Питер Брейгель Младший (1564-1637/1638), или Брейгель Адский, повлиял на развитие нидерландской живописи особым образом.
Да, в истории искусства в первую очередь остаются новаторы. То есть те, кто изобретает новые техники и приемы. Те, кто работает так, как никто до них не работал. И такие новаторы работали в то же время, что и Брейгель Младший. Это и Рембрандт, и Караваджо, и Веласкес.
Таким Брейгель Младший не был. Поэтому был забыт на несколько веков. Но в начале XX века вдруг пришло осознание того, что ценность этого художника совсем в другом…
В статье я попытаюсь найти ответ, кем же Питер Брейгель Младший являлся. Просто копиистом или все же великим мастером?
Необычное становление художника

Питеру Брейгелю Младшему было 5 лет, когда умер его отец. Поэтому учился он НЕ у великого мастера. А у своей бабки, тещи Питера Брейгеля Старшего, Марии Верхюлст Бессемерс. Да, она тоже была художником, что вообще невероятно. Вот так Питеру повезло.
На фрагменте копии отцовской работы «Проповедь святого Иоанна» изображен Питер Брейгель старший (бородатый мужчина у края), его мать (женщина в красном платье со скрещёнными на груди руками) и бабка (женщина в сером).
Он состарил их, как если бы они были живы на момент написания копии. Ведь на отцовском оригинале они ещё молоды… Очень трогательно получилось.

Но Мария Бессемерс не только учила мальчика живописи, но и передала ему кое-что очень ценное. Кальки-шаблоны отца! Прикрепляя их к доске, можно было скопировать композиционное решение и все формы объектов и предметов. Это было золотой жилой! И вот почему.
Питер Брейгель Старший умер довольно молодым, ему ещё и 45 лет не было. При этом уже при жизни он прославился. На него посыпались заказы. Поэтому он начал делать кальки, чтобы потом в мастерской он и его помощники могли бы копировать наиболее востребованные произведения. Но он умер. А спрос на его работы остался.
В его стиле пытались работать другие мастера. Тот же Клеве. Но у него не было шаблонов. Он мог лишь пару раз увидеть оригинал (в доме хозяина картины) и потом по мотивам написать нечто похожее.
Например, так он создал «Возвращение стада».

Есть что-то общее, согласитесь. Но это не точная копия. Клеве упускает величественность природы Брейгеля. Да и фигуры пастухов у него выполнены грубее.
Обратите внимание, что рука у него написана немного выше, чем нужно. Как будто из уха растёт. Брейгель в этом плане создавал более качественные произведения с точки зрения реализма.
Но вот сын мастера Питер Брейгель Младший подрастает и становится мастером. Его принимают в гильдию святого Луки. Это происходит в тот же год, когда умирает Клеве.
Мало того, что парню достаются кальки, да ещё и главный подражатель отца умирает. А спрос ещё есть. Он воспользовался шансом и начал копировать работы отца.
В чем различие работ отца и сына
Но тут самое интересное. Сравнив работы сына и отца, мы замечаем, что они все-таки различаются.

И главное различие – в цвете. Почему-то цветовое решение сына не всегда совпадает с отцовским. Я думаю, что Вы уже догадываетесь почему.
Все дело в кальках. Они-то были у сына, а вот оригинал он не всегда имел возможность увидеть своими глазами. И даже если такая возможность была, сложно запомнить все детали за один раз. Картина могла быть приобретена коллекционерами из другого города. И увидеть оригинал удалось лишь однажды. И то не всегда.
Ещё обратите внимание, что сын несколько упрощает рисунок, в результате изображение получается более гротескным и близким к лубочному.
Вот на этих фрагментах видно, насколько отец более реалистичен, а сын более схематичен.
Что ж, приходилось работать быстрее. Создание копий требовало привлечения помощников, которые обладали меньшим мастерством. Да и в целом такая почти конвейерная работа не предполагала проработки всех деталей.
К тому же эти картины продавались не аристократии, а людям более низких сословий. И Питер Брейгель Младший стремился соответствовать их вкусам. А им по душе был именно вот такой простой стиль. Фигуры и лица более упрощенные, что опять же хорошо видно в сравнении.
Но все же Питер Брейгель Младший был на самом деле очень хорошим мастером, что доказывает вот эта работа.

