Русские пейзажи. Секреты картин известных художников

Саврасов. Московский дворик 1878 года

Задумывались ли Вы, в чём секрет популярности таких русских пейзажей как “Грачи прилетели” Саврасова или “Золотая осень” Левитана? Причём последний считал свою картину неудачной и искренне удивлялся её популярности. Поделюсь своим мнением в этой статье.

Также в ней я покажу Вам работы совершенно неожиданные. Ведь Вы наверняка не ждёте пейзажей от Василия Сурикова, автора “Стрелецкой казни”. А они у него есть. Да ещё какие!

Желаю Вам приятных открытий!

1. Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Саврасов. Грачи прилетели
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Кривые березы. Серые дома. Штукатурку на церковной колокольне уже давно пора менять. Чёрные грачи. Грязный снег.

Казалось бы, ничего примечательного. Никакой феерии красок. Необычного сюжета.

Однако, картина “Грачи Прилетели” Алексея Саврасова стала культовой. Это самый известный русский пейзаж. По ней пишут сочинения в школе. Мимо неё не пройдёт ни один гид в музее.

Как же пейзаж Саврасова стал таким популярным? А главное, как в этом разглядеть красоту?

Секрет “Грачей” я для себя нашла в словах Александра Бенуа: “В картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Но куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть?

Дело в том, что помимо унылого и серого пейзажа на картине есть грачи.

Они вызывают в человеке особые чувства.

Ведь если с юга вернулись перелетные птицы, значит весна уже вступила в свои права. Значит сильных заморозков уже не будет. Красота природы вот-вот развернётся во всю мощь. Ещё немного и станет невероятно тепло и зелено.

Ведь так и с душой. Её не видно вот так сразу. Сначала мы видим внешность, статус, поступки, ошибки.

А душу ещё нужно распознать. Но есть признаки, по которым мы можем сказать: у человека светлая душа.

Итак, пейзаж Саврасова не мог быть эффектным и красочным. Это пейзаж о красоте внутренней, которую можно почувствовать, а не увидеть. Как же это красиво!

Читайте об этой картине ещё в моей статье “Грачи прилетели. Почему пейзаж Саврасова стал культовым”.

2. Василий Поленов. Московский дворик

Поленов. Московский дворик (первый вариант)
Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Вы наверняка сразу обратили внимание, что с этой картиной Василия Поленова что-то не так.

Чего-то не хватает…

Да, конечно, нет людей!

Где дети, играющие на земле? Кричащий малыш? Женщина с ведром? И телега с лошадью в конце концов.

Нет, я не убрала их в фотошопе.

Именно таким «Московский дворик» и был с самого начала! Вернее, таким художник создал первый вариант картины.

В 1877 году он искал квартиру в Москве. Ему нужны были виды этого города для создания очередной исторической картины.

И вот он стоит у двери с объявлением, что здесь сдаётся квартира. Зашёл и сразу в окне увидел тот самый дворик!

Тут же сел и написал пейзаж. С тропинками, густым садом и забором, виднеющейся церковью вдали. А главное, он воссоздал солнечный свет, мягкий и тёплый. Он заливает этот дворик. Именно такой свет и замкнутость пространства делают его столь уютным.

А к выставке передвижников Поленов создал уже картину на основе того самого первого варианта. Знал, что передвижники любят бытовой жанр. Скорее всего, коллеги и посоветовали ему добавить фигуры.

Так и появились играющие дети, плачущий малыш, женщина с ведром и лошадь с телегой.

Поленов. Московский дворик 1878 года
Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.

Но важно вот что!

Тот самый первый «Московский дворик» был создан на пленэре, то есть с натуры, прямо там, в той квартире.

Художник передал свет, который так ярко подсвечивает протоптанные дорожки и усиливает темноту сада. Вообще это был необычный для русской живописи того времени пейзаж.

Ведь русские художники чаще использовали более приглушённые оттенки. А тут такой яркий по-импрессионистически свет! Этим эта работа и ценна.

Удивительно, что Поленов считал свой «Московский дворик» работой незначительной. Ведь родители видели его великим живописцем, который пишет большие картины исторического и религиозного жанра.

Поленов следовал этому предназначению, боясь разочаровать родителей. Но внутри понимал: он хочет быть пейзажистом.

Поэтому пытался найти компромисс. Так, он создавал пейзажи с античной архитектурой.

Поленов. Эрехтейон
Василий Поленов. Эрехтейон. Портик кариатид. 1882. Третьяковская галерея, Москва. Фото из личного архива.

Но на 100% не смел сопротивляться воле родителей. И создавал в первую очередь исторические картины.

Поленов. Христос и грешница
Василий Поленов. Христос и грешница. 1888. Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива.

Однако истинное предназначение все же проявило себя. Именно «Московский дворик» стал самой знаменитой картиной Василия Поленова.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

3. Василий Суриков. Вид города Красноярска

Суриков. Вид Красноярска
Василий Суриков. Вид города Красноярска. 1887. Тверская галерея. Фото из личного архива.

На первый взгляд, перед нами ординарный вечерний пейзаж.

Но за этой простой скрывается столько интересного! Только на днях узнала благодаря своей подписчице Елене.

