Русские художники. Главные новаторы русской живописи

Рокотов. Струйская.
Светская живопись в России появилась относительно недавно. В 1666 году на Московском Соборе было разрешено изображать не только святых, но и простых смертных.
До этого в России была иконопись со строгими канонами. Но о ней предлагаю поговорить отдельно. Читайте мою статью “Русские иконы”.
А в этой статье мы сосредоточимся на художниках светской живописи.
Итак, во второй половине XVII века появляются первые парсуны, то есть изображения персон, личностей. Конечно, первыми удостоились чести быть изображёнными цари и знатные особы.
Парсуна "Царь Алексей Михайлович"
Неизвестный мастер Оружейной палаты. Портрет царя Алексея Михайловича. Конец 1670-х — начало 1680-х годов. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Мастер этой парсуны нам неизвестен. Мы только знаем, что он служил в Оружейной палате.
А мы поговорим о тех художниках, которые совершили невероятные прорывы уже в следующем, XVIII столетии.
Речь идёт о таких прорывах, что буквально за 100 лет к первой половине XIX века русская живопись завоевала мировую славу. И это несмотря на то, что в стране не было эпохи Возрождения и даже Барокко.
Итак, кто же эти новаторы и таланты? Разберём семь самых выдающихся русских художников.

Очень рекомендую внимательно прочесть статью. Так как в конце Вас ждет мини-тест. Вы сможете проверить, насколько хорошо Вы знаете русских мастеров.

Андрей Матвеев (1702-1739)

 

матвеев андрей
Андрей Матвеев. Автопортрет с женой (фрагмент). 1729. Русский музей.
Именно с портрета началось развитие светской живописи в России. В связи с этим нельзя не упомянуть Андрея Матвеева. Ведь он первым изобразил человека простого происхождения. То есть самого себя.
Матвеев. Автопортрет с супругой
Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
До него изображали только знатных людей. А тут – сын простого разночинца, коим являлся Матвеев. А его супруга была дочерью кузнеца.
Причём обратите внимание, какого высокого качества портрет! Вот сравните с портретом той же эпохи другого художника.
Неизвестный художник. Портрет Паниной. Первая четверть XVIII века
Неизвестный художник. Портрет А.И. Паниной (в замужестве княгини Куракиной). 1715. Тверская галерея. Фото из личного архива автора.
Очевидно, что Матвеев был на голову выше своих коллег в профессиональном плане. И в плане работы со светотенью, и в плане соблюдения пропорций тела.
Конечно, у художника было преимущество. Заметив его большой талант, Петр I отправил учиться его в Голландию и Бельгию. Матвеев был первым русским художником, который получил полноценное академическое образование.
Поэтому ему доверяли написание портретов самых знатных людей страны. Но обратите внимание на особенности вот этого портрета царя.
Матвеев. Петр I
Андрей Матвеев. Портрет Петра I. 1720-е. Русский музей, Санкт-Петербург.

В нём нет ничего от пышного барокко Рубенса. А именно этому стилю его обучали в Европе. Его портрет лишён чрезмерных деталей, а также атрибутов статуса. Пожалуй, это самый доброжелательный образ Петра I.

В силу своего мягкого и доброго характера Матвеев и в других видел самые положительные качества и подчеркивал их в своих героях. Увы, до нас дошло очень мало станковых работ этого замечательного художника.

Когда он вернулся в России после обучения, Петр I уже умер, а его наследники использовали талант художника кто во что горазд. Да, были заказы на роспись Петропавловского собора и залов Эрмитажа. Но чаще его посылали расписывать кареты и голубятни.

В 37 лет Матвеев ушел из жизни. Скорее, “сгорел” под гнётом бесчисленных заказов.

Однако он успел передать свои знания и навыки молодым коллегам. Именно с него и началась профессиональная светская живопись в России. Тем более продолжила развиваться портретная живопись. Следующий наш герой – один из самых выдающихся портретистов своего времени.

Фёдор Рокотов (1735-1808)

 

Фёдор Рокотов. Автопортрет.
Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Когда мы говорим о Фёдоре Рокотове (1735-1808), то сразу вспоминаем его русское сфумато. Как и у Леонардо да Винчи, его дамы словно покрыты легкой дымкой.

