Фаюмские портреты – уникальное явление. Если вы любите живопись, вы не пройдёте мимо них.
Ведь созданы они 2000 лет назад. А по уровню шедевральности не уступают портретам европейским, которые начали создавать в 15 веке. Да-да, 15 веков спустя!
Огромная временная пропасть, которую мы сами создали. Но и сами преодолели.
Немного истории. Корни фаюмского портрета
Так как этот феномен возник?
На самом деле ещё древние греки занимались живописью. Вот только почти ничего из их творений не сохранилось. По пальцам пересчитать оставшиеся росписи.
Одна из них сохранилась в гробнице Казанлыка. Очевидно, что греки уже в 4 в. до н.э. знали, как создать объемное изображение с помощью светотени и тонких цветовых переходов.

Посмотрите, насколько реалистичны кони. И как проработан рисунок мужчины, с четким разделением на светлые и темные участки.
Конечно, занятие живописью у греков переняли римляне. Достаточно посмотреть на эту фреску, на которой женщина-художник создаёт картину. На холсте!

Рим завоевал Египет незадолго до рождения Христа. На его территории обосновалась римская аристократия. А вместе с ней и многие традиции. Римская одежда, римские прически … и живопись.
Но римляне не гнушались перенимать и египетские традиции. Посчитав уместными, например, погребальные обряды покорённой страны.
Произошло невероятное сплетение традиций. Погребальный ритуал в виде мумифицирования. Но вместо египетской маски стали создавать портреты. Так началась история фаюмского портрета.
Такие портреты впервые нашли в Фаюме, провинции Египта. Отсюда и пошло название. Но их находили не только там.
В Пушкинском музее хранится погребальная пелена, которая наглядно демонстрирует смешение египетской и греко-римской традиции.

Два бога изображены в египетском стиле, плоскостно и условно. А вот человек, отправляющийся в царство мертвых, мало того, что одет по-римски, ещё и написан совершенно в другом ключе. Объемно и реалистично.
Почему фаюмские портреты так нас поражают
На фаюмских портретах мы видим не придуманных персонажей. А настоящих людей, которые жили 2000 лет назад.
Всего в Египте найдено около 900 таких портретов. И все они уникальны, так как каждый из них – это портрет конкретного человека.
Эти работы притягательны ещё по нескольким причинам.
Повышенная пастозность
Эти портреты очень жизненны. Особенно ранние портреты 1-2 веков нашей эры. В то время их писали в основном восковыми красками.
Поверхность получалась пастозной, мазки были хорошо различимы. Но за счёт этого добавлялась изменчивость образа.
На некоторых работах это особенно заметно, как, например, на портрете «Женщина в голубой накидке».

Этот приём гипертрофированной пастозности 15-20 веков спустя будут использовать европейские художники. Рембрандт, Ван Гог. Они понимали, что густая фактура добавляет жизни, эмоций. Интересно, видели ли они фаюмские портреты?
Асимметричные черты лица
Ещё одна интересная деталь есть у многих фаюмских портретов. Это асимметричность лиц. Это и в самом деле явление вполне обычное, когда один глаз чуть больше другого, например.

Обратите внимание, что у этого мужчины из Бруклинского музея очень даже разные крылья носа. Глаза тоже немного отличаются.
Художник тщательно переносил эти особенности человека на доску. Делал он это сознательно, понимая, что такая ассиметричность делает лицо более живым и объемным.
Портреты НЕ для живых
Ещё есть одна важная особенность у фаюмских портретов. Они создавались для ритуала погребения. С тем, чтобы потом портрет поместить на саркофаг в районе головы.
То есть с самого начала ни художник, ни заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков. Его должны были увидеть лишь боги. Это что-то типа паспорта для прохода в мир иной.

Золотой венок и золотой фон у юноши из Пушкинского музея не для того, чтобы произвести впечатление на других.
