Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма

Сотворение Адама Микеланджело в Сикстинской капелле

Барокко, рококо, классицизм… Это все стили в живописи. Некоторые существовали в конкретную эпоху. Тогда достаточно посмотреть на дату создания картины и понять, какой это стиль.

Но многие пересекались во времени: один стиль ещё в моде, а другой уже наступает ему на пятки. В таком случае даты не всегда помогут.

Хорошо бы знать основные черты каждого стиля. Ещё лучше – понимать, почему тот или иной стиль возник.

С чего вдруг художники переключились с прекрасного ренессанса на вычурное барокко.

Почему строгий классицизм был вытеснен зыбким импрессионизмом.

И зачем художники повально отказались от эстетики и ударились в экспрессионизм.

А потом и вовсе отошли от узнаваемых образов, увлёкшись абстракционизмом.

Разберём каждый стиль. Начнём с ренессанса.

1. Ренессанс

Позади средневековье и торжество духа над телом. Плоские лица и бесформенные одежды во множестве населяли готические соборы.

Ренессанс же сместил фокус с духовного на телесное. Вернее на человека красивого и благородного.

Почему стиль ренессанс возник

В Италии в конце 15 века картины стали заказывать не церковники, а банкиры.

Они были людьми не только богатыми, но и образованными. Читали древнегреческих поэтов. А заодно ещё и видели найденные скульптуры Древнего Рима. Их в то время много раскапывали.

Боттичелли рождение венеры
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Желание любоваться телесной красотой и восприятие человека, как мыслящего и достойного существа – таков был настрой заказчиков. Художники эти пожелания услышали.

Время расцвета стиля

Стиль ренессанс (или эпохи возрождения, что одно и то же) расцвел в конце 15 века, начиная с работ Боттичелли. И завершился в конце 16 века, работами Тициана.

Тициан Венера
Тициан. Венера Урбинская. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Характерные черты стиля ренессанс

На картинах эпохи возрождения весь фокус – на человеке. Поэтому в это время почти не встречаются пейзажи и совсем нет натюрмортов. Это одна или несколько фигур. Чаще в спокойной и неподвижной позе. Красивые и благородные черты лица. Уверенный взгляд на зрителя.

Рафаэль портрет Бальдассаре Кастильоне
Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг. Лувр, Париж

Если это святой, то он почти не отличается от человека. Часто под образом Мадонны или древнегреческой богини скрывались возлюбленные, супруги или дочери.

Боттичелли, например, в образе Венеры изобразил восхищавшую его реальную девушку, Симонетту Веспуччи.

Боттичелли рождение венеры фрагмент
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1484 г. Галерея Уффици, Флоренция

Лицо или руки выполнялись в технике сфумато, то есть как будто покрытые дымкой. Эту технику придумал Леонардо да Винчи. Она позволяет сделать изображение человека более живым. Его Мона Лиза выполнена как раз с эффектом сфумато.

Мона Лиза фрагмент
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Картины Возрождения часто яркие. Эпоха полутонов и нежных оттенков ещё впереди. О колорите ещё мало заботились. По сути просто раскрашивали красивые формы.

Ливийская сивилла
Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Фрагмент росписи Сикстинской Капеллы, Ватикан

Яркий пример стиля ренессанс

Самых красивых и благородных в Эпоху Возрождения писал Рафаэль. Пожалуй, он самый классический художник стиля ренессанс. Вот его “Мадонна в зелени”.

Мадонна в зелени
Рафаэль Санти. Мадонна в зелени. 1505-1506 гг. Музей истории искусств, Вена, Австрия

В ней есть почти все, чем славится Возрождение. И красота, и благородство, и сфумато.

Художники стиля ренессанс

Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тинторетто, Тициан.

Стиль ренессанс не исчез бесследно со смертью Тициана. Его черты вобрал каждый последующий стиль.

Художники всех мастей боготворили Рафаэля. Жесты и улыбки его героев повторены сотни раз в картинах на протяжении 300 лет. Точку в этой всеобщей любви к ренессансу поставили импрессионисты. Но о них позже.

О художниках Ренессанса читайте в моей статье “6 великих мастеров эпохи возрождения”.

2. Барокко

Ренессанс, безусловно, прекрасен. Но статичен и аскетичен. С цветом художники Возрождения тоже не особо возились. Поэтому часто их работы похожи на раскраски (не считая Тициана, конечно).

А вот стиль Барокко все эти моменты учел. Барокко – это движение, роскошь и виртуозный колорит.

