«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр

Рембрандт возвращение блудного сына

«Возвращение блудного сына» (1669). Старый отец вновь обрёл покой. Его младший сын вернулся. Он не колеблясь прощает ему растраченное наследство. Никаких упреков. Только милосердие. Всепрощающая отцовская любовь.

А что же сын? Он дошёл до крайней степени отчаяния. Нищий и оборванный, он забыл о гордости. Он упал на колени. Почувствовав невероятное облегчение. Потому что его приняли.

“Блудного сына” Рембрандт написал за несколько месяцев до смерти. Это кульминация его творчества. Его главный шедевр. Перед которым каждый день в Эрмитаже собирается толпа. Что же так притягивает людей?

Особая трактовка притчи

Перед нами сюжет из библейской притчи. У отца было два сына. Младший потребовал часть своего наследства. Получив лёгкие деньги, он поехал смотреть мир и наслаждаться жизнью. Пирушки, карточные игры, море выпивки. Но деньги быстро растаяли. Жить стало не на что.

Дальше – голод, холод, унижения. Нанялся свинопасом. Чтобы есть еду свиней. Но эта жизнь оказалась настолько впроголодь, что сын понял. Единственный выход – вернуться к отцу. И попросится к нему в работники. Ведь они более сыты, чем он, его родной сын.

И вот он у отчего дома. Встречается со своим отцом. Именно этот момент притчи многие художники выбирали для своих картин. Но работа Рембрандта совершенно не похожа на работы его современников.

Взгляните на картину Яна Стена.

Ян Стен Возвращение блудного сына
Ян Стен. Возвращение блудного сына. 1668-1670 гг. Частная коллекция. wikiart.org

В отличие от Рембрандта, Ян Стен был очень популярен. Потому что полностью соответствовал тогдашним вкусам заказчиков. Которые хотели видеть веселье. Свою добротную и сытую жизнь.

Отсюда и корзина с фруктами на голове у женщины. И телёнок, которого обрадованный отец приказал заколоть по случаю возвращения сына. И даже в рог трубят. Дабы возвестить соседей о радостном событии в семье.

А теперь сравните эту житейскую сценку с картиной Рембрандта. Который не стал добавлять второстепенных деталей. Мы даже лица сына не видим. Рембрандт делает все, чтобы мы сосредоточились на главном. На чувствах главных героев.

В других странах господствовали похожие вкусы. Художники добавляли эффектные детали. Так, испанский художник Мурильо даже написал одежду на подносе. Которую отец приказал выдать вернувшемуся сыну.

Еще мы видим все того же бедного телёнка. Которого хотят приготовить в честь радостного события.

Мурильо Возвращение блудного сына
Мурильо. Возвращение блудного сына. 1667-1670 гг. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Вы себе можете представить этого телёнка у Рембрандта?

Конечно, нет. Картина Рембрандта совсем о другом. Не о внешних атрибутах великодушия. А о внутренних чувствах отца.

Передать же это гораздо сложнее. Но Рембрандту это так хорошо удаётся, что все внешние атрибуты кажутся нелепыми. Вот в этом его гениальность.

Техника Рембрандта

Рембрандт полностью сосредоточен на передаче внутреннего мира своих героев. Это отражается на его технике. Мы не видим стандартной цветовой гаммы. Мы видим сплав красных, коричневых и золотистых оттенков.

Мазки краски наложены порывисто, как будто небрежно. Художник не скрывает их. Никакой прилизанности.

Рембрандт Блудный сын
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент. 1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Необычна и светотень на картине. Главные герои освещены неярким источником света. Самое яркое пятно – лоб отца. Вокруг полумрак. Который переходит почти в кромешную темноту на заднем плане. Такие переходы от света к тени добавляют эмоциональности.

Долой внешнюю красоту

Рембрандта не волновала внешняя красота человека. Его Блудный сын истерзан жизнью по-настоящему. Его вид неприятен. Дыра на спине. Стертые ноги. Голый череп.

Рембрандт Блудный сын фрагмент
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент. 1669 г. Государственный Эрмитаж

А теперь посмотрите на Блудного сына Николая Лосева.