И вот это очень важное отличие от привычной нам живописи. Поэтому нас так поражают их глаза. Они понимают, что их ждёт неизбежный конец. Но они верят в вечную жизнь по ту сторону.
Кажется, что смерти они не боятся. Они открыты этому миру. Но немного заранее грустят.
Совсем по-другому мы воспринимаем портреты уже нашего времени. Ведь их создавали не для богов. А для живых людей, потомков.
Поэтому заказчику было важно показать свой социальный статус. И вообще себя во всей красе. И художник волей-неволей приписывал соответствующие черты. В том числе те, которые человеку реальному могли быть вовсе не свойственны.
Поэтому фаюимский портрет нам ближе, чем аристократка Аньоло Бронзино. Или королевская особа кисти великого Ван Дейка.
Слева: Аньоло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской (фрагмент). 1545 г. Галерея Уффици, Флоренция. Справа: Антонис Ван Дейк. Портрет Карла I (фрагмент). 1638 г. Королевский дворец в Варшаве.
Молодость портретируемых
Вам может показаться странным, что на подавляющем большинстве портретов изображены молодые юноши и девушки.
Но нужно понимать, что в то время умирали по нашим меркам рано. Только 25% мужчин доживали до 40 лет. И всего лишь 2 % женщин (из-за высокой смертности во время родов) до этого же возраста!
Поэтому портреты делали в возрасте 15-25 лет, понимая, что конец близок.
Встречаются и детские портреты. Скорее всего, они создавались уже после смерти ребёнка.

Встречается немного портретов людей за 40. Возможно, это люди, которые смогли себе позволить портрет только в зрелом возрасте. По материальным соображениям.

Ведь портреты могли заказать только аристократы и зажиточные представители среднего класса. Поэтому мы часто видим на них дорогие украшения.
А как же все остальные? 95-98 % населения имели после смерти лишь деревянные маски. Однотипные и продающиеся за небольшую плату в соседней лавке.
Огромные глаза

У многих портретируемых глаза явно увеличены. Эта тенденция начинается со II века нашей эры. До этого, как правило, люди изображались с глазами адекватного размера. Очевидно, что это влияние египетской культуры.
Египтяне верили, что душа выходит изо рта. Но возвращается она через глаза. А вернуться в мумию она может в любой момент. Поэтому и до прихода римлян у саркофагов всегда была маска с большими глазами.
Все ли фаюмские портреты – шедевры ?
Самые главные шедевры римского Египта относятся к I-II векам нашей эры. Одним из самых значительных считается портрет Алины.
Ее портрет на саркофаге с мумией был найден в общем погребении. На момент смерти ей было 35 лет. С ней же были похоронены две её дочери. Видимо какая-то одна общая болезнь свела их в могилу.

Такие подробности мы знаем лишь потому, что мумии Алины и её дочерей нашли ученые. Большинство же фаюмских портретов были выкуплены археологами у расхитителей гробниц. Которые без сожаления выбрасывали из саркофагов таблички с именами, родом занятий и возрастом умершего.
Но помимо её истории особенно интересен сам портрет Алины. Если не знать о нем ничего, вы можете подумать, что написан он в веке 19. Настолько он реалистичен.
А вот этот портрет знатной женщины поражает своей выразительностью. Такому бы сочетанию цветов могли позавидовать и импрессионисты.

Посмотрите, насколько цвет её глаз и губ вторит цвету туники. А с каким вкусом подобраны украшения, несмотря на их изобилие.
Есть среди фаюмских портретов и очень посредственные работы. Понятно, что уровень художников был разный.
Вот два портрета, написанные в одной технике и примерно в одно время. Тот, что слева написан более посредственным художником, нежели второй.
Слева: Женщина с красным ожерельем. 100-150 гг.н.э. Художественный музей Милуоки, США. Справа: Женщина с сережками. 120-140 гг.н.э. Художественный музей Гарварда, США
Со временем техника написания портретов изменяется. Восковые краски постепенно заменяются темперой (смесь пигментов с яичным желтком или водой).
