Картины Левитана. 5 шедевров художника-поэта


Левитан. Золотая осень

Говорят, что Исаак Левитан был меланхоликом. А его картины — это отражение тревожной и мечущейся души художника. Так как же объяснить такое количество мажорных картин у мастера?

И даже если мы возьмём более минорные картины Левитана, как ему удаётся удерживать наше внимание? Ведь на них почти ничего нет! Разве что несколько тонких деревьев и вода с небом на три четверти полотна.

А ещё говорят, что Левитан создавал лиричные, поэтичные картины. Но в чем это выражается? И вообще, почему его пейзажи такие запоминающиеся? Ведь это просто деревья, просто трава…

Сегодня рассуждаем о Левитане, о его феномене. На примере пяти его выдающихся шедевров.

Берёзовая Роща. 1885-1889

Левитан. Березовая роща

Исаак Левитан. Березовая роща. 1885-1889. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

Летние солнечные лучи красиво смешиваются с зеленью, образуя желто-бело-зелёный ковёр.

Необычный для русских художников пейзаж. Слишком непривычный. Настоящий импрессионизм. Множество солнечных бликов. Иллюзия трепетания воздуха. 

Давайте сравним его картину с «Березовой рощей» Куинджи. 

Куинджи и Серов

Слева: Архип Куинджи. Березовая роща. 1879. Справа: Исаак Левитан. Березовая роща. 1885-1889. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

У Куинджи мы видим низкий горизонт. Березы столь огромны, что не вмещаются в картину. При этом преобладает линия — все детали четкие. И даже блики на березах хорошо очерчены.

Поэтому создается общее впечатление величественной, монументальной природы.

У Левитана же мы видим более высокий горизонт, отсутствие неба. Линия рисунка выражена слабее. Свет на его картине чувствует себя свободно, ложась множеством бликов на траву и деревья. 

Березы при этом художник тоже «обрубает» рамой. Но по другой причине. Фокус направлен вниз, на траву. Поэтому деревья не поместились полностью.

В буквальном смысле у Левитана более приземлённый взгляд на пространство. Поэтому его природа выглядит повседневной. Ею хочется любоваться каждый день. В ней нет торжественности Куинджи. Она приносит лишь простую радость.

Это и правда очень похоже на пейзажи французских импрессионистов, которые изображали красоту повседневной природы.

Но несмотря на сходство, в одном Левитан сильно от них отличался.

Кажется, что он написал картину быстро, как это и принято у импрессионистов. За 30-60 минут, пока солнце вовсю играет в листве.

На самом деле художник писал работу долго. Четыре года! Начал он работу в 1885 году, в районе Истры и Нового Иерусалима. А закончил в 1889, уже в Плесе, в березовой роще на окраине городка.

И это удивительно, что написанная в разных местах с таким длительным перерывом картина не потеряла ощущения момента «здесь и сейчас».

Да, Левитан обладал невероятной памятью. Он мог возвращаться в уже прожитые впечатления и как будто переживать их заново с той же силой. А потом от души делился этими впечатлениями с нами.

Золотая осень. 1889

Левитан. Золотая осень

Исаак Левитан. Золотая осень. 1889. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

Осень Левитана вспыхнула самым ярким цветом. Да ещё так удачно развеялись облака. Но ещё чуть-чуть – и ветер быстро сдует листья и выпадет первый мокрый снег.

Да, художнику удалось запечатлеть осень на пике ее красоты.

Но что еще делает эту картину Левитана настолько запоминающейся?

Давайте сравним ее с работой Поленова на тему осени.

Поленов и Левитан

Слева: Василий Поленов. Золотая осень. 1893. Музей-заповедник Поленово, Тульская область. Справа: Исаак Левитан. 1889. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

У Поленова мы видим больше полутонов в осенней листве. У Левитана же цветовой аккорд однообразен. А главное — он более яркий.

К тому же Поленов накладывает краску тонким слоем. Левитан же использует местами очень пастозные мазки, что делает цвет еще более насыщенным.

И вот тут мы подошли к главному секрету картины. Яркий, тёплый цвет листвы, усиленный густым наложением краски, противопоставлен очень холодным голубым оттенкам реки и неба.

Это очень сильный контраст, которого у Поленова нет.

Именно эта осенняя выразительность нас и привлекает. Левитан словно показал нам душу осени, тёплой и холодной одновременно.

Ссылка на бесплатный курс

Март. 1895

Левитан март

Исаак Левитан. Март. 1895. Третьяковская галерея, Москва. Tretyalovgallery.ru.

Яркое безоблачное небо. А под ним уже не совсем белый снег, слишком яркие блики солнца на досках у крыльца, оголившаяся земля дороги.

Да, определенно Левитану удалось передать все признаки скорой смены времён года. Ещё зима, но с вкраплениями весны.

Давайте сравним «Март» с картиной Константина Коровина «Зимой». На обеих снег, лошадь с дровнями, дом. Но насколько же они разные по настроению!

