Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров

 

Мона Лиза леонардо фрагмент

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. XV—XVI века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. В какой-то миг показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Вспомнили о древних римлянах и греках. Они тоже строили общество свободных граждан, где главная ценность — человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение — это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет ! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов.

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда центр мира – Человек). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются один в 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.

1. Джотто (1267—1337).

Уччелло Джотто
Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена поклонение волхвов
Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент. 

Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле  Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто поклонение волхвов
Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

2. Мазаччо (1401—1428).

Мазаччо автопортрет
Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425—1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.

Мазаччо святой Петр исцеляет своей тенью
Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425—1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.

Мазаччо крещение неофитов
Мазаччо. Крещение неофитов. 1426—1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.

Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.

Мазаччо изгнание из рая
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426—1427. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.

О фреске мастера читайте в статье “Изгнание из Рая” Мазаччо. Почему это шедевр”.

3. Леонардо да Винчи (1452—1519).

Леонардо да Винчи автопортрет
Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи дама с горностаем
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Леонардо да Винчи Джоконда
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

4. Микеланджело (1475—1564).

Вольтерра Микеланджело
Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Сотворение Адама Микеланджело в Сикстинской капелле
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г. 

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

О самой известной фреске читайте в статье “Сотворение Адама. Почему это шедевр”.

5. Рафаэль (1483—1520).

Рафаэль автопортрет
Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Сикстинская мадонна в Галерее старых мастеров
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.

Рафаэль афинская школа
Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.

О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

6. Тициан (1488-1576).

Тициан автопортрет
Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562. Музей Прадо, Мадрид

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называли “королем живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан вознесение марии
Тициан. Вознесение Марии. 1515—1518. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые, густые. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого — образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты — ещё более динамичные и драматичные.

Тициан тарквиний и Лукреция
Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Вам это ничего не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников XIX века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.

Ссылка на бесплатный курс

Художники эпохи Возрождения — это обладатели больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень многое изучить. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Использовали весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняли нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Английская версия статьи

57 комментариев к “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”

  1. Екатерина

    “Рождаться или опять возрождаться” ( renasci ) -так переводится с латыни название эпохи мирового значения в развитии культуры. Итальянское Возрождение или Ренессанс ( итал. Rinascimento ) проложило мост между античностью, средневековьем и Новым временем.Секрет процветания искусства кроется в готовности лучших умов страны к прогрессивным переменам. Из пережитых человечеством переворотов на то время, только Возрождение принесло такое количество Гениев. Эпоха Возрождения рождает универсальное созвездие Титанов, обогативших историю культуры бесценными произведениями в живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Современные ценности и нравственные принципы невозможно представить без гуманистической этики Ренессанса.

  2. Добрый день.Недавно открыла для себя мир живописи. Интересно,почему в эту эпоху, появилось такое количество талантливых художников. это может быть связано с какими-то масштабными планетарными событиями? спасибо.

    1. Оксана Копенкина

      По поводу планет не знаю. Но такое бывает в истории, когда один гений как бы пробуждает гениальность у своих современников. И появляется плеяда невероятных талантов. Другие примеры: французские импрессионисты, которые были рождены в один год. Или русские реалисты второй половины XIX века.

  3. Екатерина Буданова

    “Чему бы жизнь нас не учила
    А сердце верит в чудеса!” Браво, Оксана! Чудо то, что ВЫ делаете. ОГРОМНОЕ спасибо. Как приятно у Вас учится! Это даже не учеба, а сама ЖИЗНЬ в своих лучших проявлениях. Хочется познакомиться с Вами лично. И хорошо бы такие занятия для нашего будущего – детей.

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, благодарю! Да, многие статьи подходят для детской аудитории

    2. Оксана Копенкина

      Екатерина, да, была у меня идея устраивать офлайн встречи с читателями. Но пока сильно завишу от жизни детей, их садов/школ/кружков)

    1. Оксана Копенкина

      Мария, Боттичелли – невероятный художник XV века. Однако по стилю он ближе к художникам Кватроченто (Возрождение XV века) с большим влиянием интернациональной готики. В статье же я в первую очередь рассказала о художниках Высокого Возрождения. Это уже другая стилистика и даже техника. Об этой разнице в двух словах не расскажешь, подробно это изучаем на моем курсе «Дневник Возрождения».

  4. Юлия Владимировна Дождева

    Уважаемая Оксана, Ваша “Школа живописи” – идеальная для меня! Третий день от Египта , разветвляясь на Ваши отсылки на другие Ваши работы. Как же просто мне все воспринимать… Наконец-то :) я очарована.
    И еще круто, что Вы – психолог!!!

