«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр

Иван Крамской. Неизвестная.

Эта девушка не замужем. И вряд ли аристократка. Но откуда такие красивые и дорогие наряды? Для нашего времени модный наряд незамужней девушки никого не смущает. Это вообще в порядке вещей.
Но в 1883 году это сразу бросалось в глаза. И даже было причиной того, что Павел Третьяков отказался приобретать картину. Хотя он очень любил творчество Ивана Крамского (1837-1887). Но не до такой степени, чтобы купить портрет неизвестной.
Итак, в чем подвох.
Вот портрет замужней дамы Веры Николаевны Третьяковой, купчихи, супруги знаменитого мецената. На ней скромное черное платье с белым воротником. То есть все максимально скромно.
Иван Крамской. Портрет Веры Николаевны Третьяковой.
Иван Крамской. Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1879. Третьяковская галерея.
Дело в том, что замужние дамы из приличного общества модные вещи почти не носили. Это было дурным тоном.
И даже если Вы аристократка, то тоже было странно надевать броские украшения. Ниже – портрет княгини Марии Васильевны Воронцовой. Обратите внимание, что на ней нет ни одного украшения!
Сергей Зарянко. Портрет княгини М.В. Воронцовой.
Сергей Зарянко. Портрет княгини М.В. Воронцовой. 1851. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
То есть быть одетой по последней моде, да ещё и надеть на себя яркие украшения – значит заявить о себе особым образом. А если ещё и сидеть в экипаже одной, так это точно всем понятно: Вы содержанка или любовница.
Ни купчиха Третьякова, ни княгиня Воронцова никогда бы не сели одни в экипаж! Тогда приличная женщина могла появиться на улице только в сопровождении кого-то из семьи или прислуги.
Но кто же эта женщина?

Главная претендентка на роль Неизвестной Крамского

Я придерживаюсь версии искусствоведа Ирины Чижовой, что это княгиня Юрьевская. Она была… супругой Александра II!
Но, возможно, на момент начала написания портрета она ещё была его любовницей (уже на протяжении 14 лет). Будучи самой известной в стране содержанкой, она позволяла себе и модные наряды, и яркие украшения.
Ирина Чижова утверждает, что однажды в одном из журналов того времени ей попалась иллюстрация: Александр II сидит в экипаже. А рядом с ним – княгиня Юрьевская (до свадьбы с императором – княжна Долгорукова) в таком же наряде, как у Неизвестной Крамского.
Стать женой Александра II она смогла только после смерти императрицы Марии Александровны. А в официальном браке они прожили меньше года до трагической гибели царя от бомбы террориста.
«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр
Фото Княжны Долгоруковой
Есть сведения, что царь заказал портрет возлюбленной как раз Крамскому. Но когда художник ещё работал над портретом, заказчик погиб.
Княгиню Юрьевскую откровенно не любили при дворе. Александр III, вступив на престол, сделал все, чтобы она покинула и Зимний дворец, и Россию навсегда.
Крамской предположительно НЕ оставил портрет недописанным. Но, конечно, изменил черты модели.
Я уже писала в статье о «Садко» Ильи Репина, что Павел Третьяков превыше всего ставил семейные ценности. Поэтому ни за что бы на свете не приобрёл портрет содержанки. Какой бы выдающейся не была картина с ней. В результате «Неизвестная» попала в Третьяковскую галерею уже после смерти ее создателя.
Конечно, это всего лишь версия. Прямых доказательств нет. Есть много других предположений.
Одна из версий – это красивая крестьянка, которая вышла замуж за богатого купца. В неё тайно был влюблён Крамской и поэтому запечатлел ее.
Есть и те, кто уверены: это дочь самого Крамского. Хотя мне с трудом верится, что отец стал бы просить позировать дочь для образа содержанки в сложный для нее период. На тот момент жених Софьи Крамской разорвал помолвку, влюбившись в ее подругу. Хотя, да, есть что-то общее в чертах.
Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери.
Иван Крамской. Девушка с кошкой. Портрет дочери. 1882. Киевская картинная галерея.
А есть и те, кто сомневаются в дороговизне нарядов Неизвестной. Они доказывают, что девушка на самом деле надела последнее и местами потёртое (например, муфту). Она только вступила на путь кокотки. И даже уже успела получить первые подарки в виде броши с пером и браслетов из дутого золота. Да и шляпка у неё вовсе не модная и самодельная. А вроде как княгиня Юрьевская могла себе позволить бОльшее.
Но кем бы она ни была, о картине до сих пор говорят. И не только потому, что личность героини точно не установлена.

Главное послание Крамского

В 1840-1860-е художники много размышляли на тему несчастной доли женщины. И замуж ее могли выдать за старика. И вынудить продать все имущество в связи со смертью кормильца. Животрепещущие картины мы видели и у Пукирева, и у Федотова.
«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр
Слева: Василий Пукирев. Неравный брак. 1863. Справа: Павел Федотов. Вдовушка. 1851. Третьяковская галерея.
То есть тема женщины-жертвы очень занимала русских художников. И свои переживания они трансформировали в послания для общества.
Так, Василий Пукирев взволновал общество своим «Неравным браком» до такой степени, что пожилые мужчины стали отказываться от подобных браков с молоденькими бесприданницами.
Ссылка на бесплатный курс
И вот размышления на тему положения женщины в обществе продолжил Иван Крамской 20 лет спустя после «Неравного брака».
Но уже обыгрывается образ НЕ женщины-жертвы, а женщины уверенной и самодостаточной. И Крамской уже пытается найти ответы на другие вопросы.
Может ли женщина пойти против установленных правил? Имеет ли она право при этом уверенно смотреть другим в глаза? Или ей доступно в таком положении только чувство стыда?
«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр
Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Третьяковская галерея.
Крамской показывает, как в женщине его эпохи зарождается иное самоощущение. Она может уверенно и прямо смотреть на окружающих. В ней есть чувство собственного достоинства, даже если это достоинство никто не готов признавать.

