Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Мона Лиза сфумато

«Техника «Сфумато» меняет мир перманентного макияжа»

«Купите плитку «Сфумато» в «Сантехнике-онлайн».

(фрагменты реальных рекламных текстов)

Владельцы салонов и магазинов смело используют слово «сфумато» в рекламе. Но их продукция носит лишь внешние, отдельные признаки этой живописной техники.

Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.

Самое главное о сфумато

Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.

Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.

Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».

Леонардо да Винчи Джоконда
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется. 

Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.

Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой. 

Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.

На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.

Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Мона Лиза деталь
Деталь картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Что Вы видите необычного?

Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются? 

Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона
Справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите. 

Секретное сфумато Леонардо

Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.

Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.

Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику. 

С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.

После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.

И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка. 

Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.

Кто ещё использовал сфумато

Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников.

Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Слева: Джорджоне. Портрет мужчины. 1506 г. Музей Сан-Диего. Справа: Антонио Корреджо. Мадонна Кампори. 1517 г. Галерея Эстенсе, Модена
Слева: Джорджоне. Портрет мужчины. 1506 г. Музей Сан-Диего. Справа: Антонио Корреджо. Мадонна Кампори. 1517 г. Галерея Эстенсе, Модена

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.

У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен. 

Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

Рафаэль Сикстинская Мадонна Рафаэль
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.

Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

С чем можно спутать сфумато

Сфумато часто путают с кьяроскуро.

И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким. 

Визуально разница получается в цветовом контрасте.

Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

Караваджо поцелуй Иуды
Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин

Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко.

А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».

Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения

Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.

При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине. 

Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Леонардо Иоанн Креститель
Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж.

Заключение

Итак, перед Вами техника сфумато, если:

  • Нет четких линий 
  • Все контрасты приглушены, как будто на картине – легкие сумерки
  • Создаётся ощущение дымки между вами и изображением
  • Переход от светлого участка к темному долгий и мягкий
  • Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой

Проверьте себя

Это сфумато?

Боттичелли портрет симонетты Веспуччи
Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

А это сфумато?

Леонардо святая Анна с мадонной
Леонардо да Винчи. Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 168 х 112 см. 1505 г. Лувр, Париж

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

43 комментария к “Сфумато. «Живая вода» Эпохи Возрождения”

  1. Я в восторге от Вашей рассылки! Спасибо огромное за такой труд! Я ещё не слышала, чтоб таким простым и современным языком доносили информацию об искусстве.

  2. Владимир

    Здорово! Спасибо! Я из Тольятти и возможности “окунаться – приобщаться” к высокому искусству у меня маловато. А репродукции в книгах и журналах… Не то. Когда бывал в столицах – посещал и пытался постигнуть… В Тамбове, где заканчивал институт, есть картинная галерея и там было на что посмотреть и приобщиться к тайнам средневековой живописи! Вам еще раз спасибо, передайте Путину, что запасники Питерских и Московских музеев надо бы по “областям и весям”… Тольятти 700тыс жителей, при Советах было больше … А вот культура, мировая особенно, до нас доходит слабо!!! Не надо было Москву “расширять” – мы тоже люди, передайте ему. Еще – пусть проверяет выполнение чиновниками и другими его поручений! А то командует по импорто замещению, а они ни чего не делают! С уважением, Морозов из Тольятти.

    1. Оксана Копенкина

      Владимир, Вы знаете, большая удача, что в свое время как раз русское искусство распределяли по разным городам. Вот недавно выяснили, что в Кировской области в 1921 году осели десятки работ русских авангардистов! Также разьехались работы в свое время и русских реалистов. Я сама из Саратова (с населением меньше миллиона). И в нашем Радищевском музее просто великолепная коллекция русских и итальянских художников. Так что не все так плохо. Но согласна, выставок сейчас в городах не так много… Передам Вашу просьбу по этому поводу, если будет у меня возможность).

  3. Оксана, спасибо! У меня вопрос: Почему большинство персонажей на картинах Леонардо Да Винчи как будто списаны с одного человека? Например черты Мона Лизы вполне прослеживаются у его Иоанна Крестителя ? Как мне кажется у большинства его главных персонажей какой то средний образ, черты которого можно видеть и в женских персонажах и в мужских? Что это значит? Понятно что у многих художников был любимый образ или живой эталон(как у Боттичелли например) , но здесь вероятно что то другое?

    1. Оксана Копенкина

      Роман, мне кажется, Вы сами ответили на свой вопрос. Это просто любимые черты лица, которые так нравились художнику в реальном человеке (предположительно, это был его ученик), с определенной долей идеализации.

  4. Оксана, добрый день, спасибо Вам большое за статьи и уроки! У вас потрясающий стиль – очень содержательно и не заумно. Я начала Вас читать случайно, с Черного квадрата, а теперь получаю ваши уроки и каждый раз узнаю что-то новое с удовольствием! Спасибо!!!

    1. Оксана Копенкина

      Юлия, очень рада «видеть» Вас в своём «Дневнике»! Приятного погружения в мир искусства

  5. Оксана Сергеевна, доброе утро! Вы с Вашим коллегой, который написал в технике сфумато и тем самым воистину оживил задокументированный образ известного современного отечественного политика, открыли для меня совершенно новый мир волшебства, а точнее гениального созидания, обогащающего человеческую душу через тончайший способ коммуникаций – художественное творчество! Спасибо!

    1. Оксана Копенкина

      Игорь, не очень поняла, о какой коллеге идёт речь:). Но в любом случае, рада за Ваши новые открытия!

  6. Спасибо за ответ. Сколько же остается неразгаданного и интересного, даже с современными знаниями и техникой!

  7. Очень интересно, спасибо! Но все-таки остался один вопрос: какими приспособлениями он пользовался для того что-бы наносить настолько тонкие мазки? Неужели это возможно с помощью обычной кисти?

    1. Оксана Копенкина

      Злата, пожалуйста! Вы знаете, я писала эту статью достаточно давно на основе одного исследования. Но знаю, что сейчас появились более свежие исследования, которые утверждают, что мазки были тонкими, но не настолько (40 микрон). И учитывая, что разные исследования приходят к разным выводам, можно утверждать, что до конца никто не открыл секрет сфумато Леонардо. В моей статье я слишком категорично утверждаю о том, что секрет раскрыт. Но это не совсем так, исправлю. Спасибо за интересный вопрос.

  8. Оксана, спасибо большое за информацию, очень интересно и познавательно!

  9. Эльвира

    Здравствуйте, Оксана! Еще много раз спасибо. Учусь с удовольствием. Мне 80 лет, но с таким учителем учиться никогда не поздно!

  10. Аноним

    Спасибо,вам!Вы настоящий учитель!Столько новой информации,так интересно.

  11. Аноним

    “Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой” – это как-то …… )))))))))))) А в целом всё четко и понятно, спасибо !

  12. Спасибо. Читаю вас и остановиться не могу. Прямо так хорошо все по полочкам раскладываете.

  13. Аноним

    Крутая статья- все просто и понятно про такую сложную технику как сфумато!

Добавить комментарий