такими они изображались потом и на иконах.