“Снегурочка” Васнецова. Главные секреты картины

Васнецов. Снегурочка

Самый знаменитый образ Снегурочки создал Виктор Васнецов. Но почему он так знаменит? И кто позировал художнику?

А главное, почему героиня изображена одна? Ведь мы её представляем всегда рядом с Дедом Морозом в качестве его внучки!

В этой статье я отвечу на все эти вопросы. Приготовьтесь удивиться. И не раз.

Снегурочка Перова

Надо отметить, что образ Снегурочки волновал не только Виктора Васнецова. И, конечно, не он её придумал.

Ещё задолго до появления этой картины существовала народная сказка об этой снежной красавице. Наверняка Вы её знаете.

Дед и баба слепили девочку из снега. Она ожила. Они не могли нарадоваться на неё.

Но однажды приёмная дочь не послушалась родителей и вышла погулять с подружками. И растаяла в лучах солнца (по другой версии – перепрыгнув через костёр во время народных гуляний).

Именно такую Снегурочку в момент гибели изобразил Василий Перов.

Перов. Снегурочка
Василий Перов. Снегурочка. 1879. Третьяковская галерея.

Вы можете удивиться, почему Перов, создатель  “Тройки”, написал вдруг сказочного героя.

Дело в том, что в 1879 году он вышел из Товарищества передвижных выставок. И пробовал себя в других жанрах. В сказочном в том числе.

Васнецов же написал совсем другую Снегурочку в отличие от Перова. Не из сказки. А из пьесы Александра Островского. Тот сочинил её в 1873 году. И там история совсем другая.

Снегурочка Островского

Снегурочка была дочерью Деда Мороза и Весны-Красны. Девушка очень хотела пожить с людьми. Ведь её сильно привлекали их песни и пляски.

Строгий отец разрешил, но только с одним условием. Мать Весна-Красна никогда не позволит дочери испытать любовь, так как с любящим сердцем Снегурочка станет уязвимой. И её тут же растопит Солнце-Ярило.

Солнце считало рождение Снегурочки противоестественным явлением и злилось на Деда Мороза с Весной-Красной. До такой степени, что не прогревало землю. В результате была очень длинная зима и короткое холодное лето.

И вот Снегурочка вышла к людям из леса. В этот момент её и запечатлел Васнецов. Но перед созданием этой картины произошло много событий. Давайте по порядку.

Снегурочка Мамонтова

В 1881 году промышленник и меценат Савва Мамонтов решил поставить пьесу Островского “Снегурочка” в своей усадьбе Абрамцево.

За две недели Васнецов создал эскизы к этой постановке: декорации, а также костюмы героев.

Итак, образ первой Снегурочки Васнецов создал задолго до картины маслом. Аж в 1881 году!

Внешне это совсем другая героиня. Вот посмотрите:

Васнецов. Снегурочка
Виктор Васнецов. Снегурочка. Эскиз костюма к домашней постановке спектакля в Абрамцеве. 1881. Музей-заповедник Абрамцево.

Когда Снегурочка вышла из леса, первым её увидел житель Берендеевки – бобыль (крестьянин без земельного надела) Бакула. Он и его жена Бобылиха и стали приёмными родителями снежной девицы.

Васнецов. Бакула с женой
Виктор Васнецов. Эскиз костюмов Бобыля и Бобылихи для домашней постановки в Абрамцеве. 1881. Музей-заповедник “Абрамцево”.

А вот в 1885 году Мамонтов распорядился о постановке оперы “Снегурочка” на музыку Римского-Корсакова в своём частном театре. И, конечно, он вновь привлёк к созданию эскизов Васнецова.

Например, вот жительницы слободки Берендеевка, которые приняли Снегурочку к себе пожить. Это уже рисунок с эскизами костюмов для театра Мамонтова.

Васнецов. Берендейки
Виктор Васнецов. Берендейки. Эскизы костюмов для оперы “Снегурочка” в частном театре С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.

Ещё одним из главных героев был пастух Лель. Он прекрасно пел. И именно ради него Снегурочка вышла к людям. Вернее, ради его песен.

Но он любил женское внимание. И часто убегал от Снегурочки петь другим девицам. Главная героиня обижалась, конечно.

Васнецов. Снегурочка и Лель
Виктор Васнецов. Эскизы костюмов Снегурочки и Леля для частного театра С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.

