Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц

Рафаэль Сикстинская Мадонна Рафаэль
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

“Красота спасёт мир”. Ф. Достоевский

Рафаэль (1483-1520 гг.) был человеком добросердечным и скромным. Он никогда не зазнавался. Охотно делал наброски рисунков для других художников. Умел находить общий язык с каждым заказчиком.

Все его любили. Никто ему не завидовал. Лишь восхищались им. Его ученики и другие художники толпами ходили за ним по пятам. Когда Рафаэль шел по улице в окружении своих почитателей, горожане были уверены – идёт какой-нибудь герцог.

Не удивительно, что у такого человека писать лица святых и ангелов получалось лучше, чем лица представителей тьмы. Его Иуды не похожи на отъявленных предателей. А дева, олицетворяющая Порочность и вовсе миловидна. Посмотрите на картину “Сон рыцаря”.

Рафаэль сон рыцаря
Рафаэль. Сон рыцаря. 1504 г. Национальная галерея Лондона, Англия

Благодеяние и Порочность одинаково приятны лицом. Рафаэль не был рождён изображать зло. Он был рождён создавать красоту и гармонию. Поэтому не удивительно, что он прославился образом Мадонны. Той, которая несёт в этот мир свет и доброту.

Ссылка на бесплатный курс

1. Мадонна Конестабиле. 1502 г.

Мадонна Конестабиле
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502-1504 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. Знакомство с работами Леонардо да Винчи ещё впереди. Поэтому с техникой сфумато Рафаэль ещё не знаком. Линии ещё слишком отчётливы. Образы ещё слишком просты.

Однако эта работа бесценна как раз тем, что была создана совсем юным Рафаэлем. Мы можем увидеть его талант “без примесей”. Без влияния великих Леонардо и Микеланджело.

Очевидно, что даже в таком юном возрасте Рафаэль уже перерос своего учителя Перуджино. У того Мадонны были хоть и красивы, но не очень естественны.

Наклон головы был слишком манерным. Поза и жесты были наигранными. Складки одежды фальшивыми. Все это Рафаэль смог преодолеть. Несмотря на простоту, его ранняя Мадонна более искренняя.

Перуджино и Рафаэль
Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США.

Мадонна Конестабиле досталась России с большим трудом. Как известно, её решил приобрести Александр II для своей супруги. Власти Италии до последнего сопротивлялись вывозу картины.

Сначала было поставлено условие, что картина останется за городом Перуджи, если городской совет сможет уплатить графу Конестабиле ту же сумму (100 тыс. рублей). Денег не нашлось.

Затем правительство Италии собрало совет министров. Они должны были решить вопрос о вывозе картины. В это время на графа обрушилась критика общественности. Ведь он посмел лишить их страну национального достояния.

Однако министры разрешили вывоз. Не нашлось никаких законных оснований препятствовать сделке. Графу же были слишком нужны деньги, чтобы прислушиваться к окружающим.

О картине также читайте в статье “Шедевры Эрмитажа”.

2. Мадонна Грандука. 1505 г.

Мадонна Грандука
Рафаэль. Мадонна Грандука. 1505-1506 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. Все это делает их ещё более живыми.

Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ.

Рафаэль автопортрет
Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.

Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?

О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

3. Мадонна Альба. 1511 г.

Мадонна Альба
Рафаэль. Мадонна Альба. 1511 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.

Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. В том числе на Рафаэля. Они не дружили. Почти не общались.

Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.

Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Обнаженные торсы ему давались немного хуже.

Слева: Рафаэль. Фрагмент фрески "Пожар в Борго". 1514-1517 гг. Станцы делла Сеньятура. Ватикан. Справа: Микеланджело. Фрагмент фрески "Сотворение Адама". 1511 г. Сикстинская капелла. Ватикан.
Слева: Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. Справа: Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”.

Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.

Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. Она сильна и вынослива и в физическом, и в психологическом плане. Она уверенно и раскованно сидит. Её взор уже нельзя назвать кротким.

Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Увы, она была продана американскому коллекционеру советским правительством после революции 1917 года.

4. Мадонна в кресле. 1514-1515 гг.

Мадонна в кресле
Рафаэль. Мадонна в кресле (Мадонна делла Седия), 1515 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Мадонна делла Седия одета в праздничную одежду горожанки 16 века. Рафаэль не стал изображать её в красном платье (красный цвет олицетворял кровь Иисуса) и голубом плаще (цвет невинности). Кстати, такой наряд Мадонны (не только у Рафаэля) на самом деле никто никогда не носил.

Возможно, потому что моделью послужила реальная девушка? Ведь все его Мадонны родились в его воображении. Сам Рафаэль писал об этом другу: лишь увидев много земных красавиц, у него в голове рождалась идея-образ.

К слову, красивых девушек он видел немало. Он был влюбчив. Женщины отвечали ему взаимностью. Однажды под влиянием новой влюбленности Рафаэль никак не мог завершить заказанную работу. Заказчик в отчаянии сделал все, чтобы женщина, в которую был влюблён Рафаэль, круглосуточно была при нем. Только так Рафаэль смог завершить работу.

