Картины Игоря Грабаря: от импрессионизма к реализму

Грабарь. Автопортрет с женой

Игорь Грабарь (1871-1960) был одним из самых ярких художников-новаторов начала XX века. Его картины 1904-1908 годов поражали публику. Слишком непривычные техники и методы применял художник.

Но удивительно то, что Грабарь не всегда был экспериментатором. И однажды он вернулся к тому, от чего пытался уйти.

Итак, в этой статье мы рассмотрим несколько картин художника. Они продемонстрируют, что же такого необычного привнёс Грабарь в русское искусство. И в какой момент он вернулся к уже изведанным техникам и почему.

В основе статьи – картины с выставки “Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения” в Третьяковской галерее. Вы можете использовать материалы этой статьи в качестве Вашего гида.

Любовь к зимним пейзажам

Грабарь – первый русский художник, который столько писал русскую зиму. Да, снежные пейзажи встречаются и у Левитана, и у Саврасова. Но последние чаще изображали межсезонье.

Тем более никто из них не писал зиму такой… разноцветной!

И вот это было откровением для многих. Потому что именно на зимних пейзажах, где много белого, импрессионизм был виден невооружённым взглядом. Только истинный импрессионист видит, насколько свет делает белый снег и лёд разноцветными.

Ведь импрессионисты не любили белого цвета, мало используя белила. Их белый цвет, как правило, соткан из разноцветных теней и рефлексов.

Такой же разноцветный белый мы видим и у Грабаря. Посмотрите внимательно на его “Февральскую лазурь”.

Грабарь. Февральская лазурь
Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Даже из названия картины понятно, что Грабарь не считал зиму царством белого цвета. Он передаёт нам не белизну зимних пейзажей, а невероятное лазурное небо, на фоне которого верхушки берёзы словно вспыхивают оранжевыми огнями. Такой красивой становится старая пожухлая листва в сочетании с синевой неба.

Этот пейзаж художник описывал так: “Праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Грабарь. Деталь картины "Февральская лазурь"
Игорь Грабарь. Февральская лазурь. Деталь. 1904.

В этом описании нет ни одного упоминания белого цвета.

Да и в приближении мы видим, что даже ветви берёзы вовсе не белые, а сотканы из разноцветных мазков. И белый цвет там ещё нужно поискать.

Давайте посмотрим на другой зимний пейзаж – “Иней”. В нём на первый взгляд гораздо больше белого цвета, чем в “Февральской лазури”.

Грабарь. Иней
Игорь Грабарь. Иней. 1906. Ярославский художественный музей. Фото из личного архива.

Приблизившись, мы также увидим, что белый – далеко не единственный аккорд в палитре. Зелёные, синие, фиолетовые и тёмно-серые мазки нанесены твёрдой щёткой для создания иллюзии острых ледяных иголочек.

Грабарь. Деталь картины "Иней"
Игорь Грабарь. Иней. Деталь. 1906.

Более того, Грабарь мог написать лёд и вовсе яркими красками, почти люминесцентными! Так, белый лёд на картине “В гололедицу” превращается в самоцвет под воздействием зимнего закатного солнца.

Грабарь. В гололедицу
Игорь Грабарь. В гололедицу. 1908. Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань. Фото из личного архива.

Но это не значит, что Грабарь полностью отказывался от белого. Иногда он хотел запечатлеть именно его. И вот в пасмурную погоду он улавливает такой свет, когда белый остаётся белым.

Грабарь. Грачиные гнезда
Игорь Грабарь. Белая зима. Грачиные гнезда. 1904. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Он так и называет картину – “Белая зима. Грачиные гнёзда”. Как будто позволяет нам насладиться этим зимним монохромом и больше сосредоточиться на гнёздах.

“Нет” левитановской лирике

Есть ещё одно интересное свойство у рассмотренных пейзажей Грабаря. В каждой картине художник сосредоточен на конкретном объекте или явлении. У него нет задачи порассуждать о жизни с помощью живописных средств и приёмов.

