«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном

 

Матисс танец

Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 2,5 на 4 м. Потому что художник создавал ее, как настенное панно для особняка русского коллекционера Сергея Щукина.

И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!

Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.

У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.

Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.

Матисс натюрморт с книгами и свечой
Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г. Частная коллекция. Artchive.ru.

«Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем.

Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.

К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.

Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.

Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.

Матисс танец фрагмент
Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.

Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.

А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.

Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.

Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.

Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.

Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.

Сравним Матисса и Рубенса

А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.

Рубенс сельский танец
Питер Пауль Рубенс. Сельский танец. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид

Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.

В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.

Сравним Матисса с самим Матиссом

Даже сам Матисс даёт нам возможность его замысел понять. Есть один вариант «Танца», хранящийся в Пушкинском музее в Москве. Там деталей чуть больше.

Матисс настурции панно танец
Анри Матисс. Настурции. Панно Танец. 1912 г. Пушкинский музей, Москва. Artchive.ru.

Помимо самого «Танца», мы видим горшок с цветами, кресло и плинтус.

Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.

Возвращаясь к самому «Танцу». В картине важна не только лаконичность, но и цвет.

Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.

Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.

В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.

Матисс танец 1
Анри Матисс. Танец (I). 1909 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Artchive.ru.

История создания «Танца»

Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.

Ссылка на бесплатный курс

Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.

Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.

Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…

Матисс музыка
Анри Матисс. Музыка. 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Щукин был не из робкого десятка, но на этот раз дал слабину и … отказался от полотен. Но потом опомнился, извинился. И панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.

Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.

* фовисты – художники, работающие в стиле «фовизм». Эмоции выражали на холсте с помощью цвета и формы. Яркие признаки: упрощённые формы, кричащие цвета, плоскостность изображения.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

24 комментария к “«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном”

  1. Аноним

    Как я понимаю, мужчины исполняют музыку и поют; женщины – танцуют. Женщины – демонстрируют страсть, мужчины – внемлют… Судя по всему картины должны были висеть напротив друг друга.

    1. Я вижу, что на картине изображены четыре женщины и один мужчина (его фигура крайняя слева).
      Кроме этого, руки мужчины и женщины, которая находится к нам спиной разомкнулись, и женщина практически упала, о чем свидетельствует положение её тела.

  2. Екатерина

    Благодарю Вас за интересную и понятную интерпретацию творчества Матисса, в частности картины “Танец”. Мне, честно говоря “по духу” ближе “Сельский танец” Рубенса, с его тщательным вниманием не только к самому процессу танца, но и к дополнительным деталям, как-то одежда танцовщиков, окружающий пейзаж… Я эстет, поэтому люблю красивые детали. Но благодаря Вашей статье я научилась лучше понимать и другого художника, разобраться, “в чем соль” его работы. Матисс же по-другому смотрит на танец. Для него имеет значение именно сам танец, а все остальное – не важно. Однозначно, разные выражения имеют право на жизнь.

  3. Арнаутов Роман Алексеевич

    На мой взгляд это не просто танец, это духовная практика состоящая из нескольких этапов, первый этап активный который подготавливает танцующих к более глубокому этапу, медитации.

  4. Екатерина

    Версия с духовной практикой – тоже интересная интерпретация картины!

    1. Оксана Копенкина

      Если Вам так не нравится искусство XX века, зачем Вы о нем читаете? И было бы здорово прочесть аргументы, в чем конкретно в картине Вы видите заговор против людей?

  5. Liudmila Shchetinina

    На картине(2?) , той что в Эрмитаже я вижу двух мужчин.
    Стояла перед полотном с открытым ртом в далёком 1974 году. Жаль что не была подготовлена к встрече с ней.

    1. Оксана Копенкина

      Людмила, спасибо, что поделились. Желаю Вам ещё встретиться с картиной!

  6. Меня всегда удивляло то, как люди описывают работы художников, пытаются найти в них какой-то сакральный смысл, эмоции, чувства, причем, никто не спрашивал, хотел ли сам автор выразить именно то, о чем говорят совершенно сторонние люди, именно ли это он имел ввиду своей картиной, додумывают за художника какие-то детали, потому что “как им кажется”, это именно так. Критики распишут картину со своей точки зрения, в художник, возможно, вообще не имел ввиду ничего из изложенного и у него была иная точка зрения, иной план, иное видение или вообще ничего он не имел ввиду, а просто изображал то, что пришло ему в голову, без какого-либо конкретного подтекста или смысла.

  7. Yulia Kriwanek

    Наверное, в этом и заключается великая сила искусства: каждый видит в нем “свое”, и произведение начинает жить своей жизнью, независимо от задумки творца, приобретая все новые смыслы. Оксана великолепно высказала мысль в описании картины “Купание красного коня”: Петров-Водкин и не думал предсказывать революцию, но оно вот так все равно получилось. И это гениально.

  8. Никто это не прочитает эти ненужные коменты, но какая же фигня этот ваш матис . Придумывай там разные интерпретации или не придумывай, лицемерие и фальш. Обычная ерундовая мазня. “Шедевр” блин . Выражаю полнейшее неуважение ко всем “специалистам” в этом бестолковом пустом направлении. Ребёнок 4 лет накалякав подобную ерунду тоже может быть интерпретирован как гений.
    Но имея хотя бы частицу мозга, очевидно какой низменный фарс.
    СпециЯлисты вы в зеркало на себя посмотрите для начале без одежды, на состояние своей физической оболочки ,а потом причащайтесь к “великому” если не стошнит ))).
    Накалякал человек лишь бы что, чтоб большую площадь занять, вот всего то делов.
    Вероятно он бы очень удивился тому что произошло в последствии, посмеялся бы над идиотами.

    1. Оксана Копенкина

      Вы отправляетесь в бан за хамство и оскорбления к мой адрес

  9. Игорь Пинквас

    Очень интересно. Много становится видимым. Спасибо что объясняете понятным языком. Читал с удовольствием. С уважением , Игорь.

Добавить комментарий