Такими красками изображение создаётся быстро и изменения в него вносить нельзя. Поэтому портрет получается более плоский и схематичный.

Да и в целом к 4 веку н.э. наступает упадок живописи. С распространением в Египте христианства отмирают ритуальные традиции. А с ними и фаюмский портрет.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Исчез ли фаюмский портрет бесследно?
Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.
Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.
Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.
Слева: Фаюмский портрет молодой женщины. II в.н.э. Лувр, Париж. Справа: Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.
Эти люди, сами того не ведая, сохранили себя для потомков. На целых 20 веков. И продолжат жить дальше. Они превратили мгновение в вечное.
А разве наши фото на электронных и бумажных носителях сохранятся так долго? Что увидят наши потомки через 2000 лет?
Боюсь, что ничего. Мгновение так и останется мгновением.
Очень рекомендую посмотреть мою небольшую статью “Фаюмские портреты в Пушкинском музее”. Возможно, для Вас станет открытием, что в Москве хранится уникальная коллекция самых древних картин на Земле.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Большое Вам СПАСИБО!
Словно открылась таинственная дверь,о существовании которой я и не подозревала !!! С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Евгения.
Евгения, пожалуйста, какая красивая метафора!
Мне кажется что одежда и прически на картине, Женщина, рисующая картину, напоминают не сколько римские, сколько индийские. Портрет юноши, что называется – не от мира сего. Это иллюстрация к суфийской притче о царе, за которым пришла смерть, а он не готов оставить царство и пр., и смерть предлагает найти того кто может его заменить. Вызывается младший сын, и говорит что если отец, прожив долгую жизнь, не насытился жизнью, (и прочее) то насытиться ей нельзя, а он достаточно узнал о жизни и без печали может уйти. Я была поражена притчей, так же как сейчас глазами юноши. Множество раз была в Музее, но эту картину не видела. Видела Джоконду, и без труда представляю улыбку, обращённую ко мне запечатленную навсегда, хотя смотрели на неё идя не останавливаясь, как в мавзолее, простояв почти сутки в очереди.
Портрет Алины. Не знаю, кто и что может соперничать с этим портретом, разве Женщина Николая Алексеевича Некрасовская, только взгляда царицы будто нет, тут что то другое (Есть женщины в русских селеньях/С спокойною важностью лиц,/С красивою силой в движеньях,/С походкой, со взглядом цариц,) Женщина в красной тунике смотрит как бы в своё отражение в себе же. Надо долго искать в себе какие-то глубокие цельные чувства, чтобы научиться понимать эти глаза. В них то, чего во мне нет, потому что моя рабская психология боится показать себя в истине. Как портрет Дориана Грея.
Я не болтушка, но так много эмоций, а собеседников нет.
Оксана, огромное спасибо за Ваши уроки. Мне повезло, что я наткнулась на Вашу статью о Михаиле Врубеле. Получила удовольствие! Ещё раз спасибо!
Пожалуйста!
Огромное спасибо, Оксана, за Ваши уроки! Они замечательные во всех отношениях!
Татьяна, спасибо Вам!
Оксана, какое же это счастье, что я наткнулась на одну из Ваших статей! Подписалась, начну получать удовольствие и заниматься самообразованием. Здоровья Вам и душевного покоя!!!
Татьяна, добро пожаловать!
Спасибо боьшое! Очень интересно, доступно, особенно для тех, кто не занимается живописью профессионально. К сожалению, не всегда есть возможность сразу прочитать материал и отвечать.
Нина, пожалуйста! Очень надеюсь, что курс Вам понравился!
Оксана, спасибо Вам огромное за такой материал, все структурировано, легко читается, и так интересно!!!! Очень рада, что нашла Вас! К сожалению, не каждый день могу прочитать очередное письмо, потом наверстываю, в этом случае не знаю, как быть с ответами на задания? Их все равно вам присылать? Или должна быть какая-то последовательность (Вы письмо-я обязательно ответ)?
