Русская живопись всегда славилась портретами. Именно портретный жанр появился в светском искусстве России первым. И уже потом начал развиваться исторический жанр, пейзаж и натюрморт.
В этой статье я расскажу об очень интересных портретах из русских музеев. И не только из Третьяковской галереи. В каждом таком портрете можно найти удивительные истории героев. И начну я с очень необычного портрета из Тверской галереи.
Незнакомка конца XVIII века

Этот портрет из Тверской галереи очень необычный. Ведь он написан маслом на стекле!
И это в XVIII веке, когда холст или дерево были гораздо доступнее. И вообще, краска очень сложно ложится на стеклянную поверхность.
Так зачем создатель этой работы так усложнил себе жизнь?
Оказалось, что для вызывания духов! Вернее, она сама играла роль духа.
Представьте себе спиритический сеанс. Напудренные парики, шелест вееров, мерцание свечей, дым от курильниц. Низкий голос ведущего: “Явись нам, явись”. И вдруг на стене появляется она!
За ставнем окна дома напротив висел волшебный фонарь. В нём и был спрятан портрет. Через отверстие в ставне свет, проходя через стекло с портретом, создавал проекцию на стене.
И участники спиритического сеанса ахали в изумлении. Вот она – та, кого вызывали из мира духов!
Королева Франции Мария-Антуанетта. Невероятная модница, которая делала высоченные причёски. Казнённая на гильотине. Она поведает нам о своей сладкой жизни в стиле рококо, которая так трагично оборвалась.
Неизвестно, кто создал этот образ. Конечно, портретного сходства нет. Но оно и не требовалось. В темноте и дыму проекция была размытой. А вот по причёске её узнавали.
А вызывали её дух чаще всего. Ведь она погибла в 1793 году. Событие очень свежее и обсуждаемое среди знати конца XVIII века. Тем более всех завораживало её самообладание перед казнью.
До нас дошли её последние слова перед смертью. Она случайно наступила на ногу палачу и тут же извинилась: “Прошу прощения, месье”.
Василий Тропинин. Портрет К. Равича

По этому портрету сложно даже представить, в какой кошмар превратится жизнь этого розовощёкого человека с растрёпанными волосами.
В 1823 году чиновник Константин Равич заказал свой портрет Василию Тропинину.
Художник только получил вольную. А до 47 лет был крепостным. Переехал в Москву. И пока брал недорого. При этом уже прославился. Чего только “Кружевница” стоила!

Итак, работа над портретом началась.
Тропинин изобразил Равича в халате, с растрёпанными волосами.
Моду на такой домашний портрет ввели романтики. Человек в стиле романтизма – это в чём-то вольнодумный, но умеющий находить удовольствие в жизни городской житель. Это не статус напоказ, а именно характер.
А какой характер у Равича? Весёлый, лёгкий, добродушный. Но одна особенность на портрете не видна. Именно она и привела его к ужасному повороту в жизни.
Кстати, в домашнем халате Тропинин изобразил и Пушкина, и себя на фоне Кремля.

А вот Гоголю домашний портрет в халате не нравился. Его написал его друг Александр Иванов (автор “Явления Христа народу”). И писатель был уверен, что он так и останется в частных руках и никто его не увидит.

Как же он рассердился, когда увидел себя в халате и с растрёпанными волосами в журнале! Распечатанном в сотнях экземплярах! Что ж, халат вырвался наружу.
Но вернёмся к халату Равича. Вернее, к его особенности.
Он был заядлым картёжником.
И однажды, буквально два года спустя после написания портрета, его соперник в карточной игре по-крупному проиграл. С ним случился инфаркт. Он умер прямо у карточного стола.
Равича схватили и обвинили в убийстве. Мол, подсыпал яду. Воспользовался плохим самочувствием игрока и сорвал куш.
Его посадили в тюрьму на время следствия. Там он просидел 7 лет!
А после и вовсе был сослан в Сибирь, так как у суда по-прежнему оставались сомнения в том, что тот человек умер своей смертью.
Равич больше никогда не вернётся в Москву. А вот портрет попадёт в Третьяковскую галерею.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 15 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
Михаил Нестеров. Амазонка

