«Крестный ход на Пасхе» Василия Перова. Самые интересные детали картины

Василий Перов. Крестный ход на Пасхе.

Я всегда думала: неужели все так было запущено? Что, вот прям в пасхальную ночь в таком состоянии и священник, и прихожане?

Ведь как она проходит. Ближе к полуночи служители церкви (впереди) и прихожане (позади) выходят из Церкви и обходят ее против часовой стрелки. Это символизировало шествие навстречу Христу.

Но на картине Василия Перова «Крестный ход на Пасхе» (1861) мы сразу замечаем, что люди идут ПО часовой стрелке, а не ПРОТИВ!

Что, даже и это перепутали? Накатывает невольно чувство неловкости за этих людей.

Может так оно и было, но зачем уж Перов выставляет это откровенно напоказ?

Честно, начинаешь понимать тех, кто запрещал картину к показу в течение 40 лет, вплоть до 1905 года. Хотя я вообще против цензуры в искусстве. Но представить чувства цензоров могу.

Но когда начинаешь присматриваться к деталям, то чувствуешь облегчение.

Если приглядеться, то выходят они НЕ из церкви!

Церковь мы видим вдалеке. А в селе вряд ли могло быть две церкви.

Василий Перов. Крестный ход на Пасхе (фрагмент).
Василий Перов. Крестный ход на Пасхе (фрагмент). 1861. Третьяковская галерея.

Ещё обратите внимание на скворечник. Едва ли его могли прикрепить к церкви.

Также чуть дальше от дверного проема мы различаем женские фигуры, которые смотрят вслед уходящим. Если бы это был Крестный ход на Пасху, то вышли бы все. А они стоят, как жители дома, которые смотрят вслед гостям.

Перов. Крестный ход на Пасхе (деталь)

Тогда что это?

Если посмотреть на название картины, то мы увидим: «Крестный ход на ПасхЕ».
То есть не на ПасхУ, а с «Е» на конце.

Василий Перов запечатлел происходящее не в саму пасхальную ночь. А уже в один из дней на неделе, идущей после этой ночи. Поэтому и называется это «на Пасхе».

А что же происходило на этой неделе?

Священник, певчий хор и прочие служители церкви ходили по домам села. Священник благословлял. А хозяева дома дарили подарки. И… угощали.

Но ходили не просто так, а брали те же хоругви с собой, крест, иконы. Чтобы было празднично. И даже называли это крестным ходом. Но, конечно, это не тот крестный ход в свящённую ночь. Это уже N-день праздничных хождений по домам сельчан.

Вполне возможно, что это уже 10-й дом за один день! Более того, по мнению историка Дмитрия Андреева, Перов мог изобразить дом с подпольным кабачком.

Ведь недаром местный валяется под крыльцом. Он может и вовсе с этим крестным ходом и не связан. Пришёл ещё до них, принял на грудь слишком много. Вот и уснул.

А на самом крыльце женщина поливает другого пьяного из чайника, привязанного веревкой к навесу. То есть явно это обычная для нее процедура – вот так приводить в чувство очередного посетителя. И чайник предусмотрительно повесили для таких целей.

Конечно, диакона это не очень оправдывает. Но все же. Представьте: 10-й дом! В каждом угощают. А это и вовсе кабачок. Тут уж точно было, чем угостить. Вот и результат.

Икона перевёрнута. Дьякону приходится держаться за перила, чтобы не оказаться также под крыльцом.

Ссылка на бесплатный курс

Возможно, дом-то и вовсе последний. И шествие идёт уже к церкви, чтобы вернуть на место хоругви и иконы. Недаром она виднеется уже впереди.

Да, Перов известен нам, как адепт критического реализма. Ему было важно показать пороки общества. Но все же это не плакат “Алкоголь убивает духовность”.

Мы видим и благородные, красивые лица певчих, торжественно несущих хоругви и крест. И я уже могу представить, что завтра диакон протрезвеет, покается в своем поступке. Люди будут вспоминать: ох, что уж он так… Но потом вновь его благостные дела перевесят вот такой проступок, и его авторитет восстановится.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей

23 комментария к “«Крестный ход на Пасхе» Василия Перова. Самые интересные детали картины”

  1. Николай

    Добавление.
    Конечно на священике не орарь, эпитрахиль. Орарь у дьякона, хотя эти элементы одеяния имеют одно происхождение. И упал на крыльце, скорее дьячок, а не дьякон.
    Но не в этом дело. Петров в своей работе был скрупулёзен в деталях. Он дал, на сколько я знаю, другое название, которое поменял Третьяков, не посоветовавшись с художником. А дело в том, что, как пишет ряд авторов, одеяние у священника голубое (синие), а это цвет Богородицы. И скорее это крестный ход на Благовещенье. Голубое (синее) облачение у священнослужителей в Богородческие праздники, как и купола храмов, посвящённых ей. В Пасху одеяния красные.
    С уважением, Николай Д.

