«Качели» Фрагонара. Главный шедевр эпохи рококо

фрагонар качели

Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767 г. Собрание Уоллеса, Лондон

Не всегда есть настроение созерцать картины с глубоким смыслом. Иногда хочется чего-то легкого и воздушного. Так сказать, живописного десерта. Как зефира со вкусом крем-брюле. Или взбитых сливок с ягодным сиропом.

Самыми «десертными» картинами являются, конечно, работы в стиле рококо.

А самая известная из них – «Качели» Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806 гг.) Девушка в персиковом платье словно клубничка на пышном торте из безе и крема.

Ссылка на бесплатный курс

В чем ценность «Качелей» Фрагонара

Не стоит относится к «Качелям», как к чему-то однозначно декоративному. Хотя я сама ещё пару лет назад фыркала при виде работ в стиле рококо, считая их пустыми и не стоящими моего внимания.

Все важно воспринимать в контексте. И «Качели» – это живописный отклик на нравы французского общества 18 века.

А значит картина может быть любопытна как минимум в качестве свидетеля того, что творилось в умах тогдашней аристократии.

Мы их можем осуждать за поверхностность их интересов. За чрезмерную зацикленность на флирте. На избыточном украшательстве.

А уж что говорить о свободе нравов, когда наличие любовника или любовницы – не то, что было нормой, а прямо-таки из серии «стыдно не иметь».

«Качели» и феномен рококо

Согласитесь, феномен рококо уникален. До него было барокко. Именно от него рококо унаследовало пышность, детализированность, эмоциональность.

Но рококо все это утрировало и сделало совсем мимишным и слащавым. Эмоции измельчали, впрочем как и детали. А яркие цвета посветлели, превратившись в такие, как «цвет бедра взволнованной Венеры» или цвет «Серый лен – любовь без конца».

Ой, сколько сахара! Что-то мне подсказывает, кто не любит сладкое – не любит рококо 😉.

И все это лишь 200 лет спустя после Эпохи Возрождения! Когда духовная просветленность, начитанность и мудрость поступков и слов ценились превыше всего.

Фрагонар задвижка

Жан-Оноре Фрагонар. Задвижка. 1779 г. Лувр, Париж

Это насколько человек может быть разным! Когда ценности и вкусы могут так меняться. А они ещё поменяются. Эпоху рококо (во Франции) как ветром сдует революция в конце 18 века.

А пока вся «философия» рококо уместилась в «Качелях» Фрагонара.

Незамысловатый сюжет «Качелей»

Прекрасную, сладкую девицу раскачивает пожилой супруг. А юный, розовощекий поклонник в экстазе сидит в кусте шиповника. Ведь ему открывается столь пикантный вид.

Дама не возражает, наоборот, ещё выше вскидывает свою ножку, что аж туфелька полетела в неизвестном направлении.

А муж тем временем даже и не подозревает о том, что супруга уже в мыслях ему изменяет. И ведёт себя явно не как добродетельная особа.

И куда же здесь без поддержки античных богов. Ведь в Древнем Риме нравы были и похлеще.

Напротив барышни – статуя Фальконе «Грозящий Амур». Одной рукой он показывает жест то ли «Ай-ай-ай», то ли «Тсс». Но правой рукой он тянется к стрелам в колчане. Намереваясь выстрелить в уже намеченную жертву.

Ложка дёгтя в «Качелях» Фрагонара

Казалось бы, картина полна праздности и легкомыслия. Но меня, честно говоря, смущает сад, в котором происходят события. Старое, узловатое дерево с очень кривыми и даже уродливыми ветвями скорее напоминают какие-то трещины.

Фрагонар Качели деталь

Жан-Оноре Фрагонар. Качели. 1767 г. Собрание Уоллеса, Лондон

Зелень так сильно клубится, как будто все происходит в непроходимой чащобе, а не в саду. Деревья создают такую густую крону, что «внутри» картины очень темно, не считая просвета посередине, в который и «угодила» барышня на качелях.

Почему Фрагонар выбирает такую обстановку? Почему бы не изобразить классический французский сад с постриженными деревьями, где все освещено солнцем?