Рубенс вознесение Марии
Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф

Почему стиль барокко возник

Вера в человека и республика, как форма правления, в Италии долго не продержались. Вернулась монархия. А монархам нужна была другая живопись.

Заказчики хотели показать себя во всей красе и с размахом украшать свои дворцы. Нужны были пышность и блеск. Художники быстро уловили, куда ветер дует. Так появился барокко.

Рубенс прибытие Марии Медичи в Марсель
Питер-Пауль Рубенс. Пребытие Марии Медичи в Марсель. Из цикла картин «Галерея Медичи». 394×295 см. 1622-1625 гг. Лувр, Париж

Время существования барокко

Расцвет барокко – это 17 век. Но в этом стиле создавались полотна вплоть до начала 19 века. Это стиль, который дольше всех продержался в истории искусства. Роскошь и ослепляющий блеск были в моде аж 200 лет.

Орацио Джентилески Даная
Орацио Джентилески. Даная. 1621 г. Музей Гетти, г. Лос-Анджелес, США

Характерные черты барокко

Куча-мала из обнаженных тел, копьев и экзотических животных – самое что ни на есть барокко. Если смотрите и на ум приходят слова «как эмоционально и динамично», значит это барокко.

Рубенс охота на крокодила
Питер-Пауль Рубенс. Охота на крокодила и гиппопотама. 1616 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Ещё барокко – этакая смесь живописи и театра. Неяркий свет выхватывает из тьмы драматическое действо. Сюжеты выбирались под стать: сцены пыток христианских мучеников, убийства и переломные моменты в жизни святых.

Караваджо обращение Савла
Караваджо. Обращение савла. 1600 г. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Рим

Яркий пример стиля барокко

Кучу-малу из людей и животных любил Рубенс. Его «Охота на львов» – тому подтверждение.

Рубенс Охота на львов
Питер Пауль Рубенс. Охота на львов. 1621 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.

А вот мастером театральной барочной живописи был Караваджо. Движения у него не такие зашкаливающие, как у Рубенса. Но эмоций и драмы у него хоть отбавляй. Как в картине «Положение во гроб».

Караваджо положение во гроб
Караваджо. Положение во гроб. 1602 г. Пинакотека Ватикана

Главные художники стиля барокко

Динамичное барокко (рубеновское) ищите у Симона Вуэ и Тьеполо.

Театральное барокко (так называемый караваджизм) ищите у Рембрандта, Джентилески (и у отца, и у дочери), а также Мурильо.

Еще учтите один момент. Барокко “страдает” излишествами. Но не только нарисованными. Огромное полотно 5 метров в длину и массивная позолоченная рама – идут, как правило, в придачу.

3. Рококо

Барокко и Рококо часто путают. Но у них есть принципиальное отличие. Барокко – про помпезность. Рококо – про изящество. Барокко про сильные эмоции, даже эмоциональный надрыв. Рококо – про поверхностные чувства.

Буше юпитер и Каллисто
Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто. 1744 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

Почему возник стиль рококо

Однажды заказчики устали от драмы и накала страстей. Захотелось легкой болтовни, флирта и поцелуев. Так возник стиль рококо.

Фрагонар украденный поцелуй
Жан-Оноре Фрагонар. Украденный поцелуй. 1780-е года. Эрмитаж, Санкт-Петербург

А если серьёзно, появлению стиля способствовала мадам Помпадур, любовница французского короля Людовика XV. Она любила ангелочков, цветочный орнамент и нежные цвета.

Период расцвета рококо

Век рококо был коротким. Как говорится, отдохнули и хватит. Так что стиль просуществовал всего лет 50 (с середины 18 века до начала гражданской войны во Франции). Кровожадной гильотине были не к лицу легкомысленные образы.

Буше мадам помпадур
Франсуа Буше. Мадам Помпадур. 1756 г. Старая пинакотека, Мюнхен

Характерные черты стиля рококо

Большинство героев – розовощёкие (но не пышные, как в барокко) девушки среди цветов и кавалеров. Все довольны и счастливы. Барочной драмы как и не бывало.

Гейнсборо дама в голубом
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художники стиля рококо пользовались тонкой кисточкой – мелкие листочки, тонкий слой краски, крохотные детали.

Ватто паломничество на остров Киферу
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. 129 × 194 см. Лувр, Париж

Яркий пример стиля рококо

Классическая картина в стиле рококо – это «Качели» Фрагонара. Тут и флирт, и тонконогая девица. О ней можно почитать в моей статье “Качели Фрагонара: главный шедевр эпохи рококо”.

