«Новая Москва» Юрия Пименова. Почему это шедевр

Пименов. Новая Москва

«Новую Москву» несколько месяцев никак не могли показать публике. Место на выставке было выделено. Но вот только выставка все время откладывалась. Потому что ее организаторов одного за другим арестовывали и даже расстреливали…

Но в результате все же выставка состоялась. А посвящена она была индустриальным достижениям Советского Союза. И стала “Новая Москва” ее главным открытием! 

Как же так вышло, что работа, написанная в стиле импрессионизма, вдруг стала одной из лучших картин советской эпохи?

Пименов и немецкий экспрессионизм

До импрессионизма Пименов работал в другом стиле. Он был восхищён немецким экспрессионизмом. Поэтому в ранних работах мы видим искажение формы: упрощенные черты лица, неестественные повороты головы, слипание объектов. Так, мячик и руки девушек словно являются единым целым.

Юрий Пименов. Две девушки с мячом
Юрий Пименов. Две девушки с мячом. 1929. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Только герои Пименова – это не дамы легкого поведения с богачами, как у Кирхнера. А скромные молодые, сильные девушки и парни Советской Страны.

Пименов и Кирхнер
Справа: Эрнст Людвиг Кирхнер. Уличная сцена в Берлине. 1914. Новая галерея в Берлине. Wikiart.org.

Но в этом все равно усмотрели чуждое, западное, слишком авангардное. В общем, приговор: формализм. В 1932 году подобные работы были запрещены.

И тогда Пименов обратился к импрессионизму.

Пименов и французский импрессионизм

В 1930-х годах Юрий Пименов становится истинным импрессионистом. И дело не только в том, что он использует нужные приёмы и техники…

Но сначала — история из жизни одного из самых ярких импрессионистов Франции.

Однажды Ренуара чуть не расстреляли.

Во время Парижской Коммуны революционеры строили на улицах баррикады. И ловили шпионов правительства.

И вот однажды Ренуар работал на пленэре на набережной Сены. Восставшим показалось, что он шпион и рисует планы баррикад. Схватили и повели к стене расстреливать!

Но тут один из восставших его узнал, и его отпустили. И что Вы думаете? Отразилось ли это на работах Ренуара? Написал ли он реальные баррикады и расстрелянных людей?

Вот одна из его работ того времени.

Ренуар. Девушка, собирающая цветы
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, собирающая цветы. 1872. Кларк Арт Институт, Массачусетс, США. Regnum.ru.

Нет! Вы никогда не узнаете по работам импрессионистов, какие страшные вещи происходили на улицах Парижа. Даже если их самих ставили к стене на расстрел. На их полотнах все равно были цветы и дамы. Красота жизни. Невероятный свет, который меняет цвет в зависимости от времени суток.

Импрессионисты не рассказывают истории, не философствуют и не рассуждают о несправедливости. Они пишут мгновения жизни, игру света в волосах и листьях.

И таким же был наш импрессионист Пименов. Каждый день расстреливали тысячи людей. А сколько арестовывали! Но на его картинах мы видим самую лучшую сторону жизни. Тем более, что они с женой ждали первенца. Его жизнь и правда была наполнена светом и радостью.

Юрий Пименов. Новая Москва
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

И такой подход оказался подходящим под требования к живописи того времени. Чтобы показывали светлое настоящее, ведущее к светлому будущему. И поэтому закрыли глаза на импрессионизм, который власть не очень любила.

Конечно, в стиле соц. реализма картина бы выглядела немного по-другому. Как минимум, детали были бы более проработаны. Пименов же намеренно размывает силуэты зданий, а толпу прохожих лишь набрасывает яркими мазками. Как же в этом он похож на Клода Моне!

Моне и Пименов
Слева: Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки XIX-XX вв.), Москва. Wikimedia Commons.

И ещё один интересный момент. Мы ведь не видим лица главной героини! Мы не можем ей посмотреть в глаза. В этом тоже так много от импрессионизма! Ведь выхвачен момент из жизни. Как будто это Вы сидите на заднем сиденье автомобиля и смотрите вместе с героиней на дорогу.

Согласитесь, в этом есть та самая «случайность композиции» Эдгара Дега.

Дега Голубые танцовщицы
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва.

Немного искусствоведения

У картины очень удачная композиция. Голова девушка находится на линии золотого сечения. То есть немного правее центральной вертикали. А такое расположение очень комфортно для наших глаз. О важности золотого сечения в Живописи мы подробно говорим на курсе «Дневник Искусствоведа».