Дикий лес у учителя Фрагонара, Франсуа Буше, и то выглядит более ухожено, чем этот парк.

Буше юпитер и Каллисто

Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Как будто Фрагонар пытается сбить чрезмерную слащавость. Сделать картину значащей нечто большее, чем просто декоративная работа для услады глаз.

Возможно, Фрагонар понимал, что такое поведение, как бы оно ни приветствовалось обществом, на самом деле не делает никого счастливым. И даже уже сейчас, намереваясь «наставить рога» супругу, девица сгущает вокруг себя тучи. Темнота надвигается на всех троих.

Недаром же «Качели» стали культовой работой. Именно ее чаще всего вспоминают, когда речь заходит о рококо. Видимо за счёт того, что она не так поверхностна, как большинство работ посредственных мастеров.

Ссылка на онлайн-тесты

Судьба «Качелей» Фрагонара

Эпоха Рококо схлопнется в одно мгновение под натиском революции с совершенно иными запросами к искусству. И таким, как Фрагонар придётся туго. Он умрет в нищете, всеми забытый.

А его «Качели» будут висеть то в одной частной коллекции, то в другой. И лишь в 1900 году публика увидит их в галерее в Лондоне, в «Собрании Уоллеса».

К тому времени революция будет далеко позади. И картина весьма кстати впишется в родственную эпоху Модерна. Помните, это многочисленные цветочки, завитушки и миловидные девицы?

Альфонс Муха грезы

Альфонс Му́ха. Грезы. Цветная литография. 1897 г. Частная коллекция

Ещё один виток слащавости и декоративности перед очередным потрясением. Модерн тоже быстро сгинет под натиском мировых войн XX века.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

Добавить комментарий

  1. Оксана, здравствуйте. Столько стилей, удивительно. Скажите, пожалуйста, про классицизм не пишете. Тоже, потому что поверхностный? Я с удивлением рассматриваются работы Бугро, они такие… безупречные. Было бы интересно и ваше мнение узнать.

    • Альбина, добрый день! Да, Бугро был первоклассным мастером. Но для меня такие художники скорее ремесленники. Которые виртуозно владеют мастерством наложения красок на холст. Но пишут декоративные картины, которые отлично смотрятся в залах поместьев или столовых. В них мало смысловой нагрузки, и по сути писать не о чем…

  2. Я вас понимаю, наверное, искусствоведу действительно не о чем писать… А меня, как человека, абсолютно не умеющего рисовать, такие безупречные работы восхищают.

  3. Оксана! Спасибо за очень интересные статьи. Меня вот интересует ваше мнение относительно нашего художника Шилова, одного из немногих, кто имеет собственную галерею в центре Москвы. Спасибо

    • Рина, не за что! Творчество его мне не нравится. Я думаю, что через 100 лет о нем забудут или будут воспринимать как культурное недоразумение. Впрочем, явление интересное, возникшее именно в 90-ые. В кино тоже такое было: вспомните Ширли-Мырли или рекламу МММ А если о нем как о художнике, то на мой взгляд у него неважно с колоритом, с линией и формой, с эстетическим вкусом, с передачей характера. Здесь я согласна со словами Ирины Антоновой, что этот художник – тяжелый случай… Вы посмотрите на его работу «Высоцкий», да на любую посмотрите…

  4. Оксана, добрый день. Спасибо, за Ваш интересный взгляд, с удовольствием жду каждого письма.

    Немного режут глаз ошибки в статье, убивают, так сказать, очарование:
    “Он умрет в нищИте, всеми забытый.”
    _ давайте поправим на в “нищЕте” ?

    “И лишь в 1900 году публика увидит их в галереИ в Лондоне, в «Собрании Уоллеса».”
    – давайте поправим на “в галереЕ”?

    огромное спасибо

  5. Спасибо большое) очень нравится вас читать, всегда с нетерпением жду следующее письмо

  6. Оксана, большое спасибо за ваш профессиональный разбор картин художников, художественных стилей и эпох. Каждого письма жду с нетерпением.