«Поцелуй» Огюста Родена: в чем уникальность скульптуры


Роден. Поцелуй

На первый взгляд скульптура Огюста Родена (1840-1917) может показаться нам довольно обычной. Поцелуй двух обнаженных людей в мраморе мало кого сейчас удивит.

Но для своего времени, конца XIX века, работа была неординарной.

И дело даже НЕ в обнаженности фигур. В конце концов, в то время создавали скульптуры по подобию античных шедевров. А значит, НЮ было делом привычным.

Гейрард. Дафнис и Хлоя
Реймонд Гейрард. Дафнис и Хлоя. 1855. Мрамор. 153 см (высота). Лувр, Париж. Collections.Louvre.fr.

Но все же «Поцелуй» Родена кое-чем существенно отличается от других работ XIX века.

Скульптуры Родена и Гейрорда
Слева: Огюст Роден. Поцелуй. 1882. Мрамор. 182 см (высота). Музей Родена, Париж. Wikimedia Commons. Справа: Реймонд Гейрард. Дафнис и Хлоя. 1855. Мрамор. 153 см (высота). Лувр, Париж. Collections.Louvre.fr.

Кто герои скульптуры «Поцелуй»

Прежде чем перейти к особенностям скульптуры, важно разобраться, кого собственно, изобразил скульптор.

Это Франческа и Паоло. Оба представители знатных родов Романьи – богатых земель современной Италии. Их история так же печальна, как и история Ромео и Джульетты. С одной разницей: они реально существовали (жили в XIII веке). Реально целовались. И, увы, погибли вместе из-за своей любви.

Франческа была замужем за старшим братом Паоло, Джованни Малатеста. Их женили по расчету: этот брак давал возможность укрепить власть в Равенне отцу Франчески.

Джованни был калекой с рождения. Он хромал, был некрасив. Чтобы девушка не сопротивлялась выйти за него замуж, ее ввели в заблуждение. В то время была распространена практика заочного брака. На свадьбу мог прийти и подписать брачный договор за настоящего жениха его представитель.

Таким представителем выбрали младшего брата – Паоло. Он был красив и молод. Конечно, Франческа согласилась выйти замуж за прекрасного юношу. Все родные на свадьбе по настоянию отца девушки «забыли» предупредить ее, что Паоло уже женат на другой и он лишь представитель ее жениха.

А потом представляете: Франческа приезжает в замок к своему мужу и обнаруживает вместо прекрасного Паоло какого-то неизвестного ей Джованни! Но в Паоло она уже успела влюбиться. Он тоже испытывал симпатию. По этой причине часто навещал брата и его супругу.

Однажды Паоло и Франческа читали книгу о любви Ланселота, рыцаря Круглого Стола и королевы Джиневры, супруги Короля Артура.

Их история так взбудоражила их воображение, что они посмотрели друг на друга и не удержались от поцелуя.

Фото с фрагментом скульптуры "Поцелуй"

В этот момент в комнату ворвался Джованни. В порыве ревности он заколол обоих своим мечом.

История с книгой придумана Данте. Великий писатель – их современник. Он даже был лично знаком с братом девушки. А историю ее любви и гибели знали в XIII-XIV веках буквально все! Настолько она была поразительна.

Так вот, души Франчески и Паоло он встречает в Аду в своей «Божественной Комедии». Там девушка и рассказывает ему, как они поцеловались, читая книгу о любви рыцаря и королевы.

Но в остальном история правдоподобная. Только все было немного сложнее. Не просто так Джованни вбежал и сразу заколол несчастных. Ему доложили о подозрительной близости супруги с братом за несколько дней до этого. Так что он готовился к тому, чтобы застать их врасплох.