Фрагонар Качели
Жан Оноре Фрагонар. Качели. 1767. Собрание Уоллеса, Лондон

Главные художники стиля рококо

Упомянутый Жан-Оноре Фрагонар, Антуан Ватто, Франсуа Буше, Томас Гейнсборо.

Все-таки оговорюсь, что рококо – это не всегда пустозвонная праздность. Те же “Качели” Фрагонара не так поверхностны, как может показаться поначалу. Предстоящую драму в отношениях можно почувствовать, взглянув на мрачные ветви деревьев. Гениальный художник может написать глубокое произведение даже в стиле рококо.

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

4. Классицизм

Параллельно с барокко возник классицизм. Полная ему противоположность. Вместо накала страстей – бесстрастность. Вместо переплетенных тел – выверенные пропорции и порядок. Как будто картины рисовали математики.

Пуссен аркадские пастухи
Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1650 г. Лувр, Париж

Почему стиль классицизм возник

Причину стоит искать в разнице вкусов заказчиков. Часть из них жаждали гармоничных пропорций античности. По сути классицизм – это возврат к ренессансу, но в более строгом варианте, под стать чопорным и высокомерным аристократам.

Давид клятва Горациев
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. 330 × 425 см. 1784 г. Лувр, Париж

Более же экстравертные и истероидные по психотипу герцоги и князья предпочитали пышное барокко.

Так появилось два лагеря: любители классицизма и любители барокко.

Характерные черты

Классицисты выбирали сюжеты, далекие от жизни: о богах и богинях, о правителях Древнего Рима, гладиаторах и спартанцах.

Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма
Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия пьянства. 1850 г. Лувр, Париж

Классицизм не только удовлетворял вкусы отдельных заказчиков, но и стал официальным искусством. У классицистов были свои академии, поэтому их называли академистами.

Они обучали учеников четким правилам живописи. Правильные пропорции, перспектива, моделировка объема светотенью, колорит в виде трехцветки.

Бугров Данте и Вергилий в аду
Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж

Поэтому классицизм – самый распространённый стиль живописи. Пожалуй, в этом стиле создано больше всего полотен за всю историю искусства.

Период расцвета классицизма

Он был в моде в 17 веке. А затем вновь расцвел в конце 18 века. В основном за счет любви со стороны Наполеона.

Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма
Жак-Луи Давид. Наполеон на коне (фрагмент). 1798 г. Галерея Бельведер в Вене

Яркий пример классицизма

За классицизмом стоит обращаться к французскому художнику Пуссену. В его работах Вы встретите все черты этого стиля.

Пуссен великодушие Сципиона
Никола Пуссен. Великодушие Сципиона. 1640 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

На картине “Великодушие Сципиона” все упорядочено и логично. Герои стоят в ряд. Никто ни на кого не наваливается, как у Рубенса.

Художник использует классическую трехцветку “синий-красный-желтый”. Эмоции приглушены: они здесь не так важны, как жесты и позы героев.

Главные художники

Никола Пуссен, Жак-Луи Давид, Анибале Карраччи, Вильям Бугро.

Классицизму не повезло. Если другие стили эволюционировали, то с этим рьяно боролись вольнодумные художники. Те, кто хотел творить по велению сердца, а не так, как учат в академиях.

В результате классицизм сломили импрессионисты. А окончательно затоптали экспрессионисты.

Ссылка на бесплатный курс

5. Импрессионизм

Есть кое-что, что объединяет все стили, существующие до импрессионизма. Это гладкая живопись. Скрытие мазков, натуралистичность и внимательность к деталям были важны почти всегда, начиная с 14 века.

Но импрессионизм смело пошатнул все эти традиции.

Клод Моне Впечатление
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 13 ноября 1872 г. 7 часов 35 мин утра. Музей Морматтен-Моне, Париж.

Почему стиль импрессионизм возник

В 19 веке изобрели фотографию. Изображать реальность с помощью кисти и красок стало ни к чему. Аристократ мог пойти в фотоателье и сделать свой реалистичный портрет. Причём очень быстро.

Художники поняли, что реальность больше в их услугах не нуждается. Передавать этот мир в деталях уже нет смысла. Они сосредоточились на собственном впечатлении от увиденного – на живых людях, солнечных зайчиках и шелесте травы.

Моне стог сена на закате
Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США.

Характерные черты

Импрессионизму свойственна жизненность: они писали своих современников в кафе или на прогулках. В отличие от классицистов, которые изображали древне-римских героев или богов с богинями.

Коровин парижское кафе
Константин Коровин. Парижское кафе. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Также импрессионисты выработали свою технику. Вместо гладкой живописи – видимые, быстрые мазки. С помощью них они создавали иллюзию вибрации воздуха и солнечных бликов.

