Как понять современное искусство. 6 шагов от ненависти до любви

Как понять современное искусство. 6 шагов от ненависти до любви

Вы любите Тициана, Рубенса и Моне. Но ведь пора и в 20 век, и в 21-ый заглядывать. А там столько пугающего и непонятного. Вы вроде и чувствуете, что позиция «я сам такое могу нарисовать» в корне не верна. Но вот почему?..

Я поделюсь своим опытом, как я прошла путь от состояния «мне интересно, но НЕ понимаю» до «вот это да!» Пройдите 6 шагов, которые помогут Вам понять и полюбить современное искусство.

Шаг 1. Осознайте, чем «дышит» современное искусство

Этот шаг ни в коем случае пропускать нельзя. Пока Вы не осознаете, чем «дышит» современное искусство, все остальное бесполезно. Даже если Вы посетите 100 выставок, Вы каждый раз будете натыкаться на внутренний барьер «Какая ерунда/ужас/несусветица».

Итак, это важно: современное искусство – НЕ про копирование реальности. Оно про отклик на эту реальность и эмоции самого художника.

Эта тенценция началась ещё с импрессионизма (60-70-ые года 19 века). Именно тогда изобрели фотоаппарат. Роль копирования реального мира на себя взяла фотография. Живописи это было уже ни к чему. И понеслось…

Экспрессионизм, фовизм, кубизм, абстракционизм, поп-арт…

На полотнах этих направлений нет реального мира. А только мир, придуманный самими художниками. Это их эмоции, их послания.

А дальше следует еще одно правило.

Отодвиньте понятие эстетики на второй план.

Когда художник высказывается, это не всегда эстетично. Потому что высказывание не всегда о розах и красивых дамах.

Итак, в работах художников 20-21 века ищите:

А – отклик на происходящее в мире

Самый яркий пример – Банки супа «Кэмпбелл» Уорхола. Самый прямой отклик на общество потребителей

Энди Уорхол. Банки супа «Кэмпбелл». Полимер, ручная печать. 32 картины 50х40 каждая. 1962 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Most-beauty.ru.
Энди Уорхол. Банки супа «Кэмпбелл». Полимер, ручная печать. 32 картины 50х40 каждая. 1962 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Most-beauty.ru.

Б – внутренний мир самого творца

Здесь Фрэнсис Бэкон – непревзойдённый мастер. Его внутренний мир ужасен и уникален. Все из детства, как говорят фрейдисты.

А ещё современные художники – это исследователи. Им важно изобрести что-то, чего не было до них. Если публика ошарашена, это хорошо. 

Когда-то всех ошарашил Ван Гог, потом Матисс. Чуть позже всем досталось от Поллока и так далее.

В многомиллиардном мире уникальность – на вес золота. Если художник творит в точности, как Матисс или Поллок, он не станет известным и богатым. Поэтому полотна современных художников  зачастую огромны – это снижает риск копирования.

Итак, в работах наших современников всегда есть уникальность, а главное – смысл. Причём этот смысл не лежит на поверхности, а закодирован. Иначе это было бы не искусство, а рекламные плакаты.

Поэтому важны шаги 3-6. Без них эти коды Вам не станут доступны запросто. А пока, чтобы ещё ближе подступиться к современному искусству, сделайте шаг 2.

Ссылка на бесплатный курс

Шаг 2. Начните с компромисса

Даже если Вы усвоили шаг 1, вряд ли Вы тут же полюбите того же Бэкона всей душой. Я сама до сих пор закрываю случайно открытую работу этого художника, зажмурив для надежности глаза.

Найдите компромисс. Есть современные художники, которые закладывают смысл в довольно эстетичной форме. Тот же Бэнкси делает это часто с изяществом. Ведь его девочка с шариком так хороша!

Бэнкси. Надежда всегда есть. 1991 г. Лондон
Бэнкси. Надежда всегда есть. 1991 г. Лондон

Таких современных художников довольно много в галерее Саатчи в Лондоне. Зайдите на ее сайт и наслаждайтесь canvas.saatchiart.com

Шаг 3. Узнайте художника

Биографии это хорошо, но лучше читать интервью художников. Так Вы сразу поймёте не только смысл работ, но и характер мастера. И тогда смотреть его произведения становится гораздо интереснее.

