Картины Василия Сурикова. Самые необычные сюжеты и факты

Картины Василия Сурикова. Самые необычные сюжеты и факты

Знаете ли Вы, какую картину на исторический сюжет Василий Суриков написал самой первой? А самая последняя работа какому сюжету была посвящена?

Я расскажу Вам о них, а также помогу составить Вам представление о творческом пути художника. Ведь это не только исторический жанр. Это и бытовой жанр, и пейзажи. Для кого-то это может оказаться довольно неожиданным.

Итак, начнём с самой последней картины Сурикова на исторический сюжет. Интересна она не только историей. Но и тем, кто позировал для картины. Я имею в виду Наталью Кончаловскую, маму Михалкова Никиты и Кончаловского Андрея.

Посещение царевной женского монастыря

Суриков. Посещение царевной женского монастыря
Василий Суриков. Посещение царевной женского монастыря. 1912. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Царевна идёт по красному ковру в окружении монашек и сопровождающих. Юная, миловидная, нарядная.

На первый взгляд, очень спокойный сюжет. На самом деле это чуть ли не трагедия.

Посмотрите на лицо царевны. Она грустит, она в оцепенении. Девушка понимает, что ничего не сможет сделать.

Красный ковёр, как образ жертвы. Контраст золотисто-серебряного наряда царской дочери и чёрных одежд монашек, как символ предстоящего заточения.

Это не какая-то конкретная царевна. Это собирательный образ всех дочерей правителей XVI-XVII веков. Ни одна из них НЕ вышла замуж! А многие были сосланы в монастырь.

И Суриков показал одну из них. Ещё юная, она пока здесь гостья. Но очень много шансов, что совсем скоро она будет заперта в келье.

Почему же так сложилось?

Царевнам было запрещено выходить замуж за мужчину ниже себя по статусу. То есть в родной стране никто не мог стать их женихом.

Оставались заморские принцы. Но!

При замужестве царевне нельзя было менять религию.

А где взять православных принцев?

Византия уже пала к тому моменту.

Теоретически можно было выйти замуж за европейского принца при условии, что он не настаивал на смене вероисповедания его жены.

Но, как понимаете, таких просто не было в XVI-XVII веках! Конечно, европейские короли настаивали, чтобы невестка приняла их веру. Ведь ей наследника воспитывать. Всё, тупик!

Например, в XI веке царевна ещё могла менять веру. Так, Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за короля Франции Генриха I. В замужестве она стала католичкой. А её потомки правили Францией три столетия подряд.

Но в последующие века такое уже было немыслимо для наших правителей. Царевна должна была оставаться православной.

Удел у неё был такой. Если вмешивалась в политику, то уже в молодые годы ссылалась в монастырь. Если же занимала нейтральную позицию, то попадала туда уже в зрелом возрасте. А до этого сидела в тереме под присмотром прислуги.

Ситуация стала меняться только в XVIII веке.

Пётр I разрешил царевнам выходить замуж за иностранных знатных мужчин ниже их по статусу. Но с условием, что это было выгодно с точки зрения политики.

А породниться с Россией было уже настолько престижно, что находились женихи, готовые иметь православную жену. И тем самым породниться с императором.

Так, дочь Петра I Анна была выдана замуж за герцога Гольштейн-Готторпского. При этом она осталась православной.

Её многочисленные правнучки, дочери Павла I, тоже все вышли замуж.

А одна из дочерей Николая I даже сделала это (впервые за многие столетия) по любви! Знаете, кто именно?

Вот она и её жених.

Картины Василия Сурикова. Самые необычные сюжеты и факты
Слева: Кристина Робертсон. Портрет великой княжны Марии Николаевны (фрагмент). 1841. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org. Справа: Франц Наполеон Хейгель. Портрет Максимилиана Лехтенбергского в униформе баварской армии. 1836. Wikimedia Commons.

Кстати, для образа царевны Сурикову позировала его внучка Наталья Кончаловская.

Её уже такие нравы не касались). В юности она сбежала с женихом в Америку. Но быстро развелась и вернулась в Россию. Где и встретила второго мужа, Сергея Михалкова.

Так что на последней исторической картине Сурикова мы видим лицо мамы режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Наталья Кончаловская
Наталья Кончаловская с эскизом Василия Сурикова к картине “Посещение царевной монастыря”. Источник фото: vk.com.

