Портрет Достоевского. В чем уникальность образа Василия Перова

Василий Перов. Портрет Достоевского.

Думая о Федоре Михайловиче Достоевском (1821-1881), мы в первую очередь вспоминаем его портрет кисти Василия Перова. Сохранилось немало фотопортретов писателя. Но мы помним именно этот живописный образ.

В чем секрет художника? Как создателю «Тройки» удалось написать такой уникальный портрет? Разберёмся.

Образы Перова

Герои Перова очень запоминающиеся и яркие. Художник даже прибегал к гротеску. Увеличивал голову, укрупнял черты лица. Так, чтобы сразу было понятно: духовный мир персонажа скуден.

Василий Перов. Дворник, отдающий квартиру барыне
Василий Перов. Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

А если уж его герои страдали, то в чрезвычайной степени. Так что не остаётся ни единого шанса не посочувствовать. 

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866.
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Художник, как истинный передвижник, любил правду. Если уж показывать пороки человека, то с беспощадной честностью. Если уж страдают где-то дети, то не стоит смягчать удар по доброму сердцу зрителя.

Поэтому не удивительно, что Третьяков выбрал именно Перова, заядлого правдолюба, для написания портрета Достоевского. Знал, что тот напишет правду и только правду. 

Перов и Третьяков

Павел Третьяков сам был такой. Очень любил правдивость в живописи. Говорил, что купит картину даже с обычной лужей. Лишь бы она была правдивой. В общем, не даром в его коллекции были лужи Саврасова, но не было идеализированных пейзажей академистов.

Портрет Достоевского. В чем уникальность образа Василия Перова
Алексей Саврасов. Просёлок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Конечно, меценат любил творчество Перова и часто покупал его картины. И в начале 70-х годов XIX века обратился к нему с просьбой написать несколько портретов великих людей России. В том числе и Достоевского. 

Федор Достоевский

Федор Михайлович был человеком ранимым и чувствительным. Уже в 24 года к нему пришла слава. Его первую повесть «Бедные люди» похвалил сам Белинский! Для писателей того времени это был невероятный успех.

Константин Трутовский. Портрет Достоевского в 26 лет
Константин Трутовский. Портрет Достоевского в 26 лет. 1847. Государственный литературный музей. Vatnikstan.ru.

Но с такой же лёгкостью критик отругал его следующую работу «Двойник». Из триумфатора – в неудачники. Для ранимого молодого человека это было почти непереносимо. Но он выстоял, продолжил писать.

Однако вскоре его ждала череда страшных событий.

Достоевский был арестован за участие в революционном кружке. Приговорён к казни, которая в последний момент была заменена на каторгу. Представляете, что он испытал! Попрощаться с жизнью, чтобы потом обрести надежду выжить.

Но каторгу никто не отменил. Проходил по Сибири в кандалах 4 года. Конечно, это травмировало психику. Долгие годы не мог избавиться от игромании. Случались у писателя и эпилептические припадки. А также его мучили частые бронхиты. Потом достались долги от умершего брата: скрывался несколько лет от кредиторов.

Жизнь начала налаживаться после женитьбы на Анне Сниткиной.

Анна Достоевская (в девичестве - Сниткина)
Анна Достоевская (в девичестве – Сниткина). Фотография Ш. Ришара. Женева. 1867. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве. Fedordostovsky.ru.

Она окружила писателя заботой. Взяла на себя ведение финансов в семье. И Достоевский спокойно работал над своим романом «Бесы». Именно в это время вот с таким жизненным багажом и застал его Василий Перов.

Работа над портретом

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872.
Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Художник сделал акцент на лице. Неровный цвет лица с серо-синими пятнами, припухшими веками и сильно выраженными скулами. Все невзгоды и болезни отразились на нем. 

На писателе мешковатый, потертый пиджак из дешевой ткани посредственного цвета. Он не способен скрыть впалую грудь и сутулые плечи человека, измученного болезнями. Еще он словно говорит нам о том, что весь мир Достоевского сосредоточен там, внутри. Внешние события и предметы его мало волнуют.

Руки Федора Михайловича тоже очень реалистичны. Вздутые вены, которые говорят нам о внутреннем напряжении. 

Конечно, Перов не стал льстить и приукрашивать внешность. Но он передал необычный взгляд писателя, смотрящего как бы внутрь себя. Его руки скрещены на коленях, что ещё больше подчеркивает эту замкнутость и сосредоточенность. 

Жена писателя потом говорила, что художнику удалось изобразить самую характерную позу Достоевского. Ведь она сама не раз заставала его именно в таком положении при работе над романом. Да, «Бесы» давались писателю нелегко.

Достоевский и Христос

Перову импонировало, что писатель стремится к правдивости в описании духовного мира человека. 