Да, его одежда изношена. Даже чересчур. Это уже скорее театральный атрибут. Фальш, конечно. Ведь под этим дырявым тряпьем мускулистое, красивое тело. Хорошо стрижен к тому же. Отец в белых одеждах и вовсе похож на сказочного пророка. Очень красиво. Даже пёс прекрасен.

Лосев Возвращение блудного сына
Николай Лосев. Возвращение блудного сына. 1882 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Wikipedia.org

А теперь сравните эту картину с работой Рембрандта. И поймёте, у кого вышло правдивей. Эмоциональней.

Ссылка на бесплатный курс

Личная трагедия Рембрандта

Рембрандт создал “Блудного сына” сразу после постигшей его трагедии. Умер его сын Титус. Ему едва исполнилось 26 лет.

Он был рождён от его первой жены. Любимой Саскии. Которая скончалась, когда мальчику было 10 месяцев. Ребёнок был очень желанным. До него пара потеряла трёх детей ещё в младенчестве.

Титус был очень любящим сыном. Он верил в гений отца. И делал все, чтобы отец продолжал творить.

Рембрандт титус
Рембрандт. Титус в образе монаха. 1660 г. Музей Рейксмюсеум, Амстердам. Wikipedia.org

После того, как кредиторы отобрали у Рембрандта дом и его богатую коллекцию, пришлось переселиться на окраину города.

Едва подросший Титус организовал предприятие по продаже картин. Картины отца продавались плохо. Сын торговал картинами других художников. Чтобы отец спокойно работал в своей мастерской.

И вот Титус умер от чахотки.

Только работа могла спасти Рембрандта от полного безумия. Отогнать мысли о самоубийстве.

Он решил написать Блудного сына. Как оплот своей мечты. Однажды вновь обнять своего сына. Немощный, старый, больной. Каким был на тот момент сам Рембрандт. Способный лишь на лёгкое прикосновение. Но лишь бы обнять.

Глубина отцовской любви передана через кисть и краски. Мы сопереживаем Рембрандту. Хотя об этом и не догадываемся. Но эти бессознательные чувства притягивают наши взгляды к картине ещё сильнее…

“Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать” Ван Гог (о Рембрандте).

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

46 комментариев к “«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Почему это шедевр”

  1. Аноним

    Оксана,большое спасибо за Вашу статью.Вы открыли мне гениальную картину,я настолько по новому ее увидела.Спасибо.Выш дневник живописи чудесен.Читаю с удовольствием.

    1. Оксана Копенкина

      Елена, спасибо! Очень польщена тем, что помогла сделать Вам новые открытия.

    1. Оксана Копенкина

      Не за что! Очень приятно, когда читатели делают для себя маленькие открытия).

  2. Аноним

    ИЗУМИТЕЛЬНАЯ РАБОТА РЕМБРАНТА ПОРАЗИЛА И ПОТРЯСЛА МЕНЯ! СПАСИБО ВАМ!

  3. Аноним

    Спасибо! Такое живое описание картины тронуло до глубины души… Пишите еще и еще,пожалуйста )))

      1. Марианна

        Не знала ,что у Рембранта была «Лукреция». Оксана,спасибо как всегда за прекрасное открытие! Недавно была на выставке посвященной 350-летию Рембранта в Амстердаме- жаль, что ее не было. А для меня « Возвращение ….» это больше про Высшее прощение. У Бунина есть строки: « срок настанет – господь сына блудного спросит…». Умеем ли мы прощать или только просим простить себя? Умеем ли мы так просить прощение чтобы нас простили?… мне кажется , что этими вопросами озадачены персонажи картины.

        1. Оксана Копенкина

          Марианна, да, для меня картины Рембрандта – тоже возможность подумать. Спасибо за такие прекрасные размышления!

  4. Аноним

    Когда бываю в Эрмитаже,то первым делом иду к этой великой картине.И всегда плачу перед ней,вспоминаю своих умерших родителей…И как то на душе становится легче и светлее!

  5. Ксения

    Очень трогательная история у картины! И полезное сравнение с этим же сюжетом у других художников! Спасибо за интересную статью

  6. Александр

    Какая же Вы молодец,дорогая Оксана! Наслаждаюсь Вашими текстами. Какая ясность и какая глубина!