Покорение Сибири Ермаком

Суриков. Покорение Ермаком Сибири
Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Недавно я была в музее “Стрелецкие палаты” (рядом с Третьяковской галереей). Там много экспонатов посвящено покорению Сибири.

Начала сравнивать, что на картине Сурикова соответствовало реальным событиям. И оказалось, что в этой работе довольно много НЕ реалистичных деталей.

Во-первых, мы видим несоответствие в оружии! Кто разбирается, тот сразу поймёт.

Суриков. Покорение Ермаком Сибири (фрагмент)

В XVI веке у казаков Ермака никак не могло быть такого оружия. Тогда оно было ФИТИЛЬНЫМ. А на картине казаки стреляют из КРЕМНЁВОГО. А его изобрели только 100 лет спустя после изображённых событий.

Во-вторых, такого боя в принципе не могло быть!

Видите, у войска сибирских аборигенов луки и стрелы. У казаков – ружья. Казалось бы, у последних однозначное преимущество. Но нет!

Суриков. Покорение Ермаков Сибири (деталь)

Оружие же заряжалось по ДВЕ минуты, порох насыпался в дуло, проталкивался туда. То есть один раз выстрелил. И всё! Ты безоружный на две минуты.

На таком расстоянии на тебя уже нападут и убьют. Даже стрелы тратить не будут.

Да, таких ближних боёв просто не было! Казаки стреляли издалека, ужасно пугая сибирских воинов. Они просто разбегались.

А вот если происходили такие столкновения лоб в лоб, то у казаков шансов не было. Оружие тут не поможет.

Так в общем-то Ермак и погиб со своим отрядом в 50 человек. Внезапное нападение, и через час никого уже не было в живых из покорителей Сибири.

Нужно отдать должное Сурикову. Он показал бой новаторски для того времени. Не как классицисты. Динамичная толпа. И Ермака, главного героя, не сразу разглядите. Нашли его? Легко спутать с другим казаком, кстати).

Вы можете принять его за казака в красном. Ведь так делали как раз классицисты – выделяли главного героя с помощью цвета.

На самом деле Ермак стоит подальше, в ерихонке (шлеме) и кольчуге. У него ещё вытянута рука. Вроде как по классическим канонам.

Но в том же направлении вытянуты стволы ружей. Так, что рука предводителя теряется.

Вернее всего Ермака узнать по кольчуге. Вот тут Суриков передаёт историческую правду.

В то время это было роскошью. Ермак носил кольчугу, которую ему подарил царь Иван Грозный. Конечно, другие казаки себе этого не могли позволить.

Так почему Суриков настолько НЕ правдив в изображении исторических событий?

Он не документальный фотограф, а художник. И он выбирал ту композицию, которую считал нужной для передачи духа времени, особенностей героя.

И очевидно, что ему было НЕ интересно показывать такой бой, когда враги стоят далеко друг от друга. Так что, скорее всего, Суриков знал о невозможности вот таких боёв в реальности. Но сделал по-своему.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Боярыня Морозова

Суриков. Боярыня Морозова
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Боярыня Морозова не просто так худая и бледная на картине Василия Сурикова.

Оказывается, до этого момента женщину пытали на дыбе! И уже приготовили костёр, чтобы сжечь. Так как она даже в пытках отказалась признать реформы Церкви. Это чтобы креститься не двумя, а тремя пальцами.

Но казнь предполагалась публичная. Другие бояре вступились за неё, что как-то не хорошо вот так сжечь аристократку.

Царь Алексей Михайлович очень уж был зол на Морозову. Мало того, что противилась нововведениям. Ещё и на его вторую свадьбу не пришла (как раз женился на будущей матери Петра I).

Поэтому сожжение отменил. А решил тихо уморить голодом в тюрьме.

Вот как раз по дороге в тюрьму мы её и видим.

Униженную, конечно. Аристократка — на сенях с соломой.

Она вся в чёрном, так как постриглась тайно в монахини ещё до пыток.

Видите, красивая женщина идёт за санями? Это её сестра боярыня Урусова. В разноцветной одежде, так как монахиней не была.

Но она тоже погибла. Умерла в той же тюрьме, на руках у сестры. Можно сказать, символ тех, кто безымянно погиб за свою веру.

Посмотрите, насколько боярыня не сломлена испытаниями! Тянет смело руку с двуперстием вверх.

А люди как по-разному реагируют!

Одни восхищаются или жалеют, ведь это какой смелостью надо обладать — вот так идти против системы!