Ренуар портрет Жанны Самари
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Время расцвета импрессионизма

Активно в стиле импрессионизм работали во второй половине 19 века. Совсем недолго. Как и рококо, этот стиль просуществовал тоже не более 50 лет. 

Но его расцвет закончился совсем по другой причине, чем у рококо. 

Дега Голубые танцовщицы
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва.

Импрессионисты изменили способ мышления творческих людей. Они показали, что можно писать не только видимую реальность. Но нечто другое. В их случае – быстротечные эффекты солнца, тумана и сумерек. 

Другие художники пошли дальше. И начали писать свой внутренний мир (экспрессионизм), придуманную реальность (абстракционизм), или почти ничего (минимализм).

Яркий пример импрессионизма

Импрессионизм зародился во Франции. Так что самые яркие импрессионисты – французы. Классическая импрессионистическая работа – “Качели” Ренуара.

Ренуар качели
Огюст Ренуар. Качели. 1873 г. Музей Орсе, Париж

Здесь обычные горожане 19 века отдыхают в парке. Никаких исторических сюжетов, как у классицистов. При этом все изображено с помощью крупных разноцветных мазков. Даже тени цветные.

Главные художники

Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Константин Коровин.

Почитайте мою статью «7 великих художников-импрессионистов»

Для особо влюблённых в импрессионизм я разработала онлайн-курс «Импрессионизм: формула и главные герои».

6. Экспрессионизм

Однажды художники отказались рисовать реальность. И переключились на свой внутренний мир. Они решили с помощью форм и цвета показывать свои эмоции и тем самым вызывать эмоции у нас. Так родился экспрессионизм.

Почему экспрессионизм возник

Экспрессионизм был следующим и логичным шагом после импрессионизма.

Импрессионисты все-таки были реалистами, изображающими окружающий мир, в первую очередь свето-воздушные эффекты. Свои эмоции и своё отношение к происходящему импрессионисты оставляли за кадром.

Но некоторым художникам реализм изрядно надоел.

Первым свой внутренний мир в свою живопись впустил Ван Гог. Он начал деформировать цвета и формы, исходя из собственного отношения к объекту.

Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма
Ван Гог. Портрет доктора Гаше. 1890 г. Частная коллекция

Лицо доктора Гаше зеленоватое и неправильной формы. Явно в реальности оно таким не было.

Мастером выразить свои эмоции на холсте был и современник Ван Гога, Эдвард Мунк. Он смело выражал свои эмоции на картине, ещё больше деформируя формы.

Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма
Эдвард Мунк. Вечер на улице Карла Иоанна. 1892 г. Коллекция Расмуса Мейера, Берген

У Мунка лица и вовсе похожи на черепа, обтянутые кожей. Это ещё дальше от реальности, чем даже у Ван Гога.

Время расцвета стиля

Экспрессионизм расцвёл в начале 20 века, как отклик на ужасы Первой Мировой войны. 

Слишком сильные эмоции испытывали художники. Эстетика прошлых лет стала для них неприемлема. Мир трещал по швам, и боль и разочарование выплескивались на холст.

Кокошка автопортрет
Оскар Кокошка. Автопортрет. 1917 г. Музей фон дер Хейдт, Вупперталь. Maximonline.ru

Основные черты экспрессионизма

Так как эмоции выражались сильные и чаще негативные, то главная черта экспрессионизма – это дисгармония и уродство.

Эгон Шиле, например, намеренно подчеркивал все самое некрасивое в человеке.

Шиле танцор
Эгон Шиле. Танцор. 1913 г. Музей Леопольда, Вена

А в дисгармонии особенно преуспел Хаим Сутин. Его деформированные пейзажи как будто отображены в кривых зеркалах.

Сутин красная лестница в кане
Хаим Сутин. Красная лестница в Кане. 1923 г. Музей искусства авангарда (МАГМА), Москва

Ещё экспрессионизм узнаваем по ярким цветам в виде больших пятен и полос, а также плоскому изображению. Моделирование объема и правда отвлекает от цвета, а главное – от эмоций. Как на “Автопортрете с моделью” Кирхнера.

Кирхнер автопортрет с моделью
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с моделью. 1926 г. Гамбургский кунстхалле. Artchive.ru.

Яркий пример стиля экспрессионизм

Икона экспрессионизма – это «Крик» Эдварда Мунка. 

Мунк крик
Эдвард Мунк. Крик. 1893 г. Национальная галерея Норвегии в г. Осло.

