«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского

Иван Крамской. Христос в пустыне.
Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г. Третьяковская галерея, Москва

Если вы видели «Христа в пустыне» Крамского вживую, наверняка она стала одной из Ваших любимых картин.

Если не видели, то можете провести эксперимент. Сходите в Третьяковку и попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете эмоции других и реагируете на них.

Поэтому вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

Христос в пустыне. деталь
Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872 г. Третьяковская галерея

Действие происходит на рассвете. А значит, он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда превратилась в лохмотья от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Ссылка на бесплатный курс

Человечный Христос

В 1835 году была издана необычная книга — «Жизнь Христа» Давида Штрауса.

Хотя она была написана трудночитаемым языком, основной её смысл так поразил общественность, что, как говорится, обратного пути не было. «Ящик Пандоры» был открыт.

Штраус дерзнул предположить, что Христос был человеком. Правда, очень талантливым. Он нёс христианское учение в массы, а не только узкой группе интеллектуалов. И это было главным его отличием от других проповедников.

Именно массы потом передавали рассказы о нем из уст в уста, пока легенды не переносились на бумагу. А все чудеса, связанные с ним, рождались позже и основывались на древних мифах.

Книга Штрауса имела колоссальное влияние на литературу и живопись.

Из наших художников первым проникся этой теорией Александр Иванов. Его Христос приобретает больше человечности, нежели божественности. Даже привычного нимба нет.

Иванов явление Христа народу деталь
Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь). 1837—1857. Третьяковская галерея, Москва

Таким же человечным перед нами предстаёт и Христос Крамского. Это выражено в простой позе человека, который столкнулся с душевными терзаниями и тяжелым выбором.

Христос в пустыне фрагмент
Иван Крамской. Христос в пустыне (деталь). 1872 г.

Но что это за выбор? О чем Христос думает?

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.

Тиссо искушение Христа
Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886—1894. Бруклинский музей

А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.

Суриков искушение Христа
Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловеческие желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

3. Необычные детали «Христа в пустыне»

На первый взгляд картина очень реалистична. Ведь все потустороннее в ней отбрасывается.

Остается реальный образ человека, который не первый день ходит по пустыне босыми ногами. Без еды и воды. Да ещё измученный долгими и серьезными раздумьями.

Но есть все же в картине толика мистики. Обратите внимание на камни вокруг Христа.

Внизу полотна — необычный камень. Его основание слишком узкое, чтобы он мог сам так стоять. Символ богоподобия Христа и его умения творить чудеса?

Христос в пустыне Крамской деталь
Иван Крамской. Фрагмент картины «Христос в пустыне». 1872 г.

А камень справа больше похож на рукотворную плиту. Она зловеще нависает над землёй как символ грядущих непосильных испытаний.

Ссылка на онлайн-тесты

Влияние «Христа» Крамского на живопись

Для русской живописи такое изображение Христа было необычно. Когда нет никакого действия, никакого по сути сюжета. Одни лишь размышления.

Но такой образ закрепился. Так, Поленов создал серию картин с одиноким думающим проповедником.

Поленовский Христос тоже очень человечен.

Поленов мечты
Василий Поленов. Мечты. 1894 г. Радищевский музей, Саратов

Но ещё дальше в этом пошел Николай Ге. Его Христос — это внешне непримечательный человек невысокого роста. И только глаза выдают его большой ум и силу воли.

Николай ге что есть истина
Николай Ге. Что есть истина? 1890 г. Третьяковская галерея, Москва

Цена «Христа в пустыне»

Крамской работал над картиной 5 лет. Не считая вынашивания замысла и первых эскизов.

Он мог себе это позволить благодаря Третьякову. Вернее, его готовности покупать не декоративные картины для столовых, а работы с глубоким смыслом.

Это, конечно, уникальная ситуация. Художник мог выразить то, что хотел, даже если для этого ему нужно 5 лет!

Какой еще заказчик картин будет готов на это? А Третьяков охотно окупал временные и душевные затраты художников.

Насколько я знаю, «Христос в пустыне» — самое дорогое приобретение Третьякова. Не торгуясь, он заплатил 6000 рублей (на наши деньги примерно 3 млн) за картину ещё до того, как ее увидела публика.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

25 комментариев к “«Христос в пустыне». Как появился на свет шедевр Крамского”

  1. Юрий Рахшадт

    ДОРОГАЯ ОКСАНА! ПО-МОЕМУ, ЭТО – ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ СТРАНИЦ ВАШЕГО ДНЕВНИКА!

  2. Александр

    При просмотре картины почему-то вспоминается Владимирская икона Божией Матери.

    1. Оксана Копенкина

      Александр, могу предположить, что Крамской достиг невероятной заряженности картины, сопоставимой с этой значимой иконой. Может быть, поэтому…

  3. Иван Ермолаев

    В детской книге о В.И. Сурикове “Дар Бесценный” Н. Кончаловской были приведены сведения о покупке П.М. Третьяковым картины “Боярыня Морозова” за бОльшую сумму, чем у И.Н.Крамского, по-моему, за 12 тысяч.

