Голландия. XVII век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце XVI века несколько провинций страны добились независимости от Испании.
Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.
В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.
Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.
Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.
Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.
Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.
Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в XVII веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».
Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.
1. Рембрандт (1606-1669)

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.
Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.
Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.
Из красочной густоты картины «Возвращение блудного сына» выступают фигуры, освещённые тусклым светом. Этого света достаточно только, чтобы разглядеть их переживания.
Огромное облегчение, которое сменило чувство отчаяния и вины у сына. Всепрощающую любовь отца. Сочувствие и удивление зрителей.

«Обновлённый» Рембрандт совсем не вписывался в свою эпоху. В век, когда внешняя красота и натуралистичность были превыше всего, его глубокие картины были никому не нужны.
В Голландии не нашлось ни одного мецената, который бы оценил поздние работы мастера. Поэтому они так легко разлетелись по всему миру.
Для нас оно и лучше. Ведь Эрмитажу достался ещё один шедевр мастера. О нем читайте в статье «Даная Рембрандта. Портрет жены и автопортрет в одной картине».
2. Франс Хальс (1583-1666)

Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.
В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.
В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Хальса же было по-другому.
Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.
Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.
А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.

Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Тем хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.
3. Герард Терборх (1617-1681)

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.
Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.

«Бокал лимонада» – одна из самых известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.
Есть у Терборха и необычные работы, что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.
Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
4. Ян Вермеер (1632-1675)

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Но очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.
Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое её детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.
Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.

Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?
Он был непревзойденным мастером света.
На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.
А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «расыпется», и волшебство уйдёт.
Всё это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.
О мастере читайте также в статье «Ян Вермеер. Делфтский сфинкс».
5. Питер де Хох (1629-1684)

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.
Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».

До XX века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.
Но в XX веке всё изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.

Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.
Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.
6. Ян Стен (1626-1679)

Ян Стен, пожалуй, самый весёлый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.
Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.

Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.
7. Якобс Ван Рейсдал (1629-1682)

Рейсдала можно по праву назвать революционером в пейзажной живописи. До него, да и после него пейзажи создавали идеализированные. Чья цель была лишь украшательная.
Рейсдал же писал не абстрактную, а настоящую природу Голландии. И каждый его пейзаж обладает своим настроением.
Вот угрюмое и депрессивное «Еврейское кладбище». Не без доли надежды в виде радуги и кусочка просветленного неба.

А вот его знаменитое «Болото», хранящееся в Эрмитаже.
Могучие деревья борются за выживание у топкого болота. Но не всем везёт – зачахла береза, лежит ствол уже погибшего дерева.

Пейзаж – как аллегория жизни, полной препятствий. Когда не у всех есть шансы выжить. При этом «Болото» не навевает ужас. Светлое небо и милые кувшинки «смягчают» неприятные ощущения. Даже среди опасностей нашлось место красоте.
Такой реализм в пейзаже тоже не особо ценился публикой. Поэтому пейзажи в итальянском духе, когда изображалась идеализированная природа, стоили гораздо дороже.
Но это не останавливало Рейсдаля. Он оставался верен себе, продавая свои картины за гроши. И лишь будущие поколения его по праву оценили. В XIX веке он уже был кумиром для многих пейзажистов-реалистов.
8. Питер Клас (1597-1661)

Ни в одной стране до этого натюрморт не получал такого развития. Не удивительно – что ещё лучше может украсить стену над обеденным столом.
Все голландские натюрмористы старались создавать так называемые осязаемые изображения. Когда предметы были настолько реалистичны, что Вам буквально хочется их потрогать. Настолько стекло стеклянное, лимон кислый, а булка румяная.
Но даже в натюрмортах мастера узко специализировались. Так, Питер Клас знаменит своими “завтраками”. Создал он их немало. В Пушкинском музее один такой завтрак тоже есть.

Малые голландцы не гнались за оригинальностью. Поэтому похожие же завтраки Класа вы найдёте и в других музеях. Разве что вместо рыбы будет ветчина или краб.
Да и с другими художниками не боялись совпадать. Как говорится, найдите 10 отличий при сравнении «Завтраков» Питера Класа и его коллеги по цеху Виллема Хеда.

