“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”
Анри Канвейлер
XIX век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.
А от привычных образов и вовсе отказались, изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.
Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.
Но сопротивление было сломлено. И некоторые импрессионисты дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Другие дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.
Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов, которых знает весь мир.
1. Эдуард Мане (1832—1883).

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
О художнике читайте также в статье “Картины Эдуарда Мане, мастера с колумбовской кровью”.
2. Клод Моне (1840—1926).

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.
Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.
В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.
Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.
К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.
Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.
Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.
Так появились бесчисленные стога сена.

Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов. Это ещё одно их изобретение.
Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.
О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.
3. Огюст Ренуар (1841—1919).

Импрессионизм — это самая позитивная живопись. А самым позитивным среди импрессионистов был Ренуар.
В его картинах вы не найдёте драмы. Даже чёрной краской он не пользовался. Только радость бытия. Даже самое банальное у Ренуара выглядит прекрасным.
В отличие от Моне, Ренуар чаще писал людей. Пейзажи для него были менее значимы. На картинах отдыхают и наслаждаются жизнью его друзья и знакомые.

Не найдёте вы у Ренуара и глубокомыслия. Он был очень рад примкнуть к импрессионистам, которые поголовно отказывались от сюжетов.
Как он сам говорил, наконец у него есть возможность писать цветы и назвать их просто “Цветы”. И не выдумывать никаких историй про них.

Лучше всего Ренуар чувствовал себя в обществе женщин. Он просил своих служанок петь и шутить. Чем глупее и наивнее была песенка, тем лучше для него. А мужская болтовня его утомляла. Неудивительно, что Ренуар известен полотнами в стиле ню.
Модель на картине “Обнаженная в солнечном свете” словно проявляется на красочном абстрактном фоне. Потому что для Ренуара нет ничего второстепенного. Глаз модели или участок заднего фона равнозначны.

Ренуар прожил долгую жизнь. И никогда не откладывал кисть и палитру. Даже когда его руки совсем сковал ревматизм, он привязывал кисточку к руке веревкой. И рисовал.
Как и Моне, он дождался признания после 40 лет. И увидел свои картины в Лувре, рядом с работами знаменитых мастеров.
Об одном из самых обворожительных портретов Ренуара читайте в статье “Жанна Самари. 7 самых интересных фактов о картине”
4. Эдгар Дега (1834—1917).

Дега не был классическим импрессионистом. Он не любил работать на пленэре (на открытом воздухе). У него вы не найдёте намеренно высветленной палитры.
Наоборот, он любил чёткую линию. Черного цвета у него предостаточно. И работал он исключительно в студии.
Но все же его всегда ставят в ряд с другими великими импрессионистами. Потому что он был импрессионистом жеста.
Неожиданные ракурсы. Асимметрия в расположении объектов. Застигнутые врасплох персонажи. Вот главные атрибуты его картин.
Он останавливал мгновения жизни, не давая персонажам опомниться. Посмотрите хотя бы на его “Оркестр оперы”.

На переднем плане спинка стула. Музыкант к нам спиной. А на заднем фоне балерины на сцене не уместились в “кадр”. Их головы беспощадно “обрезаны” краем картины.
Так любимые им танцовщицы далеко не всегда изображены в красивых позах. Порой они просто делают растяжку.
Но такая импровизация мнимая. Конечно, Дега тщательно продумывал композицию. Это лишь эффект стоп-кадра, а не настоящий стоп-кадр.

Эдгар Дега любил писать женщин. Но болезнь или особенности организма не позволяли ему иметь с ними физический контакт. Он никогда не был женат. Никто никогда не видел его с дамой.
Отсутствие реальных сюжетов в его личной жизни добавляло тонкую и напряженную эротичность его образам.

Обратите внимание, что на картине “Звезда балета” прорисована только сама балерина. Ее коллеги за кулисами еле различимы. Разве что несколько ног.
Это не значит, что Дега не закончил картину. Таков приём. Оставить в фокусе лишь самое главное. Остальное сделать исчезающим, неразборчивым.
О других картинах мастера читайте в статье “7 выдающихся картин Эдгара Дега”.
5. Берта Моризо (1841—1895).

Берту Моризо редко ставят в первый ряд великих импрессионистов. Уверена, что незаслуженно. Как раз у неё вы встретите все главные черты и приёмы импрессионизма. И если вам этот стиль нравится, вы полюбите ее работы всей душой.
Моризо работала быстро и порывисто, перекладывая на холст своё впечатление. Фигуры словно вот-вот растворятся в пространстве.

