В музее д’Орсе хранятся произведения живописи и скульптуры второй половины XIX века и начала XX века.
За это время живопись пережила не одну яркую революцию в стилях и направлениях. Возможно, они были отражением резких социальных и политических изменений в те времена.
В результате в этот короткий период «уместились» полотна романтика Делакруа. Реалиста Курбе. Революционеров импрессионистов.
Последовавших за ними постимпрессионистов (Сезанн, Ван Гог) и неоимпрессионизмов (Сера, Синьяк).
А в самом начале XX века в живописи уже расцвел символизм (Пюви де Шаванн, Гоген).
Кстати, мне повезло, что я попала в этот музей в 2012 году, так как до 2011 года он был закрыт на реконструкцию.
Примечательно, что большую часть денег на реконструкцию музей заработал себе сам. У директора музея в связи с малым бюджетом на ремонт, возникла идея организовать передвижные выставки из 200 шедевров. Это с лихвой окупило все расходы на реконструкцию.
Этот музей я посетила ради работ импрессионистов. Вот лишь 7 шедевров самых ярких представителей этого направления, которые хранятся в музее:
1.Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г.

Эдуард Мане – в первую очередь портретист, поэтому сложно обойти вниманием картину “Женщина с веерами”. На ней изображена Нина де Кальяс. Ей принадлежал один из самых блистательных салонов Парижа.
Картина для меня примечательна тем, как Мане смог показать за счёт позы и выражения лица характер этой женщины. Нина была своеобразна: невротична, склонна к депрессиям и имела слабость к алкоголю. На ее лице читается и меланхоличность, и любопытство, и игривость. Это говорит о ее склонности к частой смене настроения и импульсивности.
Кстати, вееры в названии и на самой картине никакой символичностью не обладают. Мане использовал этот декор и в других картинах просто ради самого декора.
Еще один любопытный момент – я вот не сразу разглядела собачку. А вы её видите?
2. Клод Моне. Лондон, Парламент. Солнце пробивается сквозь туман. 1904 г.

Клод Моне, один из самых плодовитых художников-импрессионистов, любил создавать серии картин. Так он стремился показать, насколько может меняться один и тот же пейзаж под влиянием разной погоды или разного освещения.
В серии, к которой в том числе относится представленная картина, Моне хотел показать лондонский туман в разное время суток. Поэтому писал он эту картину как всегда быстро (не дольше 2 часов), чтобы успеть запечатлеть нужное ему мгновение.
Учёные считают, что подобные картины Моне – это достоверный источник информации о том, каков был климат, уровень загрязнения и даже состав воздуха в викторианскую эпоху.
На этой картине туман, а не здание парламента кажется главным действующим лицом. Настолько туман явственно проступает на переднем плане картины. Здание же выглядит, как мираж.
Кстати, в музеях России хранится как минимум 2 из 14 картин этой серии:
Слева: “Лондон, Парламент. Эффект тумана”. 1904 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Справа: “Лондон, Парламент. Чайки”. 1903 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.
3. Берта Моризо. Колыбель. 1872 г.

Берта Моризо была первой женщиной-художником, которая выставила свои работы наравне с мужчинами на исторической выставке импрессионистов в 1874 году.
На картине она изобразила свою сестру Эдму и её дочь. Сюжет вызывает очень приятные чувства, ведь девушка так тепло и заботливо наблюдает за своим ребёнком.
Кстати, Моризо так и не удалось при жизни продать эту картину. Она простояла в доме её сестры, пока не была куплена Лувром в 1930 году.
Примечательно, что в наши дни Моризо была признана самой дорогой художницей – её работа “После обеда” была продана в 2013 году за 11 млн. $ !
О главной женщине-импрессионисте читайте также в статье “Берта Моризо. Жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы?”
4. Пьер-Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.

Картины Ренуара – это воплощение всего того хорошего и позитивного, что есть в нашей жизни. Сам художник говорил: “Картина должна быть красивой… В жизни и так много тяжёлого…”
Если его друг Клод Моне чаще писал природу, то Ренуара больше интересовали люди. Картина “Бал в Мулен де ла Галетт” очень характерна для художника: улыбающиеся, довольные жизнью люди приятно проводят время на танцплощадке под открытым небом.
Как истинный импрессионист, Ренуар превосходно воссоздал игру солнечных лучей и бликов от искусственного света на лицах и одежде отдыхающих.
Читайте также об ещё одной прекрасной работе Ренуара в статье “Почему на картине “Девушки в черном” НЕТ черного цвета?”
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
5. Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г.