Мадонна в кресле уверенно смотрит прямо на нас. Она прижимает сына к себе. Как будто она уже сполна осознала, что ждёт её сына.

Ссылка на онлайн-тесты

Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель в образе ребёнка максимально приближены к нам. Пространства для заднего плана не остаётся. Дополнительные символы в виде деревьев и облаков уже не нужны. Только красота и безграничная материнская любовь.

5. Сикстинская мадонна. 1512-1513 гг.

Сикстинская мадонна в Галерее старых мастеров
Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512-1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.

Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.

Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Такое их расположение тоже очень необычно. Недаром они сделали свою собственную карьеру. Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки.

В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.

Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.

***

Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.

Потому что это была вершина. Не только творчества Рафаэля. Пожалуй, вершина всего Возрождения. Дальше некуда. Уже невозможно написать что-то ещё более совершенное.

Это поняли современники Рафаэля. И долго не могли найти новый путь. Его найдут позже. Караваджо. Рембрандт. Затем Гойя.

А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. Гармония духовного и телесного будет потеряна. А кто-то просто пойдет по пути подражания. Конечно, Рафаэлю.

“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”. Гёте.

О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Ссылка на бесплатный курс

 

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

13 комментариев к “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”

  1. Аноним

    Здравствуйте, Оксана. Спасибо огромное за статью. Подскажите пожалуйста, откуда наименования у Мадонн – Грандука, Альба, делла Седия, Сикстинская?

    1. Оксана Копенкина

      Добрый день. В основном названия образовались из имён владельцев или тех, кто был заказчиком.

    2. Оксана Копенкина

      Мадонна Грандука – в честь великого герцога (Грандука переводится как великогерцогская) Фердинанда 3. Но он был НЕ первым владельцем. Купил ее как раз у художника Дольчи.

  2. Аноним

    Здравствуйте, Оксана! Сейчас читаю А Махова “Рафаэль”, он пишет, что Рафаэль вообще не учился в мастерской Перуджино, а только смотрел его работы в церквях, Меняльной бирже. В то же время у нескольких искусствоведов слышу, что все-таки несколько лет учился. Я растерялась… Принимать это как не до конца точный факт?

    1. Оксана Копенкина

      Добрый день, я не сильна в таких исторических моментах. Сама не изучала вопрос. Просто для меня очевидно влияние Перуджино на Рафаэля. А уж как так получилось: возможно, Рафаэль просто долго рассматривал работы мастера и копировал их поначалу. А возможно и учился.

  3. Борис Кирсанов

    С Вашими комментариями лучше понял и оценил Рафаэля (хотя и раньше его любил — как и все.) Но мой взгляд, художника, — всё же взгляд критический. Даже в самом совершенном он находит недостатки… А в своём глазу порой не видит…бревна…Так, Христос-мальчик у Сикстинской Мадонны слишком “тельный”, цветущий, что не очень согласуется с трагической темой момента… Но совершенство Мадонны всё искупает! Она Прекрасна! Безусловно! И, скажите, неужели Прекрасное должно быть изгнано из жизни и искусства нашего времени?

    1. Оксана Копенкина

      Борис, согласна, мальчик такой земной крепыш. И ничто не мешает нам любоваться этой красотой. Однако наше время иное. И сейчас идея и концепция в искусстве важнее эстетики и изящества. По многим причинам. Так в одном комментарии сложно изложить… Я об этом подробнее рассуждаю в статье о «Чёрном квадрате».

  4. Борис Кирсанов

    Ещё маааленькое замечание… К картине “Сон рыцаря. Две женщины — Благодетель и Порочность… На мой взгляд, это — Благодеяние и Порочность… Комментарий подлежит удалению.

  5. Максим Т.

    Телесность Христа на картие Сикстинская Мадонна, по наблюдению Бориса Кираснова, как мне кажется, вполне понятна, она ведь несёт и отдаёт его в мир ( он должен обладать плотью). Зато на картине Мадонна Грандука мне , как раз сначала показалось странным, что младенец как-бы парит над ладонью матери( совершенно не изменяясь телесно под силой тяжести) , но теперь мне стал понятен этот феномен ( видимо она ещё не готова отдать его миру)

    1. Оксана Копенкина

      Максим, просто замечательное дополнение! Видимо, такое изменение в образе Мадонны связанно и с самим внутренним взрослением и повышением осознанности самого Рафаэля…

  6. Добрый день ,Оксана. Огромное спасибо за Ваш Дневник живописи. Так много интересного можно узнать из Ваших писем,ваш доступный литературный язык, аналитические выводы дают не только наслаждение .но и вызывают на размышление об искусстве всех направлений и стилей.Особый интерес вызывают ваши тесты на знание живописи. можно часами раздумывать и дискутировать с Вами.Особенно по европейской и американской живописи. Еще раз благодарю Вас за этот подвиг, так мало искусствоведов ,которые искренне заинтересованны в просвещении своего народа. С уважением Людмила Молтенинова.

Добавить комментарий