Как и Дега, она часто не дорисовала некоторые детали. И даже части тела модели. Мы не можем различить рук у девушки на картине “Лето”.
Путь к самовыражению у Моризо был трудным. Мало того, что она занималась “небрежной” живописью. Она ещё была женщиной. В те времена даме полагалось мечтать о замужестве. После чего любое хобби забывалось.
Поэтому Берта долго отказывалась от брака. Пока не нашла мужчину, который уважительно отнёсся к ее занятию. Эжен Мане был родным братом художника Эдуарда Мане. Он покорно носил за женой мольберт и краски.

Но все же дело было в XIX веке. Нет, брюки Моризо не надела. Но полной свободы передвижения она себе позволить не могла.
Она не могла пойти в парк работать в одиночестве, без сопровождения кого-то из близких. Не могла посидеть одна в кафе. Поэтому ее картины — это люди из семейного круга. Муж, дочь, родственники, няни.

Моризо признания не дождалась. Она умерла она в 54 года от воспаления лёгких, не продав при жизни почти ни одной своей работы. В ее свидетельстве о смерти в графе “род занятий” стоял прочерк. Немыслимо было женщине зваться художником. Даже если она им на самом деле была.
О картинах мастера читайте в статье “Берта Моризо. Жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
6. Камиль Писсарро (1830 – 1903).

Камиль Писсарро. Неконфликтный, рассудительный. Многие его воспринимали, как учителя. Даже самые темпераментные коллеги о Писсарро плохо не говорили.
Он был верным последователем импрессионизма. Сильно нуждаясь, имея жену и пятерых детей, он все равно упорно работал в своем любимом стиле. И ни разу не переключился на салонную живопись, чтобы стать более популярным. Не известно, откуда он брал силы до конца верить в себя.
Чтобы совсем не умереть с голоду, Писсарро расписывал веера, которые охотно раскупали. А настоящее признание к нему пришло уже после 60 лет! Тогда наконец он смог забыть о нужде.

Воздух на картинах Писсарро густой и плотный. Необыкновенный сплав цвета и объёма.
Художник не боялся писать самые переменчивые явления природы, которые показываются на мгновение и исчезают. Первый снег, морозное солнце, длинные тени.

Самые известные его работы — виды Парижа. С широкими бульварами, суетной пестрой толпой. Ночью, днём, в разную погоду. В чем-то они перекликаются с сериями картин Клода Моне.

Ночной воздух на картине “Бульвар Монмартр ночью” плавится от горящих фонарей и витрин.
Пространство изображено планетарно. Улица не прямая, а как бы выгибающаяся дугой. Это делает вид обычного бульвара величественным.
О мастере также читайте в статье “Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное”.
7. Альфред Сислей (1839—1899).

Альфред Сислей был человеком скромным и молчаливым. Такими же были и его пейзажи. Тихие, наполненные цветовым уютом. Сислей не любил внешних эффектов. Людей он тоже почти никогда не изображал.
Широкими мазками он писал подвижное небо и воду. Дома же выписывал более гладко. Это подчеркивало статичность материала. Как на его знаменитой картине “Наводнение в Порт-Марли”.

Сислей особенно любил писать небо. С него он и начинал любую картину. Часто оно занимало бОльшую часть холста.
В изображении неба он также использовал разные мазки. Длинные помогали передать быстро движущееся предгрозовое небо. Лёгкие и тонкие передавали небо ясное и безоблачное.

Сислей признания так и не дождался. Его пейзажи казались публике невыразительными. Оценили их после его смерти. Сейчас они стоят миллионы долларов.
О мастере читайте также в статье “7 самых красивых пейзажа Альфреда Сислея”.
PS.
Несколько десятилетий импрессионисты боролись за признание. Кто-то полжизни. Кто-то весь свой век. Почему же так долго?
Представьте себя человеком XIX века. Для вас картина – это аккуратно и гладко выписанные тела и предметы. Каждый мазок “спрятан”.
Поэтому любитель живописи делал простой вывод. Эти стараются. А вот эти (импрессионисты) халтурят. Раз мазки видно. И краски не смешивают. И не хотят точно передавать действительность.
Обывателю ещё сложно было осознать, что эти “пачкуны” не хотят копировать реальный мир с помощью традиционных методов. Они мечтают сотворить свои собственные!
Импрессинизм — это школа художественного рыцарства. Он учит быть свободным от канонов и традиций.
Крещение импрессионизмом прошли все великие художники следующих поколений. И Пикассо, и Мунк. И даже Малевич.

