Ренуар – один из самых позитивных художников. Его герои и героини общаются, смеются, танцуют и просто живут в удовольствие. На его картинах вы не увидите мрачных лиц, трагичных сцен и слез детей. Вы на них не увидите даже черного цвета. Как, например, на картине “Девушки в черном” (1881).
Дело в том, что в 80е года 19 века Ренуар знакомится с научной теорией о взаимодействии спектральных цветов. Тогда стало модно обсуждать, что в природе нет черного цвета, а есть только синий, желтый и красный.
В результате Ренуар отказывается от использования чёрной краски. На картине “Девушки в черном” платья и шляпки героинь написаны сложным смешением синего ультрамарина и красного краплака.
Чтобы вам было понятно, как в чистом виде эти краски выглядят на картине, посмотрите на работы Яна Вермеера. Он часто использовал и краплак, и ультрамарин в своих работах.

На картине “Девушка в красной шляпе” Вермеер написал шляпу героини красным краплаком. А на знаменитом полотне “Молочница” передник женщины написан чистым синим ультрамарином.

Еще картина “Девушки в черном” интересна тем, что создана в момент творческого кризиса Ренуара. Он говорит “Я дошёл до конца импрессинизма” именно в 1881 году, когда была создана картина.
В этом году он резко меняет свой стиль и создаёт более академичные, нежели атмосферные картины. Плавные аккуратные мазки заменяют крупные и небрежные, свойственные импрессионистам. Появляются более чёткие линии.
К этому же периоду, что и “Девушки в черном”, относится картина Ренуара “Зонтики”. В ней также преобладают плавные чёткие линии. И чистого черного вы на ней тоже не найдёте.

И ещё одна особенность картины “Девушки в черном”: изображение той, что в профиль, обрезано. Как будто перед нами фотография. Такой же эффект художник использует и в картине “Зонтики”. Этим эффектом часто пользовались импрессионисты, чтобы подчеркнуть естественность происходящего.
Особенно мастером в этом был Эдгар Дега. Многие его картины как будто сняты “из-за угла”. Об этом более подробно читайте в статье “Эдгар Дега: мастер в изображении мгновения чужой жизни”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Пьер Огюст Ренуар. Девушки в черном. 1881. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.