  2. Николай

    Здравствуйте Оксана и все читатели.
    С любопытством прочитал статью и комментарии.
    К сожалению, анализ произведения не совсем корректен. И вот почему. Посмотрите внимательно на стоящих на крыльце. Это не пьяненький дьякон стоит на крыльце, отершись рукой на столб, а священник (к сожалению, священник). Пьяный дьякон упал, уронив кадило и молитвенник. Посмотрите внимательно на священника. Ещё не старое, но уже испитое лицо, опухшее от постоянных возлияний. Посмотрите на его одеяние. Подрясник по подолу грязный, истрёпанный, так же истрёпан и замызган орарь – в такое состояние они не приходят за день, другой. Фелонь тоже замызганный, потерявший форму. Судя по всему, священник давно уже не следит за своим облачением. Посмотрите на ноги священника: стоптанные, порыжевшие сапоги, которые скоро будут “просить каши”. Сравните обувь “лучших людей” села, которые несут хоругвь, крест и фонарь,: начищенные до блеска добротные сапоги.
    Скорее всего изображён Крестный обход прихода (не помню, как точно он называется), когда священник с причтом обходил с молебном дома прихожан и учреждения прихода. В данном случае это, скорее всего, какая-то корчма или кабак; до трактира, пожалуй, не дотягивает (водочку продают проезжему). В трактире, обычно, сидели за столом более обстоятельно, с закуской. Хотя в деревнях и сёлах нередко в корчмах собирались сходы жителей.
    Во время Крестного хода неслись хоругви и, если я не ошибаюсь, алтарные и праздничные иконы, с которыми шествовали УВАЖАЕМЫЕ в данном приходе люди (могу ошибиться, не воцерковлен).
    А что видим мы. Порядок шествия нарушен. Кто во что горазд. Почитаемые иконы несут случайные люди. Священнику уже не до этого, ему приткнуться бы где-нибудь и заснуть. Запрестольные иконы давно не поновлялись.
    Это бедный приход, где зажиточный людей мало. Священник, который живёт от прихода, тоже беден и едва сводит концы с концами. У него, ведь и семья есть. Вот он от тоски и неурядицы и запил горькую. Что ждёт его и его семью? Переведут ли священника за пьянку в ещё большую глушь, дыру? Или вовсе отлучат от сана?
    У одноклассника дед из семьи священника (род разветвлённый, много в нём было уважаемых священников), поэтому со старшим братом учились в семинарии. Оба пели в церковном хоре, имея хорошие голоса и слух. Митрополит просил их отца отдать сыновей после семинарии в Академию, обещая по окончанию её дать им хорошие, богатые приходы в губернском городе. Но сыновья пошли своей дорогой; после окончания семинарии сначала один, затем другой поступили в Московский университет на медицинский факультет, став в последствии хорошими врачами. А у потомков сохранился хорошие голос и слух. Кто-то стал артистом, выступая с концертами.
    Но это так, к слову.
    А сколько таких священников, какой изображён на картине, спивалось и кончало свой путь где-нибудь в ночлежке босяком.
    О многом, что я не написал здесь (Вы ведь не любите длинные комментарии), о картине писалось уже в комментариях к этой заметке. В первую очередь, о “падении” в овраг по дороге в храм людей-прихожан.

    А для меня эта картина ассоциирует со “Слепыми” Питера Брейгеля.

    С уважением, Николай Д.
    P.S.
    Нас, Николаев, оказалось несколько человек, которые оставляют комментарии. Поэтому добавил “Д”.

  3. Аноним

    кадило лежит на земле, пасхальное яйцо под сапогом, научный сотрудник в третьяковки особо отмечал все эти детали во время экскурсии

    1. Оксана Копенкина

      Да, детали красноречивые, говорящие о том, что художник скорее занимает осуждающую позицию.

  4. Екатерина

    Василимй Перов – основоположник русского критического реализма. В своем творчестве он гневно обличал пороки и язвы действительности второй половины XIX века. Особенно острой критике поддавалось духовенство. Картина “Крестный ход на Пасхе” – яркое подтверждение тому. Художник видел представителей современного ему духовенства людьми циничными, лицемерными, предающимися земным порокам, таким как корыстность, чревоугодие. Те, кто вроде бы должен нести своим прихожанам свет веры, сами являются неверующими.