Неожиданно увидеть Пикассо-импрессиониста? А уж тем более Малевича, изображающего нежный цвет яблонь. И такого позитивного Мунка.
Все они прошли стадию импрессионизма. Без этого они не смогли бы сделать следующий шаг. В кубизм (Пикассо). В экспрессионизм (Мунк). И даже в супрематизм (Малевич).
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копёнкина
Очень хорошая статья, в краткой информации
Очень рада, что Вам понравилась статья
Все прекрасно написано, просто восхитительно! Но зачем вот это вот – Андрей Аллахвердов?
Оксана, спасибо Вам за статью, получила огромное удовольствие от прочитанного.Подписалась. У другого автора Ван Гог представитель пост импрессионизма. В чем отличие? У Вас есть статья о Сальвадоре Дали?
Алена, замечательно! Ван Гог использовал приемы, уже не свойственные импрессионистам. Это клуазонизм (большие участки холста закрашены одним цветом), жирный контур и прочее. Это уже приемы постимпрессионизма, которые в дальнейшем активно будут использовать экспрессионисты. Да, у меня есть статья о картине Дали “Постоянство памяти”. Ее можно найти через поиск в меню сайта или в архиве статей.
Восхитительная статья!
Спасибо большое, уважаемая Оксана!
Читаю и читаю… сейчас по ссылочка пойду!
Андрей, пожалуйста! Да, очень надеюсь, что Вам понравится “бродить” по моим статьям-матрешкам
Я люблю и Рубенса, и Рембранта, но также люблю и импрессионистов. На мой взгляд, их необходимо просто смотреть по-другому и видеть то, что хотел выразить именно САМ художник. Далее по тексту присоединяюсь к Ольге от 21.09 21. Большое спасибо! Николай Петров.
Вот сложно с дураками, да ?
Не поняла Ваш комментарий.
Очень смешной комментарий. Обычно из пишут обиженные и не востребованные
Ну Вы даёте! Боюсь, но искусствоведов и коллекционеров Вам не переубедить. Или Вы Дэвид Хокни? Или может Пегги Гуггенхайм?
Да вместо того чтобы думать своими мозгами и доверять своим чувствам, давайте будем приводить каких то непонятных обормотов, у которых денежки и зарплата зависят от продаваемости этого всего, А так же поездки, слава, положение, да они вам такого нарассказывают, Импрессионисты, – да интересненько не более, другое направление, особо ничего примечательного. Особо ни рисовать, ни прорисовывать не надо, так тяп – ляп сляпали – И так сойдет,
А большая часть так называемого западного так называемого искусства – это просто реклама, а то что может и есть что – то так это или русское или украдено у нас.
Удобная, конечно, позиция – ругать и отрицать то, что не понятно… открытого сердца Вам желаю.
ваши искусствоведы денежки получают за это, и сколько они лапши навешали тупому обывателю. – зачем уметь рисовать, или быть великим реально художником когда толпе можно просто наврать с три короба. и убедить ее в чем угодно, Своими то мозгами, и своим чувствам доверяют не многие, Импрессионисты, ну да неплохие картинки в столовой, повесить пойдет.
Искусство это не всегда про академический рисунок, светотень и иллюзию глубины пространство. Оно бывает разное. И если в детстве Вы видели только реализм, это не значит, что все остальное – это не искусство. Понятно, что Вы меня не переубедите. А я Вас. Зачем Вы приходите тогда на мой сайт, и «кричите»?
Оксана, огромная благодарность Вам за Ваши статьи, читаю с интересом и удовольствием. Особенно об импрессионистах! Кажется, что слышишь живую речь, причем не академическую лекцию, а дружеский рассказ. Спасибо, вдохновения Вам!
Ольга, какое прекрасное сравнение! Спасибо!
Очень понятным языком написано. Даже делая первые шаги в изучении живописи , можно увидеть ее красоту , отличие и эволюцию !!! Начинаешь чувствовать суть картины и замысел художника. То что он пытался выразить своей работой !! Большое спасибо за ваш труд !! Вы мастер , и хороший проводник в Мире живописи. Благодарю . С уважением ,Игорь.
Игорь, спасибо за столь приятные слова!
Очень интересная статья, спасибо
Спасибо Вам
А почему нет картин Ван Гога?
Главные шедевры Ван Гога написаны вне стилистики импрессионизма
Написано легко и доступно для восприятия. Тонкий юмор автора созвучен с иронией, которой пропитаны картины Андрея Аллахвердова.
Судьбы Берты Моризо и Камиля Писсарро вызывают сопереживание.
Спасибо!
Большое спасибо за ствтью Провожу занятия с детьми 6,7 лет в детском саду Знакомимся с великими художниками Очень помогают ваши статьи
