Мы часто слышим: уникальный памятник архитектуры. Но что это означает?
Это легко показать на примере Казанского храма конца XVIII века в селе Курба (Ярославской область). Потому что аналогов этому памятнику в мире нет!
Формально он относится к нарышкинскому стилю. Нарышкины с симпатией относились к западной архитектуре: в московский патриархальный стиль вносили элементы барокко.
С одной стороны в Казанском храме и правда есть черты старинной архитектуры. У него центрическая структура и лепестковые стены (т.е. не ровные, а волнистые). И этим он напоминает Собор Святителя Петра (Москва, Петровка).

Этот собор был построен в начале XVI века. И считается самым ранним зданием такого рода.
Однако Собор на Петровке 8-лепестковый. Тогда как Казанский храм — 16-лепестковый! В этом и проявляется барокко с его чрезмерностью и пышностью. Чем больше лепестков, тем лучше! Таким количеством лепестков ни один храм в России НЕ обладает.
Также архитектор добавил между лепестками пилястры. Но они очень необычны.
Это как будто квадратные столбы наполовину выступают вовне одним из своих углов. Это тоже в духе барокко. Ведь они не несущие, а декоративные, создают более интересные линии здания.
Ещё обратите внимание на окна. Каменные наличники первого этажа – с треугольными завершениями, а верхнего – с полукруглыми. То есть они НЕ одинаковые, как это было бы скорее всего у здания в стиле классицизма. Это тоже в духе барокко: разнообразие в декоре.
Очень интересен и восьмигранный верхний свод. Сейчас его не видно из-за идущих работ по сохранению памятника. Но на старых фотографиях это хорошо видно. Стены свода разные по ширине!
Барокко – это движение и как следствие: разумная асимметрия и дисбаланс. Таким решением архитекторы и подчеркивали такую динамичность, за счёт разницы в ширине.
И, конечно, храмы в стиле барокко — это всегда многообразие росписей. В Казанском храме не стенах было изображено более 350 библейских сюжетов!
К сожалению, многие из них не уцелели за советские годы. В храме была тракторная мастерская.
Но значение храма осознали через какое-то время. В 1988 году начали реставрационные работы. Успели сделать немного, так как начались 90-е годы. Финансирование остановилось.
А сейчас восстановлением храма занимается фонд «Белый Ирис». Представители фонда и показали мне этот замечательный храм*. Спасибо!
Поддержать разработку проекта по реставрации храма можно здесь: https://nasledie-iris.org/campaign/razrabotka-proekta..
Поддержать проект по консервации фресок храма: https://nasledie-iris.org/campaign/konservatsiya-nastennoj-zhivopisi-kazanskogo-hrama/
*Фото храма сделаны мной, автором сайта, в пресс-туре, прошедшем в рамках проекта «Возрождение сельских жемчужин». Этот проект реализуется с использованием гранта президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов.
Читайте также еще об одном уникальном памятнике архитектуры в статье “Храм Петра и Павла Николая Львова”.
Оксана, СПАСИБО Вам за интересную виртуальную экскурсию по Церкви Казанской иконы Божией Матери! Как будто бы и сама побывала в этом благодатном месте! Конечно, расстраивает тот факт, что фрески в храме находятся в таком плачевном состоянии и гибнут буквально на глазах… Но не может не радовать тот факт, что есть небезразличные люди, щедро жертвующие суммы на восстановление памятников архитектуры. И именно благодаря вот таким меценатам и сохраняется и красота, и история для последующих поколений.
Я атеисит, но архитектурой храмов восхищаюсь.Спасибо Вам!!!!
Елена, пожалуйста!
Оксана, спасибо Вам за то, что Вы привлекаете внимание к разрушающимся памятникам. Не понимаю читателя, который считает, что Вы должны ограничиться только живописью в то время, как безвозвратно уходит архитектурные наследие.
Елена, спасибо за поддержку!