Возьмём, например, работы Recycle Group.

Recycle Group. Контейнер. Медитация. 2017 г. Фото из личного архива.
Recycle Group. Контейнер. Медитация. 2017 г. Фото из личного архива.

Их работы я поняла, лишь прочитав несколько интервью с художниками (о них я писала в соц. сетях).

И упражнение со звездочкой: Сходите на встречу с самим художником и задайте ему вопросы. Такие встречи часто организуют музеи, проводя персональные выставки. Как правило, художники охотно комментируют свои работы.

Шаг 4. Сходите на выставки

Наметьте для посещения 3 выставки современного искусства (если нет в вашем городе, просмотрите репродукции 3х художников)

И обязательно сходите в музей «Гараж». Там ещё и атмосфера прекрасная.

Вы можете следить за всеми выставками благодаря видео-блогу “Oh! My art” .

Ссылка на онлайн-тесты

Шаг 5. Правильно организуйте посещение музеев

Не пытайтесь охватить все работы в музее. Если Вы идёте смотреть постоянную экспозицию, выберите заранее 5-7 работ, которые хотите увидеть. Если не выставку – ориентируетесь на свои ощущения. Постойте у тех работ, которые вызвали у Вас эмоции.

Ай ВэйВэй. Семена подсолнечника. Инсталляция в Тейт Модерн в Лондоне, 2010 г. Pagetravel.ru.Ай ВэйВэй. Семена подсолнечника. Инсталляция в Тейт Модерн в Лондоне, 2010 г. Pagetravel.ru.Ай ВэйВэй. Семена подсолнечника. Инсталляция в Тейт Модерн в Лондоне, 2010 г. Pagetravel.ru.
Кэрин Джурик. Сила воли. 2014 г. Частная коллекция. Pinterest.ru.

Читайте таблички у каждой выбранной работы. Очень часто название раскрывает замысел художника. Ещё важно, когда создана работа (и на какие события откликнулся художник) и из какой он страны.

В 2010 году Ай Вэй Вэй наполнил огромный зал Тэйт Модерн (Лондон) семечками. Каждая из них (100 млн) сделана вручную из глины! Когда Вы осознаете, что художник из Китая, работа читается особенно ясно, согласитесь.

Ай ВэйВэй. Семена подсолнечника. Инсталляция в Тейт Модерн в Лондоне, 2010 г. Pagetravel.ru.
Ай ВэйВэй. Семена подсолнечника. Инсталляция в Тейт Модерн в Лондоне, 2010 г. Pagetravel.ru.

Шаг 6. Найдите проводника в мир современного искусства

Подпишитесь на блогера, который рассказывает о современном искусстве легко и доступно. Он Вам поможет расшифровывать послания современных художников или будет подталкивать искать заложенный смысл.

P.S. Если Вы застряли на первом шаге, расслабьтесь. Продолжайте изучать старых мастеров. И однажды современное искусство Вас позовёт. Синим запатентованным цветом Кляйна или вызывающими слезы пятнами Ротко.

Ив Кляйн. Антропометрия: Принцесса Хелена. 1960 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк. Yandex.ru.
Ив Кляйн. Антропометрия: Принцесса Хелена. 1960 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк. Yandex.ru.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

13 комментариев к “Как понять современное искусство. 6 шагов от ненависти до любви”

  1. Надежда

    Спасибо, Оксана! Полностью с Вами согласна по всем шести пунктам. Понять искусство любой эпохи не просто, для этого надо знать как минимум историю, поскольку послания мастеров идут к нам из глубин веков. К примеру, я несколько брезгливо относилась к творчеству Хаима Сутина. Но ознакомившись с его биографией, поняла откуда его болезненное увлечение освежеванными тушками. И взглянула на художника и его картины другими глазами. Здесь не обошлось без Фрейда) Но! Я бы добавила, что и без бизнеса тоже не обошлось) Как Вы относитесь к мнению, что современное искусство – это отчасти бизнес?

