Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать

Сравнение голландской и фламандской живописи

В конце XVI века некогда единые Нидерланды были поделены на две части. Одна из них стала протестантской Голландией с запретом на изображение святых.

А Фландрия (южная часть Нидерландов) осталась под управлением Испании. И в этой части остался католицизм и любовь к религиозным сюжетам.

Конечно, это очень сказалось на живописи. В этом явлении живописного раскола нам поможет разобраться работы с выставки «Золотой XVII век». Она проходила в галерее «Центр Искусств. Москва». Большую часть этих картин по-прежнему можно посмотреть в этом выставочном пространстве.

Итак, давайте сравним картины голландских и фламандских художников и найдем сходства и различия в их работах.

Кстати, это разделение страны вот так видели фламандцы.

Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения
Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения. Начало XVII века. Частная коллекция.

На этой картине Франкен Младший показывает ученых мужей Фландрии в окружении произведений искусства. А справа голландцы представлены в виде  ослиноголовых созданий. Один из них разбивает скульптуру, другой – музыкальный инструмент. А третий лезет за факелом с намерением сжечь книги.

Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения (деталь)

Художник описывает вот таким образом иконоборческое восстание протестантов в 1566 году. Когда было сожжено немало произведений искусства в католических церквях.

Итак, раскол произошел. Теперь посмотрим, как это сказалось на живописи.

Трехцветка

Фламандцы использовали трёхцветку, следуя традициям Ренессанса XVI века. На многих картинах предыдущего века мы часто видим яркие пятна желтой, красной и синей краски. Этот прием мы найдем и у фламандца.

Франс Франкен Младший и Абрахам Говардс. Пир Богов с триумфом Посейдона и Амфитриты.
Франс Франкен Младший и Абрахам Говардс. Пир Богов с триумфом Посейдона и Амфитриты. Начало XVII века. Частная коллекция.

Прямо посередине полотна нам бросаются в глаза одежды синего, красного и желтого цветов.

Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать

Это и есть та самая трёхцветка.

У голландцев мы таких ярких красок не увидим. Все оттенки приглушённые.

Исаак ван Остаде. Зимний пейзаж с катанием на коньках у городской стены
Исаак ван Остаде. Зимний пейзаж с катанием на коньках у городской стены. 1641. Частная коллекция.

Ещё существует такое понятие, как пейзажная трёхцветка. И опять же фламандцы ее использовали. Это когда передний план изображён с помощью желто-коричневых цветов, средний план с помощью зелёных оттенков, а дальний – синих.

Голландцы же от такой традиции чаще отказывались. Если сравнить ранее рассмотренные работы, это различие хорошо заметно.

Слева: фламандская живопись. Справа: голландская живопись
Слева: фламандская живопись. Справа: голландская живопись

Линия горизонта

Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.

На выставке «Золотой XVII век» можно было найти ещё вот такую интересную работу с Христом-садовником.

Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник)
Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник). 1640-е. Частная коллекция.

Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.

Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.

Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.

Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.

Но классическую пейзажную трёхцветку мы тут все же наблюдаем. Охристые оттенки земли на переднем плане, много зеленого на среднем и голубой — на дальнем.

Также мы видим довольно высокий горизонт.

И обратите внимание ещё на одну особенность колорита.

Такое цветовое решение называется локальным. Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета.

Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать

Однако голландцы понимали, что свет может быть в реальности очень разным, а значит по-разному влиять на цвет. И одними из первых в мире, вслед за поздним Тицианом и Тинторетто, начали использовать так называемый тональный колорит. Это когда изображается реалистичный свет, особенным образом влияющий на цвет объектов и фигур.

Так, у голландца Моленара мы видим пасмурную погоду и рассеянный слабый свет. Фигуры людей местами очень затемнены. И речь вообще не идёт об идеальном освещении каждой фигуры.

Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках
Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках. Середина XVII века. Частная коллекция.

Наоборот, создаётся впечатление, что пространство и фигуры образуют единое целое, как будто все обволокло серо-свинцовым цветом. И даже красные детали одежды в таком освещении выглядят коричневыми.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Сюжет и степень роскоши

Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.

Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана
Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана. 1630-е. Частная коллекция.

А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.

Симон Кик. Курильщик в таверне
Симон Кик. Курильщик в таверне. 1640-е. Частная коллекция.

Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена.

Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент)
Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция.

Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.

А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.

Маттеус Адольф Моланус. Деревенский пейзаж.
Маттеус Адольф Моланус. Деревенский пейзаж. Вторая четверть XVII века. Частная коллекция.

Самый простой способ отличить фламандца от голландца

Существует очень простой способ понять, кто перед Вами: фламандец или голландец. Смотрите на таблички у картин. Если на них указан город, в котором родился и умер художник, то задача решена.

Ссылка на бесплатный курс

Фламандские художники работали в Антверпене. Да, именно в этом городе жили почти все великие мастера-фламандцы. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк (до отъезда в Англию). И те художники, которых мы уже упоминали в этой статье. Братья Франс и Иероним Франкены Младшие, Ян Брейгель Младший (внук Питера Брейгеля Старшего) и другие.

А вот голландцы работали в разных городах. И у них было несколько школ. Ян Вермеер работал в Делфте. А Рембрандт в Амстердаме. Там же жил упомянутый в статье Симон Кик. А вот Остаде и Моленар творили в Харлеме.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

39 комментариев к “Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать”

  1. Оксана

    Не очень поняла про религиозные сюжеты: Рембрандт был голландцем и написал много библейских картин, разве нет?

    1. Оксана Копенкина

      Оксана, спасибо за вопрос! Вы очень наблюдательны! Действительно, некая несостыковка. Возможно (надо проверить) эти заказчики были из Фландрии. А они как раз могли заказать подобные работы с библейскими сюжетами

  2. Светлана

    Хочется поблагодарить за анонс картин. Благодаря углублению Оксаны Копенкиной в раскол между фламандской и голландской живописью, побывала в Центре искусств на Волхонке дом 15, Москва на выставке с представленными в статье картинами. Очень интересная экспозиция и не менее впечатляющая достоверностью голландского быта ХVII века и религиозными сюжетами выставка. Конечно, в оригинале сюжеты картин фламандской и голландской школ смотрятся иначе: живее, достоверней, колоритней, что лишь снабжает дополнительным плюсом сказанное в статье. Спасибо.

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, как здорово, что Вам удалось побывать на выставке! И спасибо, что поделились впечатлениями!

  3. Елена Загородняя

    Здравствуйте, почему-то не смогла разобраться, как оставить отдельный комментарий под статьёй. Спасибо за интересный и понятный рассказ! Всегда с удовольствием читаю ваши публикации! Однако у меня возник вопрос: если Рембрант относится к голландской протестантской школе живописи, то как в его творчестве могли существовать в таком количестве религиозные мотивы: начиная со всем известного “Возвращения блудного сына” и заканчивая прямым изображением Христа, причём, неоднократно. Разве эти сюжеты не являлись прямым нарушением запрета на изображение святых?

    1. Оксана Копенкина

      Елена, отличный вопрос! К XVII веку уже запреты не были такими строгими. Особенно если картина писалась для заказчика-католика. Что касается Блудного Сына, то эту картина Рембрандт писал для себя.

  4. Татьяна

    Это просто прекрасно, Оксана, как вы наполняете своих читателей и учеников! Всегда очень жду новые статьи и читаю с большим интересом! Желаю вам в Новом году новых вершин, вдохновения и истинного удовольствия от вашей деятельности!

  5. Ольга Асочакова

    Оксана! Всегда с интересом читаю Ваши увлекательные статьи! Благодарю! Желаю здоровья и радости!

  6. В пятом классе коллекционировала марки серии “Искусство”, которые покупала в газетном киоске провинциального городка. В альбоме выделила “полочку” для Рубенса и для Рембрандта, чьи маленькие репродукции особенно притягивали, завораживали, будоражили воображение, манили стать участником действ загадочных сюжетов… Как это часто бывает, одни увлечения сменились другими. В Эрмитаж попала уже через много лет. Предвкушение  чего-то волшебного скрасило ожидание в предлинной очереди. Не спеша переходила из зала в зал, и вдруг – ах! Из распахнутых дверей на меня устремился поток света, радости, праздника жизни, неповторимого колорита! Это был зал фламандской живописи… И так интересно, Оксана, что в Вашей замечательной статье, лет эдак через 45, вдруг нахожу ответы на свои детские вопросы-эмоции, тогда даже толком не сформулированные : почему те “полочки” в альбоме были такие разные и почему всё-таки ближе был Рубенс? Спасибо Вам, это здорово!
         И спасибо Вам большое за Ваш труд, за статьи, за вопросы читателю! Всегда очень интересно, понятно, познавательно! С наступающим Новым годом! Здоровья и вдохновения!
        

