«Любительница абсента». Картина Пикассо об одиночестве

Пикассо любительница абсента

«Любительница абсента» хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Она хорошо известна по всему миру. Это признанный шедевр молодого Пикассо.

Но назвать сюжет картины оригинальным сложно. И до Пикассо многие художники любили тему одиночества и опустошения. Изображая людей со взглядом в никуда за столиком в кафе.

Таких героев мы встречаем и у Мане, и у Дега.

Слева: Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Орсе, Париж. Справа: Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г. Национальная галерея Вашингтона 
Слева: Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Орсе, Париж. Справа: Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г. Национальная галерея Вашингтона

Да и для самого Пикассо эрмитажная «Любительница абсента» вовсе не оригинальна. Он не раз изображал одиноких женщин за рюмкой. Вот лишь две из них.

Слева: Любительница абсента. 1901 г. Художественный музей в Базеле. Справа: Пьяная уставшая женщина. 1902 г. Художественный музей в Берне
Слева: Любительница абсента. 1901 г. Художественный музей в Базеле. Справа: Пьяная уставшая женщина. 1902 г. Художественный музей в Берне

Так в чем же выражается шедевральность именно этой картины?

Стоит посмотреть на неё пристальнее.

Детали «Любительницы абсента»

Перед нами женщина за 40. Она худощава. Вытянутость её тела подчеркнуты пучком волос и непропорционально длинными руками и пальцами.

Пикассо охотно деформировал фигуры героев. Ему не важно было соблюсти пропорции и уж тем более сделать человека реалистичным. Через эти деформации он изображал их душевные искажения и пороки.

Лицо женщины тоже своеобразное. Некрасивое, с широкими скулами и узкими, почти отсутствующими губами. Глаза сужены. Как будто женщина о чем-то пытается думать, но мысль все время ускользает.

Любительница абсента фрагмент
Пабло Пикассо. Любительница абсента (фрагмент). 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Pablo-ruiz-picasso.ru.

Она уже находится под действием абсента. Но пока ещё пытается сохранять благонадежный вид. Держит рукой подбородок. Второй рукой обхватила себя.

Но говорящим является не только вид женщины. Но и окружающая обстановка.

Женщина близко сидит к стене. Как в очень замкнутом пространстве. Это усиливает ощущение погружённости в себя. Ещё её одиночество подчёркнуто чистым столом, на котором, кроме рюмки и сифона, ничего нет. Даже скатерти.

Лишь зеркало позади нее. В котором отражается размытое жёлтое пятно. Что это?

Это отражается происходящее в кафе. Перед взором героини -танцующие веселые пары.

Подсказку об этом нам дает сам Пикассо. В это же время он создал пастельную версию «Любительницы абсента».

Пикассо абсент 1901 год
Пабло Пикассо. Абсент. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Позади этой «коллеги по абсенту» – также жёлтое пятно. Но мы видим силуэты танцующих.

Возможно, в эрмитажной версии Пикассо решил оставить красноречивую желтизну. Показав, что веселье и общение уже ушли из жизни женщины.

Ссылка на бесплатный курс

Сюжет вне времени

И ещё стоит обратить внимание на несколько деталей.

Пикассо намеренно растушёвывает все линии. Создаётся ощущение табачного дыма и иллюзия опьянения женщины.

А сколько на картине перекрещенных линий! Руки героини. Отражение в зеркале. Темные линии на стене. Крышка у сифона. Символы перечёркнутой жизни.

Цветовое решение тоже говорящее. Синий спокойный цвет и неприятный красный оттенок. Женщина балансирует между здравым смыслом и галлюцинаторным миром абсента. Победит, конечно, второе. Позже.

Вообще все детали картины подчеркивают душевное состояние героини. Кратковременное удовольствие от напитка на фоне жизни, которая трещит по швам.

Мы сразу понимаем, что в этой жизни нет любимых, по-настоящему родных. Нет работы, приносящей радость.

Есть только уныние и одиночество. Поэтому алкоголь все больше затягивает. Помогает жизнь разрушить.

В этом и гениальность этой картины. Пикассо удалось очень пронзительно показать человека в процессе разрушения его жизни.

И не важно, в какой век это происходит. Это сюжет вне времени.  Это картина не о конкретной женщине. А обо всех людях с подобной судьбой.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Девочка на шаре». Почему это шедевр».

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Главная иллюстрация: Пабло Пикассо. Любительница абсента. 1901 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Pablo-ruiz-picasso.ru.

11 комментариев к “«Любительница абсента». Картина Пикассо об одиночестве”

  1. Ох, у меня такие сложные отношения с Пикассо. Я готовлю сейчас небольшое видео о его картине “Герника”, я совершенно не принимаю её. Но я не специалист, у меня нет, возможно, необходимых знаний, только чувства и эмоции. Потому позвольте обратиться к Вам с просьбой о мнении. Как Вам Герника?

    1. Оксана Копенкина

      Добрый день! Видела «Гернику» вживую лишь однажды лет 10 назад. Тогда тоже не поняла, почему шедевр и люди толпятся. Только сейчас начала что-то понимать. Попробуйте поискать в «Гернике» не эстетику, а философию. Монохромность – как символ того, что война вытравляет цвет из жизни. А символичные фигуры помогают сосредоточиться не на конкретной жертве войны, а вцелом на том, что война делает с этим миром… Ещё рекомендую посмотреть видео про «Гернику» Паолы Волковой.