Коровин и Левитан

Слева: Константин Коровин. Зимой. 1894. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons. Справа: Исаак Левитан. Март. 1895. Третьяковская галерея, Москва. Treryakovgallery.ru.

Охристые и голубые оттенки Левитана делают картину мажорной. У Коровина же много серого цвета. И лишь горчичный оттенок дровней вносит некоторое оживление.

У Коровина лошадь даже чёрная. Да и мордой от нас повернута. И вот мы уже ощущаем бесконечную череду темных холодных зимних дней. И ещё больше чувствуем радость прихода весны у Левитана.

Но не только это делает картину «Март» такой запоминающейся.

Обратите внимание: на ней безлюдно. Однако люди присутствуют незримо. Вот кто-то буквально полминуты назад оставил лошадь с дровнями у входа, распахнул дверь, да так и не закрыл ее. Видимо, ненадолго зашёл.

Не любил Левитан писать людей. Но почти всегда обозначал их присутствие где-то поблизости. В «Марте» даже в буквальном смысле. Мы видим следы, ведущие от лошадки в сторону леса.

Такой приём Левитан использует неслучайно. Ещё его учитель Алексей Саврасов настаивал на том, как важно оставлять человеческий след в любом пейзаже. Только тогда картина становится живой и многослойной.

По одной простой причине: лодка у берега, домик вдали или скворечник на дереве — это объекты, которые запускают ассоциации. Тогда пейзаж начинает «говорить» о хрупкости жизни, домашнем уюте, об одиночестве или единении с природой. 

Заметили признаки присутствия человека в предыдущей картине – «Золотой осени»?

У омута. 1892

Левитан. У омута

Исаак Левитан. У омута. 1892. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

До этого мы посмотрели с вами самые мажорные пейзажи Левитана. Но у него было немало и минорных. В том числе картина «У омута».

Рассматривая именно этой пейзаж Левитана, проще всего почувствовать грусть, тоску и даже страх. И вот это самое удивительное. Ведь на картине по сути ничего не происходит! Нет ни людей. Ни тем более леших с русалками.

Что же делает пейзаж таким драматичным?

Да, у картины темный колорит: пасмурное небо и темный лес. Но все это усиливается ещё особой композицией.

Нарисована тропинка, которая как бы предлагает зрителю пройти по ней. И вот вы уже мысленно идёте по шаткой доске, потом по скользким от влаги брёвнам, а перил нет! Можно и упасть, а глубоко: омут же.

Но если пройдёте, дальше дорога уведёт в густой, темный лес. 

Давайте сравним «У омута» с картиной «Лесные дали». Это поможет нам почувствовать всю тревожность рассматриваемой картины.

Лесные дали и У омута

Слева: Исаак Левитан. Лесные дали. 1890-е. Новгородский художественный музей. Artchive.ru. Справа: Исаак Левитан. У омута. 1892. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

Вроде также тропинка заманивает нас в лес и на картине слева. Но при этом мы смотрим на него сверху. Мы чувствуем доброту этого леса, покорно распластавшегося под высоким небом. 

Лес на картине «У омута» совсем иной. Он как будто хочет поглотить вас и не отпускать. В общем, тревожно…

И вот тут открывается ещё один секрет Левитана, который помогает делать пейзажи столь поэтичными. Картина «У омута» легко отвечает на этот вопрос.

Тревогу можно изобразить в лоб, с помощью эмоционально подавленного человека. Но это как проза. А вот стихотворение будет говорить о грусти намеками и созданием нестандартных образов.

Так и картина Левитана лишь особыми намеками, выраженными в деталях пейзажа, приводит к этому неприятному ощущению.
Ссылка на онлайн-тесты

Весна. Большая вода. 1897

Левитан. Весна — большая вода

Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва, Wikimedia Commons.

Пространство картины «Весна. Большая вода» прорезают линии тонких деревьев и их отражений в воде. Цвет почти монохромен, а деталей по минимуму.

Несмотря на это, картина тоже поэтична и эмоциональна.

Здесь мы видим умение сказать главное парой слов, сыграть великое произведение на двух струнах, выразить красоту скудной русской природы с помощью двух цветов.

Так могут только самые талантливые мастера. Так мог и Левитан. Учился он у Саврасова. Тот первым в русской живописи не побоялся изобразить скудную русскую природу.

Саврасов и Левитан

Слева: Алексей Саврасов. Зимняя дорога. 1870-е. Музей Республики Беларусь, Минск. Tanais.info. Справа: Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

Так в чем же секрет притягательности левитановской «Весны»?

Все дело в противопоставлении. Тонкие, очень тонкие деревья — против такой стихии, как сильный разлив реки. И вот уже появляется щемящее чувство тревоги. К тому же на заднем плане вода подтопила и несколько сарайчиков.

Но при этом река спокойна и однажды все равно отступит, это происшествие циклично и предсказуемо. Тревоге нет смысла разрастаться.

