Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина. Путеводитель

В украинском городе Николаеве есть несколько морских и речных портов, а также судостроительные заводы. Здесь чтут художника Василия Верещагина. Ведь он был ещё и офицером военно-морского флота.

Когда князь Николай Гедройц задумал создать в городе музей, не было сомнений, в чью честь этот музей будет назван.

Илья Репин помог добиться того, что Академия Художеств Санкт-Петербурга подарила новому музею более 100 работ Верещагина.

И спустя 10 лет со дня трагической гибели этого художника, в 1914 году музей открыл свои двери.

Николаевский музей
Здание Николаевского музея. Фото Сергея Черепахина. Февраль 2022.

Сейчас в музее хранится несколько тысяч произведений искусства русских и украинских художников. Предлагаем Вам рассмотреть часть из них.

1. Василий Верещагин. Забытый солдат.

Верещагин. Забытый солдат
Василий Верещагин. Забытый солдат. 1885. Николаевский музей. Фото из личного архива Сергея Черепахина.

С этой работы начинается знакомство посетителей с коллекцией музея. Ведь оно встречает нас сразу в коридоре, перед остальными залами.

Это как раз одна из тех картин, которая была передана в дар музею Александром III из коллекции Академии художеств.

Картина Верещагина в Николаевском музее

Верещагин изобразил убитого и забытого английского солдата где-то в горах. Он участвовал в вoенном конфликте с жителями Индии, которые боролись за свою независимость.

Большую часть полотна занимают кружащие орлы-стервятники. Один из них уже сидит возле мертвого солдата. Он успел выклевать глаза убитого.

Художник показывает, насколько ужасна насильственная смерть. Насколько страшно, когда тело солдата остаётся на месте вчерашнего сражения. И забытое, это тело непременно будет растерзано хищниками.

Но художник не хочет, чтобы насилие порождало насилие. Ему очень важно показать путь к свету и жизни. Поэтому мы видим тропинку, освещенную солнцем. Она пролегает от тела куда-то вглубь картины. Как будто по ней прошёл ангел-хранитель вместе с душой убитого. Они ушли к свету и Богу.

Сам Верещагин говорил, что он всегда хотел писать солнце. Но очередная вoйна возвращала его к пути изображения ее ужасов.

И он вновь и вновь продолжал ее писать. Чтобы те, кто оправдывает вoйну, задумался: жизнь простого человека ценнее тех целей, что преследуют вооруженные конфликты. А те, кто пострадал из-за вoйны, не озлобился, а нашел путь к любви.

2. Госпитальный цикл Верещагина

Госпитальный цикл Верещагина в Николаеве

В конце XIX века Куба боролась за независимость от Испании. А США поддерживала в этом кубинцев.

Художник в начале XX века был на Филиппинах и встречался с участниками испано-американской вoйны 1898 года. И задумал уже по возвращению в Россию создать госпитальный цикл.

Верещагин даже привёз с собой госпитальную кровать, а также форму американской медсестры. Ему позировала его вторая жена.

Его целью было также показать трагические судьбы солдат.

Всего в цикл входит четыре картины. Три из них хранятся как раз в Николаевском музее. А одна — в Ярославском музее в России. Но чтобы у зрителей было представление о всём цикле, художник Семернев создал копию недостающей картины.

Итак, о чем нам поведал гуманист Верещагин.

Он показывает, как в госпиталь привезли тяжело раненного солдата. Вот его вносят на носилках, а медсестра встречает его.

Верещагин. В госпитале
Василий Верещагин. В госпитале. 1902. Николаевский музей. Фото из личного архива С. Черепахина.

Солдат просит медсестру написать письмо матери. Она начинает писать под его диктовку.

В. Семернев. Письмо матери (копия картины Верещагина)
В. Семернев. Письмо матери (копия картины Верещагина). Середина XX века. Николаевский музей.

Однако состояние солдата ухудшается. Он теряет сознание. Медсестра проверяет его пульс.

Василий Верещагин. Письмо прервано
Василий Верещагин. Письмо прервано. 1902. Николаевский музей.

Солдат умер. Письмо так и не дописано. Оно лежит на полу под кроватью. Медсестра обронила его, пока пыталась помочь раненому.

