«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном

Веласкес менины

Диего Веласкес (1599—1660) — один из величайших художников всех времён.

Самое удивительное, что ему вообще удалось это доказать потомкам.

Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».

«Менины» — портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

Веласкес менины зеркало
Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656. Музей Прадо, Мадрид.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Веласкес карлик
Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Веласкес менины автопортрет
Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.

Гойя семья Карла 4
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Менины центральный фрагмент
Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Деталь картины менины инфанта
Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Менины карлики
Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Веласкес портрет инфанты Маргариты
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Ссылка на бесплатный курс

Главная загадка «Менин»

Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.

Деталь Менины
Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.

Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Видео-версия статьи на YouTube

69 комментариев к “«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном”

  1. Аноним

    Оксана, спасибо за путешествие в мир искусства! Очень интересно, благодарю!!!

  2. Но ведь это не ответ. Почему она вдруг захотела попить, почему именно красный кувшинчик? Почему карлик пинает собаку? Почему у Веласкеса ключи на поясе? Это изображение королевской семьи, это произведение, которому придают особое значение все королевские дома Европы! А вы пишете «попить»))) Что попить? Кровь из святого Грааля))))) Хорошенькое питье)))

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, не поняла суть претензии… Я пишу только о том, что сама поняла и что меня впечатлило. Конечно, в одной статье я не ставила цели раскрыть абсолютно все детали и всю символику. Моя цель – заинтересовать ещё больше и сподвигнуть читателя изучать дополнительные источники. Поэтому Вы можете сами найти ответы на Ваши вопросы и написать их здесь.

  3. Информации вроде бы много, но она не полная, разрозненная и свалена просто в кучу. И картина не объяснена абсолютно. Все сугубо на эмоциях. Гораздо больше убедил ролик Олега Насобина, в котором и красный кувшинчик, и присутствие карликов, и образ самой инфанты Маргариты — все разобрано четко по полочкам. И даже ключи на поясе у Веласкеса, как у человека, причастного тайнам.

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, вместо критики лучше бы написали здесь, что это все означает, для других читателей. Иначе я уже начинаю подозревать, что Вы это пишите с одной целью: поднять свою самооценку за мой счёт.

    1. Оксана Копенкина

      Лилия, по правилам королевского этикета принцесса не могла пить сама (то есть взять своими руками кувшинчик и попить). Если она хотела пить, к ее губам подносили кувшинчик ее фрейлины (менины).

  4. Здравствуйте! Статья прекрасная, но меня мучает вопрос, что за картины висят на стене. Есть расшифровки?

    1. Оксана Копенкина

      Ольга, спасибо! Когда-то встречала информацию, что это за картины. К сожалению, точно не помню их названия. Возможно, одна из картин принадлежит кисти Рубенса.

  5. Аноним

    Веласкес не постельничим, а КАМЕРГЕРОМ был, как А.С. Пушкин, к примеру.

  6. Виктор

    веласкес – один из моих самых любимых хадожников -я специально ездил в Мадрид чтобы видеть в подлиннике его главные шедевры и я читал немало книг о нем- но мне очень интересно – откуда вы взяли его еврейское происхождение -это совершенно неправдоподобно учитывая трагическую историю испанского еврейства – очень хотелось бы получить точную ссылку на источник

  7. Екатерина Иванова

    После решения многочисленных производственных проблем и разных дневных забот с нетерпением жду вечера с предвкушением очередного путешествия в волшебный мир Искусства, в который вы нас ведете. Спасибо, что развиваете наши души, наполняете светом и дарите приятные впечатления.

  8. Спасибо вам. Очень приятно, что вы упомянули Паолу Волкову. Я слушала её удивительный рассказ о посещении “Прадо”. C большим удовольствием путешествую с вами по миру живописи.

  9. Kirichenko Iryna

    На одном дыхании прочитала ваш рассказ о картине! Очень интересно! Смотрела перед чтением – видела просто фигуры, не замечая детали. После ваших объяснений картина обрела смысл! Пользуюсь возможностью поблагодарить вас и за предложение новых лекций! Очень рада моему открытию ! Надеюсь с вашей помощью получать больше эмоций от картин! Благодарю!

    1. Оксана Копенкина

      Iryna, очень рада, что статья оказалась столь полезной для Вас!

