Джеймс Тиссо. Два пути и одна трагедия

Эдгар Дега. Портрет Джеймса Тиссо. 1868. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Когда я впервые увидела ранние и поздние работы Джеймса Тиссо (1836—1902), сильно удивилась. Я несколько раз проверила, на самом ли деле это работы одного и того же художника.

Тиссо — художник-хамелеон. Не такой, конечно, масштабный, как Пикассо, который за свою жизнь сменил множество стилей и направлений.

Тиссо мутировал лишь однажды. Но эта мутация была полномасштабной. Это то же самое, как если бы Клод Моне за одну ночь превратился в Мунка. Вчера — маковые поля, а наутро — перекореженные ужасом лица.

У человека должно кардинально перевернуться сознание, чтобы настолько по-другому начать писать…

Ранний Джеймс Тиссо

Джеймс Тиссо до сих пор славится своими красотками в элегантных нарядах, окруженными пышной природой и мелкими собачонками.

Джеймс Тиссо. Леди в лодке. 1876. Частная коллекция.
Джеймс Тиссо. Леди в лодке. 1876. Частная коллекция.

По его картинам можно изучать моду XIX века. Пышные юбки. Эффектные шляпки. Банты и рюши.

Его работы можно смело использовать как пособие для создания костюмов к сериалу, действие которого происходит в ту эпоху.

Джеймс Тиссо. Букет сирени. 1875. Частная коллекция.
Джеймс Тиссо. Букет сирени. 1875. Частная коллекция.

Но Тиссо не просто салонный художник. Он стремился идти в ногу со временем.

Вы обратили внимание, что его портрет в начале статьи написан Эдгаром Дега? Да, они одно время дружили. Правда потом поссорились.

Тиссо дружил и с другими импрессионистами. Он тесно общался и с Клодом Моне, и с Ренуаром. И поэтому нет ничего удивительного в том, что часть его работ — это впечатления.

Он тоже останавливает мгновение, когда его героини что-то шепчут соседке или подносят ножку к камину для обогрева.

Джеймс Тиссо. Дымоход. Вторая половина XIX века.
Джеймс Тиссо. Дымоход. Вторая половина XIX века.

А некоторые работы и вовсе похожи своими мотивами на картины коллег-импрессионистов.

У Тиссо есть работа «Подружка невесты». Она чем-то напоминает «Зонтики» Ренуара.

Слева: Джеймс Тиссо. Подружка невесты. 1883. Художественная галерея Лидса. Справа: Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881—1886. Национальная галерея Лондона.
Слева: Джеймс Тиссо. Подружка невесты. 1883. Художественная галерея Лидса. Справа: Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881—1886. Национальная галерея Лондона.

А свою жену он однажды изобразил с зонтиком под необычным углом обзора — снизу. У Клода Моне есть подобный портрет первой жены Камилы.

Слева: Джеймс Тиссо. Миссис Ньютон с зонтиком. Справа: Клод Моне. На прогулке.
Слева: Джеймс Тиссо. Миссис Ньютон с зонтиком. 1876. Частная коллекция. Справа: Клод Моне. На прогулке. 1876. Национальная галерея Вашингтона.

После подавления Красной Коммуны в Париже Тиссо уезжает в Англию. Он сочувствовал оппозиции, поэтому его могли за это привлечь.

В Англии его ждал оглушительный успех. Его умение показать красивую, наполненную хорошим вкусом жизнь буржуа приводила к нему массу клиентов.

Джеймс Тиссо. На Темзе. 1874. Частная коллекция.
Джеймс Тиссо. На Темзе. 1874. Частная коллекция.

Англичане до сих пор считают Тиссо своим художником. Гордятся им и любят его творчество. И даже размещают репродукции его работ на пачках знаменитой английской марки чая (очень популярной в России).

И вдруг… все это резко исчезает.

Живописная трансформация Тиссо

Нет-нет, художник не умирает.

В его жизни произошло событие, которое перечеркнуло все.

Несколько лет он ничего не пишет. А потом… появляются совсем другие работы.