Ещё у Снегурочки была подруга-берендейка, Купава. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи другого поселения. Звали его Мизгирь.

Васнецов. Мизгирь
Виктор Васнецов. Эскиз костюма Мизгиря для частного театра С. Мамонтова. 1885. Музей-заповедник Абрамцево.

И вот Мизгирь приехал в Берендеевку с подарками для родителей Купавы. Назначен день свадьбы. Но тут он увидел Снегурочку и влюбился с первого взгляда.

Купава в полнейшем замешательстве. Страдает.

Васнецов. Купава (открытка)
Виктор Васнецов. Купава. Открытка 1902 года. Из личного архива автора.

Оскорблённая девушка решила идти к царю Берендею с жалобой на бывшего жениха и разлучницу. Вот премудрый царь Берендей.

Васнецов. Царь Берендей
Виктор Васнецов. Эскиз костюма Царя Берендея для постановки в частном театре С.И. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.

Царь выслушал Купаву и приказал изгнать Мизгиря из Берендеевского царства навсегда. Но тот попросил главного берендея сначала взглянуть на Снегурочку.

Вот она вошла. Царь понял, что перед такой красотой действительно сложно устоять. И удивился, что девица до сих пор ни в кого не влюбилась. Непорядок.

Он приказал парням обхаживать девушку. И кто сможет влюбить её в себя, тот и получит её в жены. Разрешил и Мизгирю поучаствовать в этом своеобразном конкурсе.

Но Снегурочка без прикосновения матери Весны-Красны не могла полюбить никого и осталась с холодным сердцем. Никто ей не мил.

А Лель тем временем посватался к Купаве. Та рада, что пастух избавил её от позора и что она всё-таки выходит замуж.

Снегурочка опять почувствовала печаль оттого, что не может понять чувств молодых. И начала умолять свою мать помочь ей полюбить Мизгиря.

Васнецов. Весна-красна
Виктор Васнецов. Весна-Красна. Эскиз костюма к опере “Снегурочка” в частном театре С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея (?)

Мать сжалилась и отправила в сердце дочери любовь.

Сердце девушки наполнилось любовью к Мизгирю. Она счастлива.

Но счастье не было долгим.

Солнце-Ярило тут же воспользовалось возможностью погубить девушку. И направил на неё горячие лучи.

Снегурочка начала таять. И успела лишь поблагодарить мать Весну-Красну за возможность испытать невероятные чувства.

Итак, Снегурочка как противоестественное явление, исчезла. Вновь к людям вернулась солнечная весна и тёплое лето.

Постановка Снегурочки

Так кончается история о снежной девушке по версии А. Островского.

Послушать пьесу Островского в виде музыкального спектакля можно вот здесь.

А также Вы можете послушать оперу на музыку Римского-Корсакова вот тут.

Постановка “Снегурочка” имела большой успех. Заодно говорили и о костюмах Васнецова.

“Снегурочку” Савва Мамонтов потом показал и в других городах в 1896-1899 годах. То есть тень этой героини преследовала Васнецова. И ничего удивительного в том, что в 1899 ему пришла в голову идея создать картину маслом с её изображением.

Так и появилась на свет так всем полюбившаяся Снегурочка.

Васнецов. Снегурочка
Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. Третьяковская галерея.

Теперь, я думаю, Вам понятно, почему эта картина стала такой популярной. Она возникла как важный финальный аккорд после создания таких прекрасных эскизов и постановок.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Дед Мороз и Снегурочка

Также легко теперь понять, почему Снегурочка стоит одна. По пьесе её отец Дед Мороз отправился в Сибирь. Наступал март – время её матери Весны-Красны. И Снегурочка вышла из леса уже одна, без родителей.

Васнецов. Дед Мороз
Виктор Васнецов. Дед Мороз. Эскиз костюма к опере “Снегурочка” в частном театре С. Мамонтова. 1885. Музей-заповедник “Абрамцево”.

В то время ещё не было традиции приходить на утренники к детям Деду Морозу и Снегурочке. У Васнецова это героиня пьесы Островского. И вообще Дед Мороз – её отец, а не дедушка.

Традиция посещения утренников этой волшебной пары появилась гораздо позже.

После революции было официально отменено Рождество. А вместе с ним и Дед Мороз.

