«Молочница» Вермеера. Простое и возвышенное в одной картине

Вермеер Молочница

Когда смотришь на «Молочницу» Яна Вермеера (1632-1675 гг.) поначалу создаётся впечатление этакой идиллии. Девушка в ярком переднике наливает белоснежное молоко.

Но потом начинаешь подмечать детали, которые никак идиллистическими назвать нельзя.

Неподметенный пол. Стена (с окном) покрыта плесенью. В окне мы видим небольшую дырку – часть стекла вылетела.

А лицо девушки настолько загорело от работы на открытом воздухе, что даже при ярком солнце оно едва светлее глиняного кувшина.

Можно сказать, что Вермеер – художник «без фотошопа». Но почему при этом не покидает ощущение возвышенности и красоты, когда смотришь на его «Молочницу»?

Все дело в свете. Он так потрясающе выставляет свет (как сейчас говорят про фотографов), что как раз и появляются эти светлые чувства у зрителя. И даже пробегающий по полу таракан не испортил бы этого впечатления.

Вермеер Молочница фрагмент
Ян Вермеер. Молочница (фрагмент). 1660 г. Государственный музей в Амстердаме

Если продолжить рассмотрение «Молочницы» Вермеера, найдётся ещё немало необычных деталей. Почему-то стол – странной трапециевидной формы. Он явно не прямоугольный.

Почему-то стена абсолютно голая. Ведь на ней явно много чего висело, но было по какой-то причине снято. Обратите внимание, как много в ней торчит гвоздей.

Причём в первоначальной версии Вермеер изобразил на стене картину. Но потом решил закрасить ее и оставить стену голой. Так что это не просто копирование реальности, а формирование ее в том виде, который нужен художнику.

Про стол сказать ничего не могу. Для меня это загадка. А вот со стеной все более понятно. Она придаёт картине лаконичность. Которая вполне идёт к образу простой девушки и ее незамысловатому занятию. К тому же на светлой стене ещё ярче выделяется передник девушки.

Этот передник написан почти чистым ультрамарином. Это очень смело со стороны художника. Любой другой бы на его месте приглушил бы цвет или вовсе сделал блеклым. Ведь это всего лишь передник.

Ссылка на бесплатный курс

Но Вермеер в своей «Молочнице» намеренно идёт на такой шаг. Украшая простую девушку очень ярким нарядом. Уже не говоря о том, что ультрамарин был очень дорогой краской. Она стала более доступна лишь в 1826 году, когда научились производить ее искусственно.

Конечно, и другие художники использовали чистый ультрамарин до Вермеера. Но при этом их картины были посвящены богиням и богам. Как, например, у Бронзино.

Бронзино Аллегория с Венерой и Амуром
Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. 1545 г. Национальная галерея Лондона

Но именно такой цвет делает образ простой девушки возвышенным и индивидуальным. Поэтому от него сложно оторвать взгляд.

О других работах мастера читайте также в статье «Ян Вермеер. Делфтский сфинкс».

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

2 комментария к “«Молочница» Вермеера. Простое и возвышенное в одной картине”

  1. Добрый день, Оксана.
    Опять я здесь. Заметил мою любимую картину Вермеера у Вас. Забавно то, что я пишу эту записку имея буквально перед собой на стене хорошую репродукции этой чудесной картины, которую купил в Амстердаме в Рихсмузее несколько лет тому. Отличная репродукция натурального размера, голландцы прекрасно печатают ее на холсте, не на бумаге. Там в центре у верхней кромки нарисован гвоздь, как Вы отметили. Когда я отдал этот холст в мастерскую для обрамления, приемщик даже сделал попытку его смахнуть с холста, решив, что он просто туда случайно попал.
    Также, я бы отметил, что у Вермеера, как и у многих Голладцев в интерьерах, всегда присутствуют светлые окна, или открытые двери (именно открытые). Есть понятие лиминальности, т.е. перехода через предел, границу в другое пространство. Потому и окна/двери. Именно это качество, мне кажется, придает этим картинам элемент повышенной духовности.

    1. Оксана Копенкина

      Игорь, спасибо огромное, что поделились такой интересной историей про гвоздь! По поводу окон и дверей — согласна. Особенно такие «переходы» были сильны как раз у Вермеера и Веласкеса (в Менинах).

Добавить комментарий