    1. Оксана Копенкина

      Надежда, да, контекст очень важен. Что касается бизнеса: думаю, что талантливый и главное деятельный художник заслуживает зарабатывать хорошие деньги. Да, иногда сам художник по натуре предприниматель, и он умело сам себя раскручивает (но это очень редко). Бывает, что другие люди помогают в этом художнику. А вот насколько тот или иной художник на самом деле гениален, покажет только время. Его работы могут покупать за миллионы, но через 50 лет о нем никто не вспомнит. Ну да, тогда это скорее про бизнес и раскрученный бренд. А вот если о нем будут помнить, значит это про вклад в историю искусства.

  2. Оксана, вы знаете, как я люблю Ваш блог (если не знаете, знайте), но нет. Даже Ваши советы мне не помогли. Я решила разделить современное на искусство для себя, на таких как Глейзер и таких как Поллок. И пусть один мало кому известен и смотреть его я могу только в инстаграме или фейсбуке, но мне не мешает это часами медитировать на его работы, а вот второй – прославен, свеж и новое веяние, но его работы для меня не имеют ценности.

    1. Оксана Копенкина

      ExplorelTA, спасибо за честное мнение. Самое главное, что Вы умеете получать удовольствие от искусства. И не так важно, какой художник – Ваш проводник в мир живописи

  3. Любовь

    Спасибо за статью! Я даже пошла смотреть Фрэнсиса Бэкона и не испугалась )))
    У нас в Иркутске есть чудесная Галерея Бронштейна, где устраивают именно выставки современных отечественных художников – я туда хожу получать эмоциональное удовольствие, даже когда непонятно про что – лучше всегда включать эмоции. И да – пояснения к работам всегда очень помогают.

    1. Оксана Копенкина

      Любовь, не за что! У Вас очень ценное качество – эмоциональная открытость и готовность воспринимать новое. Немного даже завидую;), особенно по поводу Бэкона:). Почитала про галерею Бронштейна: как здорово, что у Вас есть такой музей! Очень атмосферное место.

  4. Александр

    Извините, но вспоминается Бидструп. В чем разница между собачкой и современными художниками. И требуется больше места объяснить, что хотел сказать художник. Ну и слава конечно…

    1. Оксана Копенкина

      Александр, да, шикарная карикатура на современное искусство :))) Только время покажет, кто из современных художников что-то смог сказать для будущих поколений. Ну а слава она и раньше была нужна художникам. Вспомните Ван Дейка, Клода Лоррена, Рейнольдса. Тщеславия у них было в избытке…

  5. Светлана

    Спасибо, Оксана. Весьма и весьма интересно. Хочется увидеть новое, но принять… Далеко не всегда возможно. “И чувства добрые я лирой пробуждал”… Какие чувства могут пробудиться от взгляда на инсталяцию Пивоварова с дохлой крысой?. Многие современные художники, раскрученные, известные, тот же Поллок, лично мне не симпатичен. Совсем не важно, что кто-то его купил за большие деньги. Акулу в аквариуме тоже купили за огромные деньги. Сейчас важен эпатаж, новации, и не важно, что эти новации несут, какую идею. А ведь искусство направляет общество в определенное русло, расставляет приоритеты, учит видеть главное… Внедряется даже через восприятие искусства идея – главное деньги, если дорого продано, значит гениально. Но, ведь это далеко не так, совсем не так… Статью прочитала с большим удовольствием, как все Ваши статьи, но согласна не со всем. Думаю, это хорошо, что мы все разные и у нас разное восприятие. Удачи!!!

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, современное искусство – такая неоднозначная и неоднородная субстанция… Поэтому вполне объяснимо, что мнения могут не совпадать;). Согласна, что есть дорогие художники, которых называют гениальными. Но так было всегда. Когда-то был популярен Бугро и за его картины отдавали бешеные деньги. А того же Клода Моне не покупали и даром. Уже через 50 лет ситуация изменилась кардинально. А сейчас и подавно Бугро никто и не вспоминает. А Моне – один из великих. А были те, кого и при жизни покупали за дорого, Пикассо, например. И сейчас баснословные деньги за него отдают. Поэтому, думаю, гениальность подтвердится только временем. И не важно, сколько за работы гения/лже-гения платят сейчас.

  6. Александр

    Это да… В любом случае спасибо за Ваши статьи. Знакомясь с мнением другого человека по-другому смотришь на знакомые вещи и открываются другие стороны.

Добавить комментарий