Но в 1937 году решили из Рождества сделать светский праздник – Новый год. Для него нужны были волшебные герои. Ими и стали Дед Мороз и Снегурочка. Так как Дед Мороз с седой бородой, для детей логичнее было сделать из него дедушку, а не отца Снегурочки. Так и повелось с тех пор.

Композиция картины

Теперь давайте посмотрим на живописные особенности картины.

Снегурочка смотрит не на деревню и не на лес. А в сторону зрителя.

У неё был выбор: вернуться к родителям или пойти к людям. Но смотрит она на нас. Так как её происхождение – это театральная сцена. Как будто изображение деревни в долине с яркими звёздами – это декорация. А лес – это кулисы, из которых вышла актриса в роли Снегурочки.

Приглашаю Вас в онлайн-галерею. Я, создатель этого сайта, помогу Вам подобрать картину. Полотна и их описания смотрите по ссылке.

Эмоции героини

Обратите внимание на выражение лица девушки. Теперь Вы тоже должны понять, почему на её лице написано смятение, а её бровки слегка сдвинуты.

Это очень важный этап её жизни, когда и к людям хочется, и покидать родителей страшно. Она в смятении. Всё-таки Снегурочка 15 лет (а столько ей было по пьесе) провела в лесу в тереме. И её друзьями были лишь белки да зайцы.

Людей она наблюдала лишь издалека. Понятно, что она в замешательстве. Впереди её ждёт много непонятного: как её встретят, что ей скажут, понравится ли она. Вот и отразилось на лице напряжение.

Васнецов. Снегурочка (фрагмент)
Виктор Васнецов. Снегурочка. Фрагмент. 1899. Третьяковская галерея.

Кстати, задний фон на картине маслом очень похож на театральную декорацию, которую придумал Васнецов ещё в 1885 году для оперы в мамонтовском театре.

Васнецов. Декорация к Снегурочке
Виктор Васнецов. Декорация к прологу оперы “Снегурочка”. 1885. Третьяковская галерея (?)

Теперь давайте посмотрим на одежду Снегурочки.

Наряд Снегурочки

По пьесе героиня выходит к людям в “тулупчике, сапожках и рукавичках”.

Но Васнецов наряжает красавицу в длинную парчовую шубу. И расшивает её сложным орнаментом. В результате художник показывает нечто общее между русским узорочьем и зародившимся модерном. В то время всё русское было в моде. Но и модерн уже был узнаваем. Поэтому наряд Снегурочки не мог не понравиться. Так и вышло. Публика это оценила.

Варежки на Снегурочке имеются. А вот сапожек не видно. И судя по большим следам, она в валенках.

Что ж, Васнецов хотел сделать Снегурочку на картине маслом немного непохожей на героиню пьесы. Ведь это не иллюстрация к литературному произведению, а самостоятельный образ. Поэтому несовпадения в одежде вполне объяснимы.

Стиль картины

Вокруг девушки пушистый снег. Заячьи следы. Иллюзия холодного лунного освещения. И только огоньки слободки Берендеевки горят тёплым жёлтым цветом. Как же красиво они перекликаются с жемчужными огоньками звёзд!

Пейзаж имеет черты двух стилей: реализма и романтизма.

С одной стороны, мы видим очень реалистичный снежный покров. С другой стороны, художник кладёт снег на ёлочки особенно живописно. Привлекательно и сочетание холодного света звёзд с тёплым оранжевым цветом окошек.

Художник в стиле романтизма показывает впечатляющее единение природы и человека. И Снегурочка, главная героиня, находится между мирами живого и неживого, человеческого и лесного.

То, как Васнецов смешивал реализм и романтизм, мы изучаем на курсе “Дневник Русских Художников”.

Обратите также внимание на ветви деревьев. Васнецов как будто размазал краску, чтобы ветви стали вне фокуса.

Дело в том, что это отражает происходящее в пьесе. Когда Снегурочка вышла из леса, все деревья стали с ней прощаться, качая верхушками. Возможно, художник попытался изобразить эти поклоны.

Кто позировал Васнецову

Кто же позировал Васнецову для образа Снегурочки? Или это выдуманный образ?

Ответ на этот вопрос тоже очень интересный.

Мы привыкли, что Снегурочка светловолосая. Она же из снега! А тут мы видим чёрные бровки. То есть девочка явно темноволосая, со слегка смуглым цветом лица.

Ссылка на бесплатный курс

Дело в том, что Васнецов позаимствовал для образа черты лица Александры Мамонтовой, дочери Саввы Мамонтова.

