Пир Ирода. Главные детали фрески Филиппо Липпи

Филиппо Липпи. Пир Ирода
Фреска Филиппо Липпи «Пир Ирода» (1466) находится в кафедральном соборе Прато. Она повествует о гибели святого Иоанна Крестителя. Он был заключен в темницу царя Ирода. И у того однажды случился пир. Он начал уговаривать свою падчерицу Саломею станцевать для него и своих гостей. Обещал ей все, что она пожелает.
Иродиада, мать Саломеи, подговорила девушку требовать в награду голову Иоанна. Что та и сделала. Она станцевала, в то время как святого казнили. Затем выдали ей его голову на блюде. Именно это блюдо она и преподнесла своей матери и царю Ироду.
Мы видим, что пространство картины похоже на “комикс”: в него вписано сразу три важные “точки” евангельского сюжета. В центре: Саломея исполняет танец семи покрывал. Слева – получает голову Иоанна Крестителя. Справа – преподносит ее Ироду.
Кстати, самого Ирода сразу и не разглядишь. Если Саломея узнаваема даже по костюму, а Иродиада привлекает внимание выразительным жестом указывающей руки, то насчет Ирода есть сомнения.
Неужели этот невзрачный мужчина справа от нее в серо-голубых одеждах, который манерно отворачивается от страшного “дара” Саломеи, и есть царь Иудеи?
Так Филиппо Липпи намеренно подчеркивает незначительность этого “царька”, который подчинялся приказам Рима и опрометчиво пообещал соблазнительной падчерице все, что она пожелает.
Филиппо Липпи. Пир Ирода (деталь)
Фреска выстроена по всем законам линейной перспективы. Это намеренно подчеркнуто рисунком пола. Но Саломея, которая является здесь главной героиней, находится НЕ в центре! Там сидят гости пира.
Мастер смещает девушку влево. Тем самым, создавая иллюзию движения. Мы ожидаем, что девушка уже скоро окажется в центре.
Но чтобы привлечь к ней внимание, Липпи выделяет ее цветом. Фигура Саломеи является самым светлым и ярким пятном на фреске. Так мы и заодно понимаем, что “читать” фреску нужно начинать именно с центральной части.
Филиппо Липпи. Пир Ирода (Саломея)
Интересное решение художника – сделать фигуры музыкантов полупрозрачными. Так он добивается того, что мы сосредоточены на главном, не отвлекаясь на детали. Но в то же время за счет их силуэтов мы можем представить лиричную музыку, которая звучала в тех стенах.
И еще один момент. Мастер использует всего три основных цвета (серый, охристый и темно-синий), добиваясь почти монохромного эффекта и единого цветового ритма.
Однако Липпи создает иллюзию за счет цвета, что света больше именно в центре. И это тот момент времени, когда все еще можно исправить. Юная, ангельски прекрасная Саломея почти парит, ее сверкающие одежды развеваются. И только ярко-красные туфли удерживают эту фигуру на земле.
Но вот она уже прикоснулась к тайне смерти, и ее одежды, руки, лицо потемнели.  Что мы и видим в сцене слева. Саломея – покорная дочь. Наклон головы тому свидетельство. Она сама – жертва. Недаром потом она придет к раскаянию.
Филиппо Липпи. Пир Ирода (Иродиада)
А сейчас ее ужасный дар поразил всех. И если музыканты на левой стороне фрески еще играют в духовые, сопровождая танец. То группа справа уже полностью отражает эмоции присутствующих на происходящее. Девушке в углу стало дурно. И молодой человек подхватывает ее, готовый увести с этого страшного пира.
Позы и жесты гостей выражают отвращение и ужас. Руки поднялись в отторгающем жесте: “Я в этом не участвую!” И только Иродиада удовлетворенно-спокойна. Она довольна. И указывает, кому передать блюдо с головой. На своего мужа Ирода.
Несмотря на шокирующий сюжет, Филиппо Липпи остается эстетом. И даже Иродиада прекрасна.
Легкими контурами художник очерчивает высоту лбов, стройность ног, мягкость плеч и изящество рук. Это тоже придает фреске музыкальность и танцевальные ритмы. А сцена справа – как пауза, резкая цезура. Момент внезапной тишины.
Да, Липпи творит как музыкант. Его работа абсолютно гармонична с музыкальной точки зрения. Уравновешенность звучания и тишины (ведь ни у одного героя не открыт рот).
Филиппо Липпи. Пир Ирода
Филиппо Липпи. Пир Ирода. 1452-1466. Кафедральный собор Прато. Gallerix.ru.
Для меня эта работа Филиппо Липпи так и осталась до конца не разгаданной. Кто же этот властный мужчина слева?
Скорее всего, это стражник. Но согласитесь: слишком величественная фигура для обычного слуги.
Может это Иоанн Креститель в славе?
А если Ирод, то почему он так велик? Ведь не из-за статуса и уж тем более не из желания соблюсти законы перспективы ему приданы такие величественные черты.
А может художник ищет ему оправдания? Или его молчаливой суровостью обвиняет всех, кто поддался искушениям и не смог устоять. В общем, есть о чем подумать…