Заключение
В Золотой век в Голландии работало 3000 художников. Но великими всех их не назовёшь. Многие были очень узкими специалистами. Были даже такие, которые изображали пейзажи только при лунном свете. Или морской берег ночью.
Это сильно ограничивало их самовыражение. Это были просто хорошие ремесленники, не имевшие шансов создать шедевры на века.
И лишь некоторые были на это способны. Но им часто приходилось идти вразрез со вкусами заказчиков. Так, Рембрандт писал во всех жанрах, ни на чем не специализируясь. Хальс никогда не льстил своим заказчикам. А Вермеер качество предпочитал количеству.
Но именно поэтому мы их и помним…
Также читайте статьи:
- “Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать”
- Ян Брейгель Старший. Самое главное о творчестве художника
- “Щегол” Фабрициуса: картина забытого гения
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Хорошая статья, мне понравилась, я знаю и люблю голландских художников, есть небольшие ошибки, но для меня все понятно, Благодарю, это большая работа…
Людмила, очень рада, что Вам понравилась статья! А Вы могли бы написать, какие ошибки увидели. Не всегда получается передать статью на корректуру. Поэтому я очень благодарна, если пишут о моих ошибках и опечатках. Заранее спасибо
Совершенно случайно увидела статью, такой восторг, спасибо вам
Пожалуйста!
Огромное спасибо! Очень редко среди интернетного мусора удается найти грамотную, интересную, познавательную статью!
Ольга, пожалуйста! И Вам спасибо за приятные слова!
Уважаемая Оксана!
Я очень рад, что Вы включили в статью о голландцах 17 века такого оригиналього художника, как Ян Стен, творчесво которого отличается большим количеством “говорящих” деталей.
В качестве дополнения прилагаю ссылку на мою публикацию “Смысловые аспекты картины Я. Стена “Фантазийный интерьер с Яном Стеном и семейством Геррита Шоутена”:
http://freescb.info/sites/freescb.info/files/nikiforov_jan_steen.pdf
Юрий, спасибо за дополнение!
очень нравятся Ваши статьи, спасибо!
нашла вашу статью, полностью скопированную, здесь:
https://zen.yandex.ru/media/starley/gollandskie-hudojniki-8-masterov-zolotogo-veka-niderlandov-5c4e9e17e418a700ad770568
Спасибо, что написали. С этим товарищем уже разобралась через Яндекс.Дзен. Оказывается, он разместил без моего разрешения 40 моих статей! Все удалили незамедлительно.
оксана, здравствуйте, как с Вами поговорить?
Марина, Вы можете написать мне на почту Oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru или в telegram/WhatsApp +79858121744
5. Питер де Хох (1629-1884 гг.) Дата смерти этого художника – 1684.
Пожалуйста, исправьте на сайте : Голландские художники
Спасибо и наилучшие пожелания
Спасибо, исправила
Здравствуйте, Оксана! Чудесная тема, чудесно изложено, но есть недостаток – мало! Мало написано…и Большие и Малые голландцы…И Бельгийцы…И Австрийцы…И Германцы… И Англичане… Все это очень интересно (как будто я побывал там, в ИХ времени…) Не останавливайтесь!
Алим Адылович, как же мне приятно, что у Вас такие впечатления от моих текстов! Кстати, про художников Голландии и Англии у меня есть отдельные статьи ;).
Оксана, добрый вечер! Нет слов как я рада познакомиться с Вашим блогом! Я давно уже на Gallerix, но там нет таких статей, как у Вас! Ну просто счастье, что теперь я могу читать Ваши статьи и смотреть моих обожаемых Малых голландцев и многи других художников! спасибо Вам!
Пожалуйста!
Маленькая правка: в заключение – в итоге – на конце е, в заключении – под арестом. Спасибо.
Спасибо, исправила
Но “И”, если добавляем слова: повествования рассказа, статьи…
Не поняла Ваш комментарий