Никаких философских вопросов он тоже не поднимает. Это особенность как раз импрессионизма.

Импрессионисты ставили перед собой задачу поймать момент “здесь и сейчас”, увидеть необычный световой эффект. Они были художниками настоящего, не уходящими в размышления о прошлом или будущем.

В то время как русские художники-реалисты любили передавать своё личное настроение через пейзаж. Или так выстраивали композицию, чтобы вызвать особое настроение у зрителя.

Левитан. Тихая обитель
Исаак Левитан. Тихая обитель. 1891. Третьяковская галерея.

Или даже пофилософствовать с помощью пейзажа о жизни и смерти.

Левитан. Над вечным покоем
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея.

Грабарь сознательно избегал такой многозадачности. И писал иней. Просто иней. Или дом. Просто дом.

Кстати, о домах.

Русские усадьбы

Грабарь поразил публику в начале XX века не только своими зимними пейзажами и отношением к белому цвету.

В отличие от других художников-пейзажистов он особенно часто писал усадебные дома. Вот любил он их! Но изображал он их необычно.

Вот примерно так их изображали до Грабаря.

В. Маковский. Старый дом
Владимир Маковский. Старый дом. 1883. Тверская галерея. Фото из личного архива.

Мы видим дом почти полностью. Спереди. Виден вход и окна.

Казалось бы, как ещё можно изобразить жилой дом? В пейзаже он всегда будет играть главенствующую роль.

Но так думали до Грабаря. А он взял и сделал дом героем второстепенным. И начал показывать дома… кусочками. По которым мы лишь догадываемся, как он может выглядеть целиком.

Грабарь. Ветви деревьев
Игорь Грабарь. Ветви деревьев. 1900-е. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Это был необычный взгляд на жилую архитектуру того времени. И это тоже выделяло Грабаря среди других живописцев. Конечно, это был атом “Случайность композиции”, который так любили французские импрессионисты. Картина была похожа на случайный кадр. Объект был частично “срезан” краями картины.

Грабарь. Сентябрьский снег
Игорь Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Натюрморты

Надо отдать должное Грабарю и в развитии русского натюрморта. По сути, натюрморт был слабо развит в XIX веке. Согласитесь, вот так сразу и не вспомнишь ни одного шедевра этого жанра из той эпохи. Разве что вспоминается изумительный букет Ивана Крамского. Но это был всего лишь один такой эксперимент художника. Больше к натюрмортам он не возвращался.

Крамской. Флоксы
Иван Крамской. Флоксы. 1884. Третьяковская галерея.

Именно Грабарь вернул интерес зрителя к этому жанру.

Грабарь. Утренний чай
Игорь Грабарь. Утренний чай. 1917. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Конечно, его натюрморты тоже импрессионистические. Вот мы видим белую скатерть, а также белые скамейку со стулом. Но всё это соткано из голубых, зелёных и сиреневых теней и рефлексов. Здесь сложно удержаться, чтобы не сравнить Грабаря с Клодом Моне.

грабарь и моне
Слева: Игорь Грабарь. Утренний чай. 1917. Русский музей. Справа: Клод Моне. Завтрак в саду. 1876. Музей д’Орсе, Париж.

Для французов – уже привычная в то время живопись. Но для русского зрителя это было необычно.

А Грабарь создавал натюрморты один за одним, влюбляя зрителей в этот жанр.

Грабарь. Яблоки
Игорь Грабарь. Яблоки. 1905. Радищевский музей в Саратове. Фото из личного архива.

Поэтому совсем скоро натюрморт займёт достойное место в русской живописи. В том числе за счёт того, что натюрморты стал создавать и Константин Коровин.

Коровин. Рыба, вино и фрукты
Константин Коровин. Рыба, вино и фрукты. 1916. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Любовь к синему цвету

Обратите внимание, что почти в каждой работе Грабаря присутствует синий цвет. Но есть у него работы, где синий колорит как будто является главным героем! Он настолько яркий, что смотришь только на объекты этого цвета.