  7. Екатерина

    Если честно, я поначалу относилась к творчеству Рембрандта “с прохладцей”. Понимала, конечно, что он талантливый художник. Но поклонницей его творчества я стала не сразу. Меня просто угнетала мрачность и темнота его полотен. Я думаю, что Рембрандт предпочитал тьму свету. Потому и полотна его, даже если и события происходят днем, написаны в такой мрачной гамме. Но сейчас, спустя прошедшее время, я на многое, в т. ч. и на работы известных художников, смотрю другими глазами. Просто теперь понимаю, что ценность картины не только в чисто визуальной красоте. Ценность состоит еще и в глубоком смысле, в реалистичности передачи пережитых событий. Я вообще все картины, вне зависимости от стиля, классифицирую на две категории – для эстетического любования и картины, которые нужно “читать”. В первом случае взгляд на картину не требует особых усилий. Достаточно просто любоваться красивым живописным пейзажем или натюрмортом. Второй же случай требует более скрупулезного внимания. Как в случае с данной картиной Рембрандта – “Возвращение блудного сына”. Премного благодарна Вам за ваши статьи, побуждающие к размышлениям и дискуссии! Люблю порассуждать на тему живописи. Конечно, в пределах своих знаний и понимания)))

  8. Екатерина

    Оксана, спасибо вам, я заплакала, когда прочитала вашу статью до конца, меня потрясла история этой картины, я не подозревала, сколько личного в ней заложено. Совершенно по-новому взглянула и на сам библейский сюжет, раньше мне казалось, что отец просто мудрый и любящий человек, способный на прощение, а теперь я осознала, насколько проникновенна эта история о возвращении близкого любимого человека, связь с которым была совсем утрачена.

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, спасибо, что поделились искренне своими ощущениями и чувствами!

  9. Татьяна

    Оксана, у меня вопрос. Хотелось бы узнать ваше мнение – а почему у Рембрандта все картины написаны в темных тонах?

  10. людмила

    Хочется думать, размышлять о главном, о вечном.Вот к чему вы нас ведете, Оксана.Это дорогого стоит.Спасибо.

  11. Наталья Коровушкина

    УДИВИТЕЛЬНО, ТАК ОБЬЕМНО И КРАТКО. КАК У ЧЕХОВП”КРАТКОСТЬ -СЕСТРА ТАЛАНТА”

  12. Оксана, низкий Вам поклон, как тонко и интересно вы описываете картины, одно удовольствие читать Вас! Спасибо большое!

  13. Надежда

    Спасибо, Оксана, за вашу просветительскую работу. Я не задумывалась о судьбе самого художника, Рембранта. Теперь знаю о его трагичной судьбе. Ваш материал очень органично переплетается с проповедью Антония Сурожского о Неделе блудного сына. Его проповедь и ваш материал я разместила на своей странице В контакте. Ведь 28 февраля в православии празднуется возвращение блудного сына.

    1. Оксана Копенкина

      Надежда, спасибо что поделились. Очень рада, что статья так понравилась. Единственное, буду признательна, если мои материалы будут с указанием моего авторства со ссылкой на оригинальную статью.

  14. Оксана, спасибо за интересную информацию, посмотрела на картину другими глазами, получила удовольствие и прослезилась.

  15. Виктор

    хотелось бы поподробнее насчет палитры рембранта-например “ночной дозор” не совсем ночной – есть ли другие примера потемнения картин рембранта со временем

    1. Оксана Копенкина

      Виктор, да, “Ночной дозор” висела несколько столетий в зале с большим камином. Очень сильно поэтому потемнела. А вообще все картины маслом со временем темнеют. Но да, нужно еще учитывать, что у Рембрандта изначально палитра с преобладанием охристых, коричневых и красных оттенков.

  16. conservateur

    Глубокоуважаемая Оксана, а на чем базируется Ваше утверждение, что “Картины отца продавались плохо” – не могли бы Вы сослаться на источник. которым пользовались?

    1. Оксана Копенкина

      Сложно ссылаться на первоисточник, так как этот факт есть уже в каждой статье и книге о Рембрандте. А в чем Вы собственно хотите меня подловить?:)

Добавить комментарий