Буквально вчера — кокетки в огромных шляпах. А сегодня — мальчик у колодца и его ангел-хранитель.

Джеймс Тиссо. Опека ангела. 1886—1894. Бруклинский музей.
Джеймс Тиссо. Опека ангела. 1886—1894. Бруклинский музей.

Вместо праздной жизни — библейские сюжеты. Вместо цветущих садов — каменистые равнины. Вместо пышных юбок — восточные, непривычные для англичан одеяния.

А главное — его работы несут совсем иные эмоции. Легкомыслие и радость сменились обволакивающей грустью и ощущением душевного надрыва.

Джеймс Тиссо. Кающаяся Мария Магдалина. 1889. Бруклинский музей.
Джеймс Тиссо. Кающаяся Мария Магдалина. 1889. Бруклинский музей.

Тут уж ясно: произошло что-то ужасное. Не может человек вот так просто переключиться с кокеток с их бесчисленными оборками и зонтиками на плачущего Христа.

Джеймс Тиссо. Серия «Жизнь Иисуса Христа». 1889. Бруклинский музей.
Джеймс Тиссо. Серия «Жизнь Иисуса Христа». 1889. Бруклинский музей.

Только человек, переживший сильнейшее горе, мог написать, как Христос смотрит на нас с креста.

Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Что видел Христос на кресте. 1889. Бруклинский музей.
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Что видел Христос на кресте. 1889. Бруклинский музей.

Как ангелы прикасаются к Иисусу.

Джеймс Тиссо. Два пути и одна трагедия
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Христос в окружении ангелов. 1889. Бруклинский музей.

Трагедия в жизни Тиссо

За 10 лет до этих невероятных работ он без памяти влюбился. Очаровательная ирландка Кэтлин Ньютон ответила ему взаимностью.

Ссылка на бесплатный курс

Она была для него ангелом во плоти. Он, ни секунды не сомневаясь, променял свою холостяцкую разгульную жизнь на тихие семейные вечера. Она стала его главной музой и моделью.

Именно Кэтлин мы видим чаще всего на его открыточных картинах.

Джеймс Тиссо. Два пути и одна трагедия
Джеймс Тиссо. Леди в лодке (Кэтлин Ньютон). 1876. Частная коллекция.

Но через 6 лет брака она… отравилась, не дав возможности супругу с ней попрощаться.

Кэтлин не было и 30.

Она не в силах была терпеть физические страдания, вызванные затяжным туберкулёзом.

Джеймс Тиссо. Два пути и одна трагедия
Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон. 1877. Частная коллекция.

Тиссо просидел у ее гроба 4 дня. Он страдал. Он не мог смириться с ее смертью. Живопись была заброшена, несмотря на оглушительный успех у публики.

Сначала его кидало в крайности: посещал модные тогда спиритические сеансы в надежде пообщаться с любимой. Он не мог вот так ее отпустить…

Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Явление. 1889. Бруклинский музей.
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Явление. 1889. Бруклинский музей.

Но потом он уехал в Палестину. И начал писать там свой цикл работ на сюжеты из Ветхого и Нового Завета.

В его работах — та земля, по которой ходил Христос. Те люди, чьи предки жили рядом с Иисусом. В остальном — переживание своей беды через веру. В создании чего-то уникального и неповторимого…

Может, его жена и правда была ангелом? Без неё не было бы этих удивительных шедевров…

Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Благовещение. 1889. Бруклинский музей.
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Благовещение. 1889. Бруклинский музей.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Портрет Джеймса Тиссо. 1868. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

10 комментариев к “Джеймс Тиссо. Два пути и одна трагедия”

  1. Надежда

    Спасибо, Оксана! Душевная статья получилась. И поучительная: 1)мужская любовь существует; 2)за спасением мы идём к Богу. И жизнь и творчество художника тому подтверждение.

  2. Евгений

    Спасибо за статью! Познавательно, как Вы обычно это делаете.Очень рад посещать ваш сайт!

  3. Виктор Чернышев

    Тронула судьба этого художника! Действительно, чтобы лучше понять творчество человека, надо познакомиться с его жизнью….

Добавить комментарий