  10. Оксана

    Оксана, вы такая умница! Я уже месяц ежедневно наслаждаюсь вашими статьями и так рада, что нашла ваш сайт. Восхищаюсь, как вы детально анализируете, вашей манерой изложения и стилем. А больше всего, с какой душой вы делитесь знаниями. Своим трудом вы украшаете жизнь читателей. Описание этой картины меня тронуло больше всего. Спасибо вам огромное!

  11. Ludmila Volkova

    Дорогая,Оксана, как всегда свыше всех похвал! Наконец, я поняла эту картину… Не скрою, я о ней читала много толкований, но только сейчас поняла глубину ее. Все так детально,синхронно со временем, настроением, судьбой самого художника, его скрытыми чаяниями и отношением к окружающей жизни. Спасибо!

    1. Оксана Копенкина

      Людмила, это очень ценно для меня, спасибо за такой искренний комментарий!

  12. Аноним

    Очень интересный рассказ! Спасибо! Заинтересовалась “Менинами” из-за испанского сериала “Министерство времени”. У них Веласкес один из важных персонажей, и он постоянно переживает об этой картине…

    1. Оксана Копенкина

      Да, испанцы любят Веласкеса. Его конечно сложно не любить. Спасибо, что поделились

  13. Elena Kazakovtseva

    Вашими глазами стала смотреть на картину, которая мне не нравилась… Теперь мне стало ясно, что не понимала ее. Спасибо!

  14. Екатерина

    Очень интересная статья о “Менинах” Веласкеса! Впервые вижу настолько подробный анализ картины. Хотя прочитала о ней несколько описаний в разных источниках. Но Ваш анализ понравился мне больше всех за его тщательность и внимание к деталям. Уже за одно то, что Веласкес как бы “связал” два мира в одно целое стоит отдать ему должное. Уже за один этот новаторский прием полотно стоит внимания, причем пристального. Да, размещение фигур на картине – не случайно. Ведь художник показал свое истинное отношение к окружающим его людям. Самых любимых и милых сердцу он выставил на первый план. Других же он “задвинул” в тень. Это тоже говорит о многом. Спасибо за интересный и познавательный анализ картины! Было чрезвычайно интересно прочитать и взглянуть по-новому на то, что кажется уже привычным и изученным.

  15. Константин

    Но вот вопрос: что же за картину пишет тут художник? Вряд ли он пишет королевскую чету на таком огромном холсте. К тому же, как известно, парного портрета королевской четы в исполнении Веласкеса не существует. Самая правдоподобная версия, что он пишет… “Менины”).

    1. Оксана Копенкина

      Много картин Веласкеса погибло в пожаре. Возможно, среди тех работ и был такой портрет. Но по поводу размеров согласна. Большой слишком. Хотя вполне мог и в полный рост их писать…

  16. Владимир

    Последний факт о том кем был при дворе Веласкес,сильнее обостряет взгляд на положение его в линейной перспективе.

  17. Натали

    Спасибо за замечательную статью! Именно эта моя самая любимая картина с детства, когда еще и интернета не было. Много о ней читала, мечтала и наконец-то постояла у нее в Прадо!

    1. Оксана Копенкина

      Натали, поздравляю Вас с исполнением мечты! Да, картина удивительная. Когда-то тоже стояла у неё, но тогда не поняла 10 лет назад. Как здорово, что Вы встретились с ней, понимая и любя!

  18. Александр

    Спасибо! Все свершилось. Полный восторг! Только очень обидно, что фотографировать нельзя…

  19. Александр

    Спасибо за вдумчивый, глубокий и неформальный анализ работы мастера! Через неделю как раз представится возможность составить собственное мнение о картине :)

  20. Ксения

    Очень рада, что нашла Ваш сайт!
    Крайне интересные статьи, видно, что Вы большой знаток искусства. Спасибо за Ваш труд!

  21. Аноним

    Как всегда большое спасибо за совершенно новый взгляд на картину. Вот бы ещё как то понять почему шедевр « ночной дозор» Рембранта , съездила даже в Амстер, но все равно не впечатлилась.

    1. Оксана Копенкина

      Вы меня вдохновили на письмо «Почему «Ночной дозор» — шедевр». Отправляла его своим подписчикам по почте. Если Вы подписаны, то должны были его получить. Надеюсь, оно поможет Вам понять эту работу.

  22. Аноним

    Обожаю такие картины их читаешь как книги и разгадываешь загадки составленные художником. И большое спасибо за такие интересные подробности и пояснения.

Добавить комментарий