«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр

Мазаччо. Изгнание из Рая (Фрагмент)

В капелле Бранкаччи во Флоренции находится необычная фреска на библейский сюжет «Изгнание из Рая».

Ее заказал владелец капеллы, Феличе Бранкаччи, молодому мастеру Мазаччо (1401-1428). А так как заказчик был лицом светским, он позволил талантливому художнику отступить от принятой иконографии.

Мазаччо. Изгнание из Рая
Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция. Wikimedia Commons.

И Мазаччо создал нечто удивительное.

Эта фреска резко отличается от того, что создавали его современники.

Да и художники следующего поколения не сразу смогли осознать, что такого сделал Мазаччо.

И только мастера XVI века дотянулись до него.

Но по-настоящему похожа эта работа на произведение художника… конца XIX века. Об этом чуть позже.

Человеческие эмоции прародителей

Начнём с интересного сравнения.

Как вы думаете, какая из этих работ создана раньше?

«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр

По логике вещей фреска Мазаччо младше. Ведь у него мы видим более объемные фигуры людей, которые испытывают очень реалистичные эмоции.

На фреске справа герои скорее похожи на куклы. Их позы и выражения лиц мало соответствуют происходящему. Да и ангел какой-то уж слишком спокойный: ни внятного прогоняющего жеста, ни строго взгляда.

На самом деле обе фрески созданы примерно в одно время! И работу Мазаччо мы сравнивали с фрагментом «Благовещения» Фра Анджелико.

Фра Анджелико. Благовещение
Фра Анджелико. Благовещение. 1426-1430. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.

Его герои как будто не знают, что такое отчаяние и стыд. Они скованны и растерянны.

А вот Адам и Ева Мазаччо испытывают очень сильные эмоции. Это настоящая драма, которая заставляет нас сопереживать.

Мазаччо. Изгнание из Рая (Фрагмент)

Лицо женщины сильно искажено. Она не может и не хочет сдерживать отчаяние и боль. Черты ее лица скорее похожи на маску. Как будто перед нами и есть само Отчаяние. А не женщина, его испытывающая.

До и после Мазаччо

Такие сильные эмоции до Мазаччо изображал лишь один художник – Джотто. За 100 лет до него мы видим отчаяние и горе у скорбящих ангелов над мертвым Христом.

Ангелы Джотто
Джотто. Оплакивание Христа (деталь). 1305. Капелла Скровеньи, Падуя. Thetimes.co.uk.

Мазаччо продолжил дело Джотто столетие спустя и попытался изобразить настоящую драму.

А вот после Мазаччо не сразу все получилось с эмоциями у других мастеров. Ренессанс XV века — это больше уравновешенность, нежели буря страстей. Именно такое спокойствие мы и видим у Фра Анджелико.

Художник следующего поколения, Андрея Мантенья, все же пытался работать с эмоциями. Однако выходило у него не очень убедительно. В плане физиогномики выражения лиц его героев откровенно странные.

Мантенья. Христос — страдающий спаситель
Мантенья. Христос — страдающий спаситель. 1488-1500. Национальный музей Штутена в Кунсте, Копенгаген. Wga.hu.

И только у Тициана получилось изобразить эмоции, которым поверил бы Станиславский.

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина
Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. 1560-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Однако у Тициана есть одно НО. Отчаяние святой… идеализировано. Все-таки Святая Магдалина красива даже в своём раскаянии. Еву Мазаччо вы не назовёте красивой. По крайней мере, эмоции ее не красят.

Ссылка на бесплатный курс

Экспрессионизм XV века

Квинтэссенцию отчаяния и страха мы увидим уже гораздо позже. В конце XIX века. У Эдварда Мунка

«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр

Справа: Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1887. Национальный музей Осло. Wikimedia Commons.

По сути, Мунк, пусть и 5 столетий спустя, пришёл к тому же самому. Он изобразил сам Страх, само Отчаяние.

А Мазаччо изобрел такой стиль, как экспрессионизм, еще в XV веке, задолго до того же Мунка с его “Криком”.

И вот уже кажется: логичнее было бы искусству развиваться вот так, от Фра Анджелико к Мунку. И в этой цепочке Мазаччо видится ближе к правому краю.