  2. Людмила

    Вопрос. Когда картина считается оконченной – вставлена в раму, художник поставил подпись, выставлена на обозрение? Что видит зритель? Каждый своё или толкование экскурсовода……Картина закончена тогда, когда смотрящий проник в замысел художника или даже в его чувствование происходящего и выраженного на полотне. Ломанные линии Пикассо – переломный момент бытия по физике Ньютоновой на бытие по физике квантовой .А после В этот переходный период любая жестянка , или резанное полотно выдаются за произведение искусства. Что же будет дальше?

    1. Оксана Копенкина

      Интересное размышление… сейчас сложно понять, какой художник – истинный проводник, а кто ничего не значит. Только время покажет. Гениальные художники забегают вперёд, и мы не всегда поспеваем понять, что же они хотели сказать. И не важно, какие они при этом используют для этого средства. После изобретения фотографии, копировать реальность им стало совсем не интересно.

  3. Надо же, как совпадает наша интерпретация картины, меня тоже в самое время она заворожила своей безысходностью, тоской, мастерством, долго не могла оторваться в Эрмитаже и в итоге увезла в Казань репродукцию в фирменной зелёной коробочке..

    1. Оксана Копенкина

      Диана, как здорово, что Вы не отмахнулись от картины, хотя она вызывала не очень приятные эмоции. Это значит, что Вы уже опытный любитель Живописи, который умеет уже видеть не только «красиво-не красиво», но гораздо больше из замыслов художников. Ведь от Пикассо довольно часто отмахиваются из-за антиэстетики. Поэтому Вы, конечно, молодец!

  4. Ах, Людмила, зачем же так умничать? Всё гораздо проще- картина закончена, когда её закончил художник. А дальше уже ваши проблемы.Причём ” ваши проблемы”- поймите буквально, а не фигурально. Искусство-это не только красивая форма, искусство имеет право на свою философию и почему вы ему в этом отказываете-не понятно. Искусство растёт из жизни, а не падает нам с неба. И как Жизнь- оно сложно, многогранно, не предсказуемо и не редко провокационно.
    ” Что же будет дальше?”-вас действительно это волнует? В каком контексте? В том-как эти ” жестянки ” и ” резанные полотна” могут испортить наших детей, внуков и правнуков? Всё дело в том, во что вы сами верите, и тогда никто не сможет вам ничего навязать , а ваши чада будут спать спокойно.

  5. Людмила, я не совсем поняла- вам нравится Пикассо или нет? Такое чувство, что нет.
    Гениальность Пикассо в том, что он просто называет все вещи своими именами-он изобразил спивающуюся женщину. И почему она должна быть другой? Она должна быть именно такой. Пикассо первый из всех художников в мировой живописи стал называть вещи своими именами.
    Другой вопрос- имеет ли такое искусство моральное право на существование и может ли оно называться искусством? Но есть ещё один вопрос- мы то сами чего ждём от искусства?
    Принято считать, что Искусство должно возвышать наши чувства и мысли…Чтобы Человек типа того становился лучше.Это такой классический взгляд на искусство.Он существовал до так называемого нового времени т.е. до середины 19 века. Но Мир стал меняться…Я сейчас не буду углубляться в историю.
    Суть не в том-имеет право ТАКОЕ искусство называться искусством, а в том, что искусство имеет моральное право на то, что бы меняться, как меняется Жизнь.
    Разве Жизнь, что бы поднять нас предлагает нам лишь Красоту? Порою она ломает нас через колено и тогда пройдя через эти моральные катастрофы- разве не становимся мы лучше?
    Есть такой художник-Люсьен Фрейд. Филосовски он чем то близок Пикассо. Он тоже скажем так называет все вещи своими именами….Но его картины-не могут называться искусством. Искусство , как и Жизнь допускает Уродство, но лишь до тех пор, пока это Уродство остаётся в рамках Символа. Некой Формулы, мандалы если хотите. Символ оставляет Зрителю бесконечное Пространство для духовных и интеллектуальных ассоциаций. Это одно из важнейших условий Искусства. У Фрейда ассоциативное пространство исчезает….Картины Фрейда вызывают отвращение, потому что они Буквальны, в то время как картины Пикассо могут вызывать лишь бунт, возмущение, скандал, но не более. Пикассо изобразил не спивающуюся женщину, ведь это не реалистический портрет, он изобразил Формулу этой женщины и эта Формула точна, как никогда, она бьёт прямо в десятку.
    Искусствоведы конечно громко аплодируют Фрейду и говорят всякие разные умные вещи.Но видите ли…Мировое искусство знало уродство, но не знало ещё Отвращения. И когда оно появилось искусствоведческое сообщество несколько растерялось, не зная как его классифицировать. Но! Но! Искусствовед, как представитель Человечества тоже эволюционирует. Пока похоже, у него большие проблемы с ” гармонами роста”. Но придёт такое время, когда Отвращение будет изгнано навсегда с территории искусства.
    Кстать Френсис Бэкон и Сальводор Дали-тоже из той же оперы. Эти примеры для того, что бы вы лучше поняли о чём я говорю.

  6. Аноним

    Художник как жизнь видить так и пишет, видимо он хочет сказать: Бога у людей нет – осталось одно тело. А тело – недолговечное и страдает. Жизнь наша – дисгармонична.

Добавить комментарий