Другие смеются. Это какой надо быть ненормальной фанатичкой — чего проще смириться и жить дальше!

Суриков вырос в семье староверов, поэтому его образ такой сильный, героический.

Павел Третьяков был старовером, в том числе поэтому сразу картину купил.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

А нам уже не так важно. Мы смотрим на потрясающе реалистичный снег. Мы ощущаем душевную силу Морозовой. Мы видим, как сани раскалывают толпу на две части.

Таких расколов будет, увы, ещё много. И один из самых страшных произойдёт через 30 лет после написания этой картины…

О самых интересных деталях этой картины читайте также  в моей статье “Боярыня Морозова. Почему это шедевр Сурикова”.

Утро стрелецкой казни

Утро стрелецкой казни
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

“Утро Стрелецкой казни” – это самое первое произведение Сурикова, написанное на исторический сюжет. И в нём так много интересных деталей, что в двух абзацах не рассказать.

Предлагаю Вам переместиться на другую страницу моего сайта и почитать целую статью, посвященную этой картине.

В этой статье Вы узнаете, что конкретно изменил Суриков в деталях Красной площади и Кремля. Также я расскажу, как он добился эффекта четвёртого измерения. А ещё – почему об этой картине никто ничего не сказал и не написал, когда она появилась на выставке. Крайне необычная реакция, учитывая всю монументальность и необычность работы!

Итак, читайте о картине в статье: Утро стрелецкой казни. Самые необычные детали картины Сурикова.

Ссылка на бесплатный курс

Пейзажи Сурикова

У Сурикова мы можем найти и пейзажи. Но часть из них очень необычные. Все-таки будучи историческим живописцем, он старался изобразить через пейзаж большие события!

Так, на этом городском пейзаже мы не видим ничего необычного для нас.

Суриков. Иллюминация Кремля
Василий Суриков. Иллюминация Московского Кремля. 1883. Третьяковская галерея. My.tretyakov.ru.

Но это только потому, что мы привыкли к ночному искусственному освещению. Но! Обратите внимание, что эта картина была написана в 1883 году!

Суриков запечатлел то, как впервые Московский Кремль осветили искусственными лампами! Конечно, для москвичей это было невероятным событием. Ведь до этого такие праздничные иллюминации осуществлялись с помощью свеч.

А вот перед нами вполне банальный вечерний пейзаж. Окраина Красноярска, откуда художник был родом.

Но простота этого пейзажа только на первый взгляд. На самом деле, художник вновь запечатлел невероятное событие! На этот раз природное.

Суриков. Вид Красноярска
Василий Суриков. Вид Красноярска. 1887. Тверская галерея. Фото из личного архива.

Обратите внимание, что художник написал точную дату в левом нижнем углу картины. Дело в том, что именно в этот день в Сибири можно было наблюдать полное солнечное затмение!

Художник попытался зафиксировать это невероятное природное явление. И ещё было удивительно то, кого он встретил на этой горе, когда писал свой пейзаж! Об этом я писала в статье “Русские пейзажи”.

Бытовой жанр Сурикова

Создатель великих исторических картин под конец жизни писал вот такие маленькие картины, любуясь отражением лампы на полированном полу.

Суриков. За чтением
Василий Суриков. За чтением. 1910-е. Частная коллекция (сейчас экспонируется в выставочном пространстве “Центр Искусства. Москва”). Фото из личного архива.

Исторические события остались позади. Пора отдохнуть в кругу семьи в уютном интерьере за приятным тихим чтением. 

Какие картины Сурикова Вас особенно впечатляют? Буду очень рада, если поделитесь в комментариях.

Главная иллюстрация: Валентин Серов. Портрет Василия Сурикова. 1890-е. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Архив статей

Курсы по искусству

2 комментария к “Картины Василия Сурикова. Самые необычные сюжеты и факты”

  1. Екатерина

    У каждой картины Василия Сурикова своя богатая и неповторимая история. Но особенно среди всех работ этого живописца меня впетляет “Боярыня Морозова”. Эта картина была навеяна художнику… образом вороны, бьющейся о снег. Сам же образ боярыни Суриков Срисовал из старообрядки, увиденной возле Рогожского кладбища. Сохранилось больше сотны эскизов и этюдов, которые художник крепил прямо к картине – после раставрации были открыты эти отверстия от кнопок.

Добавить комментарий