Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма

Главная иллюстрация к статье о Фальке
Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Роберт Фальк (1886-1958) — не самый главный новатор в искусстве XX века. Он не был лидером, как Казимир Малевич. Не стремился создать собственный «Изм», как Ларионов или Кандинский.

Он пробовал разные стили и направления, изобретенные его современниками. Но спокойно мог и к Рембрандту пойти за вдохновением. Стили он воспринимал лишь как возможность сделать образ выразительным, уникальным.

Цвет для него тоже был инструментом, который работал на образ. У него есть и очень яркие работы, и почти монохромные. Но его цвет всегда откликается в душе. Он удивительным образом преобразуется в нашем воображении в тепло, жару, ощущение ветра и ночной прохлады.

В 2021 году в Новой Третьяковке — выставка работ Фалька. Привезли много работ, показали все периоды.

Пусть мои впечатления останутся тут. Не буду вдаваться в детали его жизни или делать глубокий анализ картин. Но я надеюсь, что смогу вам дать то, чего не даст ни один подробный рассказ о биографии художника или увесистый путеводитель с описаниями картин.

Я хочу разбудить в вас сильный интерес к художнику и желание посмотреть его картины вживую. Тем более, что благодаря стараниям его жены его работы есть во многих музеях России.

Автопортреты Роберта Фалька

Фальк много писал себя, как Рембрандт и Ван Гог. В основном в молодые годы, до 40 лет.

Автопортреты Фалька
Работы Роберта Фалька. Вверху слева: Автопортрет на фоне крыш. 1909. Собрание Валентина Шустера. Вверху справа: Автопортрет на фоне окна. 1916. Радищевский музей в Саратове. Внизу слева: Автопортрет с завязанным ухом. 1921. Третьяковская галерея. Внизу справа: Автопортрет в жёлтом. 1924. Русский музей, Санкт-Петербург.

Но самый знаменитый свой портрет он создал в самом конце жизни. В красной феске. Сначала изобразил себя без неё…

Фальк. Автопортрет в красной феске
Роберт Фальк. Автопортрет в красной феске. 1957. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива

Но его супруга удивилась, почему автопортрет такой мрачный. Неужели ничего не радует в жизни? И тогда Фальк натянул купленную в Париже феску и добавил её на полотно.

Но вернёмся к молодости.

Наследие постимпрессионистов

Сначала был импрессионизм. С него все тогда начинали. Даже Пикассо с Малевичем. Фальк не исключение. В 20 лет он очень похож на Клода Моне.

Фальк. Голубые березки
Роберт Фальк. Голубые березки зимой. 1907. Собрание семьи Мамонтовых, Москва. Фото из личного архива.

А потом было объединение художников «Бубновый валет». Многие русские авангардисты в нем состояли в молодости.

Сначала прониклись постимпрессионистами. Фальк примерял на себя четкий контур и густой слой краски. А ещё яркие фоны-обои. Так образы получаются нереалистичные, далекие от фотографической точности.

Но именно так художник мог передать характер, темперамент модели с особой силой. На это реализм не способен.

Сравнение Фалька и Ван Гога
Слева: Роберт Фальк. Портрет Виктора Шнеерсона с чубуком. 1911. Собрание Валентина Шустера. Фото из личного архива. Справа: Винсент Ван Гог. Портрет Доктора Рея. 1889. Пушкинский музей, Москва. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Сезанна. Тот частично отказывался от единой точки схода. Поэтому на его картинах на одни предметы мы смотрим сбоку, а на другие – сверху.

Мы же в реальности не стоим, замерев перед объектами! А движемся и смотрим на все с разных точек зрения.

Сравнение Сезанна и Фалька
Слева: Роберт Фальк. Натюрморт на белой скатерти. 1914. Собрание Светланы и Бориса Молчановых, Москва. Фото из личного архива. Справа: Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной яблок. 1896. Чикагский художественный музей. Wikimedia Commons.

Вот и у Фалька все предметы мы видим сбоку. А вот стол скорее рассматриваем сверху. Поэтому не совсем понятно, как салфетка со стола не падает.

А какой замечательный блик на кувшине! Два мазка светлой краски.

Фрагмент натюрморта Фалька

Вдохновлялся и Гогеном. А точнее, перенял его клуазонизм. Это когда большие поверхности покрываются одним сплошным цветом. Получается эффект витража.

Фальк. Пейзаж со свиньями
Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива.

Он усиливается ещё тем, что художник использует основные цвета палитры: красный, жёлтый и синий.