И у девушки был шанс выжить. Муж не хотел ее убивать, так как сам был влюблён в неё. Но она встала между ним и Паоло, когда Джованни поднял руку для удара. По словам современников, он, не успев остановиться, пронзил обоих одним мечом…

Представляете, девушку обманул собственный отец, даже не показав истинного жениха, убил муж. А потом её ещё и в Ад отправили за поцелуй с тем, за кого вообще-то замуж выходила (как она считала, Паоло был ее женихом). Ну да ладно, это к вопросу представлений о морали в те времена…

История Франчески и Паоло в искусстве

Кстати, эта история вдохновляла не только Родена. Многие художники изображали несчастную пару. Кто-то ещё до рокового поцелуя, как Фейербах:

Фейербах. Франческа и Паоло
Ансельм фон Фейербах. Франческа и Паоло. 1864. 137 х 100 см. Масло, холст. Галерея Шака, Мюнхен. Wikimedia Commons.

Кто-то, как и Роден, изображал пару во время поцелуя, как прерафаэлит Россетти:

Россетти. Франческа и Паоло
Габриэль Россетти. Франческа и Паоло. 1867. 43 x 36 см. Акварель, гуашь, карандаш. Национальная Галерея Виктории, Мельбурн, Австралия. Ngv.vic.gov.au.

Изображали и уже случившуюся трагедию, как Кабанель:

Кабанель. Смерть Франчески и Паоло
Александр Кабанель. Смерть Франчески и Паоло. 1870. 184 х 255 см. Масло, холст. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Часто их писали в Аду Данте, обреченных вечно кружиться в вихре других грешных душ:

Уоттс. Франческа и Паоло
Джордж Фредерик Уоттс. Франческа и Паоло. 1870. 66 х 52 см. Масло, холст. Художественная Галерея Манчестера, Англия. Wikimedia Commons.

Что все эти живописные образы отличает от роденовского? Если не считать, что они созданы в 2D формате, а последний — это скульптура?

Сравнение образов Франчески и Паоло

Художники изображали своих героев… в одежде! Кто-то пытался воссоздать костюмы эпохи Данте. А кто-то — и более современные платья (как у Фейербаха). А вот у Родена влюблённые обнажены!

Тут скульптор, конечно, работает под влиянием античности. Но не бездумно. В этом был особый смысл. Ведь недаром он называет работу не как остальные – «Франческа и Паоло». А обобщенно — «Поцелуй». И именно поэтому лишает героев одежды. Чтобы костюмы не были отсылкой к конкретной эпохе.

Он делает это, потому что хочет сосредоточить наше внимание на эмоциях героев, а не на их истории. Но не только с помощью этого.

И вот мы как раз подобрались к тому, что делает эту скульптуру невероятным явлением своего времени.

В чем особенность техники создания скульптуры «Поцелуй»

Скульптор изобразил героев физически красивыми и молодыми. Однако он не идеализирует их и не делает из них бога и богиню.

Мы видим и слишком широкую фигуру Паоло, и его скошенный затылок. А Франческа хоть и прекрасна, но все же ее тело не отшлифовано до невероятной гладкости и блеска. Ее изгибы похожи на очертания реальной женщины.

Ещё раз сравните две скульптуры: академиста и Родена, – разница становится очевидной.

Гейрорд и Роден
Слева: Огюст Роден. Поцелуй. 1882. Мрамор. 182 см (высота). Музей Родена, Париж. Wikimedia Commons. Справа: Реймонд Гейрард. Дафниc и Хлоя. 1855. Мрамор. 153 см (высота). Лувр, Париж. Collections.Louvre.fr.

А теперь самое интересное.

Я уже упоминала выше, что Роден очень хотел передать эмоции героев в тот момент. Ведь их поцелуй был единственным и кратким. Но в это мгновение влюбленности и близости они испытали невероятные ощущения!

Фото детали "Поцелуя"
Фото детали скульптуры «Поцелуй». Musée-Rodin.fr.

Но как это передать в камне?

Роден нашёл ответ в … импрессионизме.

Ведь именно импрессионисты были экспертами в передаче ощущения «здесь и сейчас», в воплощении одного мгновения. Но только с помощью краски.