  5. Дорогая Оксана,
    Вы знаете, с каким уважением я отношусь к Вашим трудам. И это пожалуй первый разбор, который не вызвал у меня восторга. Очевидно, что Вы стараетесь как-то смягчить эффект, который судя по картине как раз таки и хотел вызвать Перов, заметно Ваше стремление оправдать участников этого действа. Возможно, Вы уважительно относитесь к церкви и эта картина задевает ваши чувства. Возможно, что в сегодняшней ситуации даже самые просвещенные и здравомыслящие люди пытаются найти достойное объяснение очевидному, объяснить себе самому, почему вдруг дважды два стало пять. Так и здесь. И Ваши рассуждения о том, что вот назавтра всё наладится, пожурят дьякона и всё пойдёт по-прежнему, они навевают мне ассоциацию опять же. Так ребёнок домысливает что-то, чтобы успокоить свою тревогу.

    Идея, посыл этой выдающейся картины на мой взгляд очевиден: церковь лицемерна и топчет свои же идеалы (Вы почему-то не обратили внимание на главное в этой картине: СЛУЖИТЕЛЬ РАЗДАВЛИВАЕТ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО! – СИМВОЛ БЕССМЕРТИЯ И ВЕРЫ! И в своём опьянении (здесь во всей картине сплошная символика и опьянение – это не про алкоголь, а про опьянении души мирским туманом) он даже не замечает этого..

    Люди в крестном ходе – это образ человечества, погрязшего в грехах, видим, что оно идёт по грязи в бездну (обратите внимание, какой крутой обрыв! ), и каждый, каждая фигура здесь имеет свою символику, характер, значение. Посмотрите внимательно… Насколько равнодушна спина, как глупа женщина, как красивое лицо внимает равнодушному, как падающая уже в пропасть смотрит назад… И так далее и так далее
    А сама церковь только виднеется вдали, и возможно, чтобы дойти до настоящего божьего храма, нужно сначала опуститься в бездну….?

    Невероятно глубокая картина, и о ней можно говорить и говорить, и открывать новые смыслы. Точнее, она побуждает открывать новые темы. О вере, о человеке, о падении, о том, что даже читающий и познающий, бездействуя, идёт в пропасть (мальчик)… А может это не пропасть, а смерть? А может, нет вечной жизни, и бессмертия – его символ раздавлен… А может всё перевернуто церковью (как икона)… И она уже не ведёт людей в храм веры, а плетется сзади, разрушая свои же ценности… (здесь извините опять напрашивается параллель с сегодняшней ситуацией). И так далее и так далее. Даже скворечник здесь имеет значение. Что уже говорить о мужестве Художника, заявившего такую Картину в России 19 века!

    Поэтому меня огорчила ваша статья, и ваше очевидное стремление обелить участников развращенного отношения к вере, и упрощение смыслов. Этим будто нивелируется задумка и мужество творца. Ведь Невозможно же поверить, чтобы художник вот так просто писал эту картину, лишь бы “очернить церковь и народ”… Перов тем и берет за душу, что у него реализм невероятно символичен. И разговор об этих смыслах – вот то, что я ожидала от Вас.
    С уважением, Ольга

    1. Оксана Копенкина

      Ольга, спасибо за такой глубокий анализ! Возможно, да, определенный этап в моей жизни сказывается и на выборе интерпретации. Но в любом случае, благодарю за обратную связь. Возможно да, я порой увлекаюсь чрезмерным упрощением смыслов. Не всегда готова идти в глубину по разным причинам. Но я очень рада, что мои читатели ищут эту глубину, если она им необходима.

  6. Анджела

    Огромное спасибо за очень познавательный и глубоко эмоциональный материал.

    1. Оксана Копенкина

      Анджела, пожалуйста! Очень рада, что мой текст Вам понравился.

  7. Дмитрий Валентинович

    Оксана, спасибо огромное за Ваш труд. Вы учите людей “читать” картины, а не просто смотреть. Особенно это относится к русской жанровой живописи, передвижникам… Кстати, хотелось бы узнать о Вашем взгляде на творчество Карла Лемоха. Редко о нём вспоминают, а ведь, мягко говоря, не последняя фигура в Товариществе передвижных выставок. Я люблю писать стихи по мотивам понравившихся картин. Вот что у меня получилось при рассматривании картины В. Маковского
    ” В харчевне”:

    Ну вот, остались мы вдвоём,
    Ушла… Забрал тебя Господь…
    Осиротел родной когда-то дом,
    Не вечная душа, тем паче плоть…

    Когда-то по весне среди берёз
    Шалили, силы молодые изводя,
    И ждали, чтоб закончив сенокос,
    Под шум уже осеннего дождя

    Свести пути в тропиночку одну,
    Ведущую нас к счастью и любви…
    Вот ты Дружок, всё воешь на Луну,
    А мне бы только чарку обновить!

