Константин Кузнецов. Новое имя русского импрессионизма

Константин Кузнецов. Автопортрет

Незадолго до смерти он свернул свои картины в рулон и положил в ящик. А после его смерти их видели только члены семьи.

Можно подумать, что это картина Клода Моне.

Константин Кузнецов. Скалы в Бель-Иль
Константин Кузнецов. Скалы Бель-Иль. 1913. Фонд наследия К. Кузнецова. Visit-city.art.

Действительно, этот художник был в тех же местах, что и Моне.

И эта картина была написана на острове Бель-Иль в Атлантическом океане рядом с северо-западным побережьем Франции.

Там же одно время работал Моне. А больше особо никто.

Работать там было очень сложно. Жуткий ветер, который буквально засыпает краску песком, а мольберт сдувает со скал.

Но Клод Моне покорил этот мир. И таки написал скалы острова*. Как и наш герой. Сравните их работы!

Моне и Кузнецов
Слева: Клод Моне. Скалы в Бель-Иль. 1887. Галерея искусства Европы и Америки в Москве. Wikimedia Commons. Справа: Константин Кузнецов. Скалы Бель-Иль. 1913. Фонд наследия К. Кузнецова.

Итак, работу Константина Кузнецова (1863-1936) русские зрители не видели с тех пор, как она была написана на острове в 1913 году.

И впервые она попала в Третьяковскую галерею совсем недавно, в 2021 году. Всё это время она была в коллекции семьи. Как и большинство других его работ.

Так почему? Он не мог ничего продать?

К. Кузнецов. Порт Созон в солнечную погоду
Константин Кузнецов. Порт Созон в солнечную погоду. 1923. Фонд наследия К. Кузнецова.

На самом деле ещё как мог! Но не делал этого.

Дело в том, что Константин Кузнецов имел пассивный доход в России. Он был потомственным купцом из Нижнего Новгорода. Поэтому, когда решил стать художником в 1896 года, то поехал в Париж. Спокойно учился, работал. И жил со своей женой и четырьмя детьми на деньги, поступающие из России.

Его работы были успешны. Эдакий русский Клод Моне.

К. Кузнецов. Аллея у реки. 1900-е
Константин Кузнецов. Аллея у реки. 1900-е. Фонд наследия К. Кузнецова.

Картины попадали в музеи Франции ещё при жизни художника. Поэтому его картины можно найти даже в музее д’Орсе.

Но специально продажами он не занимался. И даже отказался заключить договор с Амбруазом Волларом, скупщиком картин многих художников Франции.

Так он оставлял за собой право ни под кого не подстраиваться и работать в своём темпе и стиле.

К.Кузнецов. Мост искусств
Константин Кузнецов. Мост искусств. 1921. Фонд наследия К. Кузнецова.

Однако в 1917 году его предприятия в России перестали ему принадлежать. Дохода почти не осталось.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Не знаю, почему художник не стал продавать свои работы. Видимо в 1920-е годы в моде уже была нефигуративная живопись, авангард.

Подстраиваться под требования публики Кузнецов не стал в очередной раз. И писал только для себя. Только жить семья стала гораздо скромнее.

Так работы и остались в семье.

К. Кузнецов. Александра Кузнецова с дочерью. 1903
К. Кузнецов. Александра Кузнецова с дочерью. 1903. Фонд наследия К. Кузнецова.

Но самое удивительное, что эти картины русский зритель мог увидеть гораздо раньше!

В 1950-е дочь уже умершего художника передала в СССР 27 картин отца. Но… они не вписывались в требования к живописи того времени. Балом правил соцреализм. И картины были забыты в запасниках музеев.

И только недавно часть тех подаренных картин нашли эксперты. Так было открыто новое имя русской живописи: Константин Кузнецов.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

Согласитесь, это истинный импрессионизм! Пейзажи, солнечные блики, цветные тени и широкие пастозные мазки!

К. Кузнецов. Окрестности Парижа. 1905.
Константин Кузнецов. Окрестности Парижа. 1905. Фонд наследия К. Кузнецова.

Если любите импрессионизм, очень рекомендую мою статью “Художники-импрессионисты”.

Еще более детально с помощью иллюстрированных уроков и онлайн-тестов мы изучаем русский и французский импрессионизм на моем курсе “Дневник Импрессионизма”.

* Ирония судьбы: картина Клода Моне со скалами Бель-Иль хранится в России, в Пушкинском музее уже более 100 лет. Это была первая работа мастера, которую приобрёл Сергей Щукин для своей коллекции.

Моне и Кузнецов
Слева: Клод Моне. Скалы в Бель-Иль. 1887. Галерея искусства Европы и Америки в Москве. Wikimedia Commons. Справа: Константин Кузнецов. Скалы Бель-Иль. 1913. Фонд наследия К. Кузнецова.

Те скалы, что написаны Кузнецовым, мы увидели лишь в 2021 году на выставке в Третьяковке.

Главная иллюстрация: Константин Кузнецов. Автопортрет в мастерской. 1902. Частное собрание семьи художника. Cultobzor.ru.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Архив статей

Курсы по искусству

4 комментария к “Константин Кузнецов. Новое имя русского импрессионизма”

  1. В Москве есть Фонд Константина Кузнецова. Собрание Фонда насчитывает более 300 живописных полотен и более 100 произведений графики. “Собственный стиль и тип картины Выработал Константин Кузнецов к 1910-м годам. Краски чистые, яркие, сочные, мазки крупные. Высокий горизонт создаëт впечатление обзора с высоты птичьего полета. Художник исключает всë лишнее. На его пейзажах, как правило, мы не видим ни людей, ни животных. Главный герой – это сама природа и разнообразие еë форм и красок” – цитата с вКонтакте Фонда. На их сайте написано, что принимают посетителей по предварительным заявкам.

  2. Екатерина

    Константин Кузнецов для меня абсолютно новое имя в исотрии живописи. Я только сейчас открыла для себя его замечательное творчество, его чудесные картины. Этот художник – настоящий последователь французского импрессионизма. На формирование его творческого почерка большое влияние оказала французская творческая среда, в которой художник прожил долгое время. Оксана, благодарю Вас за интересную статью, благодаря которой пополнилась моя копилочка знаний!

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, пожалуйста! Да, я сама раньше его не знала. Как здорово, что Третьяковская галерея показала нам его творчество несколько лет назад.

Добавить комментарий