Портрет Достоевского. В чем уникальность образа Василия Перова

Василий Перов. Портрет Достоевского.

Думая о Федоре Михайловиче Достоевском (1821-1881), мы в первую очередь вспоминаем его портрет кисти Василия Перова. Сохранилось немало фотопортретов писателя. Но мы помним именно этот живописный образ.

В чем секрет художника? Как создателю «Тройки» удалось написать такой уникальный портрет? Разберёмся.

Образы Перова

Герои Перова очень запоминающиеся и яркие. Художник даже прибегал к гротеску. Увеличивал голову, укрупнял черты лица. Так, чтобы сразу было понятно: духовный мир персонажа скуден.

Василий Перов. Дворник, отдающий квартиру барыне
Василий Перов. Дворник, отдающий квартиру барыне. 1878. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

А если уж его герои страдали, то в чрезвычайной степени. Так что не остаётся ни единого шанса не посочувствовать. 

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866.
Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Художник, как истинный передвижник, любил правду. Если уж показывать пороки человека, то с беспощадной честностью. Если уж страдают где-то дети, то не стоит смягчать удар по доброму сердцу зрителя.

Поэтому не удивительно, что Третьяков выбрал именно Перова, заядлого правдолюба, для написания портрета Достоевского. Знал, что тот напишет правду и только правду. 

Перов и Третьяков

Павел Третьяков сам был такой. Очень любил правдивость в живописи. Говорил, что купит картину даже с обычной лужей. Лишь бы она была правдивой. В общем, не даром в его коллекции были лужи Саврасова, но не было идеализированных пейзажей академистов.

Портрет Достоевского. В чем уникальность образа Василия Перова
Алексей Саврасов. Просёлок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Конечно, меценат любил творчество Перова и часто покупал его картины. И в начале 70-х годов XIX века обратился к нему с просьбой написать несколько портретов великих людей России. В том числе и Достоевского. 

Федор Достоевский

Федор Михайлович был человеком ранимым и чувствительным. Уже в 24 года к нему пришла слава. Его первую повесть «Бедные люди» похвалил сам Белинский! Для писателей того времени это был невероятный успех.

Константин Трутовский. Портрет Достоевского в 26 лет
Константин Трутовский. Портрет Достоевского в 26 лет. 1847. Государственный литературный музей. Vatnikstan.ru.

Но с такой же лёгкостью критик отругал его следующую работу «Двойник». Из триумфатора – в неудачники. Для ранимого молодого человека это было почти непереносимо. Но он выстоял, продолжил писать.

Однако вскоре его ждала череда страшных событий.

Достоевский был арестован за участие в революционном кружке. Приговорён к казни, которая в последний момент была заменена на каторгу. Представляете, что он испытал! Попрощаться с жизнью, чтобы потом обрести надежду выжить.

Но каторгу никто не отменил. Проходил по Сибири в кандалах 4 года. Конечно, это травмировало психику. Долгие годы не мог избавиться от игромании. Случались у писателя и эпилептические припадки. А также его мучили частые бронхиты. Потом достались долги от умершего брата: скрывался несколько лет от кредиторов.

Жизнь начала налаживаться после женитьбы на Анне Сниткиной.

Анна Достоевская (в девичестве - Сниткина)
Анна Достоевская (в девичестве – Сниткина). Фотография Ш. Ришара. Женева. 1867. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве. Fedordostovsky.ru.

Она окружила писателя заботой. Взяла на себя ведение финансов в семье. И Достоевский спокойно работал над своим романом «Бесы». Именно в это время вот с таким жизненным багажом и застал его Василий Перов.

Работа над портретом

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872.
Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru*.

Художник сделал акцент на лице. Неровный цвет лица с серо-синими пятнами, припухшими веками и сильно выраженными скулами. Все невзгоды и болезни отразились на нем. 

На писателе мешковатый, потертый пиджак из дешевой ткани посредственного цвета. Он не способен скрыть впалую грудь и сутулые плечи человека, измученного болезнями. Еще он словно говорит нам о том, что весь мир Достоевского сосредоточен там, внутри. Внешние события и предметы его мало волнуют.

