«Жанна Самари» Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете

Ренуар Жанна Самари

Один из самых узнаваемых портретов в мире (1877). Идеал женственности. Розовая кожа. Задумчивый взгляд синих глаз. Медный оттенок волос. Лёгкая улыбка.

Пульсирующие мазки. Местами небрежно положенные. Форма частично растворена. Впечатление жизни. На неё можно бесконечно смотреть. Наслаждаясь свежестью образа.

Картина очень приятная глазу. А ещё у неё любопытная история. Знали ли вы, что это лишь один из пяти портретов Жанны, созданных импрессионистом Ренуаром?

Почему же она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем он приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

1. Портрет Жанны Самари в зеленом платье был вторым по счёту

Вечер. Париж. Салон мадам Шарпантье. Ренуар стоял спиной к двери. И вдруг почувствовал, как в комнате стало светлее. Он обернулся. Вошла Жанна.

Ренуар предложил написать ее портрет. Он был очарован девушкой, чья кожа светилась изнутри. К тому же она была хорошей собеседницей: “Это так приятно: естественный, без претензий женский голос”, говорил Ренуар.

Жанна охотно согласилась позировать. Ведь она была известной актрисой. И портрет мог упрочить ее славу.

Жанна увлеклась художником. Есть мнение, что они стали любовниками. Однако одна фраза актрисы говорит об обратном: “Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти”.

Через какое-то время Ренуар создал первый этюд. В портрете передана естественность актрисы. Но слишком все предсказуемо в нем. Синева фона под синеву глаз. Яркий красный бант под рыжину волос.

Ренуар актриса Самари
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1877 г. Коллекция театра Комеди-Франсез, Париж. Wikimedia.commons.org

Ренуару портрет не понравился. И он решил написать ещё один. Тот самый. Где обворожительная Жанна в изумрудном платье.

2. Ренуар приукрасил внешность Жанны Самари

Жанну нельзя назвать красавицей. У неё было широкое лицо с тяжелым подбородком. Большая грудь и простая причёска. Скорее девушка из народа. На аристократку она не была похожа. Впрочем ей она и не была.

Но она была необычайно обаятельной. Ее улыбка многих покоряла. И в жизни, и на сцене.

Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг.
Фото Жанны Самари. 1876-1880 гг.

Посмотрите, насколько естественно она улыбается на фото слева. Что было невозможно для большинства дам 19 века. Которые позировали в скованных позах.

На фото справа Жанна в сценическом костюме. Ее амплуа – шустрая, смешливая служанка. Которая помогала своим господам плести интриги. На этом фото она натужно позирует. Без улыбки и естественной позы Жанна совсем теряет свою привлекательность.

Поэтому она с таким удовольствием позировала Ренуару. Актриса понимала, что только он сможет передать ее внутреннюю красоту. Передать “свет, идущий изнутри”. Что невозможно сделать с помощью фотографии.

3. Реакция публики на портрет была неоднозначной

Портрет был написан, когда вкусы публики стали меняться. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На сентиментальные сюжеты. Так, был очень популярен Огюст Тульмуш. Чтобы художник написал ваш портрет, нужно было прождать несколько лет.

Тульмуш любовное письмо
Огюст Тульмуш. Любовное письмо. 1863 г. Частное собрание. Wikimedia.commons.org

Очередь за портретом к Ренуару не выстраивалась. Но у импрессионистов стали появляться первые почитатели. Это были люди незаурядные. Как, например, Анри Лероль или Анри Руар. Обеспеченные буржуа с тонким вкусом, которые сами были художниками-любителями.

В 1877 Ренуар выставил свою Жанну Самари на третьей выставке импрессионистов. Конечно, картину ругали. Немало было насмешек, ведь “руки женщины словно покрыты чешуёй”.

Наверняка многие бы попадали в обморок, если бы Ренуар осмелился выставить другой портрет Жанны. Этот этюд очень смелый в исполнении. Даже по нынешним временам.

Ренуар Жанна Самари национальная галерея Вашингтона
Пьер-Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США. nga.org

Но было и много восторгов. Самый знаменитый из них принадлежит критику Луи Леруа «В блюдо из красок входит ваниль, красный крыжовник и фисташки. Этот портрет можно есть ложкой!”

4. Ренуар написал 5 портретов Жанны

Ещё один известный портрет Жанны, четвёртый по счёту, хранится в Эрмитаже. Он не похож на все остальные. Манера письма спокойная, гладкая. Хотя контуры такие же нечёткие.

Он создавался для Жанны. Она хотела видеть себя аристократкой. В изысканном платье, в театральной обстановке. Этот портрет Ренуар выставил в Парижском Салоне (официальной выставке).

Но судьба его была неудачной. Ренуар привёз картину на выставку, не покрыв ее лаком. Так как краска ещё не успела до конца высохнуть.

Приёмщик картин по доброте душевной решил, что у художника не было денег на лак. И покрыл им карину. Она была испорчена. Ренуар в спешке переписывал ее практически с нуля.

Ренуар Жанна Самари эрмитаж
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ренуар написал ещё один портрет Жанны. Пятый. Он тоже написан в свободной, лёгкой манере. Пастелью. Девушка милая, нежная. Но не настолько притягательна, как на главном шедевре из Пушкинского музея.

Ренуар Жанна Самари музей Цинциннати
Пьер- Огюст Ренуар. Жанна Самари. 1878 г. Музей Цинциннати, Огайо, США. Cincinnatiartmuseum.org

5. Жанна заказывала портреты у других художников

Жанна очень хотела стать великой актрисой. Вырваться  из своего амплуа смешливых служанок. Играть трагичные роли. Как ее современница Сара Бернар. Которая даже Гамлета сыграла.