Саша была пятым, самым младшим, ребёнком в семье. Вы наверняка знаете её старшую сестру Веру Мамонтову. Её изобразил Валентин Серов на знаменитой картине “Девочка с персиками”.

Серов. Девочка с персиками
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Третьяковская галерея, Москва

Вера была старше Саши на три года. Девочки росли вместе с тремя старшими братьями.

Так вот, к моменту написания “Снегурочки” Александра Мамонтова уже была девушкой. И именно её черты лица Виктор Васнецов позаимствовал для образа героини. Возможно, в том числе отдав тем самым дань уважения Мамонтову, благодаря которому художник так много и плодотворно работал над этим образом.

Вот на этом портрете изображена Александра Саввишна Мамонтова. Здесь она уже в более зрелом возрасте. Но сходство черт лица увидеть можно.

Мамонтова Александра и Снегурочка
Слева: Михаил Косинский. Портрет Александры Мамонтовой. 1910. Третьяковская галерея.

Кстати, Васнецов однажды запечатлел и третьего сына Саввы Мамонтова, Андрея. Его черты лица увековечены в образе Алёши Поповича (справа) на картине “Богатыри”.

Васнецов. Богатыри
Виктор Васнецов. Богатыри. 1898. Третьяковская галерея.

Когда Васнецов закончил картину, к сожалению, Андрея уже не было в живых. Родители пережили своего сына. Он умер молодым от воспаления лёгких.

А вот Александра Мамонтова прожила долгую жизнь, сыграв важную роль в сохранении семейного имения. Без неё, думаю, Абрамцево не дошло бы до нас в таком сохранном виде. Спасибо, дорогая Снегурочка!

Фотопортрет А.С. Мамонтовой
Фотопортрет А.С. Мамонтовой. Музей-заповедник “Абрамцево”.

Как Вам Александра Саввишна в образе снежной девушки?

О других картинах художника читайте в статье “Виктор Васнецов. Картины, которые важно знать”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Онлайн-курсы по искусству 

Перейти на главную страницу

Архив статей

Онлайн-галерея

30 комментариев к ““Снегурочка” Васнецова. Главные секреты картины”

  1. Замечательная история, даже настроение новогоднее появилось! Каждый раз удивляюсь, сколько любопытных деталей вы подмечаете, я бы многие из них просто не заметила. Вот что значит глаз профессионала) Оксана, спасибо за ваш труд!

    1. Оксана Копенкина

      Анна, очень рада, что статья понравилась и она подняла Вам настроение! Спасибо за обратную связь!

  2. Спасибо за ваш легкий стиль и такие интересные статьи. Подписана на вашу рассылку уже три года по-моему, с удовольствием всегда читаю. Нравится, что рассказываете о картинах не академическим языком, что упоминаете факты, которые не относятся напрямую к картинам, что даете интересные ссылки (например, здесь на сказку и оперу). Спасибо за ваш труд, удачи и достижения целей

  3. Галина

    Оксана, большое спасибо за такой новогодний подарок! Всегда любила эту пьесу Островского, а опера Римского-Корсакого одна из моих любимых и Ваш рассказ о замечательной картине Васнецова собрал всё воедино, погрузив в грустную, но тем не менее прекрасную сказку, создав то самое новогоднее настроение, которого не хватало.
    Огромное спасибо за Ваши удивительные истории. Буду ждать их в следующем году.
    С новым годом! И пусть Ваши надежды и мечты сбудутся!

    1. Оксана Копенкина

      Галина, как здорово, что моя статья оказалась важным элементом для Вас в восприятии образа Снегурочки! Спасибо за поздравления! Да, конечно, будем на связи.

  4. Галина

    Уважаемая Оксана!
    Вот и подходит к концу не простой, очень сложный 2022 год, но благодаря вашим курсам, и просто письмам удавалось не впадать в уныние.
    Вот и под конец года, от вас очень позитивный настрой!
    Спасибо за ваш труд, за то что делитесь своими знаниями, находками, да и просто добрым настроением, благодаря вам в дом приходит волшебство!
    Творческих успехов, хороших учеников, добрых людей рядом, света и тепла.
    С наступающим Новым годом!

    1. Оксана Копенкина

      Галина, спасибо за приятные слова! И благодарю за такие искренние и чистые пожелания! С наступившим Новым годом!