Грабарь
Игорь Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Русские художники редко использовали яркие краски. Однако Грабарь создавал картины с насыщенным колоритом. И только тот же Коровин мог посоперничать с ним в этом.

Грабарь. Гурзуф
Константин Коровин. В саду. Гурзуф. 1913. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Игнорирование деталей

В курсе “Дневник Импрессионизма” я рассказываю, насколько французские импрессионисты были равнодушны к деталям. Если они считали, что главное уже изображено, световые эффекты показаны, то второстепенные детали уже не важны.

Поэтому мы часто видим у Клода Моне незакрашенные участки холста. Как на картине “Маки” в районе облаков.

Моне маки
Клод Моне. Маки. 1873. Музей Д’Орсе, Париж.

А Берта Моризо и вовсе оставляла незавершёнными аксессуары и даже руки. Как на портрете своей племянницы.

Берта Моризо
Берта Моризо. Лето. 1880. Музей Фабре, Монпелье, Франция.

Такой же приём мы видим и у Игоря Грабаря.

Он игнорирует… черты лица своих героев! Мы видим детей на природе. Но их лица неразличимы. Такого себе даже Моризо не позволяла).

Игорь Грабарь. Под березами. Групповой портрет.
Игорь Грабарь. Под березами. Групповой портрет. 1904. Частная коллекция. Фото из личного архива.

На самом деле эта картина не завершена. Это племянники его друга Николая Мещерина. Они приехали погостить в усадьбу дяди.

Грабарь решил использовать низкую линию глаз, чтобы большую часть полотна занимало небо.  Для этого он вырыл целую траншею. И именно из неё писал детей и пейзаж.

Но в какой-то момент начались затяжные дожди и работу пришлось оставить до следующего года. К тому моменту дети подросли. Девочки стали превращаться в девушек. И уже такая композиция Грабарю показалась неуместной. Как-то не пристало одной из них забираться на скамейку ногами). Так картина и осталась незавершенной.

Вот так совершенно случайно Грабарь вновь оказался новатором. И возможно именно эта картина однажды вдохновила главного авангардиста Казимира Малевича прийти к максимальному упрощению и составлению объектов из простых форм. Так родились супрематические работы.

Кто проходил мой курс “Дневник Русской Живописи”, очень хорошо должен помнить вот эту картину Малевича – “Три женские фигуры”.

Малевич. Три женские фигуры.
Казимир Малевич. Три женские фигуры. 1930. Русский музей, Санкт-Петербург.

Теперь Вы знаете, что таких безликих людей впервые написал Игорь Грабарь.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Новатор русской живописи

Итак, Грабарь был невероятным новатором. Он смог привнести истинный импрессионизм в русскую живопись. Опять же, кто проходил мои курсы, знает, что русские художники до Грабаря использовали только часть атомов импрессионизма. При этом придерживались в первую очередь стилистики реализма.

А вот Игорь Эммануилович Грабарь привнес чистый импрессионизм в русскую живопись.

Казалось бы, Грабарь – новатор, которых поискать. Он локомотив новой русской живописи. И поведет остальных вперёд.

Но… этот путь был резко прерван. Грабарь остановился.

Давайте разберёмся, почему это произошло.

Конец импрессионизму в работах Грабаря

В 1908 году Грабарь резко закончил свой импрессионистический период в творчестве.

Нет, он не переключился на другой стиль. Он занялся другой работой.

Сначала он несколько лет занимался издательством “Истории русского искусства”. Затем возглавил Третьяковскую галерею. И своё служение искусству выражал больше через вот такую работу, а не через создание картин.

Он продолжал изредка писать маслом. В том числе после революции. Но чистый импрессионизм ушёл из его работ.

Мы в первую очередь можем понять это по белому цвету. Как я уже говорила, истинный импрессионист не использует чистого белого цвета, а составляет его из разных оттенков.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

И вот этот разноцветный белый цвет почти исчезает из картин Грабаря. В первую очередь из-за того, что в тот момент в стране единственно верным стилем считался реализм.

Да, мы по-прежнему видим красивые пейзажи. Но белая дверь написана белилами.