Моризо. Летний день
Берта Моризо. Летний день. 1879. Масло, холст. 46 х 75 см. Национальная Лондонская Галерея. Wikimedia Commons.

Чтобы передать мгновение, было важно работать быстро, с натуры. А значит, неизбежно приходилось часть пространства оставлять незавершённым.

Да, вполне можно было довести дело до конца в студии. Но такая незавершенность на самом деле была кстати, так как это передавало особенности нашего зрения. В каждое мгновение мы держим в фокусе что-то одно, остальное остаётся неясным и даже размытым из-за периферийного зрения.

Роден тоже оставил «в фокусе» только фигуры. И отшлифовал их. А вот камень, на котором они сидят, оставил как будто необработанным, грубым.

Возвращаемся к импрессионистам. Они не скрывали мазков краски. Когда передаёшь впечатление, уж точно не до того, чтобы сглаживать поверхность. У Берты Моризо мы видим каждый мазок, живущий своей жизнью. И только в совокупности и на расстоянии они создают изображение. Но именно такая небрежность тоже подчеркивает ощущение «здесь и сейчас».

Моризо. Летний день (деталь)

Роден тоже решил не скрывать, как он работал. Ведь его скульптура была сделана с помощью пунктировальной машины. С помощью нее ученик или ассистент вытачивает из камня скульптуру по макетному образцу мастера. И только когда скульптура полностью готова, сам мастер доводит ее до нужного замысла и шлифует.

А теперь посмотрите на вот эти круглые отметины на скульптуре (на щеке и плече Франчески, а также на теле у Паоло в нижнем левом углу).

Фото детали скульптуры
Фото детали скульптуры «Поцелуй». BBC.com.

Такие отметины оставляет как раз пунктировальная машина. И, конечно, их потом удаляют шлифовкой. Но… Роден их оставил!

Конечно, у него была возможность их «стереть». Он же не с натуры работал, как импрессионисты. И во времени не был ограничен. Но он не скрывает «мазки», предпочитая небрежность идеальности. Так он пытается уловить мгновение страсти между влюблёнными.

И ещё один момент. Импрессионистам было не до проработки деталей. Важно было уловить мгновение. И Роден поступает похожим образом. Он прочерчивает с помощью долота линии на головах героев, обозначая волосы. Но так и оставляет их, не смягчая углубления.

Фото детали "Поцелуя"

Также и Моризо двумя-тремя мазками обозначает руки своих героев, не вдаваясь в детали.

На фрагменте выше мы видим книгу в руках Паоло. Она тоже высечена очень схематично. Что ж, не до деталей, когда важно показать первый и последний поцелуй несчастных влюблённых…

Да, недаром Родена называли скульптором-импрессионистом.

Ссылка на бесплатный курс

Ещё немного об истории создания «Поцелуя»

Все началось с Врат Ада (по мотивам «Божественной Комедии» Данте). Их заказали для нового музея в Париже.

Огюст Роден. Врата Ада (гипсовая модель).
Огюст Роден. Врата Ада (гипсовая модель). 1880-1917. 635 см (высота). Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Музей так и не построили, заказ отменили. А Роден не смог остановиться. Работал над дверями всю жизнь. И некоторые их элементы впоследствии превратил в полноценные скульптуры. Тот же «Поцелуй». А ещё знаменитого «Мыслителя». Нашли его на воротах?

И ещё один интересный факт. Роден делал авторские копии своих скульптур. В том числе и «Поцелуя». Так что не удивляйтесь, если увидите «Поцелуй» и в Тэйт Музее в Лондоне (тоже в мраморе), и в Пушкинском музее в Москве (в бронзе), и во многих других местах. Даже в парке Тюильри в Париже.