    1. Оксана Копенкина

      Юлия, мне очень приятны Ваши слова! Да, я постаралась создать Матрешку из материалов. Чтобы каждый мог углубляться в нужном ему направлении. Очень рада, что такой подход Вам нравится.

  5. Нина Нефедова

    Спасибо. Очень пригодилось для подготовки презентации к уроку. Язык – то, что надо.

  6. Максим

    А где Донателло? Он тоже в эпоху Возрождения вроде искусство скульптур творил.

    1. Оксана Копенкина

      Максим, так как у меня «Дневник Живописи», то решила сосредоточиться на работах 2D.

  7. Ludmila Volkova

    Оксана, как всегда ,вашим статьям , а еще и хлестким ответам громкое ура ! Филигранная “разборка по кирпичикам” с такой любовью ! Очень много интересного и познавательного .

  8. Аноним

    Простите, что встреваю, дело не в линзах. Мастера северного возрождения действительно учились у итальянских мастеров объему. Но добавили связующее к масляным краскам – масло, и оно стало более поддатливым, что помогло им выйти на новый уровень и писать картины более натуралистично (НЕ реалистично, а НАТУралистично!). Масло помогает накладывать краску тонкими лессировочными слоями, и свет проходя через все слои краски, отражаясь от холста – подсвечивает как бы изнутри всю картину. В этом и секрет их картин.

    1. Оксана Копенкина

      Спасибо за дополнение! На самом деле линзы и масляные краски не противоречат друг другу. Наоборот, именно сочетание технических приспособлений и масляной техники (и возможности использовать лессировки) дало вот такую невероятную, потрясающую живопись ван Эйка.

  9. Елизавета

    Потрясающие статьи. Ярко, образно, аргументированно. Очень помогают в преподавании истории искусств. Огромная благодарность, Оксана,за Ваш труд!

  10. Аноним

    Прекрасная публикация! Разобрано по “кирпичикам”. Очень благодарана Вам, Оксана!

    1. Оксана Копенкина

      Евгений добрый день. В статье я рассказываю в основном о художниках Высокого Возрождения. А также о тех, кто заложил основы этой эпохи (Джотто, Мазаччо). Возможно, не хватает ещё Пьеро Делла Франческа, как продолжателя Мазаччо и предшественника Рафаэля. Но Боттичелли был сделан немного из другого теста. В нем довольно много от готики, особенно в его докризисный период творчества. В статью о великих художниках 15 века его однозначно нужно включать. Но если мы говорим о Возрождении, то он немного в стороне в плане своего стиля и образов.

  11. Оксана, Вам не кажется, что для ровного счёта в этот обзор просто просится Сандро Боттичелли? И тогда получится великолепная семерка)

  12. Далила

    Ужас!!! Информация недостоверная картины неправдоподобны всё дешманское

    1. Оксана Копенкина

      Далила, ну конечно, я ведь все выдумала, а картины сама нарисовала. И прям специально, чтобы дёшево выглядело. Чтобы такие заносчивые дамы, как Вы, и носу не совали ко мне в блог.

        1. Аноним

          Было бы круто если бы вы писали еще статьи по предмету История мировой хореографии

  13. Константин

    Очень хороший тут у Вас пример Мазаччо. Интересный художник, спору нет. Но! Он родился в 1401 году. То есть он ровесник Рогира Ван дер Вейдена. А Ван Эйк родился на 15 лет раньше, Робер Кампен на 25 лет раньше! А теперь сравним работы Мазаччо и перечисленных мастеров Северного Возрождения (по технике живописи, по богатству красок, по проработанности деталей). И из этого следует вывод, что итальянское Возрождение примерно на пол-века отстало в своем развитии от возрождения северного. Лично для меня это оказалось довольно неожиданным открытием, но я уверен, что это так!

    1. Оксана Копенкина

      Константин, я не считаю, что итальянцы отставали. Мастера Северного возрождения очень активно использовали зеркала и линзы. А иначе как объяснить, что они буквально за 10-20 лет прошли путь от почти плоскостного изображения до такой потрясающей реалистичности! А вот мастера итальянского возрождения линзами не пользовались (в то время только начали осваивать). У них было более эволюционное, поступательное развитие от Джотто к Мазаччо и уже далее к Леонардо с Рафаэлем.

    1. Оксана Копенкина

      Жолдош, добрый день! Очень лестно, что мои статьи помогают в преподавании.

  14. ну это вы о социальнопсихологической составляющей художника
    а художники преподносят в своих произведениях еще много и моральное и этическое
    и эстетическое и философское и мастерство владения палитрой и выразительный рисунок

    1. Оксана Копенкина

      Ничего не поделаешь, у меня образование психолога. Так что не удивительно, что я делаю акцент на социально-психологическом). Надеюсь, моим читателям нравится.

Добавить комментарий