Ночной дозор. О самой загадочной картине Рембрандта

Ночной дозор. Рембрандт

«Ночной дозор» — одно из самых загадочных полотен в мире. Все знают, что это вовсе и не ночной пейзаж. Просто картина потемнела, а на самом деле действие разворачивается днём.

Но вот почему именно с этой картины у Рембрандта началась чёрная полоса в жизни? Что он такого в ней изобразил, что все против него ополчились?

Что за светящаяся девочка изображена среди мушкетеров? Почему вооруженный карлик стреляет прямо в толпу стрелков?.. Вопросов очень-очень много.

Увы, Рембрандт нам ничего не оставил: ни книг, ни пояснений.

Но вот если бы он вёл дневник, в котором все тайны раскрыты… давайте представим…

Дневник Рембрандта «Мой успех и мое проклятие»

Автопортрет Рембрандта
Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669. Национальная Лондонская галерея.

«Неделю назад умер сын Титус. Нет никакой надежды его когда-нибудь обнять.

Нет, есть одна лазейка. Я напишу «Блудного сына». Ведь у того отца всегда оставалась надежда обнять своего сына. И однажды он вернулся. Пусть все промотал, зато живой.

Возвращение блудного сына
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Нет, никому продавать картину не буду. Все равно никто не купит.

Что я делаю не так? Вспомнить бы, с чего все пошло под откос? Ах да, с этого злосчастного «Выступления стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга»!

Да-да, именно с этой работы все пошло не так. Как все счастливо складывалось до неё. И как скверно все пошло после неё.

Рембрандт. Ночной дозор
Рембрандт. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга (Ночной дозор). 1642. Государственный музей, Амстердам.

До «Ночного дозора» я был удачлив. Что ж, я был резвым малым в молодости. Не сидел сложа руки в ожидании заказчиков. Если надо было, мог и подставного покупателя на аукцион прислать. А как иначе цены на свои картины поднимать!

Можно было, конечно, и натюрмортики для булочников с мясниками стряпать. Но мне хотелось соответствовать своей жене. Как-никак, дочь бургомистра! Она заслуживала обеспеченного мужа. Не на одно же ее наследство жить.

Ночной дозор. О самой загадочной картине Рембрандта
Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Поэтому мне позарез нужно было добраться до обеспеченных заказчиков. Так что мои махинации с аукционами простительны.

И вот я дождался. Доктор Тульп заказал групповой портрет. О, наконец достойный заказчик, президент гильдии хирургов!

Нужно было создать такую работу, чтобы о ней заговорили. Тогда нужный контингент заказчиков подтянется.

Я думал-думал: чем же я могу отличиться от бесчисленных художников? По технике они мастера, здесь не поспоришь. Ну как я могу тягаться с тем же Хальсом?

Ночной дозор. О самой загадочной картине Рембрандта

Франс Хальс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса в Харлеме.

В технике я не смогу его превзойти. Я не хочу написать 1000-ый групповой портрет. Мне нужно что-то эдакое! Я хочу быть первым в чем-то!

Я пересмотрел десятки таких портретов. Я пошёл в Палату счета, где мои предшественники изображали бесчисленных хирургов. Тот же Кейзер весьма не дурно 12 лет назад написал “Урок анатомии доктора Эдгердса”.

Но я смутно понимал, что во всех этих портертах чего-то не хватает. Чего-то не хватает…

Кейзер. Урок анатомии доктора Эгбертса
Томас Кейзер. Урок анатомии доктора Эгбертса. 1619. Государственный музей, Амстердам.

Вот они сидят и смотрят. Кто на зрителя, кто на скелет. Разные люди, но почему-то они похожи. Может потому что одеты почти одинаково? Господи, хорошо, что эти пышные воротники вышли из моды!

Ах, вот оно в чем дело! Они похожи, потому что…

у них одинаковое выражение лица! Где эмоции-то? О чем каждый из них думает? Вообще не понять!