Скульптура "Поцелуй" в Москве и Париже
Слева: Огюст Роден. Поцелуй (авторская копия). Бронза. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. Pushkinmuseum.art*. Справа: Фото скульптуры Огюста Родена в парке Тюильри в Париже. Civicartproject.com.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

 

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

English Version

 

*Роден, Огюст. Поцелуй (Паоло и Франческа). 1886 https://pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/sk/sk_254/index.php?lang=ru

57 комментариев к “«Поцелуй» Огюста Родена: в чем уникальность скульптуры”

  1. Екатерина

    Оксана, благодарю Вас за еще один глубокий анализ! На первый взгляд, работа известная, но, прочитав Вашу статью, открываешь для себя много новых деталей, на которые раньше не обращала внимание. Композиция Родена “Поцелуй” проникнута тонкой поэзией. Талант скульптора – в умении четко воплотить холодном мраморе человеческие чувства, переживания. В умелых руках мастера камень превращается в живое человеческие тело, которым можно восхищаться без конца…

  2. Надежда

    Замечательная статья! Благодарю Вас Оксана за интересную, малоизвестную информацию, а сравнительный анализ позволяет лучше запоминать!

  3. Благодарю за интересное путешествие в мир Родена. Как всегда познавательно и читается на одном дыхании.
    Успехов автору и глубоких работ.
    С уважением

  4. Olga Uvarova

    Оксана, спасибо вам за интересный рассказ! У меня остался вопрос о технике работы Родена. Исходя из ваших слов. пунктировальная машина – это некий автомат, который сам копирует работу мастера по макету. Пошла искать информацию, но нашла только описания и видео, подобные этому: https://youtu.be/poQkAZyCWes
    Пунктировальная машина позволяет мастеру точно сверяться с исходными объемами, но не выполняет работу за него, верно?

    1. Оксана Копенкина

      Ольга, спасибо, что обратили внимание на неточность описания работы пунктировальной машины. Да, она работает только под управлением человека, шаг за шагом. Поэтому скульптуры Родена вытачивали с помощью нее ученики или ассистенты. А он уже после этого наносил последние штрихи и шлифовал (но тоже не всегда, иногда это тоже делали особо одаренные ученики, например, Камилла Клодель).

  5. Kirina Svetlana

    Оксана, великолепно! Спасибо за подробную статью. Была в музее Родена несколько лет назад, повезло несказанно. Видела Мыслителя, скульптура выставлена на улице. Я была в сентябре, возможно, зимой как-то укрывают. Впечатление от музея, от Мыслителя, от Врат, от всех его работ… Нет слов! Мыслитель до сих пор перед глазами, не могла уйти от скульптуры. Так лаконично и так много сказано! Поцелуй тоже весьма обобщенный образ. Я не знала историю героев, время разукрасило все романтикой и превратило в легенду Думаю, это прекрасно! Нельзя жить только прозой, Нужна поэзия, полет души, фантазия, романтика не только отношений, но и самой жизни.
    Слушала лекцию – Воскресение в Искусстве в Третьяковке, как же я Вас благодарю за курс по живописи Возрождения. Оказывается, много в голове осталось. Придется найти время и все перечитать еще раз и пересмотреть.
    Успеха Вам! Творческих удач!

    1. Оксана Копенкина

      Светлана, как здорово! Тоже очень хочу однажды попасть в этот музей! И очень рада, что знания из моего курса так пригодились!

  6. Екатерина

    Великолепная статья, Оксана! Так прекрасно написали и описали, что дальше остается лишь созерцать этукрасоту в моменте!

  7. Ирирна

    Оксана, СПАСИБО!!!! Как всегда Ваша статья – очень интересная и запоминающая информация!! Историю персонажей для себя услышала впервые. Такого мастера, талантища подарила эпоха…….до сих пор работы скульптора волнуют, будоражат, поражают, вдохновляют….Спасибо ВАМ! Пишите, творите, делитесь!

  8. Татьяна

    Боже! Под гипнозом от его руки на ее бедре.. в этом столько мужской силы и власти и столько нежности и трепета от прикосновения к телу женщины, которая дорога! В этом и нежность и бесстыдство, клубок эротики и пуританских действий.. нереально!