Она написана также по кальке отца, но выполнена очень качественно. Реалистичное лицо пастуха, соразмерно переданные эмоции несчастного. А также очень подходящий к трагичной сцене пейзаж с редкими деревцами и выжженной солнцем землёй.
Работа столь хороша по исполнению, что долгое время приписывалась отцу. Но все же анализ возраста доски доказал, что она была создана позднее сыном мастера с использованием кальки-шаблона.
Зачем ещё сын менял картины отца
Есть работы, которые, как говорится, сделаны под копирку. Несмотря на их огромное количество. Так, знаменитую брейгелевскую «Ловушку для птиц» Питер Брейгель и его мастерская копировали более сотни раз.

Для понимания масштабов: в России хранится не менее 3 таких копий. В частной коллекции Валерии и Владимира Мауергауз, в Пушкинском музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скорее всего, такие копии есть и в других частных коллекциях.
Я их даже не буду показывать все, так как они очень похожи. И в сравнении нет смысла. Это тот случай, когда заказчик требовал «точно такую же» и Питер не отступал от шаблона почти ни на шаг.
Выше мы разобрали, почему у оригиналов и реплик не совпадали цвета.
Но порой Брейгель Младший изменял и композицию отца. И делал он это намеренно. Посмотрите на две их картины.

У отца Христос с крестом теряется в толпе. И если вы не видели ранее этой картины, то у вас уйдёт какое-то время, чтобы найти главного героя. Сын же делает фигуру Христа крупнее и помещает ее на передний план. Вы почти сразу можете его увидеть.
Почему же сын так изменил композицию, не воспользовавшись готовой калькой? Дело опять же во вкусах заказчиков.
Питер Брейгель Старший закладывал определенную философию, изображая так мелко главного героя. Ведь это для нас распятие Христа — ключевое и самое трагичное событие Библии. Мы понимаем, как много он сделал для спасения людей.
А вот современники Христа едва ли это понимали, не считая немногочисленной группы приближенных к Сыну Божьему. Людям не было дело до того, кого там ведут на Голгофу. Разве что с точки зрения зрелища. Это событие терялось в ворохе их ежедневных забот и дум.
Но Питер Брейгель Младший не стал так усложнять сюжет. Заказчикам нужен был просто «Путь на Голгофу». Без многослойности смыслов.
Он упростил и отцовскую задумку «Семи дел милосердия».
Картина создана по фразе из Евангелия от Матфея. Она гласит, что его накормили, напоили, одели, к больному ходили, в заключении посещали, как путника принимали. В Средневековье к его словам добавили еще одно дело милосердия – захоронение по христианским законам.
На гравюре Питера Брейгеля Старшего мы видим не только все семь благих дел, но и аллегорию милосердия – девушку по центру с птицей на голове.

А сын не стал ее изображать и превратил сцену почти в просто жанровую. Хотя мы по-прежнему на ней видим все дела милосердия.

НЕ отцовское наследие
Важно отметить, что Питер Брейгель Адский создавал реплики не только отца. И вот тут как раз я объясню, почему его прозвали Адским.
Ведь он пробовал работать и в стиле Босха, создавая фантастических существ. Поэтому его прозвали Адским, как раз из-за этих ранних работ.

Но потом спрос на босховские фантазии угас: людям хотелось больше жанровых сцен. И художник переключился именно на них. Но прозвище так прижилось, что аж до наших времён дошло.
А жанровые сцены любили ещё и французы. Причём с более выраженным сатирическим началом. Именно с французской работы художник сделал реплику «Деревенский адвокат».