Картина Базиля “Розовое платье” была создана, когда художнику едва исполнилось 20 лет. Жаль, что он погиб рано, в 29 лет, пойдя добровольцем на франко-прусскую войну. Сколько бы ещё прекрасных произведений он создал, если бы прожил долгую жизнь (в музеях и в частных коллекциях сейчас насчитывается не более 50 его полотен).
На картине изображена его кузина. Базиль выбрал необычную и приятную глазу игру тени и света – фигура находится в тени, а деревня вдали освещена солнцем.
Примечательно, что на предварительном рисунке девушка сидит лицом к нам. Однако Базиль решил на самой картине её изобразить сидящей спиной. Это делает картину ещё более неповторимой и таинственной.
6. Камиль Писсарро. Красные крыши. 1877 г.

Писсарро, как и Клод Моне, любил больше изображать природу и городские пейзажи. Любил также создавать серии полотен (как, например, бульвар Монмартр в Париже в разную погоду и в разные сезоны).
Картину “Красные крыши” Писсарро писал бок о бок со своим другом Полем Сезанном. Они часто работали рядом над одним и тем же пейзажем. Несмотря на тесную взаимосвязь между друзьями, работы получились совершенно разные. Это говорит о зрелости и индивидуальном мастерстве каждого из них.

Его картина “Красные крыши” – это характерная для Писсарро работа: незатейливая природа в соседстве с человеком. Красота в простоте и обыденности – это мне и нравится в этом художнике.
О необычной жизни Писсарро читайте в статье “Камиль Писсарро. Картина ценой в одно пирожное”.
7. Альфред Сислей. Лодка во время наводнения в Порт-Марли. 1876 г.

Главными действующими лицами на многих картинах Сислея были небо и вода. На мой взгляд, он также виртуозно изображал небо, как Моне – снег и цветы.
Картина “Лодка во время наводнения в Порт-Марли” – одна из шести в серии, посвящённой этому природному явлению в маленьком городке, где жил художник.
Две из них хранятся в музее Д’Орсе. Но эта мне больше нравится из-за более позитивного неба. Оно как бы говорит зрителю о том, что погода налаживается и самое сложное для жителей городка уже позади.

Чтобы подчеркнуть зыбкость и непостоянство природы, Сислей нарисовал здание более монотонными, неразличимыми мазками, а воду – короткими и отрывистыми. Это ещё больше подчёркивает нужный эффект.
О других картинах музея:
«Завтрак на траве» Эдуарда Мане
«Женщина в перчатках» Тулуз-Лотрека
Если вы любите импрессионизм, вы получите истинное удовольствие от посещения музея Д’Орсе. Работы этого направления занимают чуть ли не главенствующее положение в музее.
Здесь вы найдёте много шедевров. И скорее всего сделаете для себя приятные открытия, увидев не такие популярные и примелькавшиеся картины. Например, именно здесь я открыла для себя картины Берты Моризо.
Кстати, в России есть музей, в котором собраны работы русских импрессионистов. О нем вы можете почитать в статье “Музей русского импрессинизма: 7 картин, которые стоит увидеть”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
а где вы там видели картины из передвижки??? красные крыши, в частности, я специально практически из за нее шел в музейи мне ответили, что этой картины вы не увидите здесь. единственный раз я ее и видел в москве, в этой самой передвижке
Я была в этом музее давно, 12 лет назад. Сейчас сложно вспомнить, в рамках временной выставки она там была или в постоянной экспозиции. Но судя по всему, описание этой картины придётся убрать из статьи, раз она сейчас там не выставляется. Спасибо за информацию.
Да, а написано “Альфред”. Картина “Красные крыши”. )
Альбина, исправила). Спасибо, что заметили.
В подписи к картине Писсаро нет ошибки – имя Камиль?
Альбина, ошибки нет – Камиль Писсарро