В любом случае, спасибо Вам за такой материал!
Анастасия, прошу прощения, что долго не отвечала. Скорее всего, Вы уже прошли весь курс. Но на будущее: на Ваше усмотрение. Если Вам проще работать в своём темпе, то можете не отправлять ответе. Но я знаю, что кому-то важна обратная связь по заданиям, чтобы держать темп и пройти весь курс до конца. А финал не разочарует, поверьте;)
Оксана, я просто счастлива, что наконец то нашла то, что долго и безуспешно искала – Ваш цикл уроков по истории живописи. Он безуперчен! Интересно, информативно, познавательно,профессионально и так доступно! Просто невероятно!
Елена, очень рада! Приятного обучения!
Статья чудесная! Мне показалось, что на фаюмских портретах не только глаза увеличены, но и уши и возможно по причине того, что “больше смотри и слушай и меньше говори”. Вы пишите, что портреты писались как бы для Богов и что по их лицам не скажешь, что модели боятся смерти, то скорей всего, во время написания портретов еще не была утеряна вера бессмертие человеческой души и то, что наши души есть искры души Творца. Скорей всего тогда еще не забыли, что со смертью только продолжается путешествие души, которое здесь на Земле устроено для того, чтобы душа смогла отработать свою карму, чтобы подняться на следующий уровень развития, то есть знали, что Земля – есть школа и материальная жизнь души здесь – обучение. Ведь мы знаем из рассказов свидетелей жизни в древнем Египте, что духовный уровень людей в то время был во много раз богаче нынешних. Сравнивать, конечно, смешно. Не знала о существовании фаюмских портретов, но благодаря Вам, узнав о них, смогла соединить еще несколько точек в паззле скрытой истории человечества. Спасибо огромное!
Да, тогда отношение к смерти было несколько другим. И портреты писались ещё при жизни, когда грубо говоря человек ещё не собирался умирать
Оксана, благодарю Вас за такой интересный и очень качественно поданный материал, Вас несомненно приятно читать!
Спасибо!
Почему фаюмский портрет, как ритуал, стал исчезать в то время? Потому, что на его смену пришёл другой ритуал. Молитва. Я так думаю, после прочтения “Камо грядеши” Сенкевича.
Мария, Вы мыслите в верном направлении. Постепенно христианство «отменило» такие ритуалы.
Beautiful portrait
Absolutely agree!
Здравствуйте, Оксана! Спасибо. Очень редко икусствоведы передают информацию так достойно, без навязывания эмоций.
Вопрос совсем не по теме. Фаюмские портреты стали самым сильным культурным шоком с подросткового возраста. Второй раз такой шок испытала, когда увидела в галерее Фрик небольшие восточные эмали с портретами. Они странным образом перекликаются а фаюмскими. Никакой информации про них не нашла, английский только учу.
Может быть, вам что-то о них известно?
Еще раз большое спасибо.
Анна.
Спасибо, впервые узнала от Вас о фаюмских портретах. Это поразительно!
Да, они невероятны!
Честно говоря, поражена! Фюимские портреты ни чем не уступают мастерству импрессионистов, тот же стиль и эмоции.
Юлия, да, когда смотришь на Фаюмские портреты, понимаешь, что нет никакой эволюции в искусстве. Все зависит только от запроса общества и исторического контекста.
Оксана, здравствуйте! Чудесное изложение материала, с удовольствием и интересом прочла статью, отметила для себя музеи, в которых хотела бы живьем увидеть фаюмские портреты, начну с Пушкинского. С нетерпением буду ждать следующего урока. Здоровья и процветания!
Ольга, какая же классная цель! И главное масштабная (ведь фаюмские портреты хранятся почти во всех крупных музеях мира)
Какие замечательные уроки! Очень интересно! Огромное спасибо )
Анна, пожалуйста!
Оксана, спасибо Вам! Очень познавательно и интересно!
