«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр

Мазаччо. Изгнание из Рая (Фрагмент)

В капелле Бранкаччи во Флоренции находится необычная фреска на библейский сюжет «Изгнание из Рая».

Ее заказал владелец капеллы, Феличе Бранкаччи, молодому мастеру Мазаччо (1401-1428). А так как заказчик был лицом светским, он позволил талантливому художнику отступить от принятой иконографии.

Мазаччо. Изгнание из Рая
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция. Wikimedia Commons.

И Мазаччо создал нечто удивительное.

Эта фреска резко отличается от того, что создавали его современники.

Да и художники следующего поколения не сразу смогли осознать, что такого сделал Мазаччо.

И только мастера XVI века дотянулись до него.

Но по-настоящему похожа эта работа на произведение художника… конца XIX века. Об этом чуть позже.

Человеческие эмоции прародителей

Начнём с интересного сравнения.

Как вы думаете, какая из этих работ создана раньше?

«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр

По логике вещей фреска Мазаччо младше. Ведь у него мы видим более объемные фигуры людей, которые испытывают очень реалистичные эмоции.

На фреске справа герои скорее похожи на куклы. Их позы и выражения лиц мало соответствуют происходящему. Да и ангел какой-то уж слишком спокойный: ни внятного прогоняющего жеста, ни строго взгляда.

На самом деле обе фрески созданы примерно в одно время! И работу Мазаччо мы сравнивали с фрагментом «Благовещения» Фра Анджелико.

Фра Анджелико. Благовещение
Фра Анджелико. Благовещение. 1426-1430. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.

Его герои как будто не знают, что такое отчаяние и стыд. Они скованны и растерянны.

А вот Адам и Ева Мазаччо испытывают очень сильные эмоции. Это настоящая драма, которая заставляет нас сопереживать.

Мазаччо. Изгнание из Рая (Фрагмент)

Лицо женщины сильно искажено. Она не может и не хочет сдерживать отчаяние и боль. Черты ее лица скорее похожи на маску. Как будто перед нами и есть само Отчаяние. А не женщина, его испытывающая.

До и после Мазаччо

Такие сильные эмоции до Мазаччо изображал лишь один художник – Джотто. За 100 лет до него мы видим отчаяние и горе у скорбящих ангелов над мертвым Христом.

Ангелы Джотто
Джотто. Оплакивание Христа (деталь). 1305. Капелла Скровеньи, Падуя. Thetimes.co.uk.

Мазаччо продолжил дело Джотто столетие спустя и попытался изобразить настоящую драму.

А вот после Мазаччо не сразу все получилось с эмоциями у других мастеров. Ренессанс XV века — это больше уравновешенность, нежели буря страстей. Именно такое спокойствие мы и видим у Фра Анджелико.

Художник следующего поколения, Андрея Мантенья, все же пытался работать с эмоциями. Однако выходило у него не очень убедительно. В плане физиогномики выражения лиц его героев откровенно странные.

Мантенья. Христос — страдающий спаситель
Мантенья. Христос — страдающий спаситель. 1488-1500. Национальный музей Штутена в Кунсте, Копенгаген. Wga.hu.

И только у Тициана получилось изобразить эмоции, которым поверил бы Станиславский.

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина
Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Однако у Тициана есть одно НО. Отчаяние святой… идеализировано. Все-таки Святая Магдалина красива даже в своём раскаянии. Еву Мазаччо вы не назовёте красивой. По крайней мере, эмоции ее не красят.

Ссылка на бесплатный курс

Экспрессионизм XV века

Квинтэссенцию отчаяния и страха мы увидим уже гораздо позже. В конце XIX века. У Эдварда Мунка

«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр

Справа: Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1887. Национальный музей Осло. Wikimedia Commons.

По сути, Мунк, пусть и 5 столетий спустя, пришёл к тому же самому. Он изобразил сам Страх, само Отчаяние.

А Мазаччо изобрел такой стиль, как экспрессионизм, еще в XV веке, задолго до того же Мунка с его “Криком”.

И вот уже кажется: логичнее было бы искусству развиваться вот так, от Фра Анджелико к Мунку. И в этой цепочке Мазаччо видится ближе к правому краю.

Развитие живописи

Но… Мазаччо — гениальный художник, который смог заглянуть далеко в будущее. Поэтому он нарушает логику и встаёт в самом начале этой исторической цепочки. Слева.

Он создал образ как будто из другой эпохи. А его современники не смогли осознать его новаторства до конца. И только мы с вами сейчас можем взглянуть на его Еву и сказать: «Как же это гениально!»

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

12 комментариев к “«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр”

  1. Любовь

    Оксана, большая ценность ваших эссе в сравнительном анализе. Обычно, на выставках или в путешествиях, рассматривая произведения искусства, проникаешься мастерством одного художника, анализируешь его работы. А ваш сравнительтный анализ, как ниточка для бус, на которую нанизываются интересные факты. Спасибо!

    1. Оксана Копенкина

      Любовь, спасибо за такое красивое сравнение! Мне очень приятно)

  2. Аноним

    Полностью поддерживаю предыдущего комментатора! Оксано, спасибо большое, что доносите до нас очень много интересной информации!

  3. Екатерина

    Однозначно, что Мазаччо – это тот Мастер, который на несколько столетий опередил собственное время. Он сделал огромный прорыв в истории искусства и оказал несомненно большое влияние на дальнейшее развитие живописи. Настоящий феномен! Благодарю Вас, Оксана за интересные и познавательные статьи! Очень удачная форма изложения материала – в виде сравнительного анализа – помогающего лучше понять и усвоить урок.

  4. Elena Khakimullina

    от Фра Анджелико к Мунку – просто невероятно интересный и наглядный анализ. Огромная благодарность за такю изумительную форму подачи материала.

Добавить комментарий