Грабарь. Сирень
Игорь Грабарь. Сирень у входа в Абрамцевские мастерские. 1949. Новокузнецкий художественный музей. Фото из личного архива.

Хотя в некоторых работах Грабарь аккуратно и незаметно продолжал добавлять сиреневые и розовые мазки в виде цветных теней и рефлексов. Как на этой картине.

Грабарь. Старый сарай в зимний день
Игорь Грабарь. Старый сарай в морозный день. 1933. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Но это было так деликатно, что у цензуры не возникало к нему вопросов и тем более обвинений в формализме.

Ещё мы видим возврат к особенностям пейзажной живописи второй половины XIX века.

Грабарь. Березовая аллея
Игорь Грабарь. Березовая аллея. 1940. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Ведь эта дорога чем-то напоминает работы Левитана. Есть здесь уже размышление о жизненном пути человека, его трудной дороге. То есть Грабаря хочется поставить в один ряд уже не с Клодом Моне, а с Исааком Левитаном.

Грабарь и Левитан
Слева: Игорь Грабарь. Берёзовая аллея. 1940. Третьяковская галерея. Справа: Исаак Левитан. Тихая обитель. 1891. Третьяковская галерея.

Натюрморты стали более сглаженными, уже нет таких свободных и пастозных мазков, как в начале XX века.

Грабарь. Дельфиниумы. 1944
Игорь Грабарь. Дельфиниумы. 1944. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

А портреты стали параднее.

Вот белая кофточка на портрете уже не играет разноцветными рефлексами. А на арфе изображено ровно 46 струн, не больше и не меньше. Конечно, импрессионист написал бы их условно и не стал бы высчитывать. Но того требовала ответственность перед заказчиком и вообще всей страной.

Грабарь. Дулова
Игорь Грабарь. Портрет В.Г. Дуловой. 1935. Третьяковская галерея.

Это не плохо и не хорошо. Просто вот такая трансформация. Да, конечно, искусство не всегда подчиняется законам эволюции. Но в данном случае создаётся впечатление, что это изменение в стилистике продиктовано необходимостью оставаться лояльным и не попадать под цензуру.

Художник вынужден был идти на этот компромисс. Его можно понять. Будучи запрещённым, он не смог бы столько сделать для русского искусства. А это и реставрационная мастерская при Третьяковской галерее (работает до сих пор), и художественные “Абрамцевские мастерские”.

Какой Грабарь Вам больше нравится? В качестве импрессионизма или реалиста?

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей

Онлайн-галерея

Иллюстрация в начале статьи: Игорь Грабарь. Автопортрет с женой. 1923. Новокузнецкий художественный музей. Фото из личного архива.

21 комментарий к “Картины Игоря Грабаря: от импрессионизма к реализму”

  1. Регулярно читаю Вашу рассылку, в том числе и эту декабрьскую статью, и совершенно неожиданно в январе оказалась в Москве и так же случайно в Третьяковке на выставке Грабаря. Смотрела на картины и в памяти всплывали прочитанные фрагменты. Совсем другое впечатление.
    Оксана, большое спасибо за Вашу работу!

  2. Аноним

    Огромное спасибо за статью, она усилила впечатления, полученные на выставке, уточнила детали, помогла глубже проникнуть в творчество. И.Э. Грабаря..В зале, где представлены пейзажи была притягательная энергетическая наполненность, излучаемая картинами. Хотелось быть и быть…

    1. Оксана Копенкина

      О как здорово! Очень рада, что моя статья помогла усилить впечатления от выставки.

  3. Ольга Анатольевна

    Исключительная статья!.Кроме прочего, узнала, что в Художественном музее г. Нлвлкузнецка есть картина Игоря Грабаря. В Новокузнецке живет моя дочь, я там часто бываю В следующий приезд обязательно пойду в Художественный музей посмотреть Грабаря.

    1. Оксана Копенкина

      Ольга Анатольевна, спасибо! Как здорово, что статья мотивирует Вас пойти в музей!