Это, конечно, не та чистая радость «Березовой рощи». Но и не всепоглощающая тревожность картины «У омута». Это как будто повседневная драма жизни. Когда чёрная полоса непременно сменяется белой.

***

Подведем итоги о Левитане

Серов. Портрет Левитана

Валентин Серов. Портрет И. И. Левитана. 1890-е. Третьяковская галерея, Москва.

Левитан не был импрессионистом. Да и работал над картинами подолгу. Но охотно использовал некоторые живописные приёмы этого направления, например широкие пастозные мазки.

Золотая осень (фрагмент)

Исаак Левитан. Золотая осень (фрагмент).

Левитану всегда хотелось показать нечто большее, чем только отношения между светом и тенью. Он создавал живописную поэзию.

В его картинах мало внешних эффектов, зато есть душа. Разными намеками он вызывает у зрителя ассоциации и побуждает к размышлению.

А ещё Левитан вряд ли был меланхоликом. Ведь как тогда у него появились такие мажорные работы, как «Берёзовая роща» или «Золотая осень»?

Он обладал повышенной чувствительностью и испытывал очень широкий диапазон эмоций. Поэтому он мог безудержно радоваться и бесконечно грустить.

Эти эмоции буквально раздирали ему сердце – он не всегда мог справиться с ними. И оно не выдержало. Художник не дожил до своего 40-летия буквально несколько недель…

Но после себя он оставил не просто красивые пейзажи. Это отражение его души. Нет, на самом деле, наших душ.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

 

О Левитане и не только — в онлайн-курсе «Дневник Русской Живописи».

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Добавить комментарий

  1. Оксана, как Вы великолепно умеете читать картины Замечаете все детали, изучаете, сравниваете…
    Учимся у Вас! Спасибо!

  2. Интересно всегда прочитать ваш взгляд на произведения.Создавайте ваши шедевральные представления о произведениях и дальше.

  3. Присоединяюсь к восторженным откликам. Как бы научиться так же излагать материал. Доступно. интересно. не скучно

    • Спасибо! Тут все и просто, и сложно): сначала долго (иногда очень долго) смотрю на картину, желательно отключая внутренний диалог. Потом ещё пишу долго, пока не приду к внутреннему чувству, что да, так мне самой интересно и так бы я все поняла, если бы мне так рассказали. Плюс ещё год обучения на писательских курсах Михаила Кириллова.

  4. Оксана, спасибо Вам большое! Как всегда, очень интересно, доступно и познавательно. После трудового дня так здорово погрузиться в мир прекрасного! Пишите, рады Вашим работам!

  5. Предлагаете подумать, составить собственное мнение – это интересно и полезно. А если сначала предложите составить свое мнение, затем дадите возможность ознакомиться с вашим, то это еще интереснее. Особенно, если мыслим в одном направлении. Спасибо.

    • Да, согласна, так интереснее и полезнее, как Вы предлагаете. Поэтому такой формат предлагаю на своих курсах): задания в каждом уроке, которые предвосхищают тему последующего урока. В статьях же это сделать сложнее: предполагается, что у Вас уже есть какое-то представление о художнике, Вы читаете мое мнение. И у Вас ещё есть возможность прокомментировать после прочтения: дополнить/опровергнуть и пр.

  6. Оксана, СПАСИБО Вам за интересные, содержательные статьи, побуждающие к размышлениям, анализу. Левитан однозначно не был меланхоликом. Скорее всего, просто эмоционально чуткой личностью. И это четко прослеживается в его работах, в которых он показал то, что красота – в простом, обыденном. Каждый момент – неповторимый и яркий. А еще художник показал, как сильно он любит свою Родину. Его работы просто наполнены любовью и теплотой!

    • Екатерина, спасибо за такое замечательное дополнение! Всегда с удовольствием читаю Ваши комментарии!

  7. Большое спасибо Вам, Оксана! Как же я рада, что получилось в паутине найти Вашу страничку. Само собой)) Читаю и перечитываю второй год. С удовольствием!! Будьте здоровы!

    • Елена, очень приятно, что так долго со мной! Спасибо за доверие

  8. Спасибо, Оксана! Прочитала, посмотрела знакомые с детства картины, и на душе так хорошо, светло. Спасибо!

  9. Такой подарок для меня с самого раннего утра! Спасибо огромное! Я работаю с детьми, всегда страдаю из- за своего “куцего языка”, вы так хорошо описываете и сравнивайте картины художников, чувствуется любовь к художнику, к его картинам.Буду с нетерпением ждать продолжения!

    • Галина, очень рада, что статья так понравилась Вам! И спасибо за комплимент.

  10. C огромным удовольствием читаю и перечитываю “дневничок”.Стараюсь научиться видеть картины вашими, Оксана, глазами.Большое спасибо за уроки искусства.

  11. Оксана, спасибо Вам огромное за лекции по живописи , о художниках. Для меня это бесценная информация, которой я пользуюсь на занятия с детьми!