Руки Федора Михайловича тоже очень реалистичны. Вздутые вены, которые говорят нам о внутреннем напряжении. 

Конечно, Перов не стал льстить и приукрашивать внешность. Но он передал необычный взгляд писателя, смотрящего как бы внутрь себя. Его руки скрещены на коленях, что ещё больше подчеркивает эту замкнутость и сосредоточенность. 

Жена писателя потом говорила, что художнику удалось изобразить самую характерную позу Достоевского. Ведь она сама не раз заставала его именно в таком положении при работе над романом. Да, «Бесы» давались писателю нелегко.

Достоевский и Христос

Перову импонировало, что писатель стремится к правдивости в описании духовного мира человека. 

Причём более всего ему удавалось передать суть человека слабого духом. Тот впадает в чрезвычайное отчаяние, готов терпеть унижение или даже он способен от этого отчаяния пойти на преступление. Но в психологических портретах писателя нет осуждения, скорее принятие. 

Ведь для Достоевского главным кумиром всегда был Христос. Тот любил и принимал любого изгоя общества. И может быть, не даром Перов изобразил писателя столь похожим на Христа Крамского…

Достоевский и Христос
Справа: Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

У меня нет сведений, случайное ли это совпадение. Крамской и Перов работали над своими картинами одновременно и показали их публике в одном году. В любом случае, такое совпадение образов очень красноречиво.

В заключение

Портрет Достоевского правдив. Так, как любил это Перов. Как желал того Третьяков. И с чем был согласен Достоевский.

Ни одно фото так не сможет передать внутренний мир человека. Достаточно взглянуть вот на этот фотопортрет писателя того же 1872 года.

Фотопортрет Ф.М. Достоевского (фотограф: В.Я.Лауфферт)
Фотопортрет Ф.М. Достоевского (фотограф: В.Я.Лауфферт). 1872. Государственный литературный музей. Dostoevskiyfm.ru.

Здесь мы тоже видим серьезный и вдумчивый взгляд писателя. Но в целом портрет нам мало, что говорит о человеке. Слишком стандартная поза, как будто между нами преграда. В то время, как Перову удалось познакомить нас лично с писателем. И беседа идет очень откровенная и… искренняя.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

 

Ссылки на репродукции:

В.Перов. Портрет Достоевского: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/portret-f-m-dostoevskogo-1821-1881

В.Перов. Дворник: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/dvornik-otdayushchiy-kvartiru-baryne

В.Перов. Тройка: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/troyka-ucheniki-masterovye-vezut-vodu

А.Саврасов. Проселок: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/proselok/

6 комментариев к “Портрет Достоевского. В чем уникальность образа Василия Перова”

  1. Екатерина

    “Портрет Ф. М. Достоевского” кисти Василия Перова не зря считается очень удачной работой. Ведь эта картина – не только лучший портрет писателя, но и лучший портрет в исполнении Перова. Ведь у художника и писателя были схожие мировоззрения и система ценностей, и это удачно отобразилось в их творческом тандеме.

  2. Оксана, отличная статья! Этот портрет мне известен давно и я всегда поражалась его реалистичности , вы правы, В.Перов показал именно духовный мир, переживания и все тяготы его непростой жизни. Спасибо, что еще раз этой статьей вызвали интерес к двум великим : Достоевскому и Перову.

    1. Оксана Копенкина

      Людмила, да, Перов не побоялся написать его вот таким осунувшимся, ушедшим в себя, в очень простой одежде. Писатель был столь велик уже даже для своих современников, что какие-либо внешние «украшательства» или писательские атрибуты на заднем фоне только бы помешали, вот такое складывается впечатление. Очень рада, что статья Вам понравилась!

  3. Большое спасибо, Оксана, за ваш труд! С удовольствием читаю ваши статьи. Люблю читать Достоевского. Но не постоянно, смакую и растягиваю прочтение его произведений. Мысли и рассуждения главных героев отражают внутренний мир писателя, в них чувствуется боль, иногда наивное заблуждение. Его творчество заставляет проживать и прочувтвовать ту прошлую жизнь вместе с ним. Всегда интересны биография и портреты писателя, они дополняют нам образ гения.

Добавить комментарий