Видите, даже настенный календарь остался на французском языке. И здесь это сатира, высмеивание работы налоговых юристов…
Это была очень популярная жанровая сцена, поэтому художник и его мастерская сделали немало реплик.
Нидерландские пословицы
Куда же без нидерландских пословиц! Вы же наверняка знаете невероятную картину Питера Брейгеля Старшего на эту тему. О ней я писала вот в этой статье.

В начале XVII века тема не потеряла актуальности. Однако уже было в тренде вешать на стены декоративные тарелки, на которых визуально рассказана та или иная пословица.

Слева Брейгель показывает, что «кулаками после драки не машут» и что смысла закапывать колодец уже нет, раз в нем уже погиб телёнок.
А вот справа показана двойственная натура некоторых людей, когда в лицо они говорят одно, а думают совсем другое. Словно несут одновременно и воду, и огонь.
Питер Брейгель Младший в России
В середине XVII века интерес к Брейгелям начал угасать. И возобновился он только в начале XX века! Но цены на их работы в связи с этим взлетели. В коллекцию Эрмитажа и Пушкинского музея так и не было приобретено ни одного Питера Брейгеля Старшего. Но попало несколько работ его старшего сына.
Три работы хранятся в Пушкинском музее. В том числе «Весна. Работа в саду».

В Эрмитаже – 9 работ. Одна из самых интересных – «Ярмарка с театральным представлением» – была приобретена у коллекционера лишь в 1939 году, как раз на волне возродившегося интереса к этому художнику.