Взгляд на женщину в Западной Европе XIX века

Удивительно, что похожую трансформацию взгляда на женщину проходили и художники в Западной Европе.
Сначала мы встречаем и там немало картин, на которых изображено бедственное и уязвимое положение женщины.
Так, английский художник Редгрейв написал картину “Изгой”. На ней отец выгоняет из дома дочь, которая посмела забеременеть и родить вне брака.
Ричард Редгрейв. Изгой
Ричард Редгрейв. Изгой. 1851. Королевская академия художеств.
Но однажды, в 1863 году публика была ошарашена совершенно необычной картиной Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Девушка легкого поведения, абсолютно обнаженная, посмела уверенно посмотреть в глаза приличному обществу.
В этих глазах нет ни капли стыда. Ей НЕ неловко (в отличие от зрителей тех лет). И даже слёзы не стоят в ее глазах.
Мане. Завтрак на траве
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Конечно, зрители были изумлены. Они осуждали такой вызов.
Как же похожа судьба «Неизвестной» и «Завтрака на траве». Особо никто не хотел их покупать. Слишком непривычным были образы. Скомпрометированной, но уверенной в себе женщины.
«Неизвестная» была в частных коллекциях вплоть до 1925 года. Пока не попала в Третьяковскую галерею. «Завтрак на траве» и вовсе хранилась у художника в мастерской до самой смерти. И только благодаря усилиям со стороны друзей Эдуарда Мане картина попала в Лувр в начале XX века.

Невероятное мастерство Крамского

Отмечу, что не только загадочность героини и зашитое в картину послание делают эту работу шедевром.
Не последнюю роль играет блестящая техника Ивана Крамского. Он умел работать в фотореалистичной манере и создавать невероятную иллюзию гладкости шелковых лент и невесомости мягкого меха.
Крамской. Неизвестная (деталь)
Здесь мы говорим о высочайшем мастерстве светотеневой моделировки. Несмотря на темную одежду модели, мы тем не менее отмечаем иллюзию объёма. Что ж, Крамской умел работать с чёрным цветом.
Крамской. Лев Толстой
Иван Крамской. Портрет Льва Толстого. 1873. Третьяковская галерея.
«Неизвестная» – это не просто портрет. Это вершина реалистичного мастерства русских художников XIX века. А также это портрет эпохи, отражение переломного момента в восприятии человека, женщины. Это тот случай, когда картина вызывает вечные вопросы, а также чувство восхищения. А значит, навсегда останется для нас шедевром.
***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей

15 комментариев к “«Неизвестная» Ивана Крамского. Почему это шедевр”

  1. Ольга Киселева

    Оксана, очень интересно написано, как всегда. Огромное спасибо) Что до версий о героине картины, то для себя я давно решила, что это все-таки Юрьевская.

  2. Марианна

    Спасибо, Оксана , за новое путешествие! Если сравнивать с фото, то мне кажется, что это конечно дочь художника: просто одно лицо.

    1. Оксана Копенкина

      Марианна, да, есть такая версия. Но я не не очень все же разделяю. Не думаю, что отец вот так подставил дочь, прошу прощения за слово такое)

  3. Екатерина

    Оксана, премного благодарна Вам за интересную статью о самом загадочном портрете в искусстве! Много раз рассматривая репродукцию этой картины, заметила еще одну интересную деталь. Поскольку родственники императора Александра II враждебно относились к княгине Юрьевской ( предположим, что это она изображена на портрете ), то, возможно, уязвленная дама повелела изобразить себя гордой и независимой, проезжающей мимо запечатленного на заднем плане Аничкова дворца – резиденции наследника престола и его семьи? Может быть, месторасположение дворца на картине – за спиной княгини – тоже неслучайно, и таким образом она показывала свое отношение к императорской семье?

  4. Оксана, благодарю за интересное и глубокое погружение и в эпоху, и историю создания этого полотна!
    Читается на одном дыхании!
    ***
    взгляд!

    Взгляд Неизвестной полон достоинства,
    Но в сочетаньи с надменностью, грустью…
    Именем только не удостоена,
    — Возможно, для избежанья конфуза.

    Не только имя скрыто от нас,
    Но… истинный облик таинственной дамы.
    — Во имя Любви она отреклась,
    Чтоб общество с честью её принимало.

    Кто-нибудь скажет, то – содержанка!
    — Модно одета*, одна в экипаже…
    А яркая внешность – только приманка.
    Днём украшенья?!!! – что за пассажи**!

    Этот портрет был вызовом обществу
    В котором в основе был культ семьи.
    И при покупке возникли сложности,
    — Не смог Третьяков такое снести!

    ***
    А были просто Мужчина и Женщина,
    И между ними – большая любовь!
    — Она была неподдельна и трепетна,
    Препятствием стала – царская кровь.

    ***
    С уважением, Елена.

  5. Всегда притягивала эта картина, с детства. Что-то в ней было таинственное, теперь я знаю что! Спасибо большое за статью)

  6. Светлана

    Спасибо, Оксана. Никогда не задумывалась о разнице в портретах замужних и незамужних женщин того времени. Прямо срочно в Третьяковку!

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, вот это здорово, что захотелось в музей! Я очень рада!

  7. Оксана, спасибо огромное за статью. Всегда, как попадала мне эта картина на глаза, я подолгу на нее смотрела и задавала мысленно вопрос: “Что эта за женщина? Чьих она будет?” Жду с нетерпением очередную страничку Дневника живописи.

Добавить комментарий