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом).
Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

На самом деле Рокотов и не думал создавать эффект дымки! И уж тем более он не предполагал, что это будет его визитной карточкой.

Да, улыбки и правда у него прекрасны. Лёгкие и скромные. И взгляды у дам спокойные и мягкие. Как будто на этих портретах остались их души.

Рокотов был невероятным для своего времени колористом. Тончайшая градация оттенков розового на портрете выше создает эффект трепетания воздуха.

Сравните его цветовые решения с тем, что предлагали другие художники той же эпохи.

Рокотов в сравнении с современником

На картине слева цвет слишком локальный. То есть мало связанный с особенностями фигуры, а уж тем более характером героини. В то время как Рокотов наделяет цвет особой функцией нести послание о своем модели.

Вот дымчатый и горчичный цвета удивительно идут помещице Струйской. Сами по себе оттенки сложные. Да еще так ясно подчеркивают её скромность и обаяние!

Федор Рокотов. Портрет Струйской.
Федор Рокотов. Портрет Струйской. 1770-е. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Итак, на этом портрете мы тоже видим иллюзию лёгкой дымки. И создал её не Рокотов, а… время!

Конечно, художник к этому тоже причастен. Выбирал такую некачественную грунтовку, которая со временем проникала в слой краски и как бы размывала её. Так и получался эффект дымки.

К сожалению, такой грунт не может до конца просохнуть, а значит, картины продолжат «таять». Пока не придумали метода, чтобы остановить этот процесс, увы. И однажды шедевры Рокотова исчезнут.

Но не все. Вот портрет Екатерины II. На нем нет никакой дымки!

Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II.
Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Это более ранний портрет. Рокотов еще использовал стандартную грунтовку. Тем более какие могут быть эксперименты, когда речь идет о портрете самой царицы!

Создание этого портрета было настоящим звёздным часом Рокотова. Ведь очень придирчивой Екатерине II он очень понравился. До такой степени, что в случае создания гравюр она приказала использовать именно образ Рокотова. Таким образом молодой художник переплюнул именитых иностранцев.

Но всё-таки в Москве конкуренция была гораздо ниже. И художник переехал в этот город, став там главным портретистом местного света.

В отличие от Матвеева он прожил долгую жизнь. Воспитал множество учеников, которые подражали его манере. К сожалению, в связи с этим далеко не все портреты до сих пор правильно атрибутированы (то есть их авторство под сомнением).

Но благодаря в том числе и Рокотову портретная живопись в России с тех пор была почти всегда на высоком уровне.

Однако во второй половине XVIII века в России начал развиваться не только портретный жанр. На сцену вышел исторический живописец.

Антон Лосенко (1737-1773)

 

Антон Лосенко. Автопортрет
Антон Лосенко. Автопортрет (?). Конец XVIII века. Третьяковская галерея.
Антон Лосенко был одним из первых исторических живописцев в России. То есть он был тем, кто писал картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты.
Матвеев, о котором я рассказывала выше, писал не только портреты. Вот, например, его “Венера и Купидон”.
Андрей Матвеев. Венера и Купидон.
Андрей Матвеев. Венера и Купидон. 1726. Русский музей, Санкт-Петербург. Museumsworld.ru.
Но очевидно, что ему пока не давались сложные ракурсы и обнажённая натура. Мы видим слишком крупную шею у Венеры, разные по длине плечи, а также чрезмерно крупную нижнюю часть тела Купидона.
А вот Антон Лосенко, обучившись во Франции и Риме, с такими задачами уже справлялся.
Лосенко. Каин
Антон Лосенко. Каин. 1768. Русский музей, Санкт-Петербург.
Более того, он создал учебное пособие для Академии Художеств о пропорциях человека. В том числе благодаря ему русские художники уже в первой половине XIX века не просто встали на один уровень мастерства с западными художниками. Они смогли поразить европейскую публику. Но об этом позже.
А пока расскажу о других достижениях Лосенко.
Лосенко. Чудесный улов
Антон Лосенко. Чудесный улов рыбы. 1762. Русский музей, Санкт-Петербург.
Обратите внимание, насколько много фигур на полотне. Художник мастерски располагает большое количество персонажей так, чтобы это выглядело гармонично.
Главный герой Христос находится в центре на возвышении. Он является композиционным центром. Остальные персонажи, по сути, служат его обрамлением. Типичный для классицизма приём.
Мы видим также чёткое разделение на передний и задний фоны. Всё важное происходит на переднем плане. Задний фон очень условен и скорее похож на театральный задник.
Но мы можем отметить еще один важный прорыв. Лосенко создавал картины и на сюжеты из русской истории! Так, он изобразил, как князь Владимир сватается к Рогнеде после захвата города и убийства её близких.
Лосенко. Владимир и Рогнеда
Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Это сюжет из реальной истории. Поэтому мы можем говорить о том, что Лосенко – первый в своем роде.
После него художники создадут немало картин на сюжеты из русской истории. Самые выдающиеся из них мы как раз изучаем на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.
Лосенко умер в 36 лет (да что ж такое!) от водянки. Однако он успел оставить работы, на которые равнялись художники следующего поколения. В том числе наш следующий герой.