  4. Великолепно! Спасибо! 07.01.23 г взяли билеты на его выставку в Третьяковку , посвященную 150-летию со дня рождения.

  5. ludmila Volkova

    Оксана, с большим интересом прочитала и предисловие и статью. Вообще я для себя сравнительно недавно “открыла” этого очень интересного художника и сразу влюбилась. Может еще и потому, что моим любимым цветом является все оттенки синего и голубого. И, конечно, талант и мастерство! Вот смотрю на его зимние пейзажи и дух захватывает от избытка эмоций, грусть от того, что сейчас в жизни так редко вижу зиму… И всё-таки я за Игоря Грабаря-импрессиониста! Спасибо, дорогая Оксана за вашу работу!

    1. Оксана Копенкина

      Людмила, как я рада увидеть Ваш комментарий! И так здорово, что понравился этот художник! Спасибо, что написали.

  6. Наталья Сайгина

    Спасибо, Оксана. Это прекрасный разбор творчества моего любимого художника. Не могу сказать, что отдаю предпочтение какому-либо периоду, потому что Грабарь совершенен, потому что во всех его работах чувствуется и видно мастерство, потому что с помощью его живописи можно понять время, в котором он жил, и будто бы он даёт мне уроки)))

  7. Аноним

    Оксана, очень интересная и глубокая статья со сравнительными анализами разных периодов творчества и стилей Игоря Грабаря! Прочитала с пребольшим удовольствием на одном дыхании. Мне ближе Грабарь-импрессионист. Считаю, что в своих импрессионистических работах он более свободный, раскованный. А вот в реализме, в котором он подстраивается под законы цензуры, он более зажат и загнан в рамки. В этих, более поздних работах, уже нет той свободы и широты, что в предыдущих. Это мои личные наблюдения.

    1. Оксана Копенкина

      Катерина, да, не могу не согласиться. Есть еще свобода в работах 1910-1920х, когда он пишет в стиле постимпрессионизма, равняясь на Сезанна. Но потом, да. Мастерство чувствуется. Но уже нет стремления к новаторству.

  8. Здравствуйте! На первой картине художник, я думаю, со своей женой Валентиной. Большое спасибо за статью. Картины Грабаря- импрессиониста великолепны.

    1. Оксана Копенкина

      Елена, да, верно! Это первая его жена. Спасибо, что ответили на задание к статье.

  9. Ларисп

    Добрый день, спасибо за прекрасную лекцию. Грабаря воспринимаю только как импрессиониста, у него замечательные , новаторские работы в этот период. Как вы верно заметили, соглашательство очень плохо влияет на талант, поздние картины ординарны, техника прекрасная, но это все. Как будто он ушёл из одного стиля, но так и не пришёл к другому.

    1. Оксана Копенкина

      Лариса, спасибо, что поделились! Я тоже очень люблю Грабаря-импрессиониста. Причём, что не осветила в статье, после 1910 он пробовал себя в стиле постимпрессионизма, в частности живописно ссылаясь на Сезанна. Но да, согласна, этот стиль тоже не привёл к чему-то индивидуальному. А технически, да, он великолепен, согласна с Вами.

  10. Марина

    Очень мало знакома с творчеством Грабаря. Спасибо за введение. Захотелось узнать больше.
    Больше по душе Грабарь-реалист. Его импрессионизм воспринимается мной немного резковатым, немного с перебором..немного отталкивающе .Реализм, на мой взгляд, у него он интереснее, хочется разглядывать и получать удовольствие…

    1. Оксана Копенкина

      Марина, спасибо, что поделились! Значит Вам больше нравится и Левитан, Поленов. Так как технически он ближе всего к ним в этот период реализма. По поводу впечатления от его импрессионистического периода. Да, он у него особенный. Так как он частично использовал методы пуантилизма (Сера, Синьяк). Мазки слишком точечно, ровно ложатся. Это хорошо заметно по работе “Под березами”. Не стала этого писать в статье, чтобы не перегружать. Возможно, эта особенность его Импрессионизма Вам не очень нравится?

Добавить комментарий