Развитие живописи

Но… Мазаччо — гениальный художник, который смог заглянуть далеко в будущее. Поэтому он нарушает логику и встаёт в самом начале этой исторической цепочки. Слева.

Он создал образ как будто из другой эпохи. А его современники не смогли осознать его новаторства до конца. И только мы с вами сейчас можем взглянуть на его Еву и сказать: «Как же это гениально!»

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

23 комментария к “«Изгнание из Рая» Мазаччо: почему это шедевр”

  1. Виктория

    По поводу ,,Изгнания из рая,, Мазаччо и Фра Анжелико. Более правдива, соответствует Писанию и здравому смыслу версия Анжелико. 1. В Писании сказано, что изгоняя из Рая первых людей, Бог сделал им одежды из кожи. Естественно животных. Другой кожи не могло быть. Это есть у Анжелико. 2. После грехопадения до изгнания Адам и Ева увидели, что они наги и сделали себе опоясывания из листьев. Почему у Мазаччо оба нагие? Ни листьев, ни одежды из кожи. 3. Ангелы в безупречном послушании у Бога, они не могут иметь своего мнения о действиях Бога, следовательно, не должны испытывать какие-либо эмоции по по воду решений Бога. Бесстрастный ангел у Анжелико соответствует действительности. 4. Изгнанным не с чем сравнивать жизнь в Раю. И с этого ракурса Анжелико отвечает здравому смыслу. Его изгнанные растеряны и подавлены чувством вины и справедливого наказания, расстроены изгнанием, но ещё не знают, какая жизнь им уготована на земле. У Мазаччо же изгнанные так выглядят, как будто они жили на земле, потом заглянули в Эдем и снова отправлены на землю. 5. Спасибо, очень интересный урок о живописи.

  2. Владимир

    Оксана, благодарю Вас, за такой ценный обзор! Очень интересно! А Ангелы Джотто, тронули до слез! Какие великие художники! Причем, с моей точки зрения Фра Анжелика не менее выразителен. И даже ближе мне, по представлению этой сцены. Ангел смотрит на них с сочувствием, без гнева, как у Мазаччо. Такое прочтение, мне ближе. Эмоции мягче, сдержаннее.У Мазаччо, напряженнее! Оба автора создали шедевры! Разные, но по силе воздействия глубоки!

  3. Ордикова Елена

    Я знаю художницу, которая пишет, как старые мастера. А я пишу в стиле икон, нет, мне, как до звезды до икон. Просто я люблю чистые цвета. Меня порицают, критикуют.А когда смотрю на Джотто. Душа успокаивается .

    1. Оксана Копенкина

      Елена, это просто замечательно, что следуете именно своему видению и делаете то, что очень любите

  4. Татьяна

    Спасибо, Оксана, за Ваши лекции! То, как Вы излагаете, воспринимается мной, не знающей живописи, легко. Ваши рассказы увлекательны. Хочется читать ещё и ещё!

  5. Как похожи Мазаччо и Мунк, хотя их разделяют столетия, а ведь стиль один-экспрессионизм. Удивительно!

  6. Elena Khakimullina

    от Фра Анджелико к Мунку – просто невероятно интересный и наглядный анализ. Огромная благодарность за такю изумительную форму подачи материала.

  7. Екатерина

    Однозначно, что Мазаччо – это тот Мастер, который на несколько столетий опередил собственное время. Он сделал огромный прорыв в истории искусства и оказал несомненно большое влияние на дальнейшее развитие живописи. Настоящий феномен! Благодарю Вас, Оксана за интересные и познавательные статьи! Очень удачная форма изложения материала – в виде сравнительного анализа – помогающего лучше понять и усвоить урок.

  8. Аноним

    Полностью поддерживаю предыдущего комментатора! Оксано, спасибо большое, что доносите до нас очень много интересной информации!

  9. Любовь

    Оксана, большая ценность ваших эссе в сравнительном анализе. Обычно, на выставках или в путешествиях, рассматривая произведения искусства, проникаешься мастерством одного художника, анализируешь его работы. А ваш сравнительтный анализ, как ниточка для бус, на которую нанизываются интересные факты. Спасибо!

    1. Оксана Копенкина

      Любовь, спасибо за такое красивое сравнение! Мне очень приятно)

Добавить комментарий