Карл Брюллов (1799-1852)

 

Брюллов. Автопортрет
Карл Брюллов. Автопортрет. 1847. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Карл Брюллов уже в юности был признан большим талантом. Поэтому Академия Искусств отправила его стажироваться в Италию. Там сложилось всё: и его способности, и уже существующие каноны в русской живописи, и итальянская, пропитанная искусством среда.

В результате Брюллов создал работу “Итальянское утро”.

Брюллов. Итальянское утро
Карл Брюллов. Итальянское утро. 1823. Кунстхалле Киля. Wikimedia Commons.

Картину очень хвалили в Италии. Но главное, она была совершенным чудом для русских. До такой степени, что Академия Художеств подарила её супруге Николая I, Александре Фёдоровне.

Что же в ней необычного?

Во-первых, невиданное ещё для русской живописи изображение НЮ. Крайне редкое явление. Общество только начало привыкать к светской живописи. А здесь такое! Но так как образ получился почти скромным, насколько это было возможно, его благосклонно приняли.

Во-вторых, зрителей поразил особый свет на картине. Девушка освещена сзади солнцем. А её лицо в то же время освещается отблесками солнечных лучей в фонтане. Для того времени – сложносочинённая иллюзия. И с ней мог справиться только выдающийся мастер.

Но следующая картина уже окончательно всех поразила. Речь идет, конечно, о “Последнем дне Помпеи”.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Зрители восхищались очень удачной композицией с разбивкой героев на несколько групп. Удачными были и сами герои с идеализированными лицами.

Но главным было другое. Ведь и до Брюллова создавали многофигурные картины. Как тот же Лосенко, о котором мы говорили выше.

Однако у других художников всё было подчинено прославлению одного главного героя. У Лосенко это Гектор. А вот у Андрея Иванова это князь Мстислав Удалой.

Андрей Иванов
Андрей Иванов. Единоборство князя Мстислава Удалого с касожским князем Редедей. 1812. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

А Брюллов НЕ выделяет главного героя. Он показывает страдания и последние секунды жизни группы людей!

К тому же он выбирает необычную тему – противостояние природы и человека. Она уже давно прорабатывалась романтиками Европы. Как у того же Жерико.

Теодор Жерико. Плот Медузы.
Теодор Жерико. Плот Медузы. 1819. Лувр, Париж. Wikimedia Commons.

И вот эту тему развернул русский художник Брюллов. Потом она будет встречаться и у других романтиков, таких как Айвазовский.

Айвазовский. Девятый вал.
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Это был триумф. Впервые заговорили о русском живописце по всей Европе. Прошло всего 100 лет с момента появления светского портрета Матвеева. И уже такой успех и прорыв!

Картина “Всадница” лишь укрепила его успех. Итальянцы ставили Брюллова в один ряд с Рубенсом и Антонисом ван Дейком.