Я оживлю своих заказчиков. Пусть они ужасаются, удивляются, изумляются. Нечего истуканами в ряд сидеть, как болванки!

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа. 1632. Маурицхейс, Гаага.

Как же я был горд собой, когда создал «Урок анатомии доктора Тульпа»!

Ведь очевидно же, что я превзошёл Кейзера!

Кейзер и Рембрандт
Слева: Кейзер. Урок анатомии. 1619. Справа: Рембрандт. Урок анатомии. 1632.

Вот она слава! Публика была в восторге от портрета. Теперь не было смысла посылать на аукционы подставных покупателей. Заказчики и так шли.

И однажды пришел бургомистр Амстердама, Виллем де Кок. Мы выпили, обговорили заказ.

Когда он ушёл, я подпрыгнул от восторга. Бургомистр Амстердама! Да я счастливчик!

Как же я ошибался… это было начало конца…

Он был капитаном стрелковой роты, которая будет охранять испанскую королеву. Скоро та посетит Амстердам. Что ж, эти ребята заслужили того, чтобы быть увековеченными.

Я охотно взялся за работу. Ведь надо было выплачивать увесистый такой кредит за дом. Каждый из офицеров заплатил по 100 гульденов.

Я теперь знаю, в чем моя особенность. Никаких теперь истуканов! Игральные карты пусть мои соперники малюют. А я изображу, как капитан созывает свою роту на защиту города.

Не буду льстить, как другие: пусть будут настоящими. Немного неловкими, неуклюжими, но живыми. Вот даже один у меня такой неловкий, что чуть в соседа не попал. Пальнул прямо в толпу!

Ночной дозор
Рембрандт. Ночной дозор (фрагмент). 1642. Государственный музей, Амстердам.

Ну ладно, это будет не реальный человек, а неизвестный карлик. Ничего-ничего, переживут.

Но я ещё не закончил работу, как случилось несчастье…

Саския, моя любимая жена, тяжело заболела. Она умерла тёплой летней ночью. Нашему сыну Титусу был всего один год.

Я перенёс ее тело в мастерскую. Я не мог не увековечить ее в последний раз. Я написал светящееся доброе лицо Саскии среди толпы стрелков.

Ночной дохзор (деталь)
Рембрандт. Ночной дозор (деталь).

Я похоронил мою любимую Саскию и продолжил работу. Конечно, я ждал очередного триумфа. Ведь в картине столько движения! Я стоял около неё и слышал барабанную дробь, голоса и шуршание ног.

Но … заказчик оказался откровенно тупоголовым. Видите ли, подавай им чтобы «красиво и похоже»! Возмутило их, почему я внёс других персонажей, которые не платили за присутствие на картине.

Но позвольте, как я изображу толпу с помощью 18 человек. Это мало! Конечно, я внёс ещё 16 персонажей.

А некоторые и вовсе попросили вернуть им свой взнос за картину. Мол, их лица почти не видно. Но как я изображу жизнь и движение, если расставлю их в ряд!

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Картина никому не понравилась, кроме капитана. Ещё бы, он в самом центре, во всей красе. Правда он не сразу себя узнал. Но тем не менее копию картины заказал для своего дома.

А остальные объявили мне байкот. Даже лейтенант Рейтеньбюрх. Ему не понравилась двусмысленная тень от руки де Кока на его паху.

Может я и перемудрил. Они уверены, что я посмеялся над ними с помощью этой картины. Может, зря я изобразил карлика за спиной капитана, который случайно выстрелил прямо в толпу…

Они перестали звать меня в свои дома. Не делают заказов. Распускают обо мне нелепицы.

В конце концов я разорился. Мой дом ушёл с молотка.

И только Титус, мой мальчик, спас своего старика.