  9. Галина

    Большое спасибо, Оксана, за чудесный рассказ-открытие про эту известную скульптуру.Прочитала на одном дыхании

  10. Good article for naked kiss .The best sculpture art. I am so happy.. lovely historic story post. Very understanding & interesting. .

  11. Алла Павловна

    Оксана! как всегда – безумно интересно, гениально просто – спасибо!

  12. Аноним

    Дорогая Оксана! Как Вы удивительно точно и тонко передаёт мысли художника! Раскрываете, причём бережно, его раскрытие сюжета! Совершенно по- иному начинаешь мыслить, рассматривая давно и хорошо известные работы. Спасибо огромное за ваш труд, за ваш видение искусства, за ваш своеобразный подход к изложению и за образный язык! Будьте здоровы, новых успехов! Наталия Игнатьевна

  13. Оксана, спасибо Вам большое за просвещение!))) Ваши статьи наполнены и интересно написаны. Успехов в Вашей созидательной деятельности!

  14. Оксана, огромное спасибо! Я опять сделала маленькое открытие в известном произведении.

  15. Оксана! Большое спасибо за статью. Очень часто люди говорят, а меня не интересует кто позировал, какова история картины/ скульптуры. Мне же кажется это очень важным. “Поцелуй” настолько часто мелькает то тут, то там, что уже перестаёшь восхищаться им в такой степени, как когда увидела его впервые. После вашей статьи, я буду смотреть на него , как на новую для меня скульптуру, буду искать все то, о чем вы написали. Спасибо большое

  16. Случайно наткнулась на Ваш блог. Огромное спасибо за такие чудесные статьи! Читаются на одном дыхании! Буду иметь в виду на будущее Ваши курсы :)

  17. Спасибо за статью, Оксана. Слов нет, Роден – Мастер. Волнующий миг поцелуя так замечательно чувствуется, когда смотришь на скульптуру. С “Поцелуем” очень созвучна “Вечная Весна”. Любуясь, я вспоминаю вдохновительницу Родена – Камиллу Клодель, она позировала ему, работала с ним, любила его. Она была талантлива( “Вальс”, “Волна”). Как жестоко обошлась с ней судьба. А в жизни Родена почти ничего не изменилось.

    1. Оксана Копенкина

      Алла, да, «Вечная весна» тоже потрясающая. И ее можно посмотреть в Эрмитаже. Про Камиллу Клодель не стала упоминать. Слишком сложные у них были отношения. И судьба у неё непростая. О ней как-нибудь отдельно.

  18. Владимир Дыбин

    Дорогая Оксана, я восхищен Вашим глубоким и тонким анализом “Поцелуя” Родена. Проход к корням, воссоздание ауры с помощью букета кажущихся мелочей, удачное привлечение к оппонированию Берты Моризо. Браво! Идем параллельными курсами. О себе напишу отдельно.

  19. людмила

    Такие замечательные комментарии! Благодарю Оксану и присоединяюсь.А параллель с Моризо! Как это тонко!!

  20. Полина

    Прекрасная статья! Правда 2 момента: Ромео и Джульетта вроде тоже существовали!
    2 про Данте – в те времена жена должна быть верной мужу , несмотря ни на что!

    1. Оксана Копенкина

      Полина, 1 – была уверена, что Шекспир взял за основу античный миф о влюблённых Пираме и Фисбе. 2 — так и есть

  21. VICTOR KUTCHER

    Огромное спасибо за ваши статьи о искусстве. Море интересной информации, польза и удовольствие

  22. Спасибо, Оксана!
    Вы находите те истории, которые делают произведения искусства живыми и запоминающимися. У каждого из них – своя история, окраска! Спасибо Вам!
    ***
    Они – из знатных родов РомАньи,
    Она – ФранчЕска, а он – ПаОло…
    Их поцелуй – вершина романа,
    Который прервался, едва начавшись…

    История этой любви печальна,
    Погибли, как и Ромео с Джульеттой…
    Разница в том, что жили реально,
    Он и Она в восемнадцатом веке.

    Франческа замужем за Джованни,
    Их брак заключён, увы по расчёту…
    Невеста суженного не знала –
    Представлен был брат ей… это – Паоло!

    Любовь нежданно между ними вспыхнула,
    Но целомудренна и чиста –
    Книгу читали о королеве
    И рыцаре Круглого стола*…

    В миг этот ворвался Джованни!
    Супруга и брат? – он выхватил меч…
    Сразу влюбленных сердец не стало,
    Франческа хотела Паоло сберечь…

    Другом семьи был великий Вергилий,
    Историю жизнь он описал** –
    Где души, не размыкая объятий кружили…
    Страсть и любовь! – дорога лишь в ад.

    Роден Врата Ада ваял чертветь века!
    Скульптуры менялись одни на другие…
    История чистой любви стала темой
    Его “Поцелуя”… Где двое – живые!

    Позже, освободил Роден “Поцелуй”! –
    Его заменили просто любовники…
    — Исходит в мир море солнечных струй,
    Нет просто места для адовой пропасти!

    Несовершенство камня – прекрасно,
    Он дышит природой, он дышит страстью!
    И видно, что смерть, над любовью не властна,
    Ведь Жизнь – есть Любовь, во всех ипостасях…
    ***
    С уважением, Елена.

  23. Алексей

    Спасибо за Ваши статьи, узнал много нового и интересного.
    А вот мне любопытно: может Роден не собирался делать никакой импрессионизм в этой скульптуре, а ему просто было лень (некогда) доводить скульптуру до завершения )))
    Теперь люди обсуждают, насколько необычна эта скульптура, а он смотрит на это и хихикает ))))

    1. Оксана Копенкина

      Алексей, я все же придерживаюсь версии, что такая “недоработанность” намеренная. У Родена к моменту создания этой скульптуры была целая команда помощников, которые помогали ему как раз с техническим исполнением его задумок. Так что вряд ли они вот так обленились:)

  24. Светлана

    Благодарю Вас, Оксана! Вашими статьями открывается новый мир в искусстве! Всех Вам благ!

  25. Лет 17 назад с подругой путешествовали по Европе. 3 дня в Париже, первые 2 дня обязательные- обзорная экскурсия, Лувр, Версаль, прогулка по Сене. Последний день-прощальный -свободный. Обмениваясь планами на этот день с экскурсоводом-славным молодым человеком, узнали, что он хочет посетить музей Родена. О Родене знали только, что это скульптор, который создал “Мыслителя”. Решили пойти за компанию. 1-ый зал- наброски, у нас чувство недоумения- люди в неестественных позах-странно.. Дальше больше- “Руки бога” -философия в камне! Начинают работать не только глаза, но и мозг. От скульптуры к скульптуре просыпаются эмоции, чувства, сопереживание, чувственность, восторг! Столько лет прошло, а впечатление-ощущение живо. До сих пор помню чувственный восторг от ” Я Прекрасна!”. Только вот так, в сильных, страстных, уверенных и нежных руках Мужчины -Женщина может осознать, понять и поверить, что она не эфемерное существо, а ЖЕНЩИНА! Желанная и прекрасная, единственная!
    Большое спасибо Вам за статью.
    Позднее, сравнивая залы Лувра с античными скульптурами и залы музея Родена, я размышляла, почему так меня “зацепили” творения Родена? И там и там есть движение, фигуры не статичны. Теперь, благодаря Вам, я осознала – ключевое слово ВПЕЧАТЛЕНИЕ (impression). Роден заставляет сопереживать, сочувствовать своим творениям. Удивительно, как он остановил в камне то, что так мгновенно, едва уловимо в жизни!

    1. Оксана Копенкина

      Зоя, спасибо за то, что поделились своими впечатлениями. Я как будто с Вами походила по этим задам. К сожалению в этом музее не была. Была в Париже всего два дня и выбрала пойти в… музей Орсе.

Добавить комментарий