Сравнение Фалька и Гогена
Слева: Роберт Фальк. Пейзаж со свиньями. 1912. Смоленский музей-заповедник. Фото из личного архива. Справа: Поль Гоген. Таитянские пасторали. 1892. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Русский экспрессионизм Фалька

В результате получился русский экспрессионизм. Упрощённые формы. Почти плоское пространство. Большие пятна сплошного цвета. Так художник передавал атмосферу и своё настроение. И такого с помощью натурализма, конечно, не сделать.

Вот тишина и прохлада вечернего города. Столбы забора фиолетовые. Реалист бы изобразил их серыми. А схематичность деревьев как раз уместна в вечернее время, когда детали малоразличимы.

Фальк. Церковь в лиловом
Роберт Фальк. Церковь в лиловом. 1912. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

А вот рядом с кроной тополя мы видим розовое пятно. Оно передаёт ощущение жаркого воздуха и звенящей тишины пригорода.

Фальк. Пирамидальный тополь
Роберт Фальк. Пирамидальный тополь. 1915. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

А здесь столь яркая желтая стена дома, что так и чувствуется невероятно палящее солнце и отсутствие ветра.

Фальк. Турецкие бани
Роберт Фальк. Турецкие бани. 1915. Радищевский музей в Саратове. Фото из личного архива.

Лирический кубизм Фалька

Кубизм Пикассо и Брака повлиял на всех авангардных художников. В том числе и на Роберта Фалька.

Но его кубизм мягкий и довольно яркий. В отличие от радикализма и монохромности французских художников.

Фальк. Солнце, Крым, Козы.
Роберт Фальк. Солнце. Крым. Козы. 1916. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Вот пейзаж соткан из очень больших мазков. И тополя словно слеплены из зелёных прямоугольников и трапеций. Необычное белое солнце. Да, оно настолько яркое, зенитное, что белое! Поглощает все цвета. Вокруг него свет уже рассеивается и как бы превращается в мазки сиреневого, розового, зеленого. 

Фальк говорил, что чуть не ослеп, когда писал этот пейзаж. Все время приходилось смотреть на солнце.

А вот здесь Фальк похож на Джорджа Брака. Но тоже не так радикален. Его пейзаж не такой монохромный. Да и окна во всех домах он оставляет. У Брака же почти все дома без окон, что усиливает схематичность изображения.

Сравнение Фалька и Брака
Слева: Роберт Фальк. Сиена. Воспоминание о Италии. 1911. Ростовский художественный музей. Фото из личного архива. Справа: Джордж Брак. Виадук в Эстаке. 1908. Центр Помпиду, Париж. Artsy.net.

Есть у Фалька и портреты в стиле лирического кубизма. Изображение фрагментарно, но это скорее выполняет декоративную функцию.

Острый треугольный нос дамы вторит ее туфельке. Вокруг гирлянды разноцветных мазков. Пышность платья хорошо передаётся как раз сетчатой структурой. В результате стиль подчеркивает живой, игривый характер модели.

Фальк. Мулатка Амра
Роберт Фальк. Мулатка Амра. 1913. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Фальк и Рембрандт

Затем был период увлечения Рембрандтом. Густой слой краски, из которого словно выступает еле различимый образ. Канули в лету четкие контуры и клуазонизм (большие пятна сплошного цвета). Хотя цель та же — выразить самое важное в объекте или человеке.

Работы Фалька
Работы Роберта Фалька. Слева: Женщина в белой повязке. 1923. Третьяковская галерея, Москва. Справа: Нищий. 1924. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Белая кофточка и повязка скрывают ее волосы, шею, грудь. Она становится чем-то похожей на монашку. Возможно, так художник передавал склонность Раисы Идельсон (третьей жены) к жертвенности. А одежда нищего (сильно похожего на Ленина) почти сливается с фоном. Ведь его стараются не замечать…

Пасмурный импрессионизм Фалька

В 1928 году Фальк поехал в командировку. И так получилось, что остался там на 10 лет. Как раз в это время в СССР запретили авангард и приказали всем работать только в стиле соцреализма. Эксперименты были неуместны.

На тот момент в Париже дышалось свободнее. Но удивительно, что к экспериментам художник уже особо не стремился. А вернулся к… импрессионизму.

Фальк. Солнце. Бретань
Роберт Фальк. Солнце. Бретань. 1935. Частное собрание. Фото из личного архива.

Не забывал он во Франции и Рембрандта.

Фальк. Бретонка
Роберт Фальк. Бретонка (Жена рыбака). 1935. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Но тоска по родине тянула назад. Поэтому картины становились все мрачнее. Хотя, казалось бы, импрессионизм – это разноцветье.

Фальк. Канал Сен-Мартен
Роберт Фальк. Канал Сен-Мартен. 1936. Собрание семьи Кривошеевых. Фото из личного архива.