Рембрандт. Титус.
Рембрандт. Титус в образе монаха. 1660 г. Музей Рейксмюсеум, Амстердам. Wikipedia.org

Едва повзрослев, он организовал фирму по продаже картин. Нанял меня, как художника. Только благодаря ему у меня появилась возможность спокойно работать, и не думать, как раздобыть кусок хлеба.

Но Титус умер. Я могу обнять его только в воображении, а ещё на картине…”

Возвращение блудного сына
Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

На этом воображаемый дневник Рембрандта обрывается…

***

«Ночной дозор» в XVIII веке был перенесён в Городскую ратушу. Но так как не умещался в простенок между окнами, был обрезан с двух сторон. Так два стрелка слева канули в лету, увы.

В зале, где висел «Ночной дозор», постоянно разжигали камин. За 2 столетия картина покрылась копотью, и фигуры были почти не различимы.

Именно поэтому так назвали картину. На самом деле действие на ней происходит днём.

И только в начале XIX века шедевр перенесли в музей в Амстердаме.

Ночной дозор
Рембрандт. Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга (Ночной дозор). 1642. Государственный музей, Амстердам.

Да, эта работа стала переломной в жизни Рембрандта. В ней он уже однозначно решил выбрать путь свободного художника, который не хочет идти на поводу у вкусов публики.

Может быть, неосознанно. Сначала ему казалось, что он просто ищет способ выделиться среди других.

Но потом понял, что нащупал путь, соответствующий его СУТИ, своей ИСТИННОЙ ЛИЧНОСТИ. И уже не смог отказаться от этого пути.

К сожалению, современники не поняли и отвернулись. Рембрандта оценили лишь будущие поколения. И навсегда записали его в историю искусства.

Спасибо, Рембрандт! Спасибо за честность с самим собой. Спасибо, что выбрал свой путь. Мы помним тебя.

Автопортрет Рембрандта
Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

38 комментариев к “Ночной дозор. О самой загадочной картине Рембрандта”

  1. Екатерина

    Оксана, благодарю Вас! С пребольшим интересом прочитала Ваш дневник-фантазию на тему жизни гениального живописца Рембрандта! Рассказ получился очень увлекательный и глубокий, хоть и с легким оттенком грусти… Но такова и была непростая жизнь Гения, и Вы это сумели описать, откровенно и без приукрашения.

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, пожалуйста! Очень рада, что рассказ Вам понравился. Довольно вольный, но мне очень хотелось передать переживания художника (хотя, понимаю, мы до конца никогда не узнаем, что он чувствовал. К сожалению, он не оставил никаких Дневников и мемуаров).

  2. Татьяна

    Спасибо за интересный рассказ!
    Интересно, а как вообще объясняется присутствие девочек (их ведь там две?) на такой в целом мужской картине?

    1. Оксана Копенкина

      Татьяна, Вы видите ещё вторую девочку? Где, подскажите! Но вообще точно мы не знаем. Я описала одну из версий в статье.

  3. А я вот не понимала почему выделила для себя Рембрандта, почему мне нравяться его картины. Летом была в Питере в Эрмитаже и гуляя по залам искала его картины, впервые в живую увидела Возвращение блудного сына) прочитав Вашу статью сегодня, поняла почему меня увлекали его картины. СпасиБог!

  4. Галина

    Оксана,спасибо огромное за вашу работу,немного грустно,но интересно.

  5. Светлана

    Спасибо за Ваш труд, Оксана. Вы горите идеей и у Вас получается донести истории и красоту того мира, который канул в лета, но не покинул нас

  6. Эмухвари Вахтанг Григорьевич

    С удовольствием прочитал “воображаемый дневник Рембранта”. Очень интересно и трогательно. Я думаю основная задача искусствоведа увлечь зрителя искусством. И у Вас это здорово получается. Спасибо!