Василий Верещагин. Письмо осталось неоконченным
Василий Верещагин. Письмо осталось неоконченным. 1902. Николаевский музей.

Этот цикл очень понравился в США, куда художник возил его на выставку.

Но в России его критиковали за поверхностность. Ведь цикл больше похож на прямолинейный рассказ без особой глубины смыслов. Слишком одинаковые солдаты несут носилки, чрезмерно идеализированная медсестра.

В чем-то я согласна с такой критикой. Однако есть одно «Но».

Целью художника было показать, насколько ценной является жизнь человека. Насколько это трагично закончить жизнь вдали от родного дома, даже не успев попрощаться с мамой или женой. Когда ты умираешь на руках чужой, хотя и заботливой женщины.

И Верещагин использовал разные живописные приемы, чтобы это донести. И с помощью метафоры, как в работе «Апофеоз войны».

Василий Верещагин. Апофеоз войны
Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Так и с помощью прямолинейного, почти плакатного реализма, как в госпитальном цикле.

Словно художник кричит нам: «Я Вам что угодно могу нарисовать, с учетом Ваших вкусов: хоть с метафорами, хоть без них. Только очнитесь! Не разжигайте войн!»

3. Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Черного моря

Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Чёрного моря
Иван Айвазовский. Пушкин на берегу Чёрного моря. 1887. Николаевский музей. Фото из личного архива С. Черепахина

Помимо работ Верещагина, Художественная академия также подарила музею несколько десятков картин других художников. В том числе работу Айвазовского.

Знаменитый маринист очень любил творчество Пушкина. Он написал порядка 50 (!) картин с поэтом. Более известной является та, что хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Художник попросил Илью Репина написать фигуру поэта на этом полотне.

Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина. Путеводитель
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Однако картина из Николаевского музея ценна тем, что написана полностью самим Айвазовским. Фигуру Пушкина он писал сам. К тому же на ней мы видим не только море, но и часть суши.

То есть мы в очередной раз убеждаемся, насколько талантлив был художник. И несмотря на свою узкую специализацию, мог превосходно изображать и людей, и пейзажи.

Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина. Путеводитель

Интересна судьба этой картины в годы Великой Отечественной войны, отражающая судьбу всего Николаевского музея.

В августе 1941 года, вскоре после начала войны город Николаев был оккупирован немецкими захватчиками. Коллекцию музея эвакуировать не успели.

В годы оккупации многие картины были похищены для офицерских ресторанов, гостиниц. А также присваивались для личных коллекций.

Произведение Айвазовского благодаря своим большим размерам избежало этой участи. Но в 1944 году в период отступления немцы вырезали полотно из подрамника и вынесли из музея. И только стремительное наступление Красной армии помешало оккупантам вывезти картину из города вместе с другими ценностями.

Сложенное вчетверо и скрученное полотно было обнаружено на складе трофейного оружия художником П. Степаненко. Он и вернул работу в музей. Конечно, в удручающим состоянии. Но проведённые реставрации вернули картину на стену музея.

4. Зинаида Серебрякова. Тата в костюме Арлекина

Зинаида Серебрякова. Тата в костюме Арлекина
Зинаида Серебрякова. Тата в костюме Арлекина. 1921. Художественный музей им. В.В. Верещагина, г. Николаев. Wikimedia Commons.

Коллекция музея пополнялась работами русских художников и после революции 1917 года. В том числе была приобретена прекрасная пастель Зинаиды Серебряковой «Тата в костюме Арлекина».

На нас смотрит очень симпатичное лицо девочки с тонкими чертами лица, так похожая на свою мать-художницу.

Портреты Серебряковой
Справа: Зинаида Серебрякова. Автопортрет. У зеркала. 1909. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Несмотря на очень реалистичное лицо и фигуру девочки, фон никак не прорисован. Даже спинка стула очень условна. Более того, левая рука девочки «срезана» рамой.

Зинаида Серебрякова всю жизнь оставалась реалистом. Однако и в ее живопись проникли черты импрессионизма и модерна. Когда пренебрегают второстепенными деталями. А также используют эффект «случайного кадра», когда в этот «кадр» герой попадает не полностью.