Пожалуйста!
Здравствуйте,Оксана! Я впервые увидела фаюмские портреты из коллекции Пушкинского музея в 1980 году. Глаза этих портретов – впечатление на всю жизнь. Пару месяцев назад, прослушав онлайн лекцию сотрудника Эрмитажа, ужасно захотела взглянуть на эти портреты. Набрала запрос и познакомилась с вашей статьёй, узнала о вашем блоге и подписалась на рассылку ваших писем. Спасибо вам. Такое счастливое обретение знаний по живописи, собранных с любовью и любезно предоставленных всем интересующимся. Тон ваших писем замечателен – письма дышат добросердечием. Желаю вам миллион подписчиков. И я буду читать и перечитывать ваши письма и статьи. С уважением к вам, вашему труду.
Алла, спасибо огромное за доверие и тёплые слова!
Оксана , спасибо большое за полученное удовольствие от Вашего рассказа о фаюмских портретах. Они для меня – открытие. На вопрос о портрете Алины , первое, что интуитивно пришло на ум – это – из раскопок Помпеи, но подумала, что портрет вряд ли сохранился бы в тех условиях. Поэтому , ответила 18 – 19 века, и ошиблась , потому что совершенно ничего не знала про фаюмские портреты. Благодарю Вас , что открываете тайники человеческого творчества и просвещаете нас. Жду продолжения.
Да, с удовольствием теми открытиями, которые сама когда-то сделала для себя. Фаюмские портреты, конечно, удивительное явление. Очень рада, что Вам понравилась и статья, и урок из Путеводителя по истории живописи. Приятного дальнейшего обучения!
Интересно.спасибо
Оксана, безграничное спасибо! Захватывающее, лаконичное изложение надолго задерживает внимание и невозможно остановиться!
Галина, спасибо за такую высокую оценку!
Оксана, случайно попала на Вашу статью. прочитала и подписалась на уроки! Читаю залпом, переходя по ссылкам, не замечая времени! Вы делаете уникальную работу! Я не художник, но есть необходимость разбираться в живописи, и лучше делать это системно! По Вашим урокам это делать очень интересно, т.к. написано не много, но достаточно обзорно, увлекательно, т.к. есть ссылки на другие статьи, где можно познакомиться с упоминаемым материалом, и очень нравится задание-загадка в конце урока, это только разжигает любопытство и интерес читать и изучать живопись дальше вместе с Вами! Спасибо огромное!!!
Я в первый раз оставила комментарий,и была невнимательна,не заполнила данные о себе.Сейчас исправляю ошибку.)
Имени и почты достаточно. Имя видят другие читатели. А вот почту никто не видит, кроме меня (автора).
Спасибо! Я ,конечно,слышала о фаюмских портретах,но в первый раз читаю такое подробное описание.И само изложение материала очень понравилось – просто и понятно.
Спасибо! Очень рада
Hi
Very nice post. I like. I am so happy. Good arts.
Thank you
Вот как античные люди умели рисовать, долго не зная этого! Я тоже в восторге от этих прекрасных портретов! Сохранились-то как!
Александра, да, нам очень повезло, что эти портреты сохранились и дошли до нас. Хотя бы какое-то представление у нас есть об античной живописи.
Пингбэк: ГМИИ им А.С.Пушкина. The Pushkin State Museum of Fine Arts | 1001bookmark
Ваши уроки – это нечто сказочное, очень легкое в прочтении и увлекательное по содержанию! Читаешь и погружаешься в ту эпоху, о которой идёт речь! Очень рада, что именно благодаря вам развиваюсь и изучаю это направление искусства!
Татьяна, спасибо огромное за такие приятные слова! Для меня это так важно, что мои тексты дают толчок к дальнейшему погружению в тему искусства!
Оксана, спасибо огромное за ваш урок! Прямо открытие! Такие чудесные портреты! Читала с огромным удовольствием.
Елена, пожалуйста!