К тому же в Париж прибывало все больше фашистов. Еврейское происхождение Фалька уже начало привлекать их внимание.

И он вернулся в СССР. В 1937 году!

Поздний период Фалька

Его не арестовали. Но работать можно было только в стол. Пока не переключится на соцреализм. Но он работал по-своему. И оставался почти невостребованным до конца жизни.

Фальк. Красная скатерть
Роберт Фальк. Натюрморт на красной скатерти. 1946. Пушкинский музей, Москва. Фото из личного архива.

Писал центр Москвы – серый город с вкраплениями красного.

Фальк. 7 ноября
Роберт Фальк. 7-е ноября. Вид из мастерской. 1950. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Конечно, много писал Подмосковье. Покошенные заборы и красную рябину.

Работы Фалька
Работы Роберта Фалька. Слева: Забор. Хотьково. 1946. Собрание Игоря Сановича. Справа: Рябина осенью. 1947. Музей-заповедник Абрамцево. Фото из личного архива.

Как видите, в этот период он уже не возвращается к кубизму или экспрессионизму. Его увлекает цвет.

Ссылка на бесплатный курс

Вот несколько оттенков коричневого создают почти монохромный аскетичный натюрморт. Но в этом простом цвете и очень простом объекте столько благородства и вечности! Вот как?!

Фальк. Картошка
Роберт Фальк. Картошка. 1955. Собрание Игоря Сановича. Фото из личного архива.

Чёрная статуэтка на очень темном фоне и красный цвет вазочек. Казалось бы, очень тревожное сочетание цветов. Но передается скорее внутренняя сдержанность.

Художник говорил, что полотно — это «магнитное поле», на котором размещаются полярные эмоции. И вот мы видим «темную сторону» и «любовь». Они рядом и держат невидимый баланс.

Фальк. Натюрморт
Роберт Фальк. Натюрморт с негритянской статуэткой. 1945. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Личная жизнь художника

Роберт Фальк был человеком влюбчивым. Для вдохновения ему было необходимо ощущение влюбленности. Так что официально он был женат 4 раза. Всех жён много писал.

Портреты жен Фалька
Работы Роберта Фалька. Вверху слева: Лиза в розовом (Портрет первой жены Е. Потехиной). 1909. Частная коллекция. Вверху справа: Портрет Киры Алексеевой (второй жены). 1919. Третьяковская галерея. Внизу слева: Женщина в красном лифе (портрет третьей жены Раисы Идельсон). 1923. Третьяковская галерея. Внизу справа: В белой шали (портрет четвёртой жены Ангелины Щекин-Кротовой). 1947. Русский музей, Санкт-Петербург.

Со второй и третьей женами поддерживал тёплые отношения всю жизнь. Общался со своими детьми (от первого и второго браков). И очень переживал, если кто-то из-за него страдал.

Когда разводился с первой женой, на нервной почве даже попал в больницу. Именно там и создал свой знаменитый натюрморт с красной мебелью. На самом деле это не натюрморт, а портрет художника в тот жизненный период. 

Фальк. Красная мебель
Роберт Фальк. Красная мебель. 1920. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Тревога и боль заполняют все пространство души. Это вызывает пустоту и растерянность, которые символизирует белая скатерть.

Самостоятельно художнику было сложно с этим справиться. Но все обошлось. Фальк нашел способ вернуться к душевному равновесию. 

Он написал портрет, на котором представил, как все его три жены (с дочерью и матерью одной из них) стоят вместе. И всем хорошо, и все спокойны. 

Фальк. Воспоминание
Роберт Фальк. Воспоминание (воображаемое). 1929. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Но на самом деле первая жена так и не вышла замуж, всю жизнь ждала возвращения Фалька.

А их сын Валерий погиб на фронте во время Второй Мировой войны. Это была трагедия, конечно. Тем более, что сын с отцом были близки.

Фальк. Портрет сына
Роберт Фальк. Валерий Фальк. 1938. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Еще пара заметок о картинах Фалька

Видите несколько теней от кувшина на стене? При каждом сеансе художник наносил тень. Так передал время, его движение.

Фальк. Натюрморт с фикусом
Роберт Фальк. Натюрморт с фикусом. 1913. Национальная галерея Армении. Фото из личного архива

А вот на этом пейзаже обратите внимание на отражения в воде. Дома отражаются. А люди – нет. Возможно, в один из сеансов они стояли на фоне домов. А в другой раз их уже не было. Тоже интересный приём передачи времени в статичном пространстве.

Фальк. Пейзаж с водоемом
Роберт Фальк. Пейзаж с водоемом. 1935. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Ещё у Фалька есть натюрморт с чесноком. Есть легенда, что он смазывал этой пряностью картины в местах соединения просохших слоёв краски со свежими. И поэтому его картины имеют еле уловимый запах чеснока.