Конечно, она создана ещё до ужасов первой мировой. Но сам Мунк был настолько экспрессивным человеком, что в его шедевре и без того страха и отчаяния хоть отбавляй.

Главные художники экспрессионизма

Много экспрессионистов было в Германии и Австрии. Кокошка и Шиле – это австрийцы. Из немецких можно назвать Нольде и Кирхнера.

Нольде Маски
Эмиль Нольде. Маски. 1911 г. Художественный музей Нельсона-Аткинса, США. Russiaartnews.ru.

И повторюсь, что яркими экспрессионистами также был норвежец Эдвард Мунк и живший в Париже выходец из Белоруссии Хаим Сутин.

Работы экспрессионистов кажутся отталкивающими. Но, парадокс, в этом скрыта и их притягательная сила.

Ведь интересно же заглянуть в душу другого человека. И увидеть там страх, надрыв, надлом, болезненную страсть. Что мы и делаем, когда смотрим на картины экспрессионистов.

Продолжение — в статье «Экспрессионизм. Стиль живописи, его истоки и изобретатели»

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

7. Абстракционизм

Абстракционизм часто не любят и обесценивают по типу «Это и я так могу намалевать». 

Но именно этот стиль очень сильно повлиял на наш мир. Поэтому его так важно понять. А полюбить – это уже по желанию :).

Почему возник абстракционизм

Однажды Кандинский увидел в своей мастерской незнакомую картину. Это было что-то несуществующее, но очень гармоничное. Через 10 секунд художник понял, в чем дело. 

Это был его пейзаж, который он сам же прислонил боком к стене. 

Кандинский композиция 4
Василий Кандинский. Композиция 4. 1911 г. Художественное собрание земли Северный Рейн, Дюссельдорф

Так великого художника осенило, что узнаваемые образы мешают воздействовать на зрителя. Ведь можно просто правильно подобрать цвета и линии, чтобы вызвать ощущение гармонии. Так же, как набор звуков соединяется в мелодию и вызывает приятные переживания у слушателя.

Время расцвета стиля

Для многих художников открытие Кандинского стало откровением. Оказывается, не обязательно ЧТО-ТО изображать. И не обязательно выискивать нужный сюжет или образ, а можно просто экспериментировать с цветом и формой!

При этом у художника все равно оставалась цель. Либо достичь с помощью конкретных сочетаний цветов и форм ощущения гармонии. Либо чтобы вызвать конкретную эмоцию. Но чаще и то, и другое.

Миро Улчбка пылающих крыльев
Жоан Миро. Улыбка пылающих крыльев. 1953 г. Фонд Жоана Миро, Барселона. Pinterest.com.

Так что абстракционизм расцвёл сразу же после открытия Кандинского в 1910 году и было ведущим стилем в течение всего 20 века. Его расцвет пришелся на середину XX века в том числе благодаря знаменитым абстракциям Поллока.

Поллок осенний ритм
Джексон Поллок. Осенний ритм (номер 30). 1950 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке, США. Artchive.ru.

Главные черты абстракционизма

Абстракционизм легко узнать. Если Вы не можете на картине узнать образ, значит это абстракция. Недаром его называют ещё беспредметным искусством.

А вот уже сама абстракция может быть самой разной. Но можно выделить два основных ее вида. Лирическую, состощую из текучих форм. Как у Кандинского и Моро.

А второй вид – это геометрическая абстракция. Началась она с квадратов и кругов Казимира Малевича. А продолжилось разноцветными решетками Пита Мондриана. 

Мондриан композиция с большой красной плоскостью
Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге. Wikiart.org.

В США возникла ещё одна разновидность – абстрактный экспрессионизм. Как Вы уже поняли, цель у него была вызвать эмоции у зрителя. Гениально это получалось у Марка Ротко.

Ротко желтый и оранжевый
Марк Ротко. Желтый и оранжевый. 1968 г. Собрание Филлипса, Вашингтон. Artchive.ru.

Яркий пример абстракционизма

В России абстракционизм четко ассоциируется с Малевичем и его  «Чёрным квадратом». 

Малевич чёрный квадрат
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

О смысле и тайне картины читайте в моей статье «Черный квадрат» Малевича. Почему это шедевр».

Главные художники абстракционизма

Кандинский и Малевич были первыми абстракционистами.

А подхватили их идеи такие гениальные художники, как Пит Мондриан, Марк Ротко, Жоан Миро, Джексон Поллок и Пауль Клее.

Клее статично-динамичная градация
Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

Многие плохо относятся к абстракционизму. Тогда как его влияние на нашу жизнь огромно.