Дорогая Оксана, огромное СПАСИБО. Люблю посещать музеи, подолгу стоять у понравившихся картин, читать о жизни художников, но того, что даёте Вы, не встречала в тех книгах. Вероятно, Ваши глубокие знания и любовь к живописи, дают такой интересный формат для нашего просвещения. В ближайшее время пойду в Пушкинский музей, хочу увидеть фаюмские портреты. Ваше изложение информации очень интересно и доходчиво. Самая сердечная благодарность и пожелания крепкого здоровья. Выпускаете ли Вы книги со своими статьями?
Тамила, спасибо огромное за такой искренний отзыв! Приятного Вам посещения музея!
Оксана, искренне благодарю за вашу серию уроков об искусстве, полный восторг, Фаюмские портреты завораживают, лёгкое прикосновение к людям, давно ушедшим, начинаешь фантазировать кто они были, а глаза-это потрясающе, Ваши знания и умение проговаривать и доносить их до слушателя, достойны высшей похвалы, спасибо Вам огромное, Татьяна
Татьяна, пожалуйста! Очень рада, что Вам нравятся мои тексты! Да, фаюмские портреты невероятны, полностью согласна.
спасибо, было очень интересно
Пожалуйста!
Спасибо большое !!!и за тест отдельное спасибо!!!
Пожалуйста!
Оксана, благодарю от души за возможность узнать о волшебных работах древних мастеров. Не слышала раньше о фаюмских портретах. Сама предположила, что портрет Алины написан в 15 веке. В голове не укладывается, что ему 2000лет. В период самоизоляции ваша работа просто как воздух. Давно хотела больше знать о живописи.
Действительно, поразительно глубокий взгляд больших глаз. Просто в душу смотрят.
Ольга, очень рада, что у Вас так много открытий. А сколько ещё впереди! Приятного Вам дальнейшего погружения в мир искусства)
Спасибо, Оксана, за щедрость – красивый материал, качественный текст.
Пожалуйста!
Спасибо. О сложном простым языком. Понятно и увлекательно. Читаем вместе с восьмилетней дочкой. Ребенку интересно!
Очень рада!
Очень рада, что нашла ваш сайт, все интересно и доступным языком описано, благодарю за ваш труд, Оксана!
Пожалуйста!
Спасибо большое за урок! Это удивительно, я думала что довольно много знаю про искусство и его сторию, но теперь мне уже кажется что это не так. Мне вспоминаются женщины художники которые не имели права быть таковыми даже в 19 веке! А тут женщина художник пишет портрет на холсте. Это удивительно
Мария, очень рада, что по-прежнему делаете для себя открытия! Да, согласна, античные женщины были более свободны в выборе профессии. Как же здорово, что в наше время — тоже!
Вас можно поздравить!) Большое спасибо.
Спасибо Вам!
Дорогая Оксана, огромное спасибо за эту потрясающую статью. Читается легко, просто, интресно и доступно, в том числе таким людям, вроде меня, кто только начал интересоваться живописью. Я случайно попала на Ваш сайт, когда искала информацию о музее Прадо. С огромным интересом просмотрела и прочитала несколько статей,- у Вас прекрасный язык и глубокие познания! Я рада, что прочла далеко не всё на вашем сайте,а это значит, что у меня впереди много интересных открытий.
Очень рада, что Вам понравились мои тексты! Приятного Вам дальнейшего погружения в мир живописи.
Оксана, благодарю Вас за такую проделанную работу, столько интересной информации, доступным и в тоже время лаконичным языком, ничего лишнего, но всё понятно! Для меня Фаюмская живопись, это просто откровение. Спасибо Вам!!!
Огромное спасибо за рассказ о фаюмском портрете . Я не слышала раньше ничего подобного ..меня поразила эта история и эти портреты !! Эта фантастика … Спасибо !!!
Оксана, огромное Вам спасибо. Была во многих музеях мира, очень люблю фаюмские портреты, но вы все собрали в кучку и заставили посмотреть на них с другой стороны. Теперь обязательно съезжу в Пушаинский!