По портрету мы не можем догадаться, какие несчастья пережила семья Серебряковой.

За два года до этого их усадьбу сожгли. Серебрякова с детьми и своей матерью успели в последний момент уехать. Обосновались в Петербурге. Глава семьи, муж художницы и отец изображённой девочки, погиб в годы революции.

Но ещё печальнее судьба их ждёт впереди. Через два года после создания этого портрета Серебрякова поедет на заработки в Париж. С ней заграницу выпустят только двух младших детей. Тата (Татьяна), изображённая на портрете, вместе со страшим братом останутся в Советской России.

Но мать так и не сможет их забрать. Их никогда не выпустят из страны. Эта девочка увидит свою маму только 36 лет спустя, когда Серебрякова приедет в СССР на персональную выставку.

5. Константин Трутовский. У плетня

Константин Трутовский. У плетня
Константин Трутовский. У плетня. 1863. Николаевский музей. Vereschagin.com.ua.

Константин Трутовский известен в России тем, что в 1840-х годах он создал портрет своего друга Федора Достоевского. Благодаря ему мы знаем, как выглядел юный писатель. Ещё до сложнейших жизненных испытаний, таких как приговор к смертной казни и замены ее на многолетнюю каторгу.

Константин Трутовский. Портрет Ф. М. Достоевского
Константин Трутовский. Портрет Ф. М. Достоевского. 1847. Музей литературы в Москве. Wikimedia Commons.

Однако всю свою жизнь Трутовский писал природу и народ Малороссии. Он был родом из Курской губернии. Его родители владели там имением.

Уже в 1850 году художник вернулся в это имение и прожил там в общей сложности 20 лет.

По его работе «У плетня» мы чувствуем, как он любил густую и сочную зелень этих земель. С каким трепетом относился к особенностям костюмов людей, живущих в тех местах.

Конечно, мы видим некую идеализацию. Вряд ли в обычный день крестьяне надевали такие красочные наряды. Не замечаем мы и особой глубины смыслов.

Это простая бытовая сцена: встреча молодых людей, первые ухаживания. Здесь нет и критики социальных явлений. Лишь простое любование жизнью.

Трутовский здесь в чем-то похож на Венецианова. Только последний показывал природу и крестьян Средней полосы России. В то время, как Трутовский давал нам возможность увидеть особенности юго-западных земель страны.

6. Сергей Васильковский. Казачий двор

Сергей Васильковский. Казачий двор
Сергей Васильковский. Казачий двор. 1880. Николаевский музей. Vereschagin.com.ua.

Сергей Васильковский был по крови из семьи казаков Запорожья. И не удивительно, что он был в первую очередь живописцем казачьего быта.

На его картине мы видим казачий дом – курень. Он отличался от русского или украинского дома. Его особенность – высокое крыльцо с перилами. Также часто вдоль дома шёл внешний балкон.

Таких домов сейчас почти не сохранилось. И лишь на фотографиях, а также картинах Васильковского мы ещё может разглядеть, как жили казаки в XIX веке.

В отличие от Трутовского, художника более старшего поколения, Васильковский предельно реалистичен. Он показывает неприглядный двор, обычную телегу. Никакой декоративности. Но пронзительное голубое небо иллюстрирует соседство прекрасной природы и обыденных вещей. Все это делает пейзаж жизнеутверждающим.

7. Александр Мурашко. Девушка с таксой. 

Александр Мурашко. Девушка с таксой
Александр Мурашко. Девушка с таксой. 1910-е. Николаевский музей. Museum.net.ua.

Широкие пастозные мазки делают образ девушки еле уловимым. Ещё немного, и она растворится в пространстве.

Александр Мурашко учился в Художественной Академии в Санкт-Петербурге в классе Ильи Репина. Потом несколько лет прожил в Париже и навсегда был покорён французским импрессионизмом.

Имея такую разностороннюю подготовку, он создал в 1917 году свою художественную студию в Киeве. Также он способствовал открытию Художественной Академии в этом городе.

Однако уже через два года его жизнь трагически оборвалась.