Когда художники освободились от необходимости творить только известные образы, они стали много экспериментировать с формой. Все это переходило в скульптуру и архитектуру. А потом – в мебель и одежду.

И мы не успели оглянуться, как абстракционизм поделил наш мир на «до и после». До него – это виньетки и ажурная мебель. После него – строгий шрифт и лаконичные формы наших шкафов.

Об этом стиле читайте подробнее в статье «Василий Кандинский: как зарождался абстракционизм».

Проверьте себя

Я предлагаю Вам проверить, как Вы усвоили основные стили.

Какая из этих картин написана в стиле рококо?

Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма

Какая из этих картин написана в стиле ренессанс?

Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма

Какая из этих работ написана в стиле экспрессионизма?

Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма

Если Вы ответили на все три вопроса – «слева», значит Вы хорошо разбираетесь в стилях живописи.

В первом вопросе слева – картина Фрагонара “Щеколда”. Справа – картина Рубенса “Охота на волка и лиса” (барокко).

Во втором вопросе слева – картина Рафаэля “Форнарина”. Справа – “Обнаженная в солнечном свете” Ренуара (импрессионизм).

В третьем вопросе: две картины Кандинского. Работа слева написана в 1909 году (Импровизация 3) и на ней мы различаем образы: всадника, здания. Это экспрессионизм.

На работе справа 1913 года («Композиция» из Эрмитажа) образы НЕ различимы. Это уже абстракционизм.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

PS. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-курс «Насколько Вы разбираетесь в живописи»

48 комментариев к “Стили в живописи: от ренессанса до абстракционизма”

  1. Юрий Н.

    Уважаемая Оксана!
    Я думаю, Вы согласитесь, что иногда причисление художника к какому либо конкретному стилю (течению, направлению) не облегчает, а затрудняет восприятие его собственного художественного стиля. Например, между индивидуальным стилем (манерой) таких представителей “барокко”, как Рубенс и Караваджо по сути нет ничего общего. А отнесение Миро к абстракционистам несколько упрощает суть его творчества, так как он был причастен к движению сюрреализма.
    Да и Ван Гога принято считать постимпрессионистом, а не экспрессионистом, хотя, как Вы точно заметили, его творчество повлияло на возникновение этого направления.

    1. Оксана Копенкина

      Юрий, конечно, все более многообразно, чем несколько стилей. Есть даже художники, которые творили в своём собственном уникальном стиле. Но классификация даёт возможность упорядочить знания, не растеряться и начать получать удовольствие от более глубокого изучения.

  2. Надежда

    Спасибо, очень понятно написано. Решила начать разбираться понемногу в живописи. Начала рисавоть в Абстрактной стиле, и покупатели иногда спрашивают про живопись. А я не знаю вообще ничего. Буду Учиться. СПАСИБО

    1. Оксана Копенкина

      Надежда, очень здорово, что решили изучать историю живописи! Удачи!

  3. Максим

    Спасибо большое! Мне 14 лет, я музыкант – скрипач и пианист, хочу иметь знания во всех видах искусства, но рисую так себе:). Еще раз спасибо)

    1. Оксана Копенкина

      Максим, замечательное желание! Если нравится рисовать, рисуйте и не сомневайтесь в себе).

  4. Оксана, какое счастье встреча с Вами. Я моного лет тщетно пытаюсь систематизировать
    многочисленные впечатления . Предисловие к вашим урокам -практически все озвученные
    мои вопросы. Уже несколько днеи с огромным удовольствием читаю ваши записи.
    То,что Вы так щедро делитесь знаниями заслуживает глубочайшего уважения.
    Огромное вам спасибо!!!!

    1. Оксана Копенкина

      Ольга, спасибо за такие приятные слова! Прошу прощения, что так долго не отвечала на Ваш комментарий, было необычное лето)

  5. Ни одна статья еще так “понятно” не описывала эту тему! Спасибо огромное!

  6. Аноним

    Спасибо за интересную статью! Подскажите есть ли у вас также видео анонсы на YouTube ?

  7. Татьяна

    С интересом прочитала вашу статью!
    Стараюсь запомнить все детали описания картин стиля и художников. Не знаю почему но мне очень интересно . С гордостью делюсь теперь своими познаниями со своим мужем и взрослым сыном и очень рада что они запоминают то что я им увлечённо рассказываю! Может эти знания нам нигде не пригодятся но я благодарна Вам за ваши статьи !
    PS очень давно купила как-то картину без названия из шелка так вот только сейчас узнала что это рококо Буше Туалет Венеры.
    Чему несказанно рада !