    Промчались годы свежим ветерком,
    Заботы, хвори, и детишек голоса,
    И глаз твоих, наполненных добром,
    Мне не забыть. А черная коса

    Меня с ума сводила каждый раз,
    Когда ты расплеталась перед сном,
    В предчувствии супружеских проказ…
    Но лучше и не помнить мне о том..

    Но есть ли нам с тобой кого винить?
    Детишки разлетелись кто куда
    Не вечно ж у подола мамки жить,
    От берега лишь вдаль бежит вода..

    Алёнка, дочка, чисто стрекоза…
    Воистину была нам божьим даром!
    Будь проклята та дикая гроза,
    Нас опалившая бессмысленным пожаром.

    Сгорело всё… И в чёрную косу
    Вплелись серебряные горестные нити
    Судьба же не уронит горькую слезу,
    Разрушив жизнь, не скажет «Извините…»

    Нас в город на харчи позвал сынок,
    «Чего Вам куковать на пепелище?»
    И увязался с нами наш Дружок,
    Ведь в мире сердца преданней не сыщешь!

    И помогло нам время пережить
    Невосполнимую тяжёлую утрату,
    А тут война…. И сын ушёл служить,
    Чтоб выполнять нелёгкий долг солдата.

    А на войне…. Потише там, в углу!
    Уж шибко зубоскалить вы горазды,
    Не отдавайте душу дьявольскому злу,
    Жизнь проживая весело и праздно…

    Ей, половой, подай-ка им вина,
    Чтоб выпили души её заупокой,
    И обрела бы вечное пристанище она.
    Я заплачу, не будет долг за мной…

    И всё же о войне… Она исчадье ада,
    И жизни забирает ни за грош,
    А раны – это, вишь ты, как награда,
    Когда всю кровь на землю не прольёшь,

    А вот сынка не пожалела пуля,
    Упал в траву кудрявой головой,
    В войне порою победитель – шулер….
    Стакан скорей наполни, половой,

    Я расскажу тебе о том письме,
    Его взяла дрожащею рукою…
    Оскал оттуда обнажила смерть….
    И молния опять прожгла стрелою,

    Забилось сердце раненою птицей,
    Затрепетало, сникло и….молчок..
    И мне бы в вое исступлённом слиться
    С тобой в дуэте, милый наш Дружок.

    Вот вижу я в глазах твоих вопрос,
    Зачем топлю тоску я в этом зелье?
    А что осталось в жизни, пёс?
    Хоть понимаю, злее быть похмелью…

    Ведь для меня исчез весь Солнца свет,
    Видать, у счастья есть свои пределы,
    Мы поняли с тобой, что милой уже нет,
    И в одночасье оба поседели…..

    И вот покрылось сердце коркой льда,
    Крест старости взвалив на мои плечи,
    Теперь бреду смиренно в никуда,
    А время боль мою совсем не лечит…

    О, Господи, как жизнь моя длинна!
    И не косись, Дружок, подслеповато.
    И без тебя я знаю – не стакан вина
    Мне даст понять, где суть, а где расплата.

    Что и когда мной сделано не так?
    Чем огорчил всемилостивейшего Бога?
    И жизнь, однако, вся прошла в трудах,
    К Нему казалась лёгкою дорога…

    Прости, Господь, креста я не ношу,
    Его намедни я в могилку прикопал,
    Поверь, теперь я смерти не страшусь,
    И часа жду, чтоб ты меня призвал….

    С уважением Дмитрий

  8. Марина

    Спасибо большое за Ваше старание сделать нас грамотнее, увлеченнее. Ваши статьи перечитываю, жду с нетерпением. Так много нового узнаю. Будучи на пенсии, наслаждаюсь этой возмодностью.

  9. Оксана, огромное спасибо за такой разбор. А то ведь большинство людей не понимают картины и данным примером в искусстве прямо-таки нападают на духовную культуру.

    1. Оксана Копенкина

      Лидия, пожалуйста! Да, вот сейчас меньше всего хочется осуждать такие сферы. Поэтому, возможно, моя статья получилась слишком наивной и не глубокой. Но на данный момент считаю важным для себя придерживаться такой позиции.

Добавить комментарий