Мы видим красивую девушку в великолепном платье для верховой езды Амазонка с красной шапочкой.
Но если приглядеться, волосы девушки острижены. Особенно с правой стороны мы видим очень короткие прядки на виске и лбу. Слева волосы немного подлиннее.
Это старшая дочь Михаила Нестерова, автора знаменитого шедевра “Видение отроку Варфоломею”. Об этой картине можно почитать вот в этой статье.
Невероятная красавица. Но, увы, здоровье Ольги Михайловны было очень слабым.
Сразу после родов её мать, первая жена Нестерова, умерла. Девочка выжила, но была слабенькой. И в течение жизни перенесла несколько операций.
Как раз перед написанием портрета “Амазонка” она перенесла сложнейшую операцию с трепанацией черепа. Волосы только-только начали отрастать. Именно поэтому они у неё такие короткие.
Художник очень любил свою старшую дочь. Хотя у него были дети и от возлюбленной Юлии Урусман, и от второй жены Екатерины Нестеровой.
Ольгу он писал много раз. Вот её портрет за несколько недель до этой операции.

Такая же красивая, но ослабленная. Она полулежит в кресле по диагонали, чем подчёркивается слабость её здоровья.
“Амазонку” Нестеров написал в своём стиле. Девушка стоит на фоне простора средней полосы России. Тем самым показывается единение человека и природы.
Этот портрет стал очень популярным среди публики. Ведь Ольга здесь написана в стиле модерн. Очень условный задний фон, яркое пятно в виде красной шапочки. А округлые линии создают нежный, притягательный женский образ.
То есть это образ очень современный, свежий для зрителей того времени. Но при этом в нём нет чрезмерной эротичности, как во многих женских образах модерн. Сравните его хотя бы с героинями Константина Сомова.

Кстати, Ольга Нестерова прожила долгую жизнь. Несмотря на перенесенные операции и несколько лет, проведённых в лагерях ГУЛАГа.
Она умерла в 1973 году в 87 лет. А её дочь, Ирина, стала художником кино. В деда). Работала для таких фильмов, как “Девчата” “Свой среди чужих, чужой среди своих” и др.
Валентин Серов. Портрет княжны Юсуповой

Жемчужные, светло-розовые и тёплые зелёные цвета. Местами блестящий золотой. Красивая княгиня. Сдержанная и благородная улыбка. Добродушный шпиц.
Несмотря на всё это, портрет озадачил заказчицу. До такой степени, что она хотела вырезать овал со своим лицом. Остальное – уничтожить*.
Но почему же?
Неоднозначная поза. Княгиня сидит зигзагообразно. Не прямо. К чему это?
Одна рука расслаблена. Другая напряжена. Опирается на согнутые пальцы.
То же и в окружающем интерьере. Волнистые линии дивана и рамок картин, волнистый рисунок платья.
И в то же время прямые линии на обоях, чёткий контур бархотки на шее.
Вот в чём дело. Княгиня Зинаида Юсупова была мягкой, женственной и обаятельной. Именно эти черты характера и подчёркивают волнистые линии.
Но было в этой личности нечто особенное.
Она была наследницей самого большого состояния в России после Романовых. Конечно, её отец ожидал достойного брака для своей дочери. Он видел её на троне какой-нибудь европейской страны.
Но княгиня хотела замуж по любви. И вышла за человека ниже себя по статусу и материальному положению.
Казалось бы, такая позиция только придаёт позитива к её образу. Тем более с учётом ценностей нашего времени.
Но обратите внимание, что её платье словно растворяется в обивке дивана. Княгиня как будто сейчас растает в пространстве этой милой гостиной. А вокруг – подушки и даже шуба…
Возможно, Серов говорит героине: “Вы очень талантливы (Юсупова действительно обладала невероятным актёрским даром). У Вас светлая голова. Но Вы предпочитаете комфорт, светские вечера и покупку шляпок”.
В этом свете можно и по-другому посмотреть на её брак с человеком ниже себя по статусу. После замужества с принцем ей пришлось бы покинуть свой комфортный мир. Другая страна, другой язык, необходимость завоёвывать любовь другого народа. Быть может, желание не покидать свою комфортную жизнь просто перевесило.
Юсупову это смутило? Завуалированный приговор в отсутствии стержня и смелости покинуть свой комфортный мир.
*Княгиня так и не решилась на уничтожение картины. И слава богу!
Зинаида Серебрякова. Арлекин


Игорь Грабарь. Под берёзами

На выставке Игоря Грабаря в Третьяковской галерее (2023) висела вот эта довольно большая работа “Под березами” 1904 года.
Честно, я очень удивилась. Ведь это 1904 год!
В это время ещё процветают передвижники со своим реализмом. Да, есть уже модерн. Но этот стиль точно НЕ про такое упрощение.
Казимир Малевич же ещё работает в стиле модерна и импрессионизма. И не помышляет о супрематических фигурах.
И вот в 1904 году Игорь Грабарь создаёт образы без лиц!
Как такое возможно?
Неужели именно он вдохновил Малевича создать своих безликих людей? Как, например, на картине “Три женские фигуры”?