Вообще, фото сделала я в Тверской галерее, совершенно не подозревая об особенностях картины.

И вот Елена поделилась своими впечатлениями после посещения дома-музея Сурикова в Красноярске. Именно там ей рассказали, что этот необычный пейзаж хранится в Тверской галерее.

Так, давайте по порядку.

Да, это работа Василия Сурикова!

Мы, конечно, в первую очередь знаем его по историческим полотнам. “Утро стрелецкой казни” или “Боярыня Морозова”.

Но это он для Москвы такое писал. А когда возвращался домой, в Красноярск, то превращался в пейзажиста. Он так любил природу своего края, что не мог её не писать. Вот ещё один его пейзаж.

Пейзаж Сурикова
Василий Суриков. Село Торгашино. 1890. Дом-музей Василия Сурикова в Томске. Фото из личного архива.

Он как раз хранится в доме-музее в Красноярске. Да, Сурикова можно понять. Конечно, ему хотелось запечатлеть красоту Сибири.

Но вернёмся к рассматриваемому вечернему пейзажу. Дело в том, что это… НЕ вечер!

Суриков. Вид Красноярска

Обратите внимание, что в левом нижнем углу художник написал точную дату: 7 августа 1887 года.

К чему такая точность?

Дело в том, что именно в этот день в Красноярске можно было наблюдать ПОЛНОЕ СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ!

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

И именно тем летом Суриков был в Красноярске. Конечно, он взял мольберт, краски и пошёл на Караульную гору.

Вы точно должны знать это место!

Ведь именно эта гора изображена на бумажной купюре 10 рублей.

Купюра 10 рублей
Фото: https://www.cbr.ru/cash_circulation/banknotes/10rub/

И вот с натуры он написал то, какая темнота накрыла город. Думаю, он был немного расстроен, что этот день был облачный. И самого интересного, то есть солнца, закрытого луной, он не увидел.

Но… я уверена, что ещё бОльше расстроились рядом стоящая группа учёных. Они специально ради этого наблюдения ехали в Красноярск из столицы! А тут – облака!

А тогда Транссиба не существовало, и учёные добирались до Красноярска все 4000 км на телегах!

И ещё один интересный момент. Суриков даже не догадывался, что рядом с ним стоят и настраивают аппаратуру не просто учёные.

Среди них был Александр Попов, будущий изобретатель радио! Вот так затмение привело на одну гору таких необычных людей.

В общем это тот случай, когда контекст создания картины важно знать).

Ссылка на бесплатный курс

Исаак Левитан. Золотая осень

 

Левитан. Золотая осень
Исаак Левитан. Золотая осень. 1895. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
Была бы воля Левитана, он бы НЕ показал Вам свою «Золотую осень».
Нелюбовь своего создателя видимо привела к тому, что картина чуть не погибла однажды.
На выставке передвижников обрушился железный козырёк на картины, которые стояли на полу. И именно «Золотую осень» проткнуло насквозь. Но спасли, отреставрировали.
Почему же мы не согласны с Левитаном и упорно любим его «Золотую осень»?
Осень на этой картине вспыхнула самым ярким цветом. Да ещё так удачно развеялись облака. Но ещё чуть-чуть, и ветер быстро сдует листья и выпадет первый мокрый снег.
Да, художнику удалось запечатлеть осень на пике ее красоты.
Чтобы понять, что же ещё делает картину столь запоминающейся, предлагаю сравнить её с работой Поленова также на тему осени.
Поленов. Золотая осень
Василий Поленов. Золотая осень. 1893. Музей-заповедник Поленова в Поленово. Wikimedia Commons.
У Поленова мы видим больше полутонов в осенней листве. У Левитана же цветовой аккорд однообразен.
К тому же Поленов накладывает краску тонким слоем. Левитан же использует местами очень пастозные мазки, что делает цвет более насыщенным.
И вот тут мы подошли к главному секрету картины. Яркий, тёплый цвет листвы, ещё усиленный густым наложением краски, противопоставлен очень холодным голубым оттенкам реки и неба.
Это очень сильный контраст, которого у Поленова нет.
Именно эта осенняя выразительность нас и привлекает. Левитан словно показал нам душу осени, тёплой и холодной одновременно.
Да, художник не любил свою «Осень». Он откровенно считал её неудачной, грубой работой! И написал другую, которой был доволен.
Левитан. Золотая осень (второй вариант картины)
Исаак Левитан. Золотая осень (второй вариант). 1895. Третьяковская галерея.
Она тоже висит в Третьяковке (скорее всего, сейчас в запасниках). Но, думаю, Вы на неё не обращали внимание. Как-то она не прижилась в сердцах зрителей. Как думаете, почему?
Читайте также статьи:

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Архив статей

Курсы по искусству

Онлайн-галерея

2 комментария к “Русские пейзажи. Секреты картин известных художников”

  1. Екатерина

    Картины художников о природе – это драгоценный ларец в мировой сокровищнице живописи. Эти картины отображают природу через призму творческого взгляда, передавая чувства и настроения. Пейзажисты – это бессмертная классики, запечатлевшие в своих произведениях бескрайние просторы и укромные уголки родины.

Добавить комментарий