Спасибо большое за фаюмские портреты. К стыду никогда не слышал о них. Минус экскурсоводам в музеях и галереях, не акцентировали на них ни разу. Вам огромный плюс за интересный рассказ.
Сергей, пожалуйста! да, я тоже удивляюсь всегда, почему в музеях им так мало внимания уделяют. А ведь они есть почти в каждом крупном музее. В России есть в Пушкинском.
Дорогая Оксана!Спасибо за прекрасный урок,фаюмская живопись потрясла и удивила,для меня это открытие.Я интересуюсь живописью,но мои знания разрозненны,ваши уроки,это ценная находка!
Да, фаюмские портреты удивительны!
Оксана!!я вам очень благодарна за прекрасный материал.Вот теперь понятна наша русская икона.Мне не могли ответить на вопрос: почему наша икона отличается от западно, и вы так просто дали ответ. Мне сложно теперь посещать музеи, но читая ваши статьи я снова приобщилась к жизни. У
О как я рада! Главное, не останавливайтесь)
Здорово! Это тот редкий случай, когда простота и ясность соседствуют с глубиной. Спасибо Вам огромное, Оксана! Вы большая умница.
Спасибо за такие слова!
Текст великолепен. У Вас редкое умение: сочетать ясность и глубину. Спасибо также за подбор качественных иллюстраций.
Александр, спасибо ещё раз!
Хочу поздравить Вас, Оксана! Вы – гений! Спасибо огромное за Ваше фантастическое деяние по вызволению шедевров из недр истории искусства! Я вспомнил Пушкина, да простят мне критики-филологи эту замену слова:
Посвящено Вашим протеже:
Во глубине фаюмских спуд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Владимир, спасибо за такой невероятный отзыв!
Безумно интересно! Вы так понятно, но увлекающе пишете! Все запоминается, пересказываю друзьям всегда. Спасибо вам большое!
Ксения, не за что!
Очень понятно и доходчиво. Спасибо автору за интересный очерк.Я думаю,что русская парсуна имеет корни в фаюмском портрете.
Пожалуйста! Парсуна — переходный этап между иконой и светским портретом. В иконах – живет наследие фаюмских портретов. А значит, в парсуне – тоже.
Огромное спасибо, дорогая Оксана! Благодаря Вам окунулась в мир иной, неизведанный и таинственный, вместе с тем прекрасный! До этого ничего не знала о фаюмских портретах. Это настоящее открытие! Успехов Вам, здоровья, радости и новых открытий!
Елена, да, фаюмские портреты просто поражают.
Дорогая Оксана, ваш энтузиазм в познании живописи заразителен.
Большое спасибо!
Пожалуйста!
Спасибо. Очень – очень интересно
Марго, пожалуйста!
Оксана, здравствуйте.Статья о Фаюмских портретах замечательная Она послужила для меня началом четырехчасового марафона, когда я снова и снова читала разные источники, не переставая быть в состоянии восторга.Хочу сказать и о другом.Два года назад,собираясь в Париж,я впервые прочитала Вашу статью. Сейчас уже не помню, о ком она была. С тех пор я прочитала все,
что Вы написали и многое другое. Если бы не Ваша чудесная манера подачи информации: правдивая, но теплая, с интересными живыми историями, но без “желтизны”, я бы не узнала чувства счастья от прикосновения с великим миром живописи.
Спасибо Вам за радость этого познания !
Наталья, какие же приятные слова! Спасибо за такой искренний отзыв о моей работе!
Большое спасибо за статью,Оксана. Я всегда думала, глядя на иконы, откуда взялись такие глаза. Картины удивительные и восхитительные. Спасибо за Вашу работу. Я просто зритель. Не художник. Но прекрасное не может не восхищать.
Пожалуйста
Очень интересная статья, написанная с любовью к живописи. Большое спасибо!
Мария, пожалуйста!