    1. Оксана Копенкина

      Мария, спасибо, что поделились! И Вас с наступающим! Прекрасного настроения!

  7. Оксана, дорогая! Какая вы молодец! Всегда вовремя: как только возникает какая-нибудь интересная выставка , стараетесь заинтересовать, заинтриговать интересной выкладкой материала! Спасибо за ваши знания, ваш энтузиазм, за вашу заинтересованность !

    1. Оксана Копенкина

      Людмила, очень рада, что Вам нравится мой подход! Спасибо Вам за доверие и интерес!

  8. Дорогая Оксана!Всегда с нетерпением жду и с удовольствием читаю ваши рассказы.Очень позновательно и профессионально.Большое спасибо.

  9. Елена Желтухина

    Всегда узнаешь что-то новое из ваших рассказов – спасибо огромное!

  10. Kirina Svetlana

    Спасибо, Оксана! К сожалению, Вашу статью прочитала только сегодня, а в Нидерландах была лет 8 назад, много чего не знала. Религиозный раскол затронул не только Нидерланды, но и Великобританию, много живописи было уничтожено во “имя идеи”. Фанатизм – страшная вещь. Вроде бы протестанцы проповедуют разумные вещи, за дело критикуют католиков, НО! Сколько людей погибло за эту “идею”, сколько всего уничтожено… Никогда не задумывалась о разнице в живописи Рубенса и Рембрандта с этой точки зрения. Непременно схожу на Выставку. Была на этой площадке несколько раз, не всегда нравится организация, не всегда достаточно информативно выстроен вернисаж. Пока билеты на Врубеля, получила, наконец код. Впереди каникулы, надо многое успеть – посмотреть, увидеть, услышать! Успеха! Жду писем, статей, курсов…

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, да, согласна, вера без любви равно фанатизм. И вне зависимости от конфессии, он страшен всегда. А сколько книг и картин сожгли под влиянием фанатика Савонаролы… за 70 лет до восстания в Нидерландах. Галерея «Центр Искусств. Москва» мне очень понравилась (это не реклама:). Но может потому что мы были там почти одни. Еле слышные звуки чаек и волн в зале Айвазовского. Письмо Александра I с поздравлением с Рождеством. Скульптура Эдгара Дега. Такая возможность посмотреть уникальные работы из частных коллекций в необычном оформлении!

  11. Татьяна

    Спасибо за статью! Читается на одном дыхании. Все понятно и при этом не скучно

  12. Татьяна

    Спасибо!
    Отличная и очень полезная статья. Вы умеете просто и доходчиво разложить всё по полочкам.
    Мне было интересно

  13. Спасибо за статьи!
    А почему на картине Венера и Зевс стены здания не вертикальны?

    1. Оксана Копенкина

      Наталья, не совсем поняла, что Вы имеете в виду? Вроде стены вертикально стоят…

  14. Черепахин Сергей

    Уважаемая Оксана! Спасибо за замечательную статью. С уважение Черепахин Сергей.

  15. Елена Винокурова

    Спасибо, Оксана!! Как всегда – всё чётко, доступно и информативно. Вы дарите нам не только знания, но частичку себя вместе с ними.. не останавливайтесь!!! )

  16. Екатерина

    События XVII века в Голландии и Фландрии подарили миру выдающиеся имена и новый взгляд на развитие тенденций мировой живописи. В искусстве Фландрии смешались отчасти черты испанского искусства и Итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями, что сформировало фламандское барокко – жизнерадостное, материально-чувственное, пышное в своих роскошных преувеличенных формах. В живописи Голландии, не имеющей обширных связей с Италией, преобладали реалистические тенденции, а также окончательно формируются основные жанры живописи. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, они везде находили поэтическую красоту в обыденном, умели наполнять одухотворенностью и возвышенностью мир материальных вещей.

  17. Пинквас Игорь

    Очень интересная статья. Все коротко и понятно. Благодарю. С уважением ,Игорь.

Добавить комментарий