В общем-то не так много работ, согласитесь.
Но этот пробел восполняют частные коллекционеры. Целых 19 работ Питера Брейгеля Младшего принадлежит Валерии и Константину Мауергауз. На основе их коллекции, которую увидела на выставке в музее «Новый Иерусалим» (город Истра Московской области), я и создала эту статью.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Заключение
Питер Брейгель Младший никогда не скрывал, что он копирует работы отца. И всегда подписывал их своим именем. То есть с рынком он был предельно честен. Он не пытался выгоднее продать картину, выдав ее за работу отца. Это был его путь, но он на самом деле укрепил фундамент, заложенный отцом.
А ещё благодаря Брейгелю Младшему мы знаем о тех работах великого мастера, которые были утеряны. И только через копии сына мы можем получить более полное представление о творчестве отца.
PS. Важно упомянуть, что у Питера Брейгеля Старшего был ещё один сын, по имени Ян. Ему был всего лишь год, когда умер отец. И так же, как и его старший брат Питер, он никогда не учился у отца. Ян Брейгель Старший (Бархатный или Цветочный) тоже стал художником, но пошёл другим путём.
В другой небольшой статье я как раз рассказываю о нем. После ее прочтения Вы уже не будете путать братьев. И ещё лучше разберётесь в знаменитом семействе художников Брейгелей.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Ссылки на репродукции:
Антонис ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля Младшего:
https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/02.+drawings/242152
Питер Брейгель Младший. Ярмарка с театральным представлением:
https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/38928
не знаю кто из них написал сенокос, но изображена литовка, которую стали выпускать во второй половине 19 века. отсюда следует, что оба – подделка 19 – начала ХХ века.
Так, интересно. А можете подробнее? Что за “литовка”? Можете выслать ссылку на эту “литовку”?
Оксана, большое спасибо за интересную лекцию. Я очень хорошо знаю Питера Брейгель Старшего. В 2018 году в Вене была большая его выставка. Впервые в одном зале рядом висели две картины, которые до того никогда не были рядом. “Вавилонская башня”. Одна из Вены одна из Роттердама. Особенно сильное впечатление на меня произвели картины Времена года. Из 6 сохранилось 5 , одна в Нью Йорке, одна в Праге и три в Вене. Младшего как-то не очень хорошо знаю. Поэтому мне было интересно о нем почитать.
Рая, спасибо, что поделились! Тоже была на этой выставке! Меня ещё поразило, что картина с двумя обезьянками на цепи висела одна в отдельном зале с приглушённым светом.
Оксана, большое спасибо! Как Вы прекрасно все преподносите! В субботу как раз идем в Меньшиковский дворец на выставку Брейгелей из коллекции Валерии и Константину Мауергауз
Наталья, замечательно!
Ну, этого и следовало ожидать. Вы просто подтвердили то, было озвучено мной раньше. Все с Вашим диагнозом понятно… Разговор окончен.
А Вы, “уважаемый” Аноним, чем занимаетесь, кроме того, что поливаете грязью все и всех вокруг? Вот то-то и оно! Если бы были заняты делом – не разбрызгивались бы вокруг своим ядом. Если не нравится сайт – так не заходите и не читайте, Ваше право. Но оскорблять чужой труд и унижать – удел слабого и жалкого ничтожества, каким Вы себя и показали!
Нет. Ни одной!
допустила одну ошибку в тесте:) Вот! Тестом бы и занимались, Оксана Копенкина!
А Вы видимо ни одной не допустили:). Не идеальной быть мне не стыдно, если что
Оксана, спасибо большое за интересную статью! У меня дома есть календарь с картинами Брейгеля-старшего и мы с детьми очень любим их рассматривать (хотя иногда они довольно страшненькие для детей, но они смотрят на это по-другому). Прочитав статью, решила, что теперь смогу наверняка разобраться, где отец, а где сын и захотела заново пройти тест https://arzamas.academy/mag/842-breugel. Увы, оказалось, что я еще не профессионал и различить их все-таки не очень просто.
Юлия, пожалуйста! Да, все-таки Питер Брейгель Младший был хорошим художником, поэтому отличить не всегда просто. Сама допустила одну ошибку в тесте:). Но если ориентироваться на мои подсказки, то уже часть картин точно можно узнать.
Династия Брейгелей – одна из самых плодовитых в мире искусства. Представители нескольких поколений этого семейства дарили миру настоящие шедевры. Питер Брейгель-младший стал не менее знаменитым, чем его отец, работы которого служили достойным примером для молодого художника. Однако впоследствии Питер Брейгель-младший создал свой собственный уникальный стиль и легко узнаваемую манеру написания картин. Несмотря на существующие тогда нормы и правила в искусстве, не все работы Брейгеля-младшего созданы в назидание. Прежде всего в его картинах – любовь к простым жителям своей страны, истории из их повседневной жизни.
Екатерина, прекрасный комментарий! Спасибо!
Оксана, очень признательна Вам за информацию-расшифровку картин художников, творивших в разные времена. Брейгелей Вы подали совершенно в новом свете: все что они изобразили несколько веков назад – актуально и сегодня.
Питер Брейгель Старший реалистично изобразил не только быт своего времени, но и раскрыл в своих картинах философскую сущность человека – а Младшие продолжили и утвердили его идею (Семь дел милосердия., Пупь на Голгофу и др.).
Татьяна, полностью согласна! Художник-философ
Оксаночка, безмерно благодарна за новую информацию. Не могу себе позволить купить ваш курс, но спасибо. что не забываете отправить новую подборку. Большое пенсионерское спасибо.
Людмила, пожалуйста!
Безмерное спасибоза то , что « пробуждаете чувства добрые и желание познавать мир живописи!
О спасибо за приятные слова!
….да, Оксана , Вы очень тонкий знаток искусства и профессионал своего дела !!!! Так подавать и преподносить сложный язык искусства живописи и рисунка могут единицы. Мне и моим внучкам одинаково понятно то, о чем Вы говорите, и всегда интересно читать и смотреть и изучать и повторять!!! И с нетерпением ждать следующего урока!
Благодарны Вам и рады, что имеем возможность с Вами общаться.
Спасибо за такие приятные слова! Мне невероятно лестно! Тем более, когда мои тексты нравятся детям!
Оксана, второй год восхищаюсь вашим талантом в подаче информации. Ее так легко усваивать и не забывать! Браво! Всегда чувствую, что обогащаюсь не только знаниями, но и чем-то большим, когда вас читаю. Благодарю от сердца за все, что вы делаете. Это будет всегда востребовано и актуально
Татьяна, спасибо огромное!!!