Очень понравилась статья и картины. Читается и смотрится на одном дыхании. Художники-импресмионисты – одни из немногих, которые не боятся быть непонятыми и пишут то, что нравится, а не то, как принято и как велено. Мне близко творчество импрессионистов, всегда нравилось.
Спасибо! Очень хорошая статья. Краткая, точная, яркая. В картине Камиля Писсарро “Бульвар Монмартр ночью” к планетарной тематике хочется еще добавить небо. Перспектива сходится в конце самой улицы, и оттуда будто бы светит свое – собственное – солнце, голубые лучи которого широкими мазками расходится по всему небу.
Одно техническое замечание. Когда открываешь картинку, чтобы поближе рассмотреть, нельзя вернуться обратно к статье, нужно перезагружать страничку.
Анна, замечательное дополнение! И спасибо, что обратили внимание на технический сбой. Исправила. Теперь все картинки должны открываться в отдельном окне.
Очень интересная статья, спасибо. Открыла для себя творчество Берты Моризо. Она писала очень выразительные картины!
Анастасия, да, замечательный художник!
Импрессионизм-это не для лентяев,а для людей с воображением..)))
))). Но все же импрессионизм легче понять, чем работы академистов. Так как импрессионисты пишут обычных людей в обыкновенных парках и на улицах. А вот академисты часто изображали сюжеты из истории, Библии или литературы. И если сюжет не знаешь, то заинтересоваться картиной сложно…
Благодарю Вас, Оксана. Все Ваши статьи великолепны. Познаю мир живописи с огромным интересом.
Тамила, пожалуйста!
Понравилось спасибо
Пожалуйста!
А что от картины требуется ?Впечатление .На все остальное есть фото
Офелия, впечатление тоже. Но не только, именно поэтому многие художники переросли в какой-то момент импрессионизм и пошли другим путём.
Очень понравилось. Хочется опять очутиться в музее Орсе.
Вадим, здорово!
Паруса
В Аржантёе паруса и лодки,
в Аржантёе синяя вода.
Только не целуй глаза кокотки,
там сгорает летняя звезда.
Там звучит июньская Осанна
безнадёжно ласковым годам,
и жара читает Мопассана
охмелевшим смуглым господам.
Отчего же страшно на пленэре?
Санитар умело бреет Ги,
говорит, что каждому по вере,
морщится, что давят сапоги.
Спасибо!
Наталья, здесь играют свою роль вкус и личные предпочтения. Кто-то отдает предпочтение академистам, кто-то восхищается импрессионистами, а кто-то без ума от современных художников. На мой взгляд, не бывает бездарных живописцев. Бывают просто разные вкусы у зрителей.
Господи,кто их выгораживает ,время расставило все по своим местам ,кто же будет отдавать сотни тысяч долларов за искусство от лентяев.Я могу смотреть часами на картины этих великих Худажников,спасибо что они оставили для нас такую красоту.
Наталья, не совсем поняла Ваши слова про выгораживание… но позиция у Вас очень разумная. Я тоже стараюсь так поступать: если что-то не понимаю, но знаю, что художник признан великим почти всеми искусствоведами. Значит это я что-то ещё не понимаю, и есть возможность дорасти.
Без сомнения, импрессионизм – не просто яркое и интересное направление в истории живописи. Этот стиль, несмотря на свою кратковременность, сделал большой вклад в дальнейшее развитие изобразительного искусства. И художники-импрессионисты, несмотря на непростой путь, сумели добиться признания импрессионизма как искусства. Я еще читала, что Луи Леруа выразился о первой выставке импрессионистов в “Салоне отверженных”, в частности о картине Клода Моне “Восход солнца. Впечатление”: “Я не вижу картины. Я вижу впечатление! Это не художники, а впечетленцы”. Судя из того, именно отсюда и получил название новый стиль – импрессионизм, и соответственно, живописцы стали называться импрессионистами.
Очень хорошая статья! Все кратко, понятно и познавательно! И знакомит нас не только с творениями художников, но и затрагивается их личная жизнь, которая помогает нам также узнать больше об этих выдающихся людей! Спасибо большое!
Пожалуйста!
Импрессионисты это направление для лентяев в живописи и не надо их выгораживать
Ну Вы даёте! Боюсь, но искусствоведов и коллекционеров Вам не переубедить. Или Вы Дэвид Хокни? Или может Пегги Гуггенхайм?
Это восхитительная статья!
Читается невероятно легко и интересно!
Словно увлекательная история :)
Спасибо, Оксана)
Очень интересно и познавательно, спасибо. Яркое впечатление!
Пожалуйста!
!!!
Потрясающе…кратко и точно …информативно..
И такие потрясающие картины.. моё любимое время в живописи…
Рада, что Вам понравилась статья!