  7. Сергей Черепахин

    Мне очень понравилась Ваша статья и Ваш комментарий. Да Оксана Вы просто обязаны в своих статьях в первую очередь передавать свои ощущения от произведения искусства. Можно конечно опираться в непонятных случаях на мнение искусствоведов. Что касается содержания самой статьи, то считаю что ее необходимо дополнить информацией (с иллюстрацией) из Википедии о том что в национальной галереи Лондона висит великолепная копия ночного дозора
    Г.Люнденса благодаря чему мы можем видеть как первоначально выглядел этот шедевр и что именно было обрезано.

    1. Оксана Копенкина

      Сергей, спасибо за поддержку! Да, очень здорово, что упомянули этот факт, благодарю!

  8. Татьяна

    Оксана, рада ,что познакомилась с вашим творчеством, которое по новому , гораздо глубже , познакомило меня с шедеврами Леонардо, Рембранта, Тициана, Ботичелли, Рубенса …

  9. Александр.

    Спасибо большое. Прекрасно – не важно, так он думал, или нет – живая история, печальная и немножко радостная – это очень, очень хорошо. Вам удается пробудить реальный интерес и к картине и к художнику. Спасибо!

    1. Оксана Копенкина

      Александр, спасибо! Да, для меня это так радостно, если человек после моих статей начинает чаще обращаться к искусству.

  10. Аноним

    Очень интересный рассказ, благодарю! Я видела эту картину в Амстердаме, очень долго ее рассматривала. Это совершенно другое впечатление, чем от мелких картинок в интернете. Безусловно, шедевр.

    1. Оксана Копенкина

      Да, порой только встреча вживую помогает почувствовать и понять

  11. Здравствуйте Оксана!
    Мне категорически не нравится, что вы написали про Рембрандта. Это был очень серьезный человек и художник. Он просто не мог так думать. И то, что вы пишите про его судьбу не соответствует известным фактам.
    Я очень надеюсь, что вы перепишите этот текст.

    1. Оксана Копенкина

      Анна, а Вы лично знакомы с Рембрандтом, чтобы так категорично судить? Давайте будем считать, что я написала художественный рассказ:). В этом свете Вас устроит мой текст? Можно я не буду его переписывать?;)

  12. Ludmila Volkova

    Оксана,здравствуйте! Очень интересно придуман “Дневник”, изобретательно и со знанием материла, умница!

  13. Лариса

    Огромное спасибо! Легко читается, материал интересный и познавательный. На картины смотришь по новому.

    1. Оксана Копенкина

      Лариса, пожалуйста! Очень рада, что мои тексты так полезны для Вас

  14. Видите ли, Оксана, Живопись-это визуальное искусство и следовательно картина должна в первую очередь нравится, а во вторую очередь-всё остальное.Нравиться, ну, в лучшем случае её должно быть интересно разглядывать.Об этом очень хорошо написал Бернсон в своей книге” Живописцы итальянского Возрождения”. Конечно мы сейчас не говорим о абсолютных гениях( тот же самый Рембрандт, та же самая картина ” Возвращение блудного сына”.Гении разрушают всё- форму, цвет, смыслы. Это сложные картины, до них нужно дорасти. Но и у Рембрандта были средние работы.Как писал тот же Бенуа-” И у Рембрандта было много смешного”. Вся беда в том, что искусствоведы, понимают такие вещи, но не озвучивают их для широкого зрителя. Зачем? Ведь широкий зритель вообще мало, что понимает в искусстве….Стоит ли в таком случае обращать их внимание на такие ” мелочи”?А безусловные шедевры знают все. Да и вообще, свергать авторитеты опасно перед лицом обывателя…..

    1. Оксана Копенкина

      Елена, я бы здесь ориентировалась на мнение большинства. Бенуа много кого критиковал. Но это лично его отношение, исходил из собственных вкусов и предпочтений. Когда я чего-то не понимаю в шедевре, смотрю на мнение большинства искусствоведов. Если они признают это шедевром, то ищу причину непонимания в себе. Значит я ещё что-то до конца не увидела…

Добавить комментарий