В 1919 году он был застрелен, когда возвращался поздно вечером из гостей. В то время процветал бандитизм и такого рода убийства были, к сожалению, частым явлением.

***

Интерьер Николаевского музея

Если город смог создать музей такого масштаба, это говорит о его высоком уровне культуры. Это внутренний стержень, опора города. Пусть с этой опорой все будет в порядке ещё не одно столетие.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина и Сергей Черепахин

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей

18 комментариев к “Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина. Путеводитель”

  1. Екатерина

    Оксана, спасибо Вам за интересную виртуальную экскурсию по музею!

  2. Спасибо, было интересно и посмотреть и почитать про картины. Не знала раньше, что у Верещагина была эта больничная серия.

    1. Оксана Копенкина

      Инна, пожалуйста! да, про эту серию сама узнала недавно. О ней мне как раз написал Сергей Черепахин, житель Николаева.

  3. Спасибо за статью. Я в детстве была в этом музее. С классом ездили. Это было такое впечатление. Это сейчас я снаю биографии многих художников. А в детстве знала двоих. Айвазовского, потому что жила на улице его имени, и из интереса заставила маму прочитать про него. И Верещагина, потому что ездили в музей, и я пошла в библиотеку найти про него побольше информации. Это был великий человек. И музей замечательный. Дай Бог, чтоб он сохранился невредимым.

    1. Оксана Копенкина

      Ольга, спасибо, что поделились своими воспоминаниями! Да, замечательный музей!

  4. Оксана, спасибо большое за Ваш труд! Какое же счастье, что есть вечные ценности и они на все времена. Во все времена были тяжелые испытания. Казалось, что нас то уж не коснется. Очень страшно! Но хуже всего, когда не знаешь на какой стороне твой собеседник!!! Кто то очень правильно сказал: Есть государство, а есть Отчизна!!! И благодаря Вашему труду , наша гордость за Отчизну только возрастает. Я давно не писала Вам, но всегда читаю все Ваши статьи с Огромным интересом. Спасибо!!!

    1. Оксана Копенкина

      Елена, спасибо за то, что поделились своими переживаниями! Всегда очень рада получить от Вас комментарий или письмо. Будем на связи!

  5. Страшная картина “Апофеоз войны”. Гора черепов. Они как будто кричат, но ты понимаешь, что это безмолвный крик, и его никто не слышит. Черепа все одинаковые. Может, это то , что осталось от некогда непримиримых врагов? Которые предпочли биться насмерть вместо того, чтобы договориться. И жить! А сейчас все вместе свалены в эту ужасающую гору. Здесь только черепа – то, что было некогда головами. Других останков нет. Вокруг – безжизненная земля. Несколько молодых чахлых деревьев тоже мертвы. Нет того, кто помог бы им вырасти, кто вовремя полил бы, укрыл от зноя. Вдали город, вернее, развалины его. Непонятно, есть ли жизнь в этом городе. Единственное живое на этой картине – это птицы – стервятники. Те, что празднуют пир во время войны. Но им нечем поживиться . Здесь их тоже ждёт смерть. Картина кричит.

    1. Оксана Копенкина

      Лана, спасибо, что поделились! Очень эмоциональное и живое описание картины!

  6. Галина

    Оксана! Необыкновенные Ваши лекции, за которые Вам ОГРОМНОЕ спасибо и низкий поклон! Столько интересной информации так доходчиво и, вроде кратко, но в тоже время – так ОБЪЕМНО!
    ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ и УСПЕХАХ ВО ВСЕХ ВАШИХ НАЧИНАНИЯХ!

  7. Екатерина Буданова

    Я живу в Николаеве. Для меня этот музей родной. Я много раз была в нём и думала, что все о нём знаю. Так было до того момента, пока я не познакомилась с Вашим рассказом о нашем музее. Узнала новое. Рассказано сжато и вместе с тем объёмно и со знанием дела – Верещагин, Айвазовский, Серебрякова. Эти имена завораживают и притягивают. Как хорошо, что есть вечные ценности, которые на все времена!

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, очень тронута! Замечательно, что мне удалось раскрыть для Вас что-то новое о Вашем родном музее!

Добавить комментарий