Причём более всего ему удавалось передать суть человека слабого духом. Тот впадает в чрезвычайное отчаяние, готов терпеть унижение или даже он способен от этого отчаяния пойти на преступление. Но в психологических портретах писателя нет осуждения, скорее принятие. 

Ведь для Достоевского главным кумиром всегда был Христос. Тот любил и принимал любого изгоя общества. И может быть, не даром Перов изобразил писателя столь похожим на Христа Крамского…

Достоевский и Христос
Справа: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

У меня нет сведений, случайное ли это совпадение. Крамской и Перов работали над своими картинами одновременно и показали их публике в одном году. В любом случае, такое совпадение образов очень красноречиво.

В заключение

Портрет Достоевского правдив. Так, как любил это Перов. Как желал того Третьяков. И с чем был согласен Достоевский.

Ни одно фото так не сможет передать внутренний мир человека. Достаточно взглянуть вот на этот фотопортрет писателя того же 1872 года.

Фотопортрет Ф.М. Достоевского (фотограф: В.Я.Лауфферт)
Фотопортрет Ф.М. Достоевского (фотограф: В.Я.Лауфферт). 1872. Государственный литературный музей. Dostoevskiyfm.ru.

Здесь мы тоже видим серьезный и вдумчивый взгляд писателя. Но в целом портрет нам мало, что говорит о человеке. Слишком стандартная поза, как будто между нами преграда. В то время, как Перову удалось познакомить нас лично с писателем. И беседа идет очень откровенная и… искренняя.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

 

Ссылки на репродукции:

В.Перов. Портрет Достоевского: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/portret-f-m-dostoevskogo-1821-1881

В.Перов. Дворник: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/dvornik-otdayushchiy-kvartiru-baryne

В.Перов. Тройка: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/troyka-ucheniki-masterovye-vezut-vodu

А.Саврасов. Проселок: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/proselok/

13 комментариев к “Портрет Достоевского. В чем уникальность образа Василия Перова”

  1. Екатерина

    “Портрет Ф. М. Достоевского” кисти Василия Перова не зря считается очень удачной работой. Ведь эта картина – не только лучший портрет писателя, но и лучший портрет в исполнении Перова. Ведь у художника и писателя были схожие мировоззрения и система ценностей, и это удачно отобразилось в их творческом тандеме.

  2. Оксана, отличная статья! Этот портрет мне известен давно и я всегда поражалась его реалистичности , вы правы, В.Перов показал именно духовный мир, переживания и все тяготы его непростой жизни. Спасибо, что еще раз этой статьей вызвали интерес к двум великим : Достоевскому и Перову.

    1. Оксана Копенкина

      Людмила, да, Перов не побоялся написать его вот таким осунувшимся, ушедшим в себя, в очень простой одежде. Писатель был столь велик уже даже для своих современников, что какие-либо внешние «украшательства» или писательские атрибуты на заднем фоне только бы помешали, вот такое складывается впечатление. Очень рада, что статья Вам понравилась!

  3. Большое спасибо, Оксана, за ваш труд! С удовольствием читаю ваши статьи. Люблю читать Достоевского. Но не постоянно, смакую и растягиваю прочтение его произведений. Мысли и рассуждения главных героев отражают внутренний мир писателя, в них чувствуется боль, иногда наивное заблуждение. Его творчество заставляет проживать и прочувтвовать ту прошлую жизнь вместе с ним. Всегда интересны биография и портреты писателя, они дополняют нам образ гения.

  4. Оксана, спасибо за статью. Показала дочерям портрет и
    фотографию, лучшее объяснение того,для чего нужна живопись, что она дает,
    зачем художникам писать портреты,если есть фотографии.
    Девочки очень впечатлились и согласились с тем ,что разница огромна и
    благодаря таланту художника мы можем постичь внутренний мир и даже прочитать
    прошлое писателя.

  5. Спасибо, очень интересная статья! Действительно, Перов прекрасно передал внутренний мир писателя. Хочу лишь сказать, что по моему мнению, на фотографии тоже можно прекрасно передать внутренний мир человека. Нужно только поймать нужный момент, когда человек переживает то или иное состояние. Ведь согласитесь, Достоевского можно было бы и сфотографировать, когда он вот так ушел в свои мысли. Просто фотограф тоже должен быть талантлив, чтобы понаблюдать за человеком и найти ту самую позу, выражение лица, когда можно прочитать его внутренний мир.

    1. Оксана Копенкина

      Злата, согласна с Вами – есть очень талантливые фотографы, которые тоже нужным кадром могут показать внутренний мир модели. Но в XIX веке такое было практически невозможно. Искусство фотографии только развивалось. И едва ли такое фото можно было сделать в ателье.

Добавить комментарий