Фальк. Чеснок
Роберт Фальк. Чеснок. 1935. Собрание Алексея Тимофеева. Фото из личного архива

По этому запаху опытный музейщик определял подлинники Фалька в романе Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы».

А ещё выставка начинается вот с этой работы Фалька.

Фальк. Обнаженная в кресле
Роберт Фальк. Обнаженная в кресле. 1923. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Когда-то Фальк вдохновлял немало художников сохранять верность себе и работать вне навязанной стилистики соцреализма. Под влиянием его работ в том числе возникла оттепель в середине 50-х – начале 60-х годов.

И именно эта работа Фалька разозлила Хрущева и запустила процесс подавления свободомыслия среди художников. Генсек был уверен, что это неприлично, это мазня и надо такое запретить. И запретили.

Но… люди из-за того, что об этом переполохе в Манеже рассказали по телевизору, узнали о Роберте Фальке. Многие услышали о нем впервые. Прониклись его творчеством и полюбили его. 

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

34 комментария к “Картины Роберта Фалька. От импрессионизма до модернизма”

  1. Екатерина

    Роберт Фальк – очень необычный живописец. Необычность этого художника состоит в его несколько нестандартном отношении к искусству, делая главный акцент не на совершенствовании техники, а на сути вещей. В частности, его портреты – это особый вид искусства, в котором Фальк не стремился к фотографической точности, а рассматривал портрет как психологический жанр, помогающий понять внутренний мир человека через пластику. Спасибо Вам, Оксана, за интересный материал! Еще на одно Имя в истории живописи мы стали богаче!

  2. Аноним

    Спасибо, Оксана. Было интересно. Читала с удовольствием. Роберт Фальк стал более понятен. Мне нравится живопись, которая заставляет напрягать извилины, задумываться.

  3. Kirina Svetlana

    Спасибо, Оксана. Я была на выставке, с Вами еще раз прошлась, вспомнила, представила. Больше всего понравились портреты, говорящие какие-то.
    Успеха!!!

  4. Здравствуйте Оксана. Как всегда очень интересно. Всегда с нетерпением жду ваших описаний. Именно благодаря вашим «Дневникам живописи» я стала глубже интересоваться искусством, биографиями художников, их картинами. Спасибо Вам за это.

  5. Оксана, благодарю! Впечатляет Ваш рассказ! Всегда с большим удовольствием читаю Ваши статьи!

  6. Аноним

    Оксана, спасибо большое, сейчас, когда особо никуда не выберешься, ваши письма-это просто спасение!

  7. Ludmila Volkova

    Оксана, большое спасибо за просвещение в этот непростой период нашей жизни, за неповторимый стиль повествования о каждом художнике, в котором всегда очень личная симпатия.

  8. Аноним

    Оксана, спасибо большое за все ваши статьи. Но поскольку здесь речь о Фальке, скажу, что ваше эссе о нем и его работах так поэтично и красиво, что хочется его выучить наизусть, как стихотворение! Ну когда уже вы все свои эссе оформите в книгу!:)

  9. Удивительно, как он “пускал” в свое творчество разные стили!. А ведь Фальк был талантливым музыкантом, готовился в консерваторию, но живопись все-таки победила!

  10. Людмила

    Оксана, как убедительно Вы объяснили и упорядочили разнообразие работ Фалька! Теперь любимый художник стал всегда понятным! Спасибо большое!

  11. Добрый день, уважаемая Оксана. Спасибо за обзор. Как всегда интересно и побудительно. Выставка отличная. Я смотрела он-лайн и слушала куратора в декабре 2020. Фальк прекрасный художник. Читала, что в 1915 году Фальк в Крыму встретился с Любовию Попеску, влюбился, хотел развестись с женой, но Попеску с мужем расставаться вовсе не собиралась. “Обнажённая.Крым” 1916 – это Любовь Попеску. Генсек Н. Хрущёв увидел в декабре 1962 года в Манеже именно эту картину. И в совокупности с именем художника “Обнажённая” Фалька превратил название картины в ” обнажённая Валька”, этот анекдот в ходу у экскурсоводов ТГ. С уважением. А.В.К.

    1. Оксана Копенкина

      Алла, спасибо за дополнительную информацию. Но на выставке показана другая «Обнаженная». Она висит самая первая на входе на выставку (о ней я рассказываю в конце статьи). Я так поняла, что именно она тогда не понравилась Хрущеву.

  12. Полина

    Пишу здесь , так как у меня не работает мобильная версия вк. Вроде уцелела мозаика. Как и экспонаты музея античных мозаик. Пострадали синагоги

Добавить комментарий