  5. Светлана

    Спасибо большое, что делитесь информацией. Узнать об истории живописи от профессионала дорогого стоит! С наступающими праздниками! Будьте здоровы и счастливы!

  6. Андрей

    Интересно, что Снегурочка сделала всего 4 шага и резко прыгнула вперёд и влево, и это в таких-то валенках)))

  7. Аноним

    Спасибо огромное Вам, Оксана, за замечательные статьи, каждую прочитываю с огромным интересом и удовольствием!
    Такие материалы, емкие по содержанию, в которых есть Ваш стиль изложения, всегда интересны, впечатляющие, многогранные. Благодарю Вас за Ваш труд и знания, которыми Вы с нами делитесь!

  8. Аноним

    Спасибо огромное, Оксана, за вашу работу! С Новым годом! Творческого вдохновения!

    1. Оксана Копенкина

      Пожалуйста! Спасибо за поздравления! И Вас поздравляю с наступающим!

  9. Спасибо большое, Оксана!
    За информацию и настроение. Действительно,праздничное-Новогоднее!
    Творческих успехов в новом году!

    1. Оксана Копенкина

      Ирина, да, Васнецов умеет создавать праздничное настроение! Сейчас прям его время! Спасибо за пожелания! И Вам всего самого наилучшего!

  10. Когда мы проходили в школе Снегурочку Островского, я стихотворение написала. Это был мой своеобразный протест против радости берендеев, что Ярило вернуло лето.
    “Снегурочка растаяла.
    Лель заводит песню.
    Солнце засияло
    и стало всё чудесней.
    Но чего-то не хватает
    в чудесном этом свете…
    Снегурочкиной чистоты
    и снежной белой ветви…”

    1. Оксана Копенкина

      Ольга, замечательное стихотворение! Здорово, что почувствовали эту грусть. По идее Снегурочка противоестественная, но она была на самом деле чистой, легко выводила на “чистую воду” человеческие пороки. Помните, как ее приемные родители заставляли ее строить глазки женихам. Чтобы женихи в свою очередь поставляли бражку отцу и гостинцы матушке. И мне тоже было грустно, что такая чистота исчезла ради того, чтобы людям стало теплее. Им стало теплее и комфортнее. Но сердца остались теми же, порой корыстными, не умеющими по-настоящему любить.

  11. Благодарю за такой потрясающий рассказ. Картина наполнена такими родными образами, сразу создаёт новогоднее настроение! Всех с праздником!

    1. Оксана Копенкина

      Юлия, пожалуйста! Замечательно, что статья помогла создать такое настроение!

  12. Екатерина Клишева

    Оксана, с удовольствие читаю вас. Год назад под Новый Год я купила коллекцию открыток с эскизами костюмов Васнецова к театральной постановке “Снегурочки”. Люблю рассматривать росписи, картины с русскими мотивами в искусстве, восхищают и умиротворяют иллюстрации Билибина, Кочергина к русским сказками. Спасибо за этот рассказ, узнала про образ А.Мамонтовой в картине, с наступаюшими праздниками!

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, вот это да! Дореволюционные? Представляете, я тоже под впечатлением от Снегурочки вот на днях купила открытку с Царем Берендеем 1902 года. И еще Купаву, но не эскиз костюма, а там, где она грустит после предательства Мизгиря. Буду очень благодарна, если поделитесь фотографией своей коллекции. Хотя бы знать, какие там еще были открытки. Напишите мне, пожалуйста, по почте oxana.kopenkina@arts-dnevnik.ru

  13. Екатерина

    Для Виктора Васнецова его картина “Снегурочка” – одна из самых важных работ в его творчестве, ведь он трудился над этим полотном на протяжении нескольких лет, стараясь отобразить на холсте знание глубины человеческой души, почерпнутое им из народного фольклора. И публика положительно приняла его работу: современники художника восхищались его мастерством, с помощью которого художник соединил небесное и земное. По словам критиков, никто из художников не смог бы так точно передать всю женскую красоту, как это получилось у Васнецова. И, я думаю, немаловажную роль в этом сыграл верный выбор модели для героини картины. Виктор Васнецов выбрал для этого Александру Мамонтову – и не прогадал. Ей очень к лицу образ Снегурочки!

    1. Оксана Копенкина

      Екатерина, благодарю за дополнение! Да, Васнецову удался образ!

Добавить комментарий