А главное, кто эти дети и можем ли мы узнать, как они выглядели?
Да, можем!
Ведь на картине изображены племянники Николая Мещерина, друга художника. Это Валя, Маша и Вася Мещерины, которые приехали к своему дяде погостить на лето.
Валя и Маша – это будущие… жёны Игоря Грабаря.
Это здесь им 13 и 10 лет. Ещё девчонки. Валя рыжеволосая, стоит слева у березы. Маша темноволосая, забралась на скамейку.
Но через девять лет Валя станет супругой Грабаря. Художник, конечно, много её писал.

Они были женаты около 20 лет. Растили двоих детей, сына и дочь.
Но однажды Валентина Грабарь заболела. Гормональный сбой. Полная апатия.
Доподлинно не известно, ушла ли она из семьи осознанно или пропала при загадочных обстоятельствах.
Детям в тот трагический момент было 9 и 12 лет.
Заботу о художнике и детях взяла на себя сестра Валентины, Мария. Она и стала впоследствии второй женой Игоря Эммануиловича. Он её тоже писал.

И только портрет Василия Мещерина, мальчика с картины “Под березами” мне не удалось найти. Известно только, что он ушёл из жизни в 1943 году, предположительно в бою. Это лицо так и остаётся для нас загадкой.
Но вернёмся в 1904 год. Как дядя позволил так необычно написать его племянников?
Официальная версия следующая. Тайну исчезнувших лиц нужно искать в… траншее.
Видите, какой низкий горизонт на картине?
Грабарь непременно хотел, чтобы большую часть холста занимало небо. Поэтому он вырыл около лавочки глубокую траншею. И писал детей оттуда. Сеанс за сеансом.
Но однажды начались затяжные дожди. Траншея заполнилась водой. Работать стало невозможно. И картина осталась незавершенной.
Художник к ней так и не вернулся. Так как Валя с Машей в последующие годы повзрослели. И художнику композиция показалась неактуальной. Согласитесь, было бы странно заставлять ту же Марию, уже девушку, вставать ногами на скамейку).
То есть картина просто не завершена?
Возможно, так и есть.
Но меня смущает один момент.
У Грабаря есть ещё одна картина, на которой нет лиц героев. И она считается завершённой.
Это его работа тех же лет “Чай в саду”.

На ней тоже семейство Мещериных изображено. И опять же – ни одного лица.
Намеренно Грабарь упрощал формы или нет, в любом случае он вполне мог вдохновить Малевича на супрематизм.
Одним словом, Грабарь – новатор, каких поискать. Публику поражать он точно умел. Об этом написала в своей статье об этом художнике.
Моя статья начинается с портрета художника с женой. Угадаете, кто там рядом с Грабарём? Валентина или Мария?
Читайте также мои статьи о других русских портретах:
Василий Перов. Портрет Достоевского
Валентин Серов. Портрет Николая II
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Уважаемая Оксана! В Вашем письме “Трагическая судьба человека в халате” Вы ошиблись в подписи под портретом К. Равича. Автор портрета не Василий Поленов, а Василий Тропинин.
История портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения человеком “лица”. Прежде всего в высоком обществе он – привилегия, гарант статуса модели. В большинстве случаев героями портретов становились представители высших общественных слоев. Портрет, в котором соблюдаются и согласовываются необходимые условности изображения ( поза, костюм, антураж, атрибуты ) автоматически удостоверяют высокий социальный статус своего персонажа. Портрет отражает стандарты социального поведения. Он словно говорит зрителю: “Перед Вами благородный человек”.
Екатерина, спасибо за дополнение! Да, большинство портретов – это модели из более высоких слоев общества. Но в XIX веке это уже было не всегда так. Поэтому появляются домашние портреты (как Равича). И простых людей тоже стали писать (портрет крестьян Венецианова, Крамского, Репина).