    1. Оксана Копенкина

      Татьяна, очень здорово, что Вас так переполняют новые эмоции! Рада, что Вы открыли для себя неиссякаемый источник удовольствия.

  8. Аноним

    Оксана, спасибо, что вы есть с такими знаниями! Для меня предстал весь культурно-исторический контекст, и каждая страничка стиля живописи стала своеобразной точкой со своей интригой на пути моего маршрута познания искусства. Я нисколько не пожалела, что заказала у вас дневник русской живописи.

    1. Оксана, спасибо, что вы есть с такими знаниями! Для меня предстал весь культурно-исторический контекст, и каждая страничка стиля живописи стала своеобразной точкой со своей интригой на пути моего маршрута познания искусства. Я нисколько не пожалела, что заказала у вас дневник русской живописи.

  9. Большое спасибо,Оксана,доходчиво,познавательно,интересно,не сожалею ни секунды о подписке

  10. Наталия

    Оксана , хочу сказать , что считаю большим везением для себя случайное открытие Вашего на сайта на просторах интернета. Лично для меня это единственный способ хотя бы немного разобраться в живописи. Большое спасибо за Вашу работу,

  11. Владимир

    Добрый день! Рекомендую посмотреть фильм Андрея Кончаловского “Грех”. Его трактовка о творчестве Микеланджело довольно интересна. Недавно узнал о новых веяниях и стилях в России вот некоторые из них. Вроде даже в “Луврах” выставляют: http://natblog.ru/natblog-glavnaya/rene-reza-igor-ryazancev.html,
    https://tumentoday.ru/2018/02/09/v-parizhe-s-uspehom-proshla-vystavka-tyumenskogo-hudozhnika/
    Дневник Ваш очень интересен. С уважением Владимир

  12. Оксана, благодарю Вас за такой интересный и познавательный материал. Случайно попался Ваш сайт сегодня, на основании Вашего материала весь день просвещалась сама и свою семью. Классно, здорово, объёмно!!!!!!!!!!!!!

  13. Александр

    Спасибо Оксана!Ваш путеводитель в мир искусства очень интересен.Важно слышать разные мнения профессионалов.Единственное.Винсента Ван Гога среди импрессионистов Вы даже не упомянули.А нашли ему место среди экспрессионистов.Вы меня немного запутали.Так в каком стиле его больше?Буду признателен за Ваш ответ.Успехов Вам!

    1. Оксана Копенкина

      Александр, Ван Гог, на мой взгляд, ближе к экспрессионистам. Он не стремился запечатлеть увиденное реалистично. А все-таки импрессионисты были по сути реалистами, только использовали другие техники передачи реальности (раздельные мазки, лепка пространства с помощью цветовых пятен, а не линий). Ван Гог в первую очередь выражал самого себя, свое видение реальности. Поэтому много неестественных цветов, схематичности, искажений. Все эти его наработки потом подхватили экспрессионисты и развили в отдельное направление.

  14. Марианна

    Решила с помощью интернета разобраться в стилях, и когда увидела, что мои любимые голландцы Вермеер, Хальс, терборх тоже борокко…. Поняла, что я ничего не поняла. Оксана, помогите!

    1. Оксана Копенкина

      Марианна, барокко можно поделить условно на два типа. Ваши любимые художники скорее относятся к реалистичному барокко. Когда не так много драмы и буйства эмоций, а скорее легкое движение жизни и вовлечение Вас, как зрителя, в реальность картины. С помощью приемов барокко: яркие краски, светотень, живые и подвижные мазки (особенно у Хальса), невероятные переливы тканей и фактур (особенно как у Терборха), необычные световые эффекты (как у Вермеера). Но есть ещё динамичное барокко — там театр, трагедия, много фигур, развевающиеся ткани. Рубенс — яркий пример.

      1. Марианна

        Спасибо большое за такую волшебную работу! Но к сожалению сколько я не изучаю все равно остаётся многое не понятно. Например почему « Даная» Джентилески- барокко , не нахожу никаких его критериев? И наоборот у Бугро « Данте и Вергилий» и театральность, и страсти какие и голые тела, а не Борокко ?!