    1. Оксана Копенкина

      Иван, спасибо! А то я сама пыталась найти подобную информацию. Но по моим сведениям картина Крамского выходила дороже всех, даже «Утра в сосновом лесу» Шишкина (та была куплена за 4000 рублей).

  4. Надежда

    Оксана, с удовольствием читаю ваши статьи. Спасибо! У меня к Вам просьба рассказать о картине: Тадеуш Кунтце. Фортуна. 1754 год, Национальный музей, Варшава, Польша. Какой мифологический сюжет заложил художник? Что за персонажи в нем участвуют?

    1. Оксана Копенкина

      Надежда, не за что! Постараюсь опубликовать пост об этой картине в соц.сетях.

  5. Виктор Чернышев

    Спасибо! Впервые услышал о книге Д. Штрауса и влиянии ее на художников. Замечательный комментарий!

  6. Аноним

    День добрый
    На сколько я помню, за Явления Христа Иванов просил 15000, у императора. Но тот отказался платить столь огромные деньги. Чем сильно расстроил Иванова, который практически сразу же и умер, доставив картину в Россию. Конверт с предложением 13000рублей был отправлен обратно семьёй, с пометкой «художник скончался».
    Википедия пишет, что Боярыню Морозову Третьяков приобрёл за 25000рублей.
    Но обе эти работы гораздо больше и концептуальнее, если можно так сказать.
    К вопросу «человечности» Христа, можно так же отметить тот факт, что в России, в отличии от Европы на религиозные темы писались картины строго по канонам иконописи. Отход от которых осуждался и считался ересью. И только вторая половина 19 века и даёт нам возможность наслаждаться человечным Христом, таким, которого видели художники. Своего рода это была революция в русском искусстве.
    Картина Ярошенко «Всюду жизнь» имеет второе название – Русская Мадонна. Где Богородица с младенцем в арестанском вагоне. Практически это первые картины на религиозные темы.

  7. Аноним

    Спасибо за интересную статью. Но все же причина тяжелых раздумий не в том, владеть ли миром. Христос знал, на что ему предстоит пойти, и думает он, не напрасна ли будет его жертва, принесенная за людей.

  8. Лариса

    Оксана, недавно были в Третьяковке с детьми. Благодарю Вас сердечно за Ваши статьи, многие картины стали ближе, понятнее, пронзительнее.
    Вот бы Вам книгу издать, может быть, даже учебник для средней школы… Очень доходчиво и невероятно интересно излагаете.
    Когда детям рассказываешь о том или ином художнике/произведении, пересказывая Ваши статьи, с удивлением видишь, как в глазах появляется интерес и приподнимаются брови: ну надо же, а это не так скучно, как в школе, в статьях или каталогах! Никакого нытья из серии “Ой, мы устали”, напротив, огонь и азарт хороший: а давайте еще к Ге, а давайте к Айвазовскому быстренько забежим, а где Брюллов, а посидим в зале Врубеля?
    Огромное спасибо! Большое дело делаете.

  9. Елена Резник

    Интересное прочтение полотна Крамского “Христос в пустыне”! Но все же не могу согласиться с Вами по поводу “человечности” Христа. Сын Божий, будучи и Сыном человеческим, не прекращал оставаться Богом, Вторым Лицом Святой Троицы. Об этом не нужно забывать, трактуя по-своему сюжет картины. В разные годы я часто останавливалась перед ней, когда бывала в Третьяковке, много размышляла над ней, но никогда мне не приходило в голову, что Христос “выбирает” между Своим предназначением быть распятым за грехи человеческие и земным богатством и славой. Обращаясь через Своих пророков к людям, Бог как-то сказал такую важную вещь, о которой нам надо всегда помнить: “Мои мысли – не ваши мысли”. На самом деле, трудно “думать” за Бога и приписывать Ему свои размышления. Кстати, из самого диалога Христа с искушающим Его становится ясным, что Сын Божий отнюдь не колебался в выборе Своего пути. Это ясно из Его ответов на все искушения. Когда я размышляла над этой картиной, то понимала, что Христос думает не о Себе, а о людях, грехи которых безвозвратно исказили природу человеческую и образ Божий, который был дан Создателем человеку, и о Своей жертве, которую готовится принести для спасения людей. Простите, если мой комментарий Вас чем-то огорчил! С уважением, Елена.

    1. Оксана Копенкина

      Елена, спасибо за дополнение! Видно, что Вы очень неравнодушны по отношению к этой картине. Вполне возможно, что мое прочтение картины слишком поверхностно. Поэтому я только приветствую такого рода дополнения от своих читателей.

  10. Аноним

    Очень интересная интерпретация от очень образованного и мудрого человека.

  11. Vaddim Vasiliev

    Лучшее изображение Христа.
    Великий труд прекрасного художника.
    До сих пор не создано ни одного худ. фильма, достойного занять место рядом с этой картиной.

Добавить комментарий