Пабло Пикассо. В чем уникальность его картин

Официально Пабло Пикассо считается гением и пророком XX века.

Но не все с этим согласны. Есть противоположное мнение — Пикассо умелый провокатор и манипулятор. И вот какие аргументы при этом приводят.

Пикассо же ничего нового не придумал! Мы видим африканские маски в его «Женщине в шляпе».

Пикассо. Женщина в шляпе

Пабло Пикассо. Женщина в шляпе (Ольга). 1936. Picassolive.ru.

А ещё влияние Энгра, классициста начала XIX века, в портрете Ольги Хохловой.

Пикассо. Портрет Ольги Хохловой

Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой. 1917. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.

То есть он брал уже придуманное другими, «перемешивал» ингредиенты и выдавал полученное «зелье» за своё. Наглец!

Еще Пикассо прыгал от одного стиля к другому со скоростью строптивой белки. Сегодня — он кубист. Завтра — классик. А послезавтра — о ужас, сюрреалист.

Он готов на все, лишь бы эпатировать публику и зарабатывать на этом. Манипулятор!

С такой же скоростью Пикассо менял и женщин.

Однажды он завёл мартышку, а надоевшую любовницу выставил вон. Ей не хватило места в квартире.

Его дети едва сводили концы с концами, а в то же время художник покупал очередной шикарный дом.

Он явно рисовал только ради наживы, а не по велению сердца. Циник!

Сильные аргументы, согласитесь. Но есть и контраргументы.

Пикассо никогда не скрывал, что берет за основу уже изобретённое до него и вылепливает из этого нечто самобытное. Этим «грешили» все художники.

Импрессионисты оглядывались на Ватто. Ватто на Рубенса. Рубенс на Тициана. Тициан на Рафаэля. Рафаэль на Леонардо…

Да, Пикассо, конечно, можно назвать художником-хамелеоном. Он не боялся экспериментировать. Посмотрите на  его работы. Их как будто создали разные художники.

Картины Пикассо

Картины Пабло Пикассо. Слева: Пьяная уставшая женщина. 1902. Pablo-Ruiz-Picasso.ru. Слева: Портрет Доры Маар. 1937. Picassolive.ru.

Но по поводу меркантильного расчета я бы поспорила: когда все распробовали кубизм и требовали от Пикассо лоскутных работ, он вдруг резко ударился в… классику.

Пикассо. Портрет Воллара

Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. arts-museum.ru.

Все чуть ли не в обморок попадали от такого поворота событий. Вместо того, чтобы грести деньги лопатой, он вернулся в XIX век! Какой же это расчёт?

Что же касается причуд Пикассо. Гениальность и характер не коррелируют. И тому есть много примеров.

Караваджо был драчуном и даже человека убил. Тем не менее он один из величайших художников.

Эдгар Дега был мизантропом. Рассорился со всеми с кем только можно. Но это не помешало ему остаться в веках.

Так что заведение мартышек и шикарных домов — цветочки по сравнению с другими гениями.

Что же касается выставленной из дома любовницы… Понятно, что мартышка — лишь повод наконец-то расстаться с женщиной, в которую уже больше не влюблён.

Но вот что интересно. Многие гении-пророки, которые умели заглядывать в будущее, редко получали признание своих современников.

Пикассо же достиг громкой славы при жизни. Его работы покупали именитые музеи, уже не говоря о частных коллекционерах.

Думаю, здесь стоит сказать «спасибо» XX веку. Публика привыкла к эпатажу. И любое новшество скорее приветствовалось, а не отвергалось.

Пикассо посчастливилось родиться в удачное время для реализации своего гигантского таланта.

Как понять картины Пикассо

А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.

Пикассо виртуозно издевался над формой.

Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.

Пикассо. Две сестры

Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.

Затем надувал женщин, как воздушные шарики.

А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.

Пикассо. Плачущая женщина

Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.

Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так!

Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Я попробую это объяснить на примере двух его работ.

1. Груша, 1914.

Пикассо. Разрезанная груша

Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.

Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.

Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.

2. Сон, 1932.

Пикассо. Сон

Пабло Пикассо. Сон. 1932. Частная коллекция. Ru.wikipedia.org.

Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.

Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.

Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.

Ссылка на бесплатный курс

Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.

Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.

Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.

Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.

Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.

Читайте также о шедеврах художника:

Любительница абсента

Девочка на шаре

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Добавить комментарий

  1. Пикассо скорее великий маркетолог своего времени, удачно уловивший настроение публики того времени

  2. Вы ошибаетесь, дорогой аноним. Пикассо не стал бы заниматься такими мелочами, как улавливать” настроение публики”.Слишком велик был Пикассо.

  3. Меня никто не убедит что Пикассо, Малевич художники, это прохиндеи которые убедили лохов в своей гегиальности, не без помощи критиков которые были в доле.

    • Андрей, мне вот любопытно — зачем Вы тогда читаете статьи об этих «прохиндеях»?

  4. Картина предназначена для зрительного восприятия. Если ей ещё требуется толкование или оправдание, то к ней следует прилагать пояснительную записку или инструкцию. Это означает, что художнику не вполне удалось выразить замысел изобразительными средствами. Так я оцениваю попытки трактовок художественных манер и стилей.

    • Альфред, на то он и шедевр, что его можно разгадывать вечно. Если все предельно ясно в образе, значит это плакат. Но в Ваших словах есть доля истины, сама боюсь переступать эту грань чрезмерных умозрительных описаний. Но мне лично это помогает выйти на новый уровень зрительного восприятия и как следствие особого удовольствия от созерцания произведения искусства. Чем больше смотришь и размышляешь, тем больше эмоций.

  5. Пикассо говорил: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребёнок».