“Рождение Венеры” Боттичелли. Тайна божественной красоты

Боттичелли рождение венеры

Перед нами прекрасная богиня Венера. Боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу. Где ее ждёт нимфа времён года Ора, чтобы укрыть покрывалом с цветочным орнаментом.

Венера невообразимо красива. Это один из самых пленительных образов Эпохи Возрождения. Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой.

Красивее уже некуда. Разве что ступни Боттичелли всегда изображает своеобразно. А в остальном – глаз не оторвать.

Как же ему это удалось? Неужели только за счёт внешней красивости эта “Венера” так знаменита? И почему это же лицо мы встречаем на многих картинах Боттичелли?

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Боттичелли автопортрет
Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Боттичелли – эстет с большой буквы

Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.

Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей.

Посмотрите на его ангелов и нимф.

Фрагменты картин Боттичелли. Слева: деталь “Мадонны Магнификат” 1480 г. Справа: деталь “Весны” 1482 г.

На такие лица смотреть – одно удовольствие. Боттичелли воспевал красоту. И жаждал нести эту красоту окружающим.

Но при этом Боттичелли не переходит границу, которая отделяет истинное произведение искусства от пустой декоративности. Ещё чуть-чуть и мы бы сказали, что такая красота слишком приторная.  Почему он не переходит эту грань?

Потому что его герои наделены ещё внутренней красотой. Которая легко читается по глазам. Взгляд Венеры полон лёгкой грусти, одиночества. А ещё там доброта и умение прощать. Это взгляд скорее Мадонны, нежели греческой богини.

Боттичелли рождение Венеры фрагмент
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. 1484 г. Галерея Уффици, Флоренция

Венера или Мадонна ?

Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством.

Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

Фрагменты картин Боттичелли. Слева: Мадонна на троне. 1480 г. Частная коллекция. Справа: Мадонна Магнификат. 1480-1481 гг. Галерея Уфицци.

Причём Боттичелли не выдумал этот образ. Он знал такую женщину. Наделённую удивительным сочетанием внешней и внутренней красоты.

История ее любви и смерти произвела неизгладимое впечатление на художника. Вот она, Симонетта Веспуччи.

Боттичелли Симонетта Веспуччи
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

Она была одной из красивейших женщин Флоренции. В неё без памяти был влюблён младший брат правителя этого города-государства, Джулиано Медичи.

Скорее всего, их отношения были платоническими. Она была замужем. Он был благородным рыцарем. Он провозглашал ее дамой своего сердца и отважно дрался на турнирах. Очень романтично. Но их ждала трагедия.

Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Заговорщик накинулся с ножом на главу династии, Лоренцо Медичи. Джулиано кинулся прикрыть брата. И был насмерть зарезан.

Боттичелли дружил с Джулиано. Поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах.

Забвение длиною в 300 лет

“Рождение Венеры” далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.

Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли.

Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.

В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными.

Свою “Венеру” Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.

Слева: фрагмент картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.

А второе преимущество Рафаэля заключалось в композиции.

Боттичелли иногда критикуют за коллажность его работ. Да, композиция не была его сильной стороной. Порой его герои просто стоят в ряд. Как, например, на знаменитой картине “Весна”.

Боттичелли весна
Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Рафаэль же создавал сложнейшие композиции. И в сочетании с красивыми и живыми образами стал образцовым мастером. Которому стремились подражать многие поколения художников.

Рафаэль святая Цецилия
Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия

И вот когда уже каждый жест с полотен Рафаэля был тысячекратно повторен в картинах других художников, часть из них сказали “Хватит!”

И решили посмотреть, как работали художники до Рафаэля. И открыли для себя “Рождение Венеры” и “Весну” Боттичелли.

Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.

У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.

Слева: Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон. Справа: Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция 

Рухнувший мир Боттичелли

Еще по одной причине “Венера” Боттичелли была надолго забыта.

Однажды во Флоренции появился харизматичный фанатик, Савонарола. Который своими проповедями начал обличать правление Медичи. И призывал сжигать все “суетное”, то есть предметы роскоши.

Впечатлительный Боттичелли поддался этому влиянию. И сжёг немало своих картин. Постепенно из его работ ушла красота. А ощущение одиночества и грусти, которые читались ещё в “Венере”, лишь усилилось. Так появилась его “Покинутая”.

Боттичелли покинутая
Сандро Боттичелли. Покинутая. 1495 г. Частная коллекция, Рим

Эта работа создаёт невероятный контраст “Венере”. Смятые одежды, словно сброшенные крылья. Глухая стена с кусочком неба.

Ясный и прекрасный мир стал недоступен. Надежды нет. Савонаролу сожгли. Как обычно это бывает с революционерами, он погиб от рук своих же последователей. А прекрасный мир при дворе Медичи уже не вернуть.

Они изгнаны из города в 1494 году, за год до написания “Покинутой”. И вернуться лишь в 1512. Но Боттичелли уже не будет в живых.

Ссылка на бесплатный курс

Подведем итог

Если вы хотите насладиться красотой, вам – к Боттичелли.

“Венера” Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных. В одном ряду с Сикстинской Мадонной Рафаэля.

Прерафаэлиты заново открыли миру Боттичелли. Они продолжили его дело, множа красоту в своих работах.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Англоязычная версия статьи

23 комментария к ““Рождение Венеры” Боттичелли. Тайна божественной красоты”

  1. Что касается ” умения прощать” в глазах ” Венеры” Ботичелли-это вы конечно увлеклись собственной интерпритацией. Ничего там такого и рядом не стояло. Всё проще-прелестное грустное лицо. А грусть, как олицетворение мимолётности Красоты. Увы, всё конечно в этом мире. Тем более красота, тем более такая, какую имел в виду Ботичелли.

  2. Очень интересный материал, и прекрасно изложен.
    А кто и что читает в глазах нанесенных на холст образов, это все индивидуально и зависит от личного опыта .

  3. Аноним

    Сочетание внешней и внутренней красоты-это действительно сила во все времена. Очень впечатлила история влюбленных..она будет жить благодаря Вашим работам. Оксана, спасибо огромное за Ваш труд, для меня это прекрасное времяпрепровождения!

  4. Наталья

    Оксана, большое спасибо за простое, интересное, без научных терминов и заумных выводов изложение материала. Получаю эстетическое удовольствие, погружаясь в мир художников различных эпох! Сейчас это так важно, когда вокруг только негатив и фэйки. Красота спасет мир! Спасибо за приобщение к ней.

    1. Оксана Копенкина

      Наталья, спасибо огромное за такой искренний отзыв! Мне очень приятны Ваши слова

  5. Аноним

    Спасибо, дорогая Оксана, что делитесь вашей любовью к прекрасному со всеми, кому оно не безразлично. Ваш сайт – бальзам для души.

  6. Аноним

    Как-то везде причины успеха Савонаролы невнятно описывают. И почему не только Сандро, но и другие сожгли тогда свои произведения? Причем – не всё подряд, а только определённого толка. С какого перепугу счастливые флорентийцы вдруг поголовно бросились каяться?

    1. Оксана Копенкина

      Здорово, что задаёте такие вопросы. Исторический контекст очень важен для понимания искусства. Но в одну статью всего не уместить. Лучше почитать отдельно об истории Флоренции XV века. Но если в двух словах, мое мнение: Флоренция, если можно так выразиться, опередило своё время в плане развития общества. Вокруг были другие нравы. Неизбежно они подавили ростки демократии и свободу мысли и самовыражения. Савонарола — лишь часть этого процесса подавления.

  7. Аноним

    Огромное спасибо.с большим удовольствием читаю и жду следующей лекции

  8. Анна Дуванова

    Это фантастика! И фаюмские портреты и женщины с картин Ботичелли АБСОЛЮТНО СОВРЕМЕННЫ. Пока не вижу других примеров среди гениев всех времен и народов.

  9. Оксана, огромное спасибо за Ваши статьи! Недавно открыла для себя Ваш дневник и получаю огромное удовольствие наряду со знаниями. В Вас чувствуется профессионал, а доступное и увлекательное объяснение сложного материала делает статьи великолепными. Жду каждый день с нетерпением очередного “письма” по курсу! :)

    1. Оксана Копенкина

      Юлия, благодарю за такие приятные слова! Дальнейшего Вам приятного обучения!

  10. Вячеслав

    История живописи тесно связана с историей Вселенской Церкви: упадок веры, превращение Католической теперь Церкви в финансовую корпорацию, постепенно люди перестали смотреть на Небо и перевели взгляд на землю, а там девчонки красивые, лепота кругом – вот и не стало ликов, появились лица, не познавшие духовного перерождения. Кстати, ребята из рода Медичи приложили для этого существенные усилия. Как-то так, если совсем вкратце…

Добавить комментарий