Она считала, что парадный портрет Ренуара (Эрмитаж) поможет ей в этом. Но он остался незамеченным. Она даже отказалась его выкупить.

И обратилась к более традиционному художнику. Луизе Аббема. Которая написала когда-то портрет той самой Сары Бернар.

Луиза Аббема Жанна самари
Луиза Аббема. Портрет Жанны Самари. 1879 г. Музей Карнавале, Париж. Wikimedia.commons.org

Публика осталась к нему равнодушной. Со временем Жанна добилась славы, о которой так мечтала. И это случилось не благодаря Луизе Аббема. Ренуар обессмертил ее имя.

Ссылка на бесплатный курс

6. Личная жизнь актрисы

Вскоре Жанне уже было не до портретов. У неё завязался роман с сыном богатого брокера. Его отец был против брака с актрисой. Это в наше время взять в жены знаменитую актрису – престижно. А тогда профессия актрисы считалась слишком легкомысленной.

Несмотря на протест семьи, они поженились. Никто из родных жениха на свадьбу не пришёл.

Две дочери пошли по стопам Жанны. Обе стали актрисами. Жанна была счастливой матерью и женой. Муж не запрещал ей играть в театре. Она даже написала детскую книгу. Которая была очень популярна.

Но этим успехом она не успела насладиться. В 32 года она заболела брюшным тифом и спустя неделю умерла.

Муж пережил ее на 13 лет. Все это время портрет Жанны в изумрудном платье висел в их квартире. Наследники продали его за 30 тысяч франков. Когда-то Жанна купила его у Ренуара за 100 франков.

7. У картины есть один секрет

У картины есть небольшой секрет. Если на него смотреть сбоку, то зеленое платье становится синим. Но этот эффект на репродукции не виден. Его можно наблюдать только вживую.

Зеленое платье на розовом фоне. Почему такое сочетание? Во времена Ренуара подобное цветовое решение считалось вульгарным. Но Ренуар не следовал традициям. Только своим ощущениям. Он говорил, что выбирает тот цвет, который у него ассоциируется с моделью.

Единственный цвет, который художник не использовал, это чёрный. Об этом читайте в статье “Девушки в чёрном” Ренуара. Почему на картине нет чёрного цвета?”

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Главная иллюстрация: Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

21 комментарий к “«Жанна Самари» Ренуара. 7 самых интересных фактов о портрете”

  1. Елена Цыганкова

    Огромное СПАСИБО! Получаю наслаждение от Ваших статей! Интересно, просто, сжато- только важное! Зачитываюсь!

    1. Оксана Копенкина

      Елена, как же мне приятно, что моими текстами зачитываются! Спасибо!

  2. Андрей Пивоваров

    Здравствуйте, Оксана! Спасибо за интересные и познавательные статьи. Хочу поделиться своими соображениями по поводу портрета Жанны Самари. Я считаю, что портрет Жанны в изумрудном платье был написан спонтанно и за короткий промежуток времени, как Клод Моне писал свою картину “Впечатление. Восход солнца.” Акцент портрета сделан на части лица начиная с губ и заканчивая челкой, здесь более четкие контуры, мазки тоньше. Так Ренуар изобразил то, что больше всего его впечатляло в Жанне и выражало ее внутреннюю красоту. Поэтому все остальные детали не имеют четких контуров т.к. они второстепенны и служат для завершенности образа. И я думаю, что когда Ренуар писал этот портрет он меньше всего думал о зрителе, таким образом он “фиксировал” свое впечатление.

    1. Оксана Копенкина

      Андрей, спасибо за дополнения! Да, похоже на то, что это был лишь подготовительный портрет перед парадным. Поэтому писался быстро, по впечатлению. Но в результате оказался самым удачным).

  3. Люблю импрессионистов! Ваш рассказ прекрасно углубил мои знания! Спасибо огромное, дорогая Оксана!

  4. Екатерина

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, а какими источниками Вы пользовались?

  5. Екатерина

    Если написал целых пять портретов чувства с его стороны были однозначно.
    Оксана, ваш сайт находка для меня, читаю каждый день, изучаю картины с вашей помощью, научилась разбираться в стилях и узнавать художников.Я последнее время очень увлеклась изобразительным искусством, просто кайфую изучая его. Благодарю вас от души!)

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, согласна, явно она ему была очень симпатична. Ее семья даже думала, что предложение сделает. Но нет, в то время ещё не готов был распрощаться с холостяцкой жизнью). И как же я рада, что кайфуете! Сложносочиненные удовольствия ведь так украшают нашу жизнь.

  6. Спрос по-прежнему был велик на декоративную, прилизанную живопись. На синтиментальные сюжеты.(из Вашего текста!) Почему безграмотно написано (не проверен текст!) – сЕнтиментальный…

    1. Оксана Копенкина

      Нина, а почему Вы позволяете себе так высокомерно указывать на мои ошибки? Почему такая нетактичность? Ошибку, исправлю, конечно. Если найдёте ещё ошибки, пишите, я только рада, так как не все тексты удаётся отправить на корректуру. Но все же просьба писать об ошибкам вежливо, с позиции помощи, а не надзора.

  7. Аноним

    Оксана, спасибо Вам.
    Благодаря вашему сайту я познакомилась с многими художниками. Моне меня очаровал. Когда я смотрю на его произведения, что-то замирает внутри. Ваш язык очень легок, читать Вас – одно удовольствие.

  8. NINA, какой грубый комментарий! Жаль, что в прекрасной статье Вы разглядели только грамматические ошибки…

Добавить комментарий