Дорогая Оксана, это было безумно интересно, не шаблонно и самобытно! Я вторые сутки не вылезаю из Вашего блога) Тема фаюмских портретов редко поднимается в широких источниках, если ее прицельно не искать, а размышления на тему вечности это настоящая вишенка на торте! Спасибо!!
Диана, пожалуйста! Спасибо за такой прекрасный отзыв!
Спасибо огромное, Оксана за прекрасную статью о фаюмских портретах.Они потрясают своей достоверностью. от них просто невозможно оторвать взгляд.Подача материала великолепна- КРАСОЧНО И ЛАКОНИЧНО !
Большое спасибо. Интересно, живо и лаконично. Постараюсь заинтересовать внуков-школьников красочностью иллюстраций и краткостью текста. Спасибо!
Пожалуйста! Да, детей не так просто заинтересовать), надеюсь мои тексты Вам помогут).
Всегда с нетерпением жду новых страниц « Дневника». Неописуемое удовольствие от встречи с ПРЕКРАСНЫМ. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Нелли, пожалуйста!
Спасибо!
Спасибо, Оксана! Сколько смотрю – столько удивляюсь! Очень интересная статья.
Ирина, да, я тоже уже давно заворожена этими портретами
Доброе утро, Оксана! Да, преподаю на художественном отделении ДШИ. Очень много интересного материала на разных сайтах – было бы время читать)Вчера прошла Ваш тест про Ван Гога-7 из 10! Такой маленький экзамен, встряска мозгов! Большое спасибо.
Светлана, спасибо за ответ! По тесту: это отличный результат! Мои тесты каверзные ☺️.
Здравствуйте, Оксана! Большое спасибо за статью, с удовольствием читала и смотрела. Сейчас с ребятами начали изучать Византию, коснулись фаюмских портретов, как первоисточников иконописи. Спасибо, очень интересно
Пожалуйста! Как здорово! А нам в школе о фаюмских портретах не рассказывали вроде. Узнала о них уже в зрелом возрасте. Или у Вас обучение с уклоном? Спасибо за отзыв!
Согласна, она – прекрасна. И глаза выражают эмоцию, это сильно
Это просто волшебно! Это безумно красиво и ново. Я… да, я очень на самом деле далека от живописи, к сожалению, но всё же никогда, даже краем уха не слыхала об этих портретах. А юноша на золотом фоне – невероятно прекрасен. Позвольте его утащить в свою галерею… конечно же с ссылками на источник.
Да, конечно, берите)). Я ведь сама взяла из открытого источника. Юноша этот хранится в Пушкинском. Если Вы из Москвы, можете сходить посмотреть вживую. Я сама ими не могла налюбоваться. Поэтому статью долго писала – часов 8 чистого времени))
Нет, я не из Москвы, но было бы очень здорово увидеть такую красоту собственными глазами. Кажется, этот юноша покорил моё сердце =)
Да, некоторые работы могут особенно поражать! Гениально написаны. Я вот в восторге от портрета женщины в красной тунике.
Огромное спасибо за такой прекрасный рассказ-показ об истории живописи портретного жанра 2000лет назад н.э.,фаюмской живописи.Какой богатейший подарок для меня ,обожающей портретную живопись.!
Valeria, пожалуйста! Очень рада, что Вам понравилось. Я очень старалась написать о фаюмских портретах максимально интересно и понятно, так как в интернете на русском языке сейчас о них не так много информации.
вот бы вы еще что нибудь написали!!!!
Светлана, Вы имеете в виду о фаюмских портретах? Иногда пишу посты в соц сетях о них. И одно письмо в рассылке об истории Живописи им тоже посвящаю. Если Вы подпишитесь на рассылку, то получите эти письма.
как подписаться на рассылку????
Светлана, под каждой статьей есть форма для подписки на рассылку моих писем об истории живописи. Но вижу, что Вы уже подписались. Надеюсь, письма Вам понравятся!