        1. Оксана Копенкина

          Марианна, конечно, в Живописи мы лишь условно делим на стили. Чем гениальней художник, тем вообще сложнее его работы причислить к какому-то конкретному стилю. Только примерно. До сих пор идут споры, к какому стилю отнести Эль Греко, Рембрандта или Модильяни. Это нормально, немного запутаться)). А в «Данае» Орацио Джентилески от барокко — очень сильное противопоставление светлого и темного. Это театральный, барочный приём. Ее эмоциональная, драматичная поза с поднятой рукой. Это тоже барокко (в Возрождение возлежали более спокойно:). Это яркие тёплые краски (один золотой цвет чего стоит). Это невероятно прописанная ткань, словно она реальная. Это тоже приём барокко — поразить реалистичностью.
          Да, У Бугро формально тоже барокко, конечно. Но слишком большой акцент на телах дерущихся. В барокко была важна общая композиция, буйство эмоций в каждом мазке. Здесь же эта драка какая—то искусственная. Как будто два актера застыли и художник их тщательно зарисовал. Картина как будто для того, чтобы полюбоваться этими телами. Так скажем, барокко, притянутое за уши.

  15. очень здорово! только жаль, что у вас после классицизма сразу импрессионизм. А как же ампир, романтизм, сентиментализм?!

    1. Оксана Копенкина

      Талия, да, я взяла только самые краеугольные стили. Романтизм тоже имел, конечно, большое значение в истории, но не такое, как барокко и классицизм.

  16. Аноним

    Доброго времени суток, Оксана! Спасибо за крайне познавательный сайт простое и доступное описание стилей. Прямо сразу почуствовал себя специалистом))) Это, конечно, шутка, но Русский музей в СПб захотелось посетить, к сожалению, давно не был. С уважением, Константин.

    1. Оксана Копенкина

      Константин, очень приятный отзыв, правда. Честно, поняла, что это главные цели: дать человеку уверенность в общении с искусством. И чтобы прям очень захотелось в музей или на выставку. Спасибо!

  17. Ильшат

    Оксана, добрый день. Большое спасибо за Ваш очень приятный обзор. Действительно, заряжаешься каким-то вдохновляющим моментом, хочется еще больше узнавать, читать, еще больше “копать”.
    Некоторые статьи и тесты уже пройдены- остальные ждут своего часа.
    Один вопрос, может быть, не нашел большого рассказа о самом Микеланджело или о каком-нибудь его шедевре – или я просто не увидел.
    Это случайно? Или намеренно? Или еще не “дошли руки”?
    Спасибо…

    1. Оксана Копенкина

      Ильшат, очень рада, что вдохновляю Вас на дальнейшее изучение). Про Микеланджело я писала в статье «Мастера Эпохи Возрождения». Согласна, что написала много про Леонардо, Рафаэля, Тициана. А Микеланджело как-то обходила стороной. Это чисто из-за личного отношения: я не видела его работ вживую (в отличие от трёх его коллег), и мне сложно постигнуть пока его величие. Вижу только, что он был слабоватым колористом. Я ведь больше про живопись. А он все-таки был в первую очередь великим скульптором… вот и получилось, что обошла его стороной. Исправлюсь))

  18. Татьяна

    Спасибо за прекрасную статью ! Все наглядно и доступно , сразу же чувствуешь прилив вдохновения , даже если ты человек далекий от искусства .

    1. Оксана Копенкина

      Татьяна, какое прекрасное чувство «вдохновение». Надеюсь, на его волне Вы посетите не одну выставку или посмотрите немало репродукций. Удачи!

  19. Оксана, спасибо, Вы, как всегда, прекрасны в своиём умении преподнести сложное просто и доступно.

    Для меня самым главным был данный абзац и ощущения от иллюстраций к тексту после этих строк:
    “Если другие стили эволюционировали, то с этим рьяно боролись вольнодумные художники. Те, кто хотел творить по велению сердца, а не так, как учат в академиях”

    Для меня это самый наглядный пример.

  20. Спасибо, Оксана! Рад, что нашел Ваш сайт) думаю, многие люди боятся и не знают как подступиться к живописи, испытывая с одной стороны какое – то благоговение , с другой стороны не получая настоящих эмоций. Но недавних пор поход в музей для меня стал настоящим праздником) вы даете классный фундамент и , самое ценное, понимание , что все искусство это очень живой и эмоциональный диалог со зрителем. Когда ушло излишнее преклонение перед прошлым и стал ясен контекст, все встало на свои места , и изучение визуального искусства стало для меня настоящей игрой) в Вене как нигде пригодились статьи с вашего сайта

    1. Оксана Копенкина

      Владислав, спасибо огромное за такой потрясающий отзыв. Вы очень точно описали эмоции и мысли начинающего любителя живописи. И главное так лестно, что я в том числе помогла Вам перейти на иной уровень переживаний по отношению к живописи. Мне очень приятно:)

  21. Спасибо, Оксана! У Вас получилось настоящее искусство! Всё – красиво, детализированно, познавательно, динамично, упорядоченно и со светом и воздухом

Добавить комментарий