«Техника «Сфумато» меняет мир перманентного макияжа»
«Купите плитку «Сфумато» в «Сантехнике-онлайн».
(фрагменты реальных рекламных текстов)
Владельцы салонов и магазинов смело используют слово «сфумато» в рекламе. Но их продукция носит лишь внешние, отдельные признаки этой живописной техники.
Я предлагаю углубить знания об этом необычном приеме. Это поможет Вам не только отличать сфумато от обычной светотени. Но Вы раз и навсегда убедитесь в гениальности ее создателя, Леонардо да Винчи.
Самое главное о сфумато
Если художник использует сфумато, то значит Вы НЕ увидите чётких линий и резких переходов от цвета к цвету.
Наоборот, один цвет будет мягко перетекать в другой. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением. С итальянского sfumato как раз и переводится, как дымка.
Эталонное сфумато мы видим в изображении лица «Моны Лизы».

Очень мягкие тени наложены в уголках рта и вокруг глаз. Если смотреть на портрет с разных углов зрения, то кажется, что выражение лица меняется.
Очертания лица тоже смягчены. Мы словно видим обволакивающий женщину воздух. Поэтому создаётся ощущение, что этот воздух она наберёт в грудь и вздохнёт.
Леонардо сделал все, чтобы Мона Лиза казалась живой.
Я долго заблуждалась. Думала, что все просто: наносишь мягкие тени и растушёвываешь линии. Вуаля, вот вам и сфумато.
На самом деле все гораздо-гораздо сложнее. Ведь масляные краски не растушуешь.
Посмотрите на деталь Моны Лизы в приближении.

Что Вы видите необычного?
Хорошо, давайте сравним. С деталью портрета молодого человека Боттичелли. Чем их техники принципиально отличаются?

У Боттичелли мы видим мазки. У Леонардо словно и нет мазков. Вообще. Даже очень мелких. Вы можете сколько угодно приближать изображение, Вы их не увидите. Даже под микроскопом. И с помощью рентгена тоже не увидите.
Секретное сфумато Леонардо
Леонардо был новатором. Поэтому обычная светотень его не устраивала. Он хотел, чтобы его герои на картинах оживали.
Он обратил внимание, что в природе линий нет. А значит их не должно быть и на холсте, решил Леонардо.
Он долго экспериментировал. Даже пускал дым в помещении, пока работал над портретами. И изобрёл свою собственную технику.
С помощью лупы Леонардо наносил очень маленькие мазки. Каждый мазок длиной в одну сороковую миллиметра.
После этого на сеть красочных мазков он наносил тончайший слой светло-жёлтой краски цвета грунтовки. Слой получался в 1-2 микрометра. Это очень-очень мало. Для сравнения – диаметр человеческого волоса – 80 микрометров.
И так 20-30 раз. Слой микро-мазков, слой краски. В результате получилось невообразимое. Ни одной линии, ни одного мазка.
Как Вы уже догадались, с помощью такой техники за неделю картину не напишешь. Вот почему Леонардо возил Мону Лизу с собой до конца жизни. Он возвращался к работе над портретом в течение 16 лет.
Кто ещё использовал сфумато
Леонардо любил делиться своими изобретениями. Технике «сфумато» он тоже обучал других художников. Поэтому она так распространена именно в Эпоху Возрождения, среди его современников.
Эту технику использовали Джорджоне и Корреджо.

Мне кажется, Корреджо переборщил с туманной пеленой. Изображение получилось не то что живое, а скорее вне фокуса.
У Джорджоне сфумато и правда работает на оживление. Его мужчина очень реалистичен.
Самым старательным учеником был Рафаэль. Он любил учиться у других и перенимал чужие методы очень точно. В том числе сфумато.

Но непревзойденным мастером сфумато так и остался Леонардо. Другие художники его использовали в облегчённом варианте.
Далеко не у всех было время работать годами над одной картиной. Да и наносить микроскопические мазки было сложнейшим навыком. Только Леонардо это и умел.
С чем можно спутать сфумато
Сфумато часто путают с кьяроскуро.
И тот, и другой приём используют для перехода от света к тени. Но если сфумато делает этот переход мягким. То кьяроскуро делает его резким.
Визуально разница получается в цветовом контрасте.
Если контраст сильный, то появляется эффект театральности. Как будто герои и предметы освещены сценическим прожектором. Это называется кьяроскуро.

Посмотрите, насколько в «Поцелуе Иуды» свет и тьма резко контрастируют. Свет выхватывает из тёмного пространства части лиц и рук. Все очерчено очень четко.
А теперь сравните Мону Лизу и деталь «Поцелуя Иуды».
Сразу становится понятно, что сфумато – это общая приглушённость, растушеванность. А тенебросо – это резкий контраст между освещенными участками и затемнёнными.
При этом кьяроскуро и сфумато могут использоваться в одной картине.
Тот же Леонардо мастерски использовал оба приема. Особенно наглядным является его Иоанн Креститель.

Заключение
Итак, перед Вами техника сфумато, если:
- Нет четких линий
- Все контрасты приглушены, как будто на картине – легкие сумерки
- Создаётся ощущение дымки между вами и изображением
- Переход от светлого участка к темному долгий и мягкий
- Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой
Проверьте себя
Это сфумато?

А это сфумато?

Если на первый вопрос Вы ответили нет, а на второй – да, значит Вы все правильно усвоили.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Крутая статья- все просто и понятно про такую сложную технику как сфумато!
Спасибо, очень интересно!
Спасибо, очень интересно и понятно!
Спасибо!Очень интересно!Познавательно!
Елена, не за что!
Спасибо, очень интересно.
Елена, пожалуйста!
Спасибо. Читаю вас и остановиться не могу. Прямо так хорошо все по полочкам раскладываете.
Елена, пожалуйста!
“Возникает иллюзия, что на изображение человека прыснули живой водой” – это как-то …… )))))))))))) А в целом всё четко и понятно, спасибо !
Спасибо, Оксана! Как прекрасен Ваш Дневник Живописи”!
Пожалуйста!
Спасибо,вам!Вы настоящий учитель!Столько новой информации,так интересно.
Здравствуйте, Оксана! Еще много раз спасибо. Учусь с удовольствием. Мне 80 лет, но с таким учителем учиться никогда не поздно!
Большое спасибо. Прочла с удовольствием.
Ольга, пожалуйста!
Волшебство!
Статья и манера изложения. Просто замечательны. Мне очень нравится!
Спасибо!