«Техника «Сфумато» меняет мир перманентного макияжа»
«Купите плитку «Сфумато» в «Сантехнике-онлайн».
(фрагменты реальных рекламных текстов)
Владельцы салонов и магазинов смело используют слово «сфумато» в рекламе. Но их продукция носит лишь внешние, отдельные признаки этой живописной техники.
Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.
Самое главное о сфумато
Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.
Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.
Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется.
Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.
Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой.
Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.
На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.
Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Что Вы видите необычного?
Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются?

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите.
Секретное сфумато Леонардо
Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.
Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.
Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику.
С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.
После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.
И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка.
Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.
Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.
Кто ещё использовал сфумато
Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников.
Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.
У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен.
Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.
Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.
Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.
С чем можно спутать сфумато
Сфумато часто путают с кьяроскуро.
И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким.
Визуально разница получается в цветовом контрасте.
Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко.
А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».
Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.
При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине.
Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Заключение
Итак, перед Вами техника сфумато, если:
- Нет четких линий
- Все контрасты приглушены, как будто на картине – легкие сумерки
- Создаётся ощущение дымки между вами и изображением
- Переход от светлого участка к темному долгий и мягкий
- Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой
Проверьте себя
Это сфумато?

А это сфумато?

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
О сфумато всегда туманно и неопреленно читала раньше…А у вас понятно о такой сложнейшей технике. Спасибо!
Пожалуйста!
Я в восторге от Вашей рассылки! Спасибо огромное за такой труд! Я ещё не слышала, чтоб таким простым и современным языком доносили информацию об искусстве.
Елена, очень рада, что мой стиль Вам подходит!
Здорово! Спасибо! Я из Тольятти и возможности “окунаться – приобщаться” к высокому искусству у меня маловато. А репродукции в книгах и журналах… Не то. Когда бывал в столицах – посещал и пытался постигнуть… В Тамбове, где заканчивал институт, есть картинная галерея и там было на что посмотреть и приобщиться к тайнам средневековой живописи! Вам еще раз спасибо, передайте Путину, что запасники Питерских и Московских музеев надо бы по “областям и весям”… Тольятти 700тыс жителей, при Советах было больше … А вот культура, мировая особенно, до нас доходит слабо!!! Не надо было Москву “расширять” – мы тоже люди, передайте ему. Еще – пусть проверяет выполнение чиновниками и другими его поручений! А то командует по импорто замещению, а они ни чего не делают! С уважением, Морозов из Тольятти.
Владимир, Вы знаете, большая удача, что в свое время как раз русское искусство распределяли по разным городам. Вот недавно выяснили, что в Кировской области в 1921 году осели десятки работ русских авангардистов! Также разьехались работы в свое время и русских реалистов. Я сама из Саратова (с населением меньше миллиона). И в нашем Радищевском музее просто великолепная коллекция русских и итальянских художников. Так что не все так плохо. Но согласна, выставок сейчас в городах не так много… Передам Вашу просьбу по этому поводу, если будет у меня возможность).
Очень интересно, доступно и понятно
Елена, благодарю!
Оксана, спасибо! У меня вопрос: Почему большинство персонажей на картинах Леонардо Да Винчи как будто списаны с одного человека? Например черты Мона Лизы вполне прослеживаются у его Иоанна Крестителя ? Как мне кажется у большинства его главных персонажей какой то средний образ, черты которого можно видеть и в женских персонажах и в мужских? Что это значит? Понятно что у многих художников был любимый образ или живой эталон(как у Боттичелли например) , но здесь вероятно что то другое?
Роман, мне кажется, Вы сами ответили на свой вопрос. Это просто любимые черты лица, которые так нравились художнику в реальном человеке (предположительно, это был его ученик), с определенной долей идеализации.
Оксана, добрый день, спасибо Вам большое за статьи и уроки! У вас потрясающий стиль – очень содержательно и не заумно. Я начала Вас читать случайно, с Черного квадрата, а теперь получаю ваши уроки и каждый раз узнаю что-то новое с удовольствием! Спасибо!!!
Юлия, очень рада «видеть» Вас в своём «Дневнике»! Приятного погружения в мир искусства
Very cool artical.
Thank you!
Оксана Сергеевна, доброе утро! Вы с Вашим коллегой, который написал в технике сфумато и тем самым воистину оживил задокументированный образ известного современного отечественного политика, открыли для меня совершенно новый мир волшебства, а точнее гениального созидания, обогащающего человеческую душу через тончайший способ коммуникаций – художественное творчество! Спасибо!
Игорь, не очень поняла, о какой коллеге идёт речь:). Но в любом случае, рада за Ваши новые открытия!
Interesting article.
Thank you!
Спасибо за ответ. Сколько же остается неразгаданного и интересного, даже с современными знаниями и техникой!
Злата, это да…
Очень интересно, спасибо! Но все-таки остался один вопрос: какими приспособлениями он пользовался для того что-бы наносить настолько тонкие мазки? Неужели это возможно с помощью обычной кисти?
Злата, пожалуйста! Вы знаете, я писала эту статью достаточно давно на основе одного исследования. Но знаю, что сейчас появились более свежие исследования, которые утверждают, что мазки были тонкими, но не настолько (40 микрон). И учитывая, что разные исследования приходят к разным выводам, можно утверждать, что до конца никто не открыл секрет сфумато Леонардо. В моей статье я слишком категорично утверждаю о том, что секрет раскрыт. Но это не совсем так, исправлю. Спасибо за интересный вопрос.
Оксана, спасибо большое за информацию, очень интересно и познавательно!
Елена, пожалуйста
Чудесная статья!
Егор, спасибо!
Статья и манера изложения. Просто замечательны. Мне очень нравится!
Спасибо!
Волшебство!
Большое спасибо. Прочла с удовольствием.
Ольга, пожалуйста!
Здравствуйте, Оксана! Еще много раз спасибо. Учусь с удовольствием. Мне 80 лет, но с таким учителем учиться никогда не поздно!
Спасибо,вам!Вы настоящий учитель!Столько новой информации,так интересно.
Спасибо, Оксана! Как прекрасен Ваш Дневник Живописи”!
Пожалуйста!
“Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой” – это как-то …… )))))))))))) А в целом всё четко и понятно, спасибо !
Спасибо. Читаю вас и остановиться не могу. Прямо так хорошо все по полочкам раскладываете.
Елена, пожалуйста!
Спасибо, очень интересно.
Елена, пожалуйста!
Спасибо!Очень интересно!Познавательно!
Елена, не за что!
Спасибо, очень интересно и понятно!
Спасибо, очень интересно!
Крутая статья- все просто и понятно про такую сложную технику как сфумато!