Пименов. Новая Москва

При этом дорога уходит не четко в центр, а в сторону влево. То есть получается небольшая диагональ. Это создаёт иллюзию движения.

Фигуры прохожих и силуэты домов размыты. Мы не видим линий. Словно мы и правда едем и все вокруг теряет четкость.

Серый цвет асфальта и бежевые оттенки домов НЕ кажутся унылыми. У прохожих довольно пёстрые одежды, на дальнем плане снуют красные и голубые автобусы. А на волосы девушки нанесены яркие мазки желтой и красной краски, имитирующие блики от солнца.

Пименов. Новая Москва (деталь)

Также сбоку к стеклу привязана гвоздичка. Все это делает картину достаточно яркой и радостной по настроению.

Исторический контекст

Каждый из нас наверняка удивился, впервые увидев эту картину. В 1937 году женщина за рулём? Это невероятно, конечно.

Что ж, такова была директива: девушкам давали зелёный свет и в пилотировании самолетов, и в строительстве, и в вождении легкового автомобиля.

Юрий Пименов. Золотые ворота (левая часть триптиха «Строительницы»).
Юрий Пименов. Золотые ворота (левая часть триптиха «Строительницы»). 1947. Национальный музей Республики Беларусь. Фото из личного архива.

Удивительно, что легковые автомобили только начали появляться в Москве в начале 30-х годов. А уже в 1937 году около тысячи женщин ездили за рулём!

Такой образ, конечно, пришёлся по вкусу всем. Ведь это об уникальности советского общества, в котором каждый и каждАЯ могут активно прокладывать дорогу в светлое будущее!

Понятно, что это оттягивало внимание от происходящего геноцида. Ведь на самом деле далеко не каждый мог участвовать в строительстве новой Москвы и новой страны. Не с теми взглядами, не с тем происхождением — и нет человека на следующий день. И не факт, что родные найдут его тело.

К слову, Пименов был одним из тех, кто подписал письмо с просьбой НЕ реабилитировать Сталина в 60-х годах…

Продолжение «Новой Москвы»

Образ нравился самому Пименову. Тем более, что позировала ему супруга Наталья. Он вообще любил ее писать.

Юрий Пименов. Портрет Н.К. Пименовой. 1943.
Юрий Пименов. Портрет Н.К. Пименовой. 1943. Собрание Т.Г. Пименовой, Москва. Фото из личного архива.

Что уж там, она была единственной его моделью. И со слов художника, именно ее мы должны благодарить за такие образы: «…она была моделью, особенно мне необходимой тогда, когда я старался отойти от старых схем своей юности и выразить то живое и светлое, что мне открывалось вокруг…»

Образ девушки за рулём потом художник повторял ещё не раз. Даже как будто показал нам ее судьбу. Ведь спустя семь лет он написал ее же, но не на фоне светлых улиц Москвы. А на войне, среди руин Ленинграда.

Юрий Пименов. На фронтовой дороге
Юрий Пименов. На фронтовой дороге. 1944. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Здесь она уже не одна в машине. Рядом сидит мужчина, который явно доверяет ей: настолько она уверенно чувствует себя за рулём.

И после войны художник возвращался к образу активной и сильной женщины, которой не страшно сидеть в кузове грузовика и ехать на стройку нового дома.

Юрий Пименов. В Москву. Дорога на новостройку (центральная часть триптиха «Строительницы»)
Юрий Пименов. В Москву. Дорога на новостройку (центральная часть триптиха «Строительницы»). 1947. Национальный музей Республики Беларусь. Фото из личного архива.

Картина «Новая Москва» для Пименова не просто про Новую Страну. Хотя именно такое прочтение устраивало руководство этой самой страны.

Это про Новую Женщину. Красивую и уверенную в себе. Которая и в самолёт, и в самосвал не побоится сесть. Но которая сама этого хочет, сама рвётся в бой. С улыбкой. С аккуратной прической. С задором в сердце.

Юрий Пименов. Вечером в кино пойдём?
Юрий Пименов. Вечером в кино пойдём? 1954. Бумага, чёрная акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из альбома «История одного шедевра», 2017.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

1 комментарий к “«Новая Москва» Юрия Пименова. Почему это шедевр”

  1. Екатерина

    Несмотря ни на какие трудности и горести, в жизни всегда есть место для прекрасного, светлого. И картина Юрия Пименова “Новая Москва” – яркий пример, подтверждающий это. В этой картине – яркое отражение перемен в социалистическом Союзе, гордость художника за свою Родину. Цветовая палитра полотна вселяет оптимизм и веру в светлое, лучшее будущее.

Добавить комментарий