«Шоколадница» Лиотара. Главный шедевр художника

Лиотар Шоколадница

Доподлинно не известно, кто позировал Лиотару. Немало на этот счёт легенд. Самая популярная гласит, что перед нами дочь разорившегося дворянина.

Она так приглянулась зашедшему в кафе князю, что он решил жениться на девушке. А перед свадьбой заказал ее портрет в том наряде, в котором полюбил. То есть в наряде шоколадницы.

Скорее это всего лишь красивая легенда. Которая сыграла немалую роль в том, что картина стала одной из самых узнаваемых в мире. Она же является чуть ли не главной визитной карточкой Дрезденской галереи (наряду с Сикстинской мадонной Рафаэля).

Но я не удивлена, почему такая легенда в принципе родилась. Сами ее живописные характеристики наталкивают на мысли о благородстве героини.

Посмотрите, насколько у шоколадницы светлая кожа с нежным румянцем. Девица простого происхождения вряд ли могла себе такое позволить. Ведь ей нужно было немало бывать на воздухе.

Помимо работы в кафе, надо же ещё работу по дому делать: воду из колодца таскать, на базар ходить или даже в огороде возиться. А в этом случае ее кожа непременно была бы смуглее.

Руки ее тоже очень холёные. Лиотар выписал их с особой нежностью. Работящая девушка такого себе тоже не могла позволить. Шитьё, мытьё посуды и прочие бытовые хлопоты непременно наложили бы свой отпечаток.

Лиотар Шоколадница фрагмент
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница (фрагмент). 1745-1747 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене

Выдаёт девушку и статная осанка. Чтобы иметь такую спинку, нужно было следить за ней с раннего детства. А такое было возможно только в рамках благородного семейства.

К тому же Лиотар подобрал невероятные цвета. Золотисто-охристый цвет корсета. Серо-голубой цвет юбки. Нежно-розовый чепец с голубой лентой. Белоснежно-белый цвет передника и платка. Все цвета светлые, подчеркивающие ощущение свежести и ухоженности.

Если бы художник выбрал другие цвета, то впечатление от картины было бы однозначно другим.

Ссылка на бесплатный курс

Ещё обратите внимание, как тщательно Лиотар выписал стакан и фарфоровую чашку на подносе девушки. Можно сказать, они тоже «из высшего света».

Скорее всего, именно из-за всех этих «благородных» деталей и родилась легенда о даме голубых кровей, попавшей в услужение из-за финансовых проблем семьи.

Но что-то мне подсказывает, что все дело в самом художнике Лиотаре. Он явно обладал тонким вкусом и умел создать благородство там, где его было не в таком количестве. И охотно льстил своим моделям.

Лиотар портрет Марии-Жозефины Саксонской
Жан-Этьен Лиотар. Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции. 1751 г. Рейксмузеум в Амстердаме

Такова была эпоха рококо. Искусство должно было быть легким и нести людям красоту. Сам Лиотар говорил, что живопись – это лишь зеркало, в котором отражается самое прекрасное из реального мира.

Так что все дело в замысле мастера. Он сумел из простой официантки создать красивый, запоминающийся образ. Он и стал главным шедевром мастера.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

7 комментариев к “«Шоколадница» Лиотара. Главный шедевр художника”

  1. Николай

    Много лет тому назад в Третьяковке проходила выставка картин Дрезденской галереи, которые отправлялись на родину после реставрации в Москве. Мои родители побывали на ней, привезли небольшой альбом с чёрно-белыми фотографиями. А через некоторое время решили свозить и меня (сестра была совсем маленькая). Пришлось немного постоять на улице прежде, чем мы попали в музей. Из того посещения мне врезались в память “Княжна Тараканова”, “Иван Грозный и сын его Иван” и “Неутешное горе”. По остальному, скорее, более позднее наслоение. А содержание этих я вспоминал в разговоре, как-то пересказывал сюжет ребятам и взрослым, если они слушали. Но папа что-то искал, иногда возвращался, быстро проходя мимо картин. Потом он обратился к смотрительнице одного из залов и спросил о том, где находятся дрезденские картины. Ему служительница ответила, что почти все картины уехали, осталось несколько.
    Мы посмотрели несколько картин, которые мне в память не врезались.
    А потом мы подошли к ней.
    Только потом у меня сформировалось понимание, что ли?.. Сейчас у меня представление, что это бабочка на солнце… Игра света и цвета. Лёгкость, изящество, ранимость, как у бабочки: дотронешься, повредишь, а на пальцах только бурая пыльца, которая ещё недавно, только что, переливалась на солнце всеми цветами радуги. Из музея мы ушли, а “Шоколадница” в памяти осталась, отодвинутая на задний план. И какова была радость узнавания, когда лет через 10-12 я увидел репродукцию не то в журнале, не то в календаре…
    А ещё запомнилось… После многочасовой прогулки по музею мы зашли в его буфет. Что было взято – не помню. Только бросилось мне в глаза, что за соседним столиком (а там стоячие места) молодой человек и девушка что-то доставали из цветной картонной коробки и ели, запивая кофейным напитком. Это что-то было длинным, тонким, жёлто-золотистого цвета. Молодые люди медленно откусывали по кусочку и разговаривали. Я спросил у родителей: “Что это?” – “Хлебная соломка”. Довелось мне её попробовать лет через восемь. Что поделаешь? Такова детская избирательная память!..
    Вот и всё.
    Николай

Добавить комментарий