Брюллов. Всадница
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Действительно, художнику удалось не просто написать портрет девочек, воспитанниц заказчицы картины Юлии Самойловой. Это ведь и жанровая сцена.

Девушка подъезжает после прогулки к дому. А девочка выбежала на балкон, чтобы встретить сводную сестру. И восхищенно смотрит на красотку.

Конечно, сейчас мы можем придраться. Ведь лицо девушки слишком спокойно, не соответствует тому, что лошадь так дёрнулась и задрала голову. Но в то время такое однозначно прощалось. Это был уникальный портрет, который так мастерски вплетён в бытовой жанр.

Слава Брюллова была столь громкой, что Николай I требовал от художника вернуться в Петербург. Во-первых, чтобы наградить и похвалить. Во-вторых, государю самому нужны были великие мастера. И когда тот вернулся, ему поручили расписывать Исаакиевский собор.

Четыре года художник посвятил росписи храма. Так, он расписал огромный плафон купола. Святых он расположил по кругу, оставив место для золотисто-голубого неба.

Брюллов. Роспись купола в Исаакиевском соборе
Брюллов. Богоматерь во славе. Роспись плафона купола в Исаакиевском соборе. 1843-1847. Cathedral.ru.

Однако изнурительные работы подорвали здоровье художника. Не доделав части росписи, он вынужденно отказался от работы.

Брюллова отпустили лечиться в Рим. Там он и умер на 53 году жизни.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Карл Брюллов был портретистом аристократии, воспевающим красоту человеческого тела и силу природы. Но уже следующее поколение художников пошло другим путём. На арену вышли реалисты и передвижники.

Илья Репин (1844-1930)

Илья Репин. Автопортрет. 1887.
Илья Репин. Автопортрет. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Илья Репин так же, как и Брюллов, учился в Академии Художеств в Петербурге. И прекрасно усвоил каноны классицизма. Так что его первые работы вполне можно спутать с работами классицистов.

Репин. Воскрешение
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Однако художник быстро почувствовал, куда ветер дует. А в то время он дул в сторону реализма и изображения простых людей.

И вот он создал своих знаменитых “Бурлаков на Волге”.

Илья Репин. Бурлаки на Волге.
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

На картине мы видим несчастных бурлаков, которые вытягивают с мели корабль. Речь уже не идёт ни о какой идеализации. Лица тёмные от долгой работы на солнце. Вещи – просто лохмотья.

Еще обратите внимание: мы можем “читать” особенности характера, а также степень мотивации каждого персонажа. Кто-то тянет усердно, кто-то ленится. В этом тоже проявляется реализм художника. Он подчеркивал незначительные детали, которые классицист бы точно опустил.

За талант и перспективность Репин был отправлен в Париж. А там вовсю развивался импрессионизм. Художник впоследствии во многих своих работах будет использовать приёмы этого стиля.

Например, в этой работе он изобразил дочь, как будто застигнутую врасплох после пробуждения. Вполне себе такая жизненность в духе французских импрессионистов.

Репин портрет Нади Репиной
Репин И.Е. Портрет Нади Репиной. 1881. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Wikimedia Commons.

Однако Репин всю жизнь был верен товариществу передвижных выставок. И разделял их идеи правдивого изображения русских типов, их забот и чаяний. Так родилась картина “Крёстный ход в Курской губернии”.

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии.
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1883. Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.

Здесь, в отличие от Брюллова, Репин никого не приукрашивает. Напротив, современники художника упрекали его в отсутствии хотя бы одного миловидного лица.

Мы также видим совсем иной тип композиции. Брюллов в картине “Последний день Помпеи” разбил всю толпу на группы и поместил каждую из них в условный треугольник или квадрат.

У Репина и близко такого нет. Это сплошная толпа. При этом на переднем плане никого нет. Для классициста просто немыслимый приём. К тому же мы вообще не видим, кто является главным героем.

Им мог бы быть священник впереди крёстного хода (человек в жёлтом облачении в центре – это дьякон, более низкий чин).

Но художник “обрезает” начало процессии краем картины. А в первую очередь нам в глаза бросается мальчик-инвалид. Вполне в духе передвижников, которые писали угнетенных и слабых.

Репин прожил долгую жизнь и умер в своей усадьбе Пенаты. После революции 1917 года это место стало территорией Финляндии. Советское правительство звало художника вернуться в Петербург. Но тот так и не сделал этого.

А вот следующий наш герой пережил 1917 год в России. Посмотрим, как сложилась его судьба.

Виктор Васнецов (1845-1926)

 

Васнецов. Автопортрет
Виктор Васнецов. Автопортрет. 1873. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.

Виктор Васнецов учился в Москве и почти сразу попал под влияние передвижников. Поэтому его первые герои – это представители самых уязвимых слоев общества. Например, старики.

Васнецов. С квартиры на квартиру
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея.

Однако важно учесть, что в 1870-х годах началась мода на всё русское. Александр Афанасьев собрал в единую книгу народные сказки. Александр Островский написал пьесу “Снегурочка”. А еще была найдена копия рукописи “Слово о полку Игореве”. Все эти события произошли примерно в одно время.

Рано или поздно эта мода нашла бы отражение в живописи.

Васнецов был сыном священника из глубокой провинции. Поэтому он жил в сельской местности, много общался с крестьянами. И хорошо знал фольклор. Неудивительно, что он одним из первых начал создавать картины на сказочные сюжеты.

Васнецов. Витязь на распутье
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

В 1880-х годах он принял предложение историка Адриана Прахова расписывать Владимирский собор в Киеве. На волне интереса к русской истории стало возрождаться и церковное искусство.

Именно Васнецов внёс в это значительный вклад, создав невероятные образы святых. Они сочетали в себе чистоту, возвышенность с реализмом (иллюзией объема), который соответствовал эпохе.

Васнецов. Богоматерь с младенцем в Киевском соборе
Виктор Васнецов. Богоматерь с младенцем Христом. Роспись во Владимирском соборе Киева. 1885-1893. Источник: pulse.mail.ru.

В XX веке Васнецов по-прежнему занимался станковой живописью в сказочном жанре. И после революции 1917 года его главным трудом стал цикл картин “Поэма семи сказок”.

В этих образах уже видна стилистика модерна. Именно Васнецов был одним из тех, кто привнес эту стилистику в русскую живопись. Ей свойственна красочность, обилие растительных орнаментов, более плоское и стилизованное изображение.

Васнецов. Спящая красавица
Виктор Васнецов. Спящая царевна. 1926. Третьяковская галерея. Artchive.ru.

Васнецов оставался в России до самой смерти. И умер в своем доме в Мещанском районе Москвы в 1926 году.

Более подробно об этом художнике читайте в статье “Виктор Васнецов. От реализма к модерну”.

Но не только Васнецов сделал отступление от главного стиля русской живописи XIX века – реализма. Наш следующий герой активно привносил в реализм такой стиль, как импрессионизм.

Ссылка на бесплатный курс

Валентин Серов (1965-1911)

 

Серов. Автопортрет
Валентин Серов. Автопортрет. 1883. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Валентин Серов, будучи подростком, учился живописи у Ильи Репина в Париже. Там жила мать юного Валентина. Она и пристроила сына к знаменитому передвижнику, пока тот жил в Париже.

Как я уже писала в о Репине, тот “заразился” в Париже импрессионизмом. И передал эту симпатию своему ученику.

Нет, это не значит, что Серов стал импрессионистом. Но так же, как и Репин, он стал использовать некоторые приёмы стиля в своей живописи. Это мы и видим в первой его значительной работе “Девочка с персиками”.

Валентин Серов. Девочка с персиками.
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Серов использовал широкие пастозные мазки. На самом деле это лишь стилизация. Ведь импрессионисты работали в такой манере, чтобы успеть быстро запечатлеть увиденное. Порой за 10-20 минут. Там уж было не до детального рисунка и скрытия мазков.

А вот Серов работал долго, несколько месяцев. И такие мазки ему нужны были для создания эффекта жизненности и иллюзии вибрирующего воздуха.

Написав еще несколько подобных работ, Серов постепенно стал получать заказы на портреты. Он по-прежнему над каждым из них работал долго, основательно. Но в результате выходило лёгкое, воздушное пространство. Как будто и правда художник работал один-два сеанса.

Серов. Княгиня Юсупова
Валентин Серов. Княгиня Юсупова. 1902. Русский музей, Санкт-Петербург.

Любили Серова и за его умение передать особенности характера модели. Этим он отличался от импрессионистов. Так как тем был не важен внутренний мир героев. Они были сосредоточены на световых эффектах.

Но порой Серов буквально разоблачал своих героев.

Так, княгине Юсуповой не понравилось то, как художник изобразил её фигуру. Она ей показалась слишком расслабленной, изогнутой. Как будто княгине недостает стержня, и она слишком зациклена на жизненном комфорте. Недаром же Серов “обложил” её подушками и шубами со всех сторон.

Но даже такие моменты не помешали Серову стать главным портретистом России рубежа XIX-XX веков. Заказов было много. Поэтому никто не ожидал однажды увидеть вот такой портрет.

Серов. Ида Рубинштейн
Валентин Серов. Ида Рубинштейн. 1910. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Неожиданно для всех Серов создал портрет в стиле модерн. Причём здесь мы видим не просто почти плоскую форму. Ида словно прочерчена на стене: цвет её кожи сливается с цветом пространства.

Художник был восхищен танцовщицей и считал её новой Венерой, то есть воплощением совершенно иных стандартов красоты. А значит, она достойна быть увековеченной в виде барельефа. Её силуэт – символ нового времени.

Как это время развернётся, Серов, к сожалению, не узнал. Он умер через год после окончания этого портрета, в 1911 году, в возрасте 46 лет.

Заключение

Русская живопись уникальна тем, что развивалась просто немыслимыми темпами. Буквально за два века она прошла путь, который другие страны проходили гораздо дольше.

Понятно, что было у кого учиться и на кого равняться. Но всё же этот случай говорит об одном: человек может многое. Особенно когда помнит, что он творец.

 

Мы остановимся на первой половине XX века. Не дойдем чуть-чуть до авангарда и современной живописи. Это уже совсем другое искусство. Если оно Вам интересно, Вы можете прочесть статьи о самых знаковых художниках и главных шедеврах этой эпохи:

А если Вы много читали о разных русских художниках и уже хотите соединить Ваши знания в единую схему, понять последовательность развития русской живописи, приглашаю Вас на мои авторские курсы:

Тест для тех, кто дочитал статью до конца:)

Где работа русского художника XVIII века?
Рембрандт и Лосенко
А здесь узнаете руку русского мастера XIX столетия?
Моне и Репин

Ответы на задания

1. На первом коллаже мы видим две картины “Жертвоприношение Исаака”. Одну из них написал еще в XVII веке Рембрандт. А вот вторая принадлежит кисти Антона Лосенко, русского художника XVIII века.
Последнего можно узнать по канонам классицизма. У него Исаак – это идеализированный юный подросток с белокурыми волосами. И нет такой эмоциональности, как у Рембрандта, представителя барокко. Обратите внимание, как жестоко отец держит лицо мальчика.
Лосенко также выделяется наличием трёхцветки (красный, жёлтый, синий), которая свойственна классицизму. При этом колорит локальный, то есть как бы живёт сам по себе, не взаимодействуя с цветом пространства. В то время как у Рембрандта колорит ближе к монохрому: цвет фигур и пространства созвучны.
Итак, правильный ответ Вы найдете ниже. Кстати, обе картины можно посмотреть в Санкт-Петербурге.
Рембрандт и Лосенко
Слева: Рембрандт. Авраам приносит в жертву Исаака. 1635. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons. Справа: Антон Лосенко. Авраам приносит в жертву сына своего Исаака. 1765. Русский музей, Санкт-Петербург. Gallerix.ru.
2. На этом коллаже мы видим две картины XIX века. Они созданы примерно в одно время. Однако одна из них принадлежит русскому художнику Илье Репину. А вторая написана французским импрессионистом Клодом Моне.
Несмотря на сходство мотивов (прогулка женщин и детей на природе), мы видим разницу в стилистике.
Илья Репин использует более тонкое письмо. В то время как Клод Моне работает широкими мазками.
Ещё мы видим, что Репин более реалистичен в написании луга. Его цветы мелкие. А у Клода Моне головки красного мака большие, буквально с голову ребенка. Это не значит, что их такими увидел художник.
Дело в том, что он работал на пленэре, за один сеанс. И чтобы успеть уловить происходящее, он не стал выписывать цветы, наметив их головки большими мазками. Репин же работал более тщательно и явно не один сеанс.
Итак, ниже Вы найдете ответ:
Моне и Репин
Слева: Илья Репин. На меже. 1879. Третьяковская галерея. Справа: Клод Моне. Маки. 1873. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Архив статей

Перейти на главную страницу

Курсы по искусству

20 комментариев к “Русские художники. Главные новаторы русской живописи”

  1. Елена Белинская

    Оксана, потрясающе! Очень люблю Ваши статьи! Интересно, легко, глубоко!

  2. Екатерина

    Без русских живописцев невозможно представить себе мировой художественный контекст. Ведь никто не напишет величие морской стихии так, как Иван Айвазовский. Карл Брюллов – один из лучших портретистов своего времени. Персонажей русских сказок знают такими, какими их изображал Виктор Васнецов. Талант Ильи Репина с помощью живописных приемов мастерски описывать страдания людей ХIX века сделал его ключевой фигурой русского реализма. Федор Рокотов – один из самых востребованных портретистов столичных знатных дворов XVIII века. Позировать для Валентина Серова – импрессиониста и мастера психологических портретов – было большой честью для современной художнику элиты. Оксана, премного благодарна Вам за интересный экскурс в такой волшебный и многогранный мир изобразительного искусства! Всегда с нетерпением жду Ваших новых записей, чтобы с удовольствием погрузиться в живопись. Вы – мой любимый эксперт и проводник в этой сфере!

    1. Оксана Копенкина

      Катерина, спасибо Вам за дополнение! Очень приятные слова для меня

  3. Светлана

    Замечательно! Очень интересно, познавательно, оригинально в изложении материала. Спасибо огромное! Жду с нетерпением следующих статей

  4. Аноним

    Спасибо огромное. Очень интересно. Я далека от живопису и мне очень нравятся ваши статьи

  5. Здравствуйте, Оксана. Благодарю за очередную интересную статью. Зачиталась, засмотрелась на фото картин. Так приятно Вы умеете погружать в этот любимый прекрасный мир художественного искусства. Благодарю.

  6. Пинквас Игорь

    Хорошая ,позновательная ,статья. Написана простым и понятным языком ,без перегруженности терминами и излишними деталями. Последовательно показана эволюция русской живописи ,с характерными примерами. Сравнение картин позволяет видеть и общие черты и различия .
    Благодарю , Вас ,за интересную ,творческую ,работу !! С уважением ,Игорь.

  7. Оксана, спасибо огромное! Это потрясающее- так лаконично и так содержательно! Я тоже всегда жду ваших статей. Такого аналитика в сфере живописи я, например, не встречала еще.

  8. Аноним

    Оксана, спасибо огромное! Это потрясающее- так лаконично и так содержательно! Я тоже всегда жду ваших статей. Такого аналитика в сфере живописи я, например, не встречала еще.

  9. Галина

    Оксана, большое спасибо! Как всегда, интересно и доступно! Почему не упомянут Перов?

    1. Оксана Копенкина

      Галина, пожалуйста! Очень хотела его включить. Но всё же решила остановиться на трёх передвижниках: Васнецове, Репине и Серове.

  10. Аноним

    Оксана! Спасибо за статью! получила огромное удовольствие! спасибо за прекрасный стиль изложения!

  11. Ксения

    Оксана, спасибо Вам большое! Не пропускаю ни одного Вашего письма в почте, с удовольствием читаю, анализирую и любуюсь картинами